Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как с 11.02.2023 заполнять платежные поручения по налогам и взносам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2023 году в России проведут государственную кадастровую оценку сооружений, объектов незавершенного строительства, зданий и помещений. С этого момента переоценка будет проводиться во всех регионах раз в четыре года, а в городах федерального значения — раз в два года. Данные изменения направлены на то, чтобы сделать практику переоценки единой для всей России, а сведения о кадастровой стоимости актуальными среди всех регионов страны.
Возможно, льготироваться будет меньше прибыли
Особенно существенные изменения для участников СЭЗ принес Федеральный закон № 297-ФЗ. В основном они коснутся только тех участников, кто вынужденно прекратит свое участие в СЭЗ досрочно. Но некоторые важные моменты придется учитывать всем участникам СЭЗ.
В настоящее время пониженные ставки налога на прибыль применяются к прибыли от всей деятельности, осуществляемой в соответствии с договором о деятельности в СЭЗ.
Однако теперь будет учитываться, что в силу ст. 13 Федерального закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный закон № 377-ФЗ) участник СЭЗ обязан иметь инвестиционную декларацию.
Поэтому с 01.01.2019 (эта дата следует из п. 2 ст. 2 Федерального закона № 297-ФЗ, который предусматривает, что все изменения, указанные в данном законе, вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, а для налога на прибыль это 2019 год) пониженные ставки будут применяться только в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта (эта дата следует из п. 2 ст. 2 Федерального закона № 297-ФЗ, который предусматривает, что все изменения, указанные в данном законе, вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, а для налога на прибыль это 2019 год) на территории СЭЗ. Если этих проектов у участника СЭЗ несколько, он должен будет вести раздельный учет осуществляемых операций (доходов и расходов) по каждому из реализуемых проектов на территории СЭЗ, а также по иной хозяйственной деятельности.
В части платежей в федеральный бюджет нулевая ставка будет применяться, как и прежде, в течение 10 последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была впервые получена прибыль от реализации инвестиционного проекта.
Получается, что этот 10-летний период должен учитываться отдельно по каждому инвестиционному проекту и по каждому из них будет начинаться и заканчиваться отдельно.
А вот в отношении платежей в региональные бюджеты специально указывается, что пониженная ставка, установленная законами Республики Крым и Севастополя, применяется в период действия договора о деятельности в СЭЗ. Но в отношении прибыли, полученной от реализации конкретного инвестиционного проекта.
Безусловно, власти Республики Крым и Севастополя внесут соответствующие изменения в свои законы. Возможно, они при этом также воспользуются новой возможностью, которую им предоставил Федеральный закон № 297-ФЗ: дифференцировать пониженные ставки в зависимости от вида деятельности в СЭЗ.
Если нужно перечислить платеж, не входящий в ЕНП
Предположим, что вам нужно перечислить платеж, который не входит в состав ЕНП, но которые администрирует ИФНС (например, НДФЛ с выплат иностранцам с патентом). Тогда обращайте внимание на заполнение этих полей.
Поле | Что вносим в платежку |
Поле 104 | КБК для перечисления платежа из 20 знаков. В нашем примере – 182 1 01 02040 01 1000 110 |
КПП плательщика | Значение КПП плательщика, за кого платим. |
Поле 105 | Код ОКТМО из 8 цифр. |
Поля «106» – «109» | «0» (ноль). Если отразить иное значение, налоговики сами установят принадлежность к платежу. |
«ИНН» и «КПП» получателя | ИНН и КПП администратора доходов бюджета, который администрирует платежи по БК РФ. |
поле «Получатель» | Сокращенное наименование органа Казначейства, которому открыт счет, и в скобках – сокращенное наименование администратора доходов бюджета, который администрирует платеж по БК РФ |
«Назначение платежа» | Дополнительные данные для идентификации назначения платежа |
поле «101» | «01» или «13» |
Плательщиками имущественных налогов являются только собственники объектов. Расчет происходит за отчетный период, в этом году – за 2021, при этом налоговый орган имеет право начислить налог и за два предыдущих периода (2017 и 2021 гг.) в случае, если он не начислялся ранее по каким-либо причинам.
«До 2021 год расчет налога на земельные участки производился исходя из его нормативной стоимости. В следующем году этот вид налога будет рассчитываться на основе кадастровой стоимости. Кроме того, в 2021 году собственники домов и квартир также получат уведомление на этот вид недвижимости. Транспортный налог будет зависеть от мощности мотора и вида транспорта», – пояснил Грудницкий.
Расчет налогов производится по истечению налогового периода. Если объект был приобретен в 2021 году, то налог за него придет в 2021 году. Кроме того, нет необходимости лично уведомлять налоговые органы о приобретении или утрате прав собственности на имущество, они поступают и обновляются автоматически.
Правила уплаты налога при продаже квартиры
Налоговый кодекс РФ обязывает граждан платить налог с дохода от любого проданного объекта недвижимости. Если недвижимость продана дороже ее первоначальной цены, то в казну платится 13% от разницы цены покупки и продажи.
Уклонение от уплаты наказывается штрафом — 5-30% от суммы налога.
На уплату налога влияет, сколько времени собственник владеет недвижимостью. В Налоговом кодексе для этого есть определение — минимальный срок владения недвижимостью.
Уплата налога с продажи квартиры касается и граждан пенсионного возраста. Льгот для них не предусмотрено.
Что такое минимальный срок владения
Это период, по завершении которого можно продать недвижимость без уплаты НДФЛ.
Если с момента получения недвижимости в собственность этот срок прошел, не нужно подавать декларацию и платить НДФЛ. Даже в случае большого заработка на продаже, владелец ничего не должен государству.
Последние изменения
В 2021 году для некоторых видов сделок срок, после которого можно продать недвижимость без налога, сократился до трех лет.
Это правило будет применено, если квартира:
- получена по купле-продаже до 01 января 2016 года.
- получена по безвозмездной сделке (в дар от близкого родственника, унаследована, приватизирована).
- в собственности нет другого жилого помещения. Если недвижимость купили в течение трех месяцев до продажи, ее учитывать не будут.
Если квартиру получили по программе реновации, срок будет отсчитываться со времени владения предыдущей квартирой.
Патентная система налогообложения
В соответствии со ст. 346.50 НК РФ общая налоговая ставка для предпринимателей, перешедших на работу на патенте, установлена равной 6%. Только для ИП, зарегистрированных в Республике Крым и г. Севастополе, она в течение продолжительного периода может быть меньшего размера по решению властей данных регионов.
Так, на 2015 — 2016 гг. она вообще могла быть снижена до 0%. Законодатели Крыма и Севастополя решили, что совсем отказываться от такого источника пополнения бюджета нельзя, и определили на эти два года ставку равной 1%.
Понятно, что такой суперльготный режим мог быть только временным, теперь он заканчивается и предприниматели Крыма и Севастополя не смогут не ощутить резкого повышения своих расходов на уплату налога. Но оно было неизбежно. И, надо сказать, местные законодатели в рамках возможностей, которые им предоставлены, вновь идут навстречу предпринимателям. Согласно п. 2 ст. 346.50 НК РФ в отношении периодов 2017 — 2021 гг. ставка налога на ПСНО может быть снижена до 4%. Именно этот уровень выбран законодателями и отражен в Законе Республики Крым от 05.10.2016 N 278-ЗРК/2016 и в аналогичном Законе Севастополя, реквизиты которого на дату выхода журнала были неизвестны.
Обратите внимание! В соответствии с п. 2 ст. 346.50 НК РФ налоговая ставка на ПСНО, установленная законами Крыма и Севастополя на 2017 г., не может быть повышена ими вплоть до 2021 г., то есть в течение всего этого периода она будет равна 4%.
Указанным Законом Севастополя внесены и другие дополнения и изменения в Закон г. Севастополя от 14.08.2014 N 57-ЗС «О патентной системе налогообложения на территории города федерального значения Севастополя».
Так, в нем теперь учтено, что согласно ст. 346.47 НК РФ объектом налогообложения в случае применения ПСНО является потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта РФ. Минимальная величина потенциального годового дохода не ограничивается, в отличие от максимальной .
Какие льготы в Крыму на 2022 год существуют для урегулирования задолженности
С 9 марта 2022 по 31 декабря 2023 года пеня начисляется с 31 дня просрочки по налоговым платежам по 1/300 (что в 2 раза ниже прежних 1/150) учетной ставки ЦБ РФ.
С 01 апреля по 01 октября 2022 года введен мораторий на обращение кредиторов в арбитражный суд с иском о банкротстве должника. Это относится, как к должникам юридическим лицам, так и к обычным гражданам, а также ИП.
Среди других мер:
- упрощенный порядок списания штрафов и пеней с подрядчиков, которые нарушили обязательства по госконтракту из-за санкций (при письменном обосновании);
- применение процедуры реструктуризации задолженностей (рассрочки, отсрочки, мировые соглашения) вместо инициации банкротства налоговыми органами.
Применяемые меры будут определяться платежеспособностью должника, риском для его деятельности. Все решения вырабатываются, совместно с профессиональными объединениями и кредиторами в целях максимально возможного сохранения бизнеса.
Кредитные льготы для бизнеса в 2022 году
В качестве финансовых мер поддержки предпринимательства в Республике Крым было выбрано 2 направления:
- кредитные каникулы;
- льготное кредитование.
Если предприниматель подписал кредитный договор до 1.03.2022, он может воспользоваться каникулами на кредиты, включая ипотечные займы.
Среди отраслей, для которых действует эта мера:
- сельхоз сфера;
- наука, просвещение, здравоохранение, спорт, культура;
- общепит и гостиничный бизнес;
- IT;
- сфера услуг для населения;
- обрабатывающие производства.
В качестве льготного кредитования для МСП было разработано несколько программ, ставки по которым не будут изменяться, вместе с ключевой ставкой ЦБ РФ:
- «антикризисная», по ставке 8,5% годовых;
- «инвестиционная», предполагающая целевое кредитование инвестиций по ставкам 13,5% для среднего и 15% для малого и микробизнеса;
- «оборотная» – по таким же ставкам, как и «инвестиционная».
Также для субъектов МСП, выпускающих инновационную продукцию, предусмотрены займы до 500 млн. руб. по льготной ставке 3% годовых.
Как перейти на ОСНО с ПСН и УСН в 2023 году?
С УСН | С ПСН | |
Не позднее 15 января 2023 года | Не позднее 15 апреля 2023 года | |
Организация уведомляет ИФНС о переходе. | Компания обязана отправить в налоговую сообщение об утрате права на применение УСН, если не успела подать уведомление в первый срок – в январе. | ИП на патенте автоматически перейдет на ОСНО после окончания срока действия патента. |
Форма уведомления № 26.2-3 (приказ ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829 @, ред. 23.09.2022) |
Форма сообщения № 26.2-2 (приказ ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829 @, ред. 23.09.2022) |
|
Способы подачи уведомления (сообщения): | ||
|
Порядок расчета налога
Сумма налога рассчитывается от кадастровой стоимости, установленной на 1 января текущего налогового периода пропорционально периоду владения.
При исчислении налога исходя из кадастровой стоимости предусмотрены налоговые вычеты (уменьшение кадастровой стоимости) на величину кадастровой стоимости:
- 10 кв.м. в отношении комнаты,
- 20 кв.м. в отношении квартиры,
- 50 кв. м. в отношении жилого дома.
- 1 миллион рублей — в отношении единого недвижимого комплекса с жилым домом.
Законодательством предусмотрено, что если вычет больше, чем площадь квартиры/дома/комнаты, то налоговая база принимается равной нулю.
Например, площадь квартиры составляет 56 кв. м, налоговый вычет по квартире — 20 кв. м, с учетом налогового вычета облагаться налогом будет только 36 кв. м. По комнате 15 кв. м — облагаться налогом будет только 5 кв. м. (15 кв.м — 10 кв.м).
Поправочные коэффициенты
В связи с тем, что сумма налога, рассчитанная от кадастровой стоимости, как правило, значительно выше рассчитываемой от инвентаризационной стоимости, установлены поправочные коэффициенты, применяемые при расчете суммы налога:
- 0,2 – при расчете налога за 2020 г.;
- 0,4 — при расчете налога за 2021 г.;
- 0,6 — при расчете налога за 2022 г.;
Начиная с 2023 года поправочный коэффициент не применяется.
При этом сумма налога рассчитывается по формуле:
Н = (Н1 — Н2) x К + Н2, где
- Н — сумма налога, подлежащая уплате;
- Н1 — сумма налога, исчисленная от кадастровой стоимости без учета поправочного коэффициента;
- Н2 — сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения;
- К – поправочный коэффициент.
Российские власти тоже решили не отставать от мировых тенденций. В 2017 году был опубликован закон №214-ФЗ, согласно которому «С 1 мая 2018 года по 31 декабря 2024 года в Республике Алтай, Краснодарском и Ставропольском краях проводится эксперимент по развитию курортной инфраструктуры посредством введения платы за пользование курортной инфраструктурой (курортный сбор)».
Судя по тому, что курортные сборы до сих пор существуют в нескольких регионах России, эксперимент оказался успешным. В 2022 году избранные субъекты приняли решение не только продолжить практику дополнительной платы за отдых, но и повысили курортный сбор.
По словам губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, с его помощью местные власти планируют подготовить черноморские курорты к туристическому сезону, ведь по его мнению без дополнительных статей в бюджете это невозможно сделать на высоком уровне.
Кто должен платить курортный сбор
Введение дополнительного платежа на курортах коснулось не всех. Список тех, кому не придется платить сбор в 2023 году:
- инвалиды I и II групп;
- сопровождающие инвалидов I группы и детей-инвалидов;
- студенты-очники до 24 лет;
- работающие на курорте по трудовому договору;
- владельцы жилья;
- граждане, приехавшие на лечение или реабилитацию.
Дополнительно список льготников может быть увеличен на местном уровне. Командировочным, кстати, заплатить курортный сбор все же придется.
Ответственность за платежи возложили на владельцев гостиниц, на все организации и ИП, кто занимается гостиничным бизнесом. Они обязаны взимать сбор и выдавать постояльцу отдельную квитанцию.
В каждом субъекте, где действует эксперимент, сумму сбора определяет власть региона. На начало 2023 года только в Санкт-Петербурге не объявили точную сумму сбора. Известно, что она не может быть больше 100 рублей в сутки. Для остальных регионов ставка, как и в прошлом году, составит:
- Ставрополье —
50100 рублей (с 2023 года); - в Краснодарском крае — 30 рублей везде, кроме Сочи;
- город Сочи — 50 рублей;
- Алтайский край (город-курорт Белокуриха) — 50 рублей в сутки.
Особенности налогообложения в Крыму и Севастополе
Налог на прибыль в условиях крымской экономической зоны – наиболее приятный и выгодный, потому что участники СЭЗ уплачивают налоги на прибыль организаций по пониженным ставкам. Это в том случае, когда дело касается налога в региональный бюджет. А от уплаты налогов в федеральный бюджет резиденты полностью освобождаются – в течение 10 лет от даты получения первой прибыли. Налоговые ставки определяют высшие исполнительные органы Крыма и Севастополя, однако их размеры не будут выше установленного максимума. Например, первые 3 года участник уплачивает 2%-ный налог на прибыль в местный бюджет, в период с 4 до 8 лет осуществления деятельности – 6%, начиная с 9 года работы – 13, 5%.
Не менее комфортно и то, что участники свободной экономической зоны освобождаются и от налогообложения в отношении находящегося на балансе организаций имущества. Важный момент заключается в том, что не облагаемое налогом имущество должно приобретаться или создаваться с целью осуществления определенной деятельности на территории СЭЗ. Находиться имущество должно также на территории зоны. Освобождаются участники на 10 лет, отсчет которых начинается с последующего месяца после постановки имущества на учет.
Законодательная база по Специальной Экономической Зоне в Крыму
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 № 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 № 378-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
- Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 09.02.2015 №25 «Об утверждении примерной формы договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне».
- Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 09.02.2015 № 26 «Об утверждении формы инвестиционной декларации».
- Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 09.02.2015 № 27 «Об утверждении формы свидетельства о включении юридического лица, индивидуального предпринимателя в единый реестр участников свободной экономической зоны».
- Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 09.02.2015 № 28 «Об утверждении Порядка работы экспертных советов по вопросам свободной экономической зоны».
- Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 11.03.2015 № 53 «Об утверждении персонального состава экспертного совета по вопросам свободной экономической зоны на территории Республики Крым».
- Закон Республики Крым от 29.12.2014 №61-ЗРК/2014 «Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым».
- Закон Республики Крым от 19.11.2014 № 7-ЗРК/2014 «О налоге на имущество организаций».
- Закон Республики Крым от 29.12.2014 №60-ЗРК/2014 «Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Республики Крым».
- Закон Республики Крым от 29.12.2014 №59-ЗРК/2014 «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения на территории Республики Крым».
- Распоряжение Совета министров Республики Крым «О вопросах организации функционирования свободной экономической зоны на территории Республики Крым» от 31.12.2014 №1639-р.
Курортный сбор в Крыму
Курортный сбор в Крыму установлен законом №435-ЗРК/2017 «О введении курортного сбора» от 30.11.2017. В соответствии с этим нормативным документом, курортный сбор подлежит уплате в следующих городах: Алушта, Евпатория, Саки, Судак, Феодосия, Ялта, а также в Черноморском районе. В остальных городах курортный сбор не уплачивается.
Оплачивается курортный сбор только в период с 1 мая по 30 сентября и на 2023 год его размер равен 10 рублям за одного человека в сутки.
Уплатить сбор в бюджет необходимо до 10 числа месяца, следующего за отчетным. Если удержать сбор с отдыхающего не представляется возможным, то об этом необходимо сообщить в течение 30 дней.
Освобождены от уплаты сбора лица, имеющие место проживания в Крыму, а также граждане, которые были направлены на лечение в Крым по социальному или медстрахованию.
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).