Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки уплаты, коэффициент, ставки водного налога в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 50-х годах на территории теперь уже бывшего Советского Союза были созданы первые садовые товарищества. Площадь земельного участка для пользования на одного человека составляла 6 соток. Территории были не облагороженными и малоплодородными.
Как рассчитать и как оплачивать водный налог в 2023 году? Декларация по водному налогу
Величина водного налога рассчитывается пользователем самостоятельно. Арифметика достаточно проста и в 2023 году выглядит следующим образом:
Количество использованной воды*налоговая ставка*коэффициент 2,66
Например, жители СНТ Нефтяник (Московская область) за квартал израсходовали 5000 м 3 воды из скважины общего пользования, в таком случае расчет налога за воду будет выглядеть следующим образом:
5 (поскольку ставка устанавливается за 1000 м 3 )*264руб.*2,66
Итого: 3511,2 руб.
Не забывайте, если вы превысили лимит водопользования, придется оплачивать повышенный тариф (пятикратный размер ставки).
Налоговая декларация по водному налогу подается по месту нахождения объекта. Форма данной декларации утверждена приказом Министерства Финансов РФ от 09.11.2015 г. № ММВ-7-3/497@.
Пример 1. Калькуляция ВН при заборе воды из подземных водных объектов (Невы) в пределах лимита
Организация, имеющая лицензию, осуществляет забор воды для нужд производства. Скважина находится в бассейне Невы. Измерительные средства для целей забора воды имеются. Допустим, лимит водопользования (за квартал) равен 32 тыс. руб., а организация за второй квартал произвела забор в пределах установленного лимита.
Исходя из приведенных данных, ВН к уплате калькулируют так: 32 000 * 348 руб. / 1000 куб. м. * 2,01 = 22 383,36 руб.
При расчете использованы показатели: 348 руб. (ставка при заборе воды из Невы), 2,01 (корректирующий множитель на 2023 г.), объем (32 тыс. руб.).
Получается, за 2 кварт. 2023 г. нужно заплатить ВН размером 22 383,36 руб. Бухгалтерия организации отображает соответствующие операции стандартными проводками: ДТ 20 КТ 68 (начисление ВН), а далее – ДТ 68 КТ 51 (перечисление ВН в бюджет).
Какую формулу нужно использовать
У водного налога есть формула расчета, которую нужно использовать, чтобы получить достоверные данные по его сбору. Выглядит она следующим образом:
- Налог = Налоговая база* Ставка* Поправочные коэффициенты.
Чтобы посчитать сумму, нужно знать список используемых коэффициентов. Он определяется законодательством и может быть следующим:
- 5-ти кратный. Используется в формуле для налогоплательщиков, которые превысили лимиты (за год или квартал).
- 10-кратный. Если вода забирается чтобы в дальнейшем её продавать.
- 1,1. Если юридические лица или ИП, не располагают своими средствами измерения.
Задача правительства – наполнять бюджет, и они нашли способ, как это сделать. Вся земля в стране принадлежит государству, хоть и находится в частной собственности. При этом почти все дачники используют для полива участка скважины, то есть используют земельные ресурсы.
Чтобы исправить ситуацию, был разработан законопроект, который обязывает платить за пользование грунтовыми водами через частные скважины. Поскольку точно высчитать потребляемое количество невозможно, было решено ввести единую сумму для уплаты. Для более точного учета владельцам предлагается устанавливать счетчики.
Для контроля количества скважин предложено внедрить систему лицензирования, такую же, как уже действует при бурении скважин для промышленного использования. Стоимость такой лицензии составляет не менее 7 500 рублей.
Уплачивать налог должны будут граждане, которые используют полив со скважин в коммерческих целях и потребляют больше 100 воды. Также облагаются налогом коллективные скважины для садов и огородных хозяйств. Исходя из этого, не должны платить налог люди, чьи колодцы и скважины меньше 20 метров и применяются для полива собственной усадьбы.
Как рассчитать и как оплачивать водный налог в 2021 году? Декларация по водному налогу
Величина водного налога рассчитывается пользователем самостоятельно. Арифметика достаточно проста и в 2021 году выглядит следующим образом:
Количество использованной воды*налоговая ставка*коэффициент 2,31
Например, жители СНТ Нефтяник (Московская область) за квартал израсходовали 5000 м3 воды из скважины общего пользования, в таком случае расчет налога за воду будет выглядеть следующим образом:
5 (поскольку ставка устанавливается за 1000 м3)*264руб.*2,31
Итого: 3049,2 руб.
Не забывайте, если вы превысили лимит водопользования, придется оплачивать повышенный тариф (пятикратный размер ставки).
Налоговая декларация по водному налогу подается по месту нахождения объекта. Форма данной декларации утверждена приказом Министерства Финансов РФ от 09.11.2015 г. № ММВ-7-3/497@.
Другой комментарий к Ст. 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации
ФНС России в письме от 22.07.2005 N 21-3-05/45@ указала, что по вопросу применения ставки водного налога в соответствии с пунктом 2 статьи 333.12 НК следует руководствоваться письмом ФНС России от 11.05.2005 N 21-3-05/32, в котором разъяснено, что при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования для водоснабжения населения увеличение в пятикратном размере налоговых ставок водного налога главой 25.2 НК не предусмотрено.
Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС Московского округа от 26.02.2008 N КА-А41/14638-07 и ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2007 N Ф08-1268/2007-536А.
Применение льготной ставки, указанной в пункте 3 статьи 333.12 НК, обусловлено целевым назначением забора воды, при этом не следует понимать, что под водоснабжением населения понимается водоснабжение исключительно жилищного фонда (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 27.11.2008 N Ф09-8843/08-С3).
В то же время, учитывая позицию Минфина России в письмах от 12.10.2007 N 03-06-03-02/14 и от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24, применение налогоплательщиком ставки водного налога, установленной пунктом 3 статьи 333.12 НК, в случае если в лицензии указано целевое назначение «добыча подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения», однако отсутствуют указания на объект водоснабжения «население» или «жилищный фонд», неправомерно.
Пункт 3 статьи 333.12 НК не содержит положений о невозможности применения льготной налоговой ставки, если водоснабжение населения не является основным видом деятельности налогоплательщика (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.08.2007 N А05-809/2007).
Минфин России в письме от 12.07.2006 N 03-07-03-04/29 и Управление ФНС России по Московской области в письме от 20.11.2006 N 19-50-И/1353 разъяснили, что глава 25.2 НК не предусматривает увеличения налоговых ставок при осуществлении водопользования без соответствующей лицензии.
ФАС Поволжского округа в Постановлении от 19.01.2006 N А55-9791/2005-51 также указывал, что, как закреплено в статье 333.12 НК, налоговая ставка установлена в соответствии с лимитами и нет дополнительного пятикратного увеличения размера платы при отсутствии лицензии.
В письме от 12.10.2007 N 03-06-03-02/14 указано, что пользование подземными водными объектами является объектом налогообложения по водному налогу, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод.
В письме Минфина России от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24 разъяснено (при отсутствии в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод указания на целевое использование забранной воды или при осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке (если получение таковой предусмотрено законодательством)): водный налог уплачивается по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 333.12 НК.
В то же время суды полагают, что отсутствие в лицензии на пользование недрами указания на водоснабжение населения или водоснабжение жилищного фонда не лишает налогоплательщика права на применение льготной ставки водного налога, предусмотренной пунктом 3 статьи 333.12 НК (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14.07.2008 N Ф08-3886/2008, ФАС Уральского округа от 30.05.2007 N Ф09-4095/07-С3).
По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.
-
При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
-
При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.
-
При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
-
При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.
Примеры отражения операций в бухгалтерском учете
Пример №1
ООО «Омега» ведет деятельность на ОСНО, связанную с забором воды из реки. Оно было создано до 2007 года и получило лицензию, актуальную до 2020 года. Для признания доходов и расходов компании используется метод начислений. За 3 квартал 2016 года в декларации были отражены обязательства по водному налогу в сумме 24 000 рублей. Организация уплатила эти средства в государственную казну 24 октября.
Бухгалтер «Омеги» должен сделать следующие проводки в учетной программе:
Д 20 – К 68 на сумму 24 тыс. руб. – начисление налога. Эта операция делается в последний день квартала – 30 сентября.
Д 68 – К 51 на сумму 24 тыс. руб. – перечисление денег в бюджет. Эта проводка делается 24-м октября на основании полученной из банка выписки.
Деньги, направленные на погашение водных обязательств, учитываются в составе прочих производственных расходов и уменьшают налог на прибыль. Их нужно отразить в декларации, сдаваемой по итогам девяти месяцев.
Пример №2
ИП Иванов Д.Д. занимается лесосплавом и работает по лицензии, полученной до 2007 года и актуальной ныне. Он трудится на ОСНО и использует кассовый метод для отражения расходов и доходов. По итогам 1 квартала 2017 года предприниматель рассчитал водный налог в размере 10 000 руб. и уплатил его в казну 12 апреля. Какие проводки ему необходимо сделать?
Начисление налога отражается операцией Д 23 – К 68 на сумму 10 тыс. руб. Проводка делается на дату фактической уплаты – на 12 апреля.
Перечисление денег отражается как: Д 68 – К 51 на сумму 10 тыс. руб. Проводка делается также 12-м апреля и подтверждается банковской выпиской.
Расходы, связанные с уплатой налога, будут учтены в третьем квартале, т.е. тогда, когда они были фактически понесены.
Коэффициенты, применяемые к ставкам
С 2015 года ко всем базовым ставкам (кроме относящихся к водоснабжению населения) применяется обязательный для всех плательщиков налога повышающий коэффициент, величина которого на каждый год из периода 2015–2025 установлена в определенном значении. Для 2020 года он равен 2,31.
Для ставок по водоснабжению населения коэффициенты не используются, но на период 2015–2025 годов предусмотрено планомерное ежегодное увеличение их конкретных рублевых значений. Для 2020 года действует ставка 162 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды(п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Эта ставка применяется во всех субъектах РФ.
С 2026 года для всех видов забора воды (включая водоснабжение населения) будет действовать единый подход в отношении ежегодной корректировки величины ставки. Применяемый к ней коэффициент станет расчетным, зависящим от изменения уровня потребительских цен.
Помимо вышеописанного коэффициента, может возникать необходимость в использовании еще нескольких коэффициентов, применяемых к ставке, когда:
- превышен лимит отбора воды из объекта — он равен 5 и относится к ставке, действующей в части объема превышения;
- отсутствуют средства для измерения объемов забираемой воды — он равен 1,1;
- добытая вода перепродается — он равен 10.
Применение трех последних коэффициентов не отменяет обязательного ежегодного коэффициента. То есть, определяя конечное значение ставки, все коэффициенты, в применении которых есть необходимость, придется перемножить.
Ответственность за налоговые нарушения
Ответственность за неуплату водного налога предусмотрена статьями 119 «Непредставление налоговой декларации» и 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» НК РФ.
За непредставление декларации в установленный срок грозит штраф в размере 5% от неуплаченной суммы налога за каждый полный и/или неполный месяц просрочки. При этом сумма штрафа не может быть менее 1 000 рублей и более 30%.
В случае грубого нарушения правил учета доходов и расходов объекта налогообложения в течение одного налогового периода будет взыскан штраф 2 000 рублей (при условии, что отсутствуют другие налоговые правонарушения). Если же неправильно учтены налоги более чем за один налоговый период, размер штрафа составит 30 000 рублей. В случае когда нарушения повлекли занижение налоговой базы, грозит штраф 20% от суммы неуплаченного налога (не менее 40 000 рублей).
Грубыми нарушениями считаются:
- отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, счетов-фактур, налогового учета;
- систематическое (более 1 раза в течение календарного года) неправильное или несвоевременное отражение денежных средств, операций, финансовых вложений, материальных ценностей, нематериальных активов на счетах бухучета, в отчетности хозяйственных операций и/или в регистрах налогового учета.
Новый налог на воду, а новый ли он?
Спекуляций на теме нового налога на воду в 2020 г. тьма тьмущая, причем «теоретики» уже объединили в одно «судопроизводство» и увеличение расходов госбюджета, и поправки в конституцию, и COVID-19. Согласно их теории, все это повлияло на то, что использование подземных вод теперь будет платным, ведь это недра.
Первое, что хочется разъяснить, так это то, что действительно, использование недр – услуга платная, но так было всегда и останется в 2021 году! На использование недр во все времена получалась соответствующая лицензия, которая четко определяла условия, сроки и объемы использования природных богатств, а подземные воды – это самые натуральные недра.
Однако, в законе «О недрах» давно существует Статья 19, которая гласит:
Правообладатели земельных участков имеют полное право использовать в собственных (не коммерческих) целях общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды (в объеме не более 100 м3/сутки), которые находятся в границах их наделов.
Эта статья никуда не делась и до сих пор «жива и здорова», а значит продолжаем пользоваться личными колодцами на своих участках бесплатно (при соблюдении лимита в 100 м3/сутки и при использовании в личных (некоммерческих) целях, конечно). Также смело черпаем воду для полива своих участков из ближайших водных объектов, поскольку сие действие не является объектом налогообложения.
Как правильно заполнить декларацию
Для всех налогоплательщиков действует такой порядок заполнения декларации по водному налогу в 2022 году:
- Оформлять в строгом соответствии с правилами — не выходить за края ячеек, заполнять темными чернилами, шариковой или перьевой ручкой (для бумажных бланков).
- Не исправлять ошибки корректирующими средствами.
- Не скреплять скобками, степлером или иным способом, который портит целостность бумаги.
- Не печатать бланк с двух сторон.
- Нумеровать страницы по порядку начиная с 001.
- Присваивать первичной декларации номер «0- -». Корректировкам присваиваются номера по порядку — «1- -», «2- -».
- Указывать фактические данные за отчетный период. Сведения подаются отдельно за каждый квартал.
Теперь рассмотрим инструкцию по заполнению налоговой декларации по водному налогу для каждого раздела:
Номер раздела | Название раздела | Порядок заполнения |
---|---|---|
— | Титульный лист |
Указываются все сведения о подотчетном лице — организации или индивидуальном предпринимателе. Вносятся ИНН и КПП, название или ФИО налогоплательщика, основной вид экономической деятельности (код ОКВЭД), контактные данные и ответственное лицо. Указываются реквизиты отчета: период и год, контролирующая инспекция, номер корректировки и кодировка по месту учета. |
— | Сведения о физическом лице, не являющемся ИП | Заполняется для подотчетных физических лиц, действующих в некоммерческих целях. |
1 | Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет | В этом блоке идентифицируется налог: указываются все взносы, КБК и ОКТМО для уплаты в бюджет. |
2 | Расчет налоговой базы и суммы | Здесь ведется расчет суммы налога. Блок дифференцируется на два подраздела по типу использования водных ресурсов. |
2.1 | Расчет налоговой базы и суммы при заборе воды из водного объекта | Исчисляется взнос в случае забора водных ресурсов. Указываются данные объекта: наименование скважины и номер лицензии, код водопользования (проверяется в порядке заполнения формы, приложение № 4), количество изъятой воды в тысячах кубометров, лимит по лицензии и сверхлимит. Производится расчет — лимит и превышенный объем умножаются на соответствующие ставки и на повышающий коэффициент. В последней ячейке указывается исчисленная сумма налога к уплате. Раздел 2.1 заполняется отдельно для каждого объекта и для каждой ставки. |
2.2 | Расчет налоговой базы и суммы при использовании водного объекта, за исключением забора воды | Данные формируются аналогично разделу 2.1. В этом блоке учитываются все остальные способы использования водных ресурсов, кроме забора. |
Сроки исчисления и уплаты водного налога
Отчет по водному налогу является ежеквартальным, и рассчитывают налог тоже поквартально, принимая в расчет данные, сформировавшиеся за последние 3 месяца. Исчисление суммы осуществляется непосредственно в налоговой декларации, которую представляют в ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В такие же сроки производят и уплату налога.
Если объект налогообложения отсутствует, то обязанность подавать декларацию в этом случае не наступает (письмо Минфина России от 23.06.2016 № 03-02-08/36474).
Узнайте, как рассчитывать и платить водный налог, из типовой ситуации от «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
О том, какой еще отчет формируется в связи с водопользованием, читайте в материале «Порядок и образец заполнения формы 2-ТП водхоз (нюансы)».
Порядок исчисления налога и представление декларации
Налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за квартал (устанавливается на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды). Примечательно, что форма журнала первичного учета использования воды нормативными документами не утверждена. Организации вправе утвердить ее самостоятельно либо применять форму ПОД-11, разработанную Минводхозом СССР от 30.11.1982 N 6/6-04-458.
В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды указанным способом объем забранной воды устанавливается исходя из норм водопотребления (ст. 333.10 НК РФ).
Сумма налога исчисляется по следующей формуле (ст. 333.13 НК РФ):
--------¬ ----------¬ ----------------------------------------------¬
¦ Сумма ¦ ¦Налоговая¦ ¦Налоговая ставка, умноженная на коэффициенты,¦
¦ налога¦ = ¦ база ¦ x ¦ установленные ст. 333.12 НК РФ ¦
L-------- L---------- L----------------------------------------------
Общая сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября, 20 января. В эти же сроки в налоговый орган представляется налоговая декларация .
Утверждена Приказом ФНС России от 09.11.2015 N ММВ-7-3/497@.
Фрагмент подраздела 2.1 «Расчет суммы налоговой базы и суммы водного налога при заборе воды из водного объекта» (лист 2)
Общий объем воды, забранной --T-T-T-T-T-T-T-¬ --T-T-¬
из водного объекта за налоговый 060 ¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦1¦0¦.¦0¦0¦0¦
период (тыс. куб. м) L-+-+-+-+-+-+-+-- L-+-+--
--T-T-T-T-T-T-T-¬ --T-T-¬
Объем воды, забранной из водного 070 ¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦.¦-¦-¦-¦
объекта в целях, не признаваемых L-+-+-+-+-+-+-+-- L-+-+--
объектом налогообложения
(тыс. куб. м)
--¬
Код цели забора воды 080 ¦2¦
L--
--T-T-T-T-T-T-T-¬ --T-T-¬
Лимит водопользования 090 ¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦6¦0¦.¦0¦0¦0¦
(тыс. куб. м) L-+-+-+-+-+-+-+-- L-+-+--
--T-T-T-T-T-T-T-¬ --T-T-¬
Объем воды, забранной из 100 ¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦1¦0¦.¦0¦0¦0¦
водного объекта, признаваемый L-+-+-+-+-+-+-+-- L-+-+--
объектом налогообложения
(тыс. куб. м)
в том числе:
--T-T-T-T-T-T-T-¬ --T-T-¬
в пределах установленного 101 ¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦1¦0¦.¦0¦0¦0¦
лимита L-+-+-+-+-+-+-+-- L-+-+--
--T-T-T-T-T-T-T-¬ --T-T-¬
сверх установленного лимита 102 ¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦.¦-¦-¦-¦
L-+-+-+-+-+-+-+-- L-+-+--
Налоговая ставка:
--T-T-¬ --T-¬
при заборе в пределах 110 ¦3¦8¦4¦.¦0¦0¦
установленного лимита L-+-+-- L-+--
--T-T-T-¬ --T-¬
при заборе сверх 120 ¦-¦-¦-¦-¦.¦-¦-¦
установленного лимита L-+-+-+-- L-+--
--¬ --T-¬
Коэффициент, установленный 130 ¦1¦.¦3¦2¦
пунктом 1.1 статьи 333.12 L-- L-+--
Налогового кодекса
Российской Федерации
--¬ --¬
Коэффициент, установленный 140 ¦-¦.¦-¦
пунктом 4 статьи 333.12 L-- L--
Налогового кодекса
Российской Федерации
--T-¬
Коэффициент, установленный 150 ¦1¦0¦
пунктом 5 статьи 333.12 L-+--
Налогового кодекса
Российской Федерации
--T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬
Сумма налога, подлежащая уплате 160 ¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦5¦0¦7¦0¦0¦
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--
Если же вода забирается сверх установленных лимитов (соответственно, дополнительно применяется коэффициент 5), при этом цель забора воды разная, возникает вопрос: как он применяется? По нашему мнению, если в деятельности предприятия случается перерасход воды (забор воды сверх установленных лимитов), организация должна вести подробный учет водопотребления не только в части добычи, но и в части использования воды. Пример того, как цель забора воды при сверхлимитном потреблении влияет на сумму водного налога, приведен ниже.
Если используете водный объект для забора воды, налоговая база соответствует объему забранной воды за квартал. Объем определите по данным измерительных приборов. Эти же показания отразите в журнале первичного учета использования воды. Форма журнала утверждена приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. № 205.
А как быть, если водоизмерительных приборов нет? Тогда объем воды определите исходя из фактического времени работы и производительности технических средств. Например, при заборе воды насосом налоговая база зависит от производительности насоса (объем забранной воды в единицу времени) и времени его работы. Также учтите высоту подъема воды (столб воды), ее характеристики, которые зависят от времени и глубины, а также состояние скважины.
Если и этим способом определить объем невозможно, используйте нормы водопотребления. Лимит указан в лицензии. Его устанавливают по каждому водному объекту и целям использования.
Такие правила содержит пункт 2 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.