Берегите себя: что нужно знать об охране труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Берегите себя: что нужно знать об охране труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Статьи 22 и 212 ТК содержат свод основных обязанностей работодателя в области охраны труда, которые являются базой для разработки коллективных договоров и соглашений, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов.

Организация охраны труда

Различают государственный, региональный, муниципальный и корпоративный (локальный) уровни управления охраной труда.

В соответствии со ст. 216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством непосредственно или по его поручению Минтруда и другими федеральными органами исполнительной власти.

Минтруда в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Имея в своем составе Департамент условий и охраны труда (Положение о нем утверждено приказом Минтруда РФ от 25 июля 2012 г. № 31), министерство, в частности, готовит предложения по разработке федеральных целевых и ведомственных программ по улучшению условий и охраны труда, осуществляет контроль за исполнением данных программ, разрабатывает и внедряет механизмы управления профессиональными рисками в системах управления охраной труда.

Эффективность регионального уровня управления охраной труда зависит от нормотворческой и правоприменительной активности органов власти субъектов РФ.

Положительный опыт накоплен в Москве. Здесь успешно используют в качестве главных составляющих организационной структуры, во-первых, функцию координации органов государственной власти, работодателей и общественности, а во-вторых, метод производственной демократии.

Статья 17 Закона г. Москвы от 12 марта 2008 г. № 11 «Об охране труда в городе Москве» (с изменениями от 24 июня 2015 г.) предусматривает различные формы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в данной области. Так, профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы могут создавать собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

Причем данный региональный закон, подчеркивая авторитетность общественных формирований, предусматривает иную концептуальную модель их участия в мероприятиях по обеспечению охраны труда. Ее суть в том, что соответствующие органы профессиональных союзов Москвы имеют право осуществлять выдачу работодателям представлений, содержащих обязательные к выполнению требования об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда. Напомним, что юридическая сила полномочий профсоюзных надзорных инстанций в соответствии с ТК невелика, поскольку ст. 370 предусматривает всего лишь обязательность рассмотрения требований общественных инспекторов труда.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10 ноября 2009 г. № 1212-ПП (с изменениями от 3 июля 2015 г.) утверждены положения о системе государственного управления охраной труда и о межведомственной комиссии по охране труда. Последняя является постоянно действующим самостоятельным органом. Ее основная задача — координация деятельности органов исполнительной власти Москвы, территориальных органов государственного надзора и контроля, социального страхования, объединений профсоюзов и работодателей по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.

Третий уровень управления охраной труда — самый молодой из рассматриваемых управленческих ступеней, поскольку введен только летом 2011 г. Примером может служить Муниципальная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2011–2016 гг., утвержденная постановлением главы МСУ Тоншаевского района Нижегородской области от 16 мая 2011 № 6. Примечательно, что в данной программе отсутствует финансовая составляющая охранительных мероприятий, которые в основном связаны с оказанием методической помощи работодателям и работникам, их информационным обеспечением, обучением персонала правилам охраны труда.

Четвертый уровень связан с локальным управлением охраной труда. Охрана труда — в основном сфера публичного, а не договорного права. Работодатели неохотно заключают локальные соглашения по охране труда и (или) коллективные договоры, содержащие полновесные разделы, посвященные своим обязательствам в данной области. Возможно, поэтому, не надеясь на эффективность социального партнерства, законодатель установил порой жесткие требования, связанные с безопасностью на производстве.

Читайте также:  Новое в расчете отпускных в 2022 году — примеры и формулы

Анализ законодательства позволяет говорить, что на данной ступени управления прописана острая необходимость выполнения двух базовых предписаний: во-первых, соблюдения работодателем правовых норм, носящих ярко выраженный императивный характер, а во-вторых, участия работников в осуществлении мероприятий, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда.

Управление охраной труда на производстве возложено на специализированную службу (ст. 217 ТК). Варианты создания службы зависят от количества работников. Если численность превышает 50 человек, то должно быть создано специализированное подразделение или в штатное расписание вводится должность специалиста по охране труда. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы работодатель или выполняет сам, или поручает соответствующие обязанности другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор о возмездном оказании услуг.

Состав службы охраны труда определяется работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду. Минтруд РФ постановлением от 8 февраля 2000 г. № 14 утвердил соответствующие Рекомендации, в соответствии с которыми структура службы и численность ее специалистов определяются в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов.

В соответствии с национальным стандартом безопасности труда участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации (п. 4.2.1). Статья 218 ТК предусматривает возможность создания комитетов (комиссий) по охране труда. Типовое положение об этом паритетном органе утверждено приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 мая 2006 г. № 413. Комитет (комиссия) является составной частью системы локального управления охраной труда, а также одной из форм участия работников в управлении организацией. Его работа строится на принципах социального партнерства. Поэтому при разработке локальных положений о комитете (комиссии) следует иметь в виду, что данный орган создается на паритетной основе из представителей работодателя, профсоюзов и иных представителей работников. Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не предусмотрено в коллективном договоре.

Ответственность за нарушение охраны труда

Охрана труда имеет значение не только для работников и работодателей, но и для государства. Сейчас все чаще уделяют внимание профилактике заболеваний и травматизма, нежели расследованию таких случаев. Чтобы заставить работодателей соблюдать нормы и требования, уделять внимание защите работников, законодатели изменили КоАП РФ. Появилась ст. 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».

За халатное отношение к вопросам охраны труда в организации предусмотрено и уголовное преследование. Так, если работники погибнут или станут инвалидами, работодателя привлекут к ответственности по ст. 143, 216 или 217 УК РФ. Стоит отметить, что степень виновности каждого руководителя и специалиста по ОТ определят в ходе расследования.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;

Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

Рабочее место — место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

Производственная деятельность — совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных услуг.

Аварийная ситуация — ситуация, которая может привести к поломке деталей и травмированию работающего (ГОСТ 12.2.009-99).

Читайте также:  Государственная социальная помощь малоимущим в 2023 в Свердловской области

Безопасное расстояние — наименьшее расстояние между человеком и источником опасного и вредного производственного фактора, при котором человек находится вне опасной зоны (ГОСТ 12.0.002.80)

Безопасность — состояние, при котором риск для здоровья и безопасности персонала находится на приемлемом уровне (ГОСТ Р 12.0.006-2002)

Безопасность производственного оборудования— свойства производственного оборудования соответствовать требованиям безопасности труда при монтаже (демонтаже) и эксплуатации в условиях, установленных нормативно-технической документацией (ГОСТ 12.0.002.80).

Безопасные условия труда — состояние условий труда, при котором воздействие на работающего вредных и(или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Организация охраны труда с нуля

Разработать систему охраны труда в организации может только опытный специалист, который не один год работает по профессии. Если доверить это дело новичку, не исключены ошибки, которые могут стоить человеческих жизней.

На какие основные законы опираться при разработке системы:

  • Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  • Постановление Минтруда России от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы ОТ».
  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О СОУТ».
  • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Определение понятия «охрана труда»

Основные понятия охраны труда законодательно определены в ст. 209 ТК РФ. Так, собственно охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Она включает в себя комплекс правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий. Соответствующий раздел ТК РФ подробно рассматривает основные права работников (на безопасный труд, отдых), гарантии возмещения вреда, возникшего при выполнении своих должностных обязанностей, и др.

Охрана труда 2017 – 2018: новые правила

В законодательство по охране труда в 2017 году внесли поправки. Одно из главных изменений в правила по охране труда – 2017 – это введение оценки профессиональной квалификации в форме профессионального экзамена, который проводят специализированные центры. Соответствие квалификации профстандарту может быть по инициативе как физлица, так и работодателя.

Другое новшество – новые ГОСТы по охране труда с 2017 года. Дополнительные требования к физическим факторам на рабочих местах установлены новым СанПиН 2.2.4.3359-16. В документе перечислены нормативы по освещенности, вибрации, электромагнитным полям, микроклимату, шуму, излучению, ультра- и инфразвуку. Выявить несоответствие нормативам и наличие вредных факторов можно в процессе проведения спеоценки условий труда.

Охрана труда. Основные понятия

Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Фе­дерации:

Охрана труда — система сохранения жизни и здо­ровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономичес­кие, организационно-технические, санитарно-гигиени­ческие, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда — совокупность факторов производ­ственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор — производ­ственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор — производ­ственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место — место, где работник должен нахо­диться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защи­ты работников — технические средства, используе­мые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производствен­ных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия организации работ по охране труда — документ, удостоверяющий соответ­ствие проводимых работодателем работ по охране тру­да государственным нормативным требованиям охра­ны труда.

Что из перечисленного относится к основным задачам и функциям, возлагаемым на службу охраны труда в организации?

  • Обеспечение беспрепятственного доступа должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в организацию в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • Контроль за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, отраслевых (межотраслевых) соглашений, других локальных нормативных актов работодателя по вопросам охраны труда
  • Организация и контроль за соблюдением требований и правил внутреннего трудового распорядка
  • Установление доплаты работникам при совмещении профессий (должностей)
Читайте также:  Штраф за разворот в неположенном месте в 2021 сколько

Какие признаки теплового (солнечного) удара указаны верно?

  • Озноб, появление гусиной кожи, синюшность конечностей, бледность, мышечная слабость, вялость, апатия, сонливость, тошнота и рвота, головокружение, снижение частоты дыхания и сердцебиения
  • Озноб, раздражительность и нервозность, покраснение кожи, глаз, снижение температуры, возможно появление пятен различного оттенка, головная боль, медлительность, тошнота и рвота
  • Повышенная температура тела, влажная бледная кожа, головная боль, тошнота и рвота, головокружение, слабость, потеря сознания, судороги, учащенное сердцебиение и дыхание
  • Повышение температуры, тошнота и рвота, боли в желудке, озноб, общее недомогание и слабость, снижение частоты дыхания и сердцебиения

Статья 4. Временная приостановка действия нормативных правовых актов по охране труда

  1. Работодатель обязан уведомить о невозможности полного устранения и ликвидации опасных и вредных для здоровья условий труда соответствующий республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора.
  2. Работодатель может обратиться в указанный орган с ходатайством об установлении необходимого срока для выполнения мероприятий по приведению условий труда на конкретном производстве или рабочем месте к нормативным требованиям.
  3. республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора рассматривает ходатайство работодателя, проводит в случае необходимости экспертизу запланированных мероприятий, определяет их достаточность и при наличии оснований может, в исключительных случаях, принять решение об установке другого срока применения требований нормативных правовых актов по охране труда.

Статья 12. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

  1. Для реализации права работников на охрану труда государство осуществляет государственное управление в области охраны труда, контроль (надзор) за соблюдением законодательства об охране труда и устанавливает ответственность за нарушение законодательства об охране труда.
  2. Гарантии права работников на охрану труда определяются Конституцией Донецкой Народной Республики, трудовым законодательством Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
  3. Гарантии права работников, работающих по гражданско-правовым договорам, на охрану труда определяются в этих договорах и не могут противоречить законодательству Донецкой Народной Республики в сфере охраны труда.
  4. Гарантии права на охрану труда иных категорий работников определяются в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в сфере охраны труда.
  5. Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, при этом:

Основные понятия ТК РФ в области охраны труда

Основные понятия, предмет и объекты охраны труда прописаны в статье 209 Трудового кодекса. Согласно этой статье, под понятием охрана труда ТК РФ подразумевает системные меры, направленные на сохранение жизни, физического и психологического здоровья работников во время выполнения служебных обязанностей. В комплекс мер по ОТ входят как санитарно-гигиенические, организационные и технические, так и правовые, социально-экономические, лечебные, профилактические и другие мероприятия.

Объектом охраны труда выступают условия труда — совокупность всех факторов производственной среды, влияющих либо способных оказывать влияние на безопасность жизни и здоровья работника.

С точки зрения опасности для трудящихся, производственные факторы могут быть:

  • Безопасными (не предоставляющими опасности для жизни или здоровья людей и не требующими применения особых мер по ОТ);
  • Опасными (обладающими тем или иным уровнем травмоопасности);
  • Вредными (негативно влияющими на здоровье и способными вызвать то или иное заболевание).

В случае невозможности исключить воздействие на работников вредных либо опасных факторов, на предприятии должны использоваться индивидуальные и/или коллективные средства защиты. Эти средства позволяют снизить влияние опасных/вредных факторов до допустимой нормы.

Все требования, правила и нормы охраны труда, прописанные в ТК РФ — это стандарты безопасности, нацеленные на сохранение жизни и здоровья работников. Также эти стандарты признаны регламентировать социальные, экономические и лечебно-профилактические меры, направленные на обеспечение надлежащих условий труда.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *