Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принят закон о производственных аптеках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Коды ОКВЭД-2 (оквэд 2023 года) – это коды Общероссийского Классификатора Видов Экономической Деятельности, предназначенные для классификации видов экономической деятельности. Кодами ОКВЭД 2 указывают виды деятельности компаний в заявлениях на регистрацию ООО, ИП и других правовых формах, при изменениях вида деятельности компании (добавление или удаление кодов ОКВЭД), при изменениях основного выбранного кода ОКВЭД, также данные коды прописываются в уставах ООО, ПАО, АО при регистрации фирм или внесения изменений.
Размещение сведений в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения
Пункт 6 Положения дополняется пп. «р», согласно которому лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующему лицензионному требованию: размещение лицензиатом в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения сведений о фармацевтической организации и о лицах, указанных в пп. «м» и «н» п. 6 Положения, в соответствии со ст. 91.1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в порядке и сроки, установленные Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.02.2022 № 140 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения», посредством информационной системы фармацевтической организации, или государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта РФ (в случае если государственная информационная система в сфере здравоохранения субъекта РФ обеспечивает выполнение функций информационной системы фармацевтической организации), или иной информационной системы, предназначенной для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности фармацевтической организации и предоставляемых ею услуг.
В подпунктах «м» и «н» п. 6 Положения установлены требования к лицензиатам для осуществления фармацевтической деятельности в части наличия образования у индивидуального предпринимателя и работников фармацевтической организации.
К сведению: Приказом Россельхознадзора от 10.08.2022 № 1198 «Об утверждении формы оценочного листа, содержащего список контрольных вопросов, ответы на которые должны свидетельствовать о соответствии соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям, предъявляемым при осуществлении фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения» утверждена форма оценочного листа, содержащего список контрольных вопросов, ответы на которые должны свидетельствовать о соответствии соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям, предъявляемым при осуществлении фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.
Приказ действует с 19 сентября 2022 года.
Код классификатора состоит из двух — шести цифровых знаков и его структура может быть представлена в следующем виде:
- XX — класс
- ХХ.Х — подкласс
- ХХ.ХХ — группа
- ХХ.ХХ.Х — подгруппа
- ХХ.ХХ.ХХ – вид
Как код ОКВЭД влияет на частоту налоговых проверок.
Актуальный ОКВЭД в ЕРГЮЛ или ЕГРИП поможет снизить частоту налоговых проверок. Налоговики проводят анализ финансово-хозяйственных показателей деятельности компании и сравнивают их с региональными и среднеотраслевыми значениями. Риск проверки повышается, если у компании слишком низкие показатели налоговой нагрузки. А низкая средняя зарплата может повлечь вызов на зарплатную комиссию.В помощь налогоплательщикам на официальном сайте ФНС реализован специальный сервис, который позволяет:
- Рассчитать налоговую нагрузку и среднюю зарплату,
- Сравнить полученные результаты с контрольными значениями,
- Оценить риск проведения налоговой проверки или вызова на зарплатную комиссию.
Как подобрать коды ОКВЭД 2022-2023
Определять код по классификатору нужно начиная с класса. Сначала выбираете самую широкую категорию, подходящую для вашего вида деятельности, затем двигаетесь от общего к частному. В ОКВЭД внутри разделов, классов, подклассов и групп часто приводятся разъяснения о том, какая именно деятельность включается в соответствующую категорию, а какая, наоборот, не включается. На основании этих пояснений и нужно устанавливать код.
А если даже после прочтения пояснений все равно остались вопросы из-за того, что подходят несколько кодов, значит, выберите один код для основного вида деятельности, который подходит большего всего, а другие коды можно указать в регистрационных документах в качестве кодов дополнительных видов деятельности.
Десятка проблем для классической аптеки
Когда разразилась пандемия, труднее всего пришлось небольшим аптечным учреждениям. «До половины закрывшихся аптек — это аптеки единичные, — комментирует Ярослав Шульга, руководитель консалтинговой компании Shulga Consulting Group. — Значителен и процент аптек, относящихся к небольшим сетям. Именно они оказались наиболее уязвимыми: рентабельность малых аптечных организаций не первый год балансирует на грани фола — 1-3%. Запас финансовой прочности тоже минимален». И тут произошел «двойной удар»: факторов риска было множество, но особенно ощутимыми для классической аптеки стали два тренда — отмена специальных налоговых режимов и стремительный рост онлайн–реализации лекарственных препаратов.
Директор по маркетингу аптечной сети «Аптека 24» Олег Гончаров провел очередное небольшое социологическое исследование, по итогам которого был составлен список из десяти главных проблем в работе малых и средних аптечных организаций. Часть тенденций можно назвать «хроническими», но в 2020–2021 годах они обострились.
На первом месте оказался… нет, не комплекс проблем взаимодействия с системой МДЛП, а острый дефицит фармацевтов и провизоров. Семь из десяти респондентов считают главной причиной трудностей именно его. Второе место достается высокой налоговой нагрузке. На третьем — снижение покупательской способности населения. В «проблемную десятку» вошли и потеря уважения к профессии провизора и фармацевта, и малые значения рентабельности, и сложности доступа к финансовым ресурсам — то есть, например, к кредитам и займам…
Получается, из десяти проблем (каждая из которых является достаточно серьезной) четыре прямо относятся к экономическому положению аптеки. А именно: изменившаяся за два последних года налоговая нагрузка, уменьшение семейных бюджетов (лекарственное возмещение — пока еще только в проекте), малые значения рентабельности, трудности с оформлением тех же кредитов или банковских гарантий.
Участники анкетирования (директора, заведующие и владельцы аптек) считают, что к закрытию большого числа аптек привели кардинальные перемены в режимах налогообложения. Невозможность снизить арендную плату также серьезно бьет по фармацевтическим учреждениям. Свою роль играет и резкое снижение потоков посетителей — причиной может быть не только развитие онлайна, но и сокращение доходов у многих наших сограждан.
Вернуть аптеку в здравоохранение
«Минувший 2021 год можно назвать началом новой волны в фармсекторе. Кого-то из участников этого бизнеса она уже захлестнула, кого-то это еще ждет, а кто-то поднимется на ее гребень. Из-за изменения налогообложения, пандемии и давления крупных интернет-ритейлеров меняется модель розничного фармацевтического рынка», — констатирует Дмитрий Любимов, генеральный директор ООО «Муромские Аптеки». По мнению нашего собеседника, начало закрытия аптечных организаций во многом обусловлено ростом налоговой нагрузки, и процесс еще только начинается. Положительная динамика 2021 года может оказаться временной.
Прогнозы на ближайшее будущее аптечного сегмента серьезно разнятся. Есть мнение, что трансформация фармсектора будет радикальной — и классические аптечные сети рискуют прекратить свое существование. Часть предположений умеренно пессимистична: динамика развития онлайна будет положительной, а вот нагрузка на фармацевтического специалиста и аптеку возрастет — и все сегодняшние проблемы станут еще острее.
Как предупредить подобные сценарии — ведь «факторами закрытия» для аптек оказались несколько различных тенденций одновременно?
Самое необходимое в данной ситуации — признать фармацию полноправной участницей системы здравоохранения, убеждена Мария Литвинова, исполнительный директор ААУ «СоюзФарма». До середины девяностых правовое положение аптеки было именно таким. На сегодня готовность рассмотреть вопрос о дополнительном коде ОКВЭД 2 «деятельность в области здравоохранения и предоставления социальных услуг» подтвердил Минздрав. Проект изменений готовит рабочая группа при Национальной Фармацевтической палате.
«Аптеке надо вновь стать учреждением здравоохранения. Не только де-факто, но и де-юре. Для чего? Для того, чтобы отпуском лекарств руководили не по принципам торговли, — с болью говорит Ирина Шишина. — Для того, чтобы оградить фармацевтическую отрасль — ведь речь идет о лекарстве и лечении! — от деятельности непрофессионалов». Экстренно важен и вопрос о налоговых льготах для аптечных организаций: многие регионы в сегодняшней экономической ситуации оказались дотационными и не располагают необходимыми резервами.
«Главная функция аптечной организации — функция социальная, — подчеркивает Екатерина Родионова. — Смысл фармацевтической помощи — не в торговле, а в здоровье населения (то есть каждого из нас). Человек приходит в аптеку не за утолением ежедневных потребностей, а за решением серьезных проблем, прямо относящихся к качеству жизни. И аптечный специалист — ни в коем случае не продавец!»
Для чего в свое время принимался стандарт Надлежащей аптечной практики? Продавцу он точно не нужен! Фармацевт или провизор, консультируя пациента и работая с лекарством, выполняет целый ряд задач, характерных для нескольких разных профессий. Такая многофункциональность помогает и обеспечить правильное хранение препаратов, и сохранить их доступность, и дать посетителю те рекомендации, которые помогут сберечь и укрепить здоровье. Поэтому аптечному специалисту необходим и широкий спектр знаний, и комплексный подход. А те сегодняшние проблемы, о которых шла речь выше, — во многом последствия того, что фармация де-юре оказалась в несвойственной ей роли.
Чтобы сохранить полноценную фармацевтическую помощь, важно разрешить это стратегическое противоречие. И хочется верить, что данная задача, запланированная на 2022 год, будет выполнена точно и вовремя.
Маркировка и контроль государства
Пандемия коронавируса не единственная причина непростой ситуации, которая наблюдается сегодня на российском фармацевтическом рынке. Проблем добавило требование обязательной маркировки всех выпускаемых лекарственных средств, которое вступило в силу с 1 июля 2020 года.
Изначально производители лекарств с позитивом восприняли появление системы мониторинга движения лекарственных препаратов (СМДЛП). Ожидалось, что она позволит контролировать движение препарата на каждом этапе, защитит покупателя от некачественной и контрафактной продукции и исключит многократные перепродажи товара. В итоге фарма может стать одним из самых «здоровых» и прозрачных сегментов российской экономики.
К сожалению, на первоначальном этапе реализации проекта появились проблемы. При регистрации движения товара в системе возникли технические сбои. Из-за этого аптеки не могли передать информацию в систему: она висела и выдавала ошибки. По этой причине в аптечных сетях образовался дефицит некоторых лекарственных препаратов, что в условиях второй волны пандемии коронавируса оказалось критично.
Ситуация стабилизировалась в ноябре 2020 года, когда было подписано постановление, упрощающее порядок работы с системой мониторинга движения лекарственных препаратов.
Однако, по мнению представителей отрасли, надежды на повышение прозрачности пока не оправдались: доступа к информации о движении товара у рынка пока нет.
Еще пример оперативного реагирования государства на возникшие трудности: в марте 2020 года в Россию разрешили ввозить несколько жизненно важных препаратов, которые не были у нас зарегистрированы. Государство взяло на себя контроль за ценами на лекарственные препараты и медицинские изделия, что в условиях чрезвычайной ситуации было оправданно.
Влияние санкций на ведение предпринимательской деятельности в новых экономических реалиях
Санкции являются чистейшим правовым документом. На данный момент территория Российской Федерации обладает двумя пакетами санкций. В сложившейся ситуации ни одна сфера деятельности не может считать себя в безопасности. Безусловно, существуют виды деятельности, на которые санкции оказали меньшее влияние, но тот удар, который мы имеем с 24 февраля, особенно сильно отразился на финансовом рынке, крупнейших банках и государственном долге.
Помимо финансового сектора Российской Федерации, значительный ущерб был нанесен и по российским бизнесменам. Были изменены нормативно-правовые акты, которые являются первичными основаниями введения санкций.
Ситуация по введению санкций коснулась не просто владельцев компаний, а топ-менеджеров. Сравнительно недавно под санкционные действия попали 10 топ-менеджеров правления банков ВТБ. Это говорит о том, что все больше и больше директоров подсанкционных компаний попадают в санкционный список.
A | Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
B | Добыча полезных ископаемых |
C | Обрабатывающие производства |
D | Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
E | Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
F | Строительство |
G | Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
H | Транспортировка и хранение |
I | Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
J | Деятельность в области информации и связи |
K | Деятельность финансовая и страховая |
L | Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
M | Деятельность профессиональная, научная и техническая |
N | Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
O | Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
P | Образование |
Q | Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
R | Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
S | Предоставление прочих видов услуг |
T | Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления |
U | Деятельность экстерриториальных организаций и органов |
Чтобы рассчитать индексы-дефляторы на 2022 год (на официальном сайте Минэкономразвития представлены базовые и консервативные значения), используйте формулу: отношение объема номинального ВВП и объема реального ВВП, умноженное на 100.
Дефляцию по ВВП рассчитывают следующим образом: стоимость корзины ВВП в текущих ценах / стоимость корзины ВВП в ценах базового года × 100 %.
В формуле при исчислении коэффициента используются данные обо всех товарах, работах и услугах, производимых в стране. Рассчитанное значение дефлятора отражает реальную динамику уровня цен в экономике. При исчислении принимается во внимание движение цен с учетом изменения производственной структуры страны, фактических объемов выпуска ТРУ в физическом выражении и других показателей, зафиксированных в отчетном периоде.
Согласно методическим рекомендациям правительства РФ, дефлятор ВВП исчисляют по формуле Пааше, которая отражает реальное количество реализованного товара в расчетном периоде.
Каковы прогнозные значения
В Минэкономразвития утвердили прогноз индексов-дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности (письмо № 17805-рм/д03и от 17.05.2022). Указанные значения еще скорректируют с учетом произошедших за последнее время экономических изменений.
При разработке бюджета и планировании закупочной деятельности на следующий год и плановые периоды воспользуйтесь уже имеющимися значениями коэффициента, рассчитанными специалистами министерства.
Представим индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2025 года в таблице.
Отрасли | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 |
---|---|---|---|---|
Добыча полезных ископаемых | 116,5 | 93,8 | 100,8 | 100,6 |
Добыча нефти и газа | 112,2 | 92,9 | 99,9 | 99,8 |
Обрабатывающие производства | 112,5 | 104,2 | 104,0 | 103,6 |
Промышленность | 112,9 | 102,1 | 103,4 | 103,1 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром | 105,0 | 107,5 | 105,5 | 105,0 |
Водоснабжение и водоотведение | 104,2 | 104,3 | 104,1 | 104,0 |
Строительство | 112,3 | 105,9 | 105,1 | 104,1 |
Сельское хозяйство | 109,3 | 105,0 | 104,1 | 104,0 |
Транспорт | 115,2 | 105,9 | 105,1 | 104,6 |
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) | 113,9 | 105,9 | 105,3 | 104,8 |
Оборот розничной торговли | 115,9 | 106,3 | 105,1 | 104,4 |
Платные услуги населению | 110,1 | 106,7 | 105,2 | 104,6 |
Здесь необходимо следовать принципу «от большего к меньшему». В первую очередь необходимо выбрать раздел/подраздел или несколько. Затем следует подобрать класс и подкласс, которые представлены в виде цифровых значений. От подкласса требуется перейти к выбору групп и подгрупп. В завершении выбрать вид деятельности. Это и есть код, который уже не делится ни на какие составляющие.
Минимальное число цифр в выбранном ОКВЭДе должно быть 4 и более. Это значит, что необязательно указывать код, состоящий из 6 цифр, можно просто остановиться на группе. Если вид деятельности предполагает получение лицензии или оформление специальных разрешений на его осуществление, то следует зарегистрировать вид из 6 цифр.
ИП или ООО не будет зарегистрировано, если не указано ни одного кода ОКВЭД. В соответствии с законодательством, можно выбрать неограниченное количество кодов, но один должен быть основным.
Однако следует помнить, что в связи с неограниченным количеством кодов ОКВЭД могут возникнуть проблемы с налоговой. Более 20 – 30 кодов выбирать не рекомендуется.
Если Вы планируете осуществлять деятельность с участием несовершеннолетних в следующих сферах:
- образовательная;
- воспитательная;
- развитие детей;
- соцзащита и соцобслуживание;
- детско-юношеский спорт;
- культура;
- искусство,