Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие водного фонда, понятие и виды водных объектов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с 1 статьей ВК РФ, под водным фондом понимается совокупность водных объектов в пределах территории страны. Стоит отметить, что земли, которые включаются в водный фонд, предназначены для восстановительных и охранных нужд. Существует несколько видов земель, которые входят в такой фонд: покрытые водой объекты и те, что граничат с водными объектами.
Перевод в другую категорию
Таким землям с целью их эффективной защиты дается особый правовой статус. В соответствии с таким статусом, большая часть территорий фонда находится в собственности муниципалитета либо государства. И лишь небольшое количество из них является собственностью частных лиц.
Закон предусматривает возможность отчуждения тех или иных площадей водного фонда в пользу государства. Отчуждается как он сам, так и земля, которая к нему прилегает.
Причиной подобного отчуждения и перевода могут стать государственные интересы. Владельца предупреждают о том, что его собственность станет объектом такого фонда. Допускается аренда территорий данной категории, если она не наносит вред ресурсам и экологическому состоянию земельного участка. Для этого потребуются договоры аренды земельных участков водного фонда.
Водные объекты на землях других категорий
Водные объекты могут находиться на землях и других категорий, не находящихся в рамках земель водного фонда. В этом случае, такие объекты подчиняются нормам ВК РФ (например, в отношении охраны водных объектов от загрязнения), а также нормам ЗК РФ и другого законодательства, регулирующего нормы указанной категории земель. Например, в составе рекреационных зон на территории населенных пунктов могут находиться озера, пруды или же другие водные объекты, приведенные в статье 36 ГрК РФ. Помимо этого, согласно статьям 77, 96 и 97 ЗК РФ, водные объекты могут находиться на территории сельскохозяйственного назначения и на особо охраняемых территорий и объектах. Важно отметить, что, при решении вопросов по вопросам правового регулирования в земельной сфере, при наличии водных объектов на земельной территории, активно затрагивается ВК России. Касаясь вопросов регулирования: отчужденные водные объекты, которые были созданы человеком, небольшого размера, и не имеющие проточности, также попадают под регулирование Закона.
При этом те, кто владеет земельными участками с водными объектами подземного типа или наземного (как было упомянуто выше – пруды и карьеры) типа, могут не только пользоваться ими в соответствии с законодательством, но и заниматься строительством этих объектов.
Территорию водного фонда можно использовать для возведения и использования строений, которые удовлетворяют потребность населения в питьевой воде, бытовой, оздоровительной и другой потребности граждан. Кроме этого, территории водного фонда можно использовать для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и других правительственных и муниципальных необходимостей в случае, если были исполнены необходимые требования.
Если водные объекты служат источниками питья и хозяйственно-бытового водоснабжения, то для них устанавливается охрана в виде определенного правового режима земель водного фонда.
Полоса земли, находящаяся вдоль линии берега водного объекта общего пользования (также называемая береговой полосой), предназначена для общего пользования. Ширина такой полосы, предназначенной для общего пользования, составляет 20 метров. Исключение составляет береговая полоса каналов, рек и ручьев, общая длина которых составляет не более 10 километров. Каждый гражданин имеет право пользоваться береговой полосой для передвижения или нахождения в ее близости без использования механических транспортных средств. В такое пребывание входит любительская и спортивная рыбалка и причаливание плавучих средств.
Перевод в другую категорию
Правовой статус таким землям дается с целью их эффективной защиты. И согласно такому статусу большинство площадей фонда находится в собственности муниципалитета или государства. Только небольшое количество территорий является собственностью лиц частных или юридических.
ВНИМАНИЕ! Законом предусмотрена возможность отчуждения площадей водного фонда в пользу государства. Отчуждается водный объект и прилегающая к нему земля.
Причиной такого отчуждения и перевода может быть потребность государственных интересов. Владелец предупреждается о том, что его собственность становится землей водного фонда. Аренда площадей категории возможна, если она не приносит вред ресурсам, экологическому состоянию земельного участка.
Если водные объекты утрачивают статус «водных», земля, где они расположены, может быть переведена в другую категорию. Все действия выполняются с учетом действующих норм законодательства.
Запрещенное и разрешенное использование земель
Водный кодекс РФ точно определяет понятие водоохранной зоны. Это территории в границах водных объектов, в которых устанавливается особый правовой режим деятельности и хозяйства. Внутри таких территорий производятся специальные мероприятия по очистке и сохранению ресурсов (совершенствование технологий, чистка поверхности, контроль над использованием и прочее).
Перечень запрещенной деятельности на водоохранных зонах:
- использование стоков для водоснабжения почв;
- размещение отходников, отстойников, кладбищ, скотомогильников;
- авиационно – химическое опыление;
- неурегулированное движение и стоянка транспортных средств (за исключением предназначенных для этого дорог и площадок);
- размещение горючих, смазочных веществ, ремонт и мойка транспортных средств;
- нелегальная установка и эксплуатация судостроительных организаций, верфей, сооружений внутренних водных путей;
- хранение и использование пестицидов, химикатов;
- незаконная добыча полезных ископаемых;
- организация свалок;
- некоторые виды сельскохозяйственной деятельности.
В пределах водоохранных зон и защитных прибрежных полос допускается проектирование, строительство, эксплуатация хозяйственных и иных сооружений, при условии оснащения этих предприятий специальным оборудованием:
- централизованная канализация;
- система отвода сточных вод и жидкостей;
- сооружение для сбора отходов, фильтрации (очистки) сточных вод;
Комментарий к статье 102 Земельного Кодекса РФ
В связи с принятием Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. (далее — ВК РФ) N 74-ФЗ и других федеральных законов возникла новая редакция ст. 102 ЗК РФ, посвященная землям водного фонда.
——————————— СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.
1. Законодатель определил состав земель водного фонда как площади, занятые поверхностными водными объектами, или же водохозяйственными (в том числе гидротехническими) сооружениями.
В статье 5 ВК РФ поверхностные водные объекты подразделяются следующим образом:
водотоки (реки, ручьи, каналы);
водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
болота;
природные выходы подземных вод (родники и гейзеры);
ледники и снежники;
моря или их отдельные части в Государственных границах России (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.).
Согласно нормам ЗК РФ и ВК РФ к землям водного фонда может быть отнесено дно морей, но в пределах Государственных границ России. В свою очередь, правовой режим континентального шельфа установлен по отношению к морскому дну уже вне Государственных границ России.
На землях водного фонда могут быть расположены водохозяйственные сооружения. В Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» раскрывается понятие гидротехнических сооружений (далее — ГТС). Под ГТС подразумеваются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), устройства от размыва на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод.
——————————— СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.
Из этого неполного перечисления видно, что ГТС многообразны по разной степени воздействия на водную среду и различному хозяйственному весу. Легальной классификации ГТС законодатель не произвел.
По месту расположения ГТС разделяют на морские, речные, озерные, прудовые. ГТС подразделяют также и другим образом: водоподпорные (плотины, дамбы); регуляционные (например, судовые ходы); водопроводящие (акведуки, туннели); водопропускные (водосбросы, быстротоки); водозаборные; специальные (шлюзы, судоподъемники, причалы, пирсы); гидроузлы комплексного назначения .
——————————— Большая российская энциклопедия / Пред. научн.-ред. совета Ю.С. Осипов. Т. 7. М.: Изд-во «Большая российская энциклопедия», 2007. С. 106, 107.
Правоприменителю следует исходить из того, что земли водного фонда обеспечивают сохранность и рациональное использование водных ресурсов. Они необходимы также для образования и регулирования рукотворных водных объектов. Очевидно, в составе этих земель могут быть участки, занятые достаточно крупными водными объектами и гидротехническими сооружениями, а не единичными прудами сельскохозяйственного назначения. К сожалению, в настоящее время доля земель водного фонда в сравнении с общей водной акваторией России на удивление мала: она составляет 1,2% от общего земельного фонда. Это вызвано, в частности, тем, что землепользователи и органы власти не заинтересованы в отнесении хозяйственно-ценных и инвестиционно привлекательных участков к категории земель водного фонда. Это будет означать существенные ограничения для всякого использования, не соответствующего целевому назначению. Упущения с учетом площади земель водного фонда имеют и еще одну причину — отсутствие должного внимания к водным объектам труднодоступных районов нашей страны, в которых могут таиться еще не освоенные водным хозяйством богатые запасы вод. Пока данные площади относятся к землям запаса и другим категориям .
——————————— См.: Сиваков Д.О. Правовой режим земель водного фонда: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2004.
Исходя из новой редакции ст. 102 ЗК РФ водоохранные зоны не обязательно включаются в категорию земель водного фонда. Однако это не означает, что в состав категории земель водного фонда запрещено включать водоохранные зоны. Просто они могут располагаться на землях многих других категориях земель (земли населенных пунктов или земли промышленности, энергетики, транспорта и другого специального назначения). Однако за этим «просто» может последовать более свободное обращение природопользователей и органов власти с землями водоохранных зон, не отвечающее экологическим требованиям.
Основы формирования категории земель водного фонда заложены, согласно Федеральному закону от 24 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — названный Закон) .
——————————— СЗ РФ 2004. N 52. Ч. I. Ст. 5276.
Согласно ст. 12 названного Закона перевод земель водного фонда в другую категорию допускается в случаях установления или изменения границ населенных пунктов, размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, создания особо охраняемых природных территорий. Перевод земель водного фонда в другую категорию предусматривается также на основании прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ (т.е. береговой линии) и иных изменений местоположения водных объектов, включая создание искусственных земельных участков в случаях, предусмотренных законом. Искусственные земельные участки создаются в морском порту путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий. Однако такой перевод участков земель водного фонда в другие категории возможен лишь при условии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Перевод земельных участков других категорий в состав земель водного фонда допускается в случаях, если земли заняты водными объектами или же изменено местоположение водного объекта (например, перемещение русла реки). Включаются в состав категории земель водного фонда и участки строящихся и наполняемых водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также расположенных на них ГТС.
Вопросы собственности
Право собственности на земли водного фонда может по факту принадлежать и предоставляться субъектам, существующим в Российской Федерации, действующим муниципальным образованиям, частникам для личного бытового потребления и юридическим лицам для законной коммерческой деятельности при условии наличия государственной актуальной лицензии. На объекты определяемого водного фонда распространена федеральная собственность, поэтому муниципалитеты и частные лица вправе получить во владение только обособленный водный объект. В свою очередь, субъекты Российской Федерации получают права на ресурсы, находящиеся в ведомстве субъекта при условии, что к федеральной собственности они не относятся.
Оформить в частное владение можно объект, если он:
- Обособлен и территориально замкнут;
- Имеет небольшую площадь;
- Не имеет протоков;
- Не связан с иными водными объектами.
Во владении государства находятся объекты, которые:
- Находятся на участке двух и больше субъектов Российской Федерации;
- Отвечают за нужды федерального значения и обороны;
- Являются охраняемой средой обитания редкого вида рыб;
- Относятся к пограничным водам, внутренним и территориальным морям;
- Признаны курортной зоной, особенно охраняемые участки, лечебно-оздоровительная земля федерального значения.
Категория земель водного фонда выделена для принятия ряда мер по их рациональному использованию, для защиты водных ресурсов. Основными собственниками водных объектов является государство и муниципальная власть.
Одной из мер защиты водного фонда является выделение отдельных зон, которые подлежат охране государством. Это позволяет защитить источники воды, необходимой для удовлетворения бытовых и хозяйственных нужд населения страны. Специально для эффективности охранных мер устанавливается особенный правовой режим использования земельных площадей.
Вопросы водоохраны решает 111-я статья Водного Кодекса.На водоохранных территориях поддерживается особенное положение, которое соответствует экологическим нормативам. Среди мер защиты экологии водоохранного участка – установка береговой линии, запрет на возделывание земель.
Также на такой площади не строятся животноводческие комплексы, так как их деятельность может отрицательно повлиять на качество воды.
Разрешенное использование
Поверхностные водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, являются общедоступными. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено законом.
Водные объекты могут предоставляться частным лицам по договору в долгосрочное или краткосрочное пользование, при этом их права ограничиваются так называемыми водными сервитутами для забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств.
Владелец земельного участка имеет право использовать в личных целях подземные воды или с учетом санитарно-гигиенических и строительных требований создать пруд (обводненный карьер), если это не противоречит текущему законодательству или интересам других граждан.
О видах разрешенного использования различных категорий земель мы подробно рассказывали здесь.
Управление и мониторинг
Основным принципом управления водным фондом в РФ является бассейновый подход, который подразумевает выделение на всей территории России так называемых бассейновых округов (на данный момент их 21), каждый из которых состоит из речного бассейна и связанных с ним подземных водоемов.
В рамках одного бассейного округа формируется бассейновый совет, включающий представителей органов исполнительной власти, субъектов РФ и местного самоуправления. В бассейновом совете могут принимать участие лица, представляющие интересы водопользователей, общественных организаций и общин малочисленных народов.
Мониторинг земель водных объектов осуществляется государством и включает регулярные наблюдения за состоянием поверхностных и подземных водных объектов, а также прогнозирование возможных изменений состояния водных ресурсов.
Ведение государственного мониторинга осуществляется на нескольких уровнях:
- локальном (водопользователи);
- территориальном;
- региональном;
- федеральном.
Ведение Государственного водного кадастра осуществляется Министерством природных ресурсов и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Водный фонд РФ: правовой режим земель и что это такое
Закон запрещает каким-либо образом ограничивать доступ к водным объектам общего пользования и их береговой полосе. Это, например, является необходимым условием заключения договоры аренды земельного участка, находящегося в береговой полосе (более подробно об этом смотри в следующем параграфе). А за ограничение права такого доступа установлена административная ответственность. Береговые полосы водного объекта общего пользования отнесены к территориям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (статья 1 Градостроительного кодекса РФ). Проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам включаются в основную часть проекта планировки территории (статья 42).
Если вокруг береговой полосы располагаются места общего пользования, то проблем с доступом к водному объекту быть не должно (пришёл, увидел, подошёл). Проблемы могут возникнуть в случае, если на пути к заветной береговой полосе встаёт чей-то частный участок. В таком случае на помощь приходит публичный сервитут. Если Вы любитель постоянных вечерних прогулок у воды, то установить публичный сервитут будет целесообразно. Сервитут позволяет пользоваться чужим земельным участком без его предоставления на каком-либо праве. То есть в случае его установления Вы спокойно сможете пройти по чужому участку к водоёму, а его хозяин не вправе будет этому препятствовать. Для этого нужно заключить соглашение с собственником такого земельного участка, а в случае отказа – обратиться с этим вопросом в суд.
Согласно Федеральному Закону №127-ФЗ от 21.12.04, перевод осуществляется в случаях:
- Создания на месте водного объекта особо охраняемой территории.
- Размещения сооружений и других объектов муниципального или государственного значения (при отсутствии альтернатив).
- Изменения границ населенных пунктов или установления новых границ.
- Изменения, исчезновения, смещения границ водоемов (только с заключением экологической экспертизы).
- Указания такого перевода в соответствующем разрешении при вводе в эксплуатацию искусственного участка суши на водоеме.
Обратный перевод земель может произойти, если они занимаются водоемами, если были возведены гидротехнические и иные сооружения или созданы водохранилища. Перевод также возможен в случае изменений местоположения водоема.
Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и прочие), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты. Несмотря на то, что согласно Водному кодексу РФ водные ресурсы являются природными и возобновляемыми, они все равно остаются уязвимыми и ограниченными. Именно поэтому контроль за их использованием осуществляется государством.
Земли водного фонда делятся на несколько видов, которые четко описаны в Водном кодексе РФ:
- сам водный фонд;
- акватории;
- объекты;
- ресурсы;
- хозяйство;
- режим.
Земли водного фонда (или водный фонд) – это все объекты, а точнее их совокупность, которые находятся на территории Российской Федерации. По сути, под понятием водного фонда понимаются все существующие его виды.
Акваторией же называют все водные просторы, которые находятся рядом, в пределах любого водоема, каким бы образом он не был создан: хоть естественными путем, хоть искусственным. Объектами водных земель называют все водоемы, которые обладают признаками, позволяющими признать их водными землями.
Под водными ресурсами в Водном кодексе РФ понимаются все водные ресурсы (как внешние, так и внутренние), которые могут быть использованы, используются, находятся под охраной государства. К ним, например, относятся подземные ключи с питьевой водой.
Под водным хозяйством следует понимать всю деятельность, которая имеет отношение к использованию, изучению, охране водных объектов и их ресурсов, а также ликвидации водных катастроф. Водный режим – это уровень воды в водоеме (любом водоеме, существующем на территории страны), который может изменяется в большую или меньшую сторону.
Правовой режим земель водного фонда определяется действующим законодательством, находится на контроле у государства, ему же подведомственен.
Состав земель водного фонда условно подразделяет все водные земли на две больших категории:
- Общего пользования. Это те земли, которые находятся в собственности государства или его представителей (муниципальные и федеральные органы власти), которые могут быть использованы всеми желающими в своих целях, для удовлетворения своих бытовых нужд. При этом юридическим лицам запрещено осуществлять какую-либо деятельность коммерческого характера на объектах водных земель. Физические же лица должны иметь беспрепятственный доступ к землям такого вида, поскольку это указано в Водном кодексе России.
- Особо охраняемые. Это те земли, которые находятся на особом контроле у государства. На них обычно расположены объекты технического характера, которые осуществляют деятельность по водозабору, изучению вод, а также объекты, которые осуществляют деятельность научного, культурного, эстетического, рекреационного и другого значимого характера. Физические лица использовать такие земли для своих нужд не могут.
Земли водного фонда имеют ряд своих объектов, которые находятся на контроле у государства, прописаны в действующем законодательстве. Так, все существующие объекты, согласно Водному кодексу России, делятся на две большие категории: подземные и поверхностные. Их описание и правовое положение указаны в статье 5 действующего Водного кодекса РФ.
Согласно этой статье к объектам, которые находятся над землей, относятся:
- все морские части (как само море, так и то, что на нем расположено, все его проливы или заливы, пристани, порты и прочие объекты);
- все существующие водотоки и водоемы (пруды, заводи, ручьи, реки, водохранилища, болота и прочие);
- все выходы подземных водотоков (имеются в виду ключи, родники, гейзеры, колодцы и прочие);
- объекты со льдом и снегом (к примеру, ледники на вершинах гор).
Все эти объекты относятся к государственной собственности, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами в конкретном субъекте федерации. Их границы устанавливаются согласно законодательству. К объектам поверхностных водных земель относят не только сами водные объекты, но и прилегающие к ним территории, которые называются береговой линией.
Для каждого из существующих объектов границы устанавливаются отдельно. Так, границей морской территории является стабильный уровень воды в море, а если он изменяется за счет отливов и приливов, то по линии максимально возможного отхода вод.
Границы болот определяются по торфяным залежам на максимально возможной глубине, а рек и прочих водотоков – по замеру уровня воды, когда водотоки не скованы льдом. При этом за основу берутся данные, собранные в течение многих лет, а не только одного года.
Все существующие стоячие водоемы имеют свое определение границы, выявление которых осуществляются путем замера естественного уровня воды. Согласно статье 5 Водного кодекса РФ к объектам, находящимся под землей, относятся:
- водные карманы и водоемы подземного характера;
- подземные водостоки, ключи, течения.
Границы водных земель, находящихся не на поверхности, устанавливаются исключительно действующим законодательством, в частности, об использовании природных недр.
Глава 18. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА
По нормам ВК РФ изучите структуру водного фонда:
- Местность, находящаяся под водой, которая сконцентрирована в границах объекта водного массива;
- Земли, на которых возведены специальные гидросооружения, которые обеспечивают применение воды в границах водных образований.
Знайте, что в границах участков, покрытых водой, не существует территории земли с присвоенными кадастровыми номерами. Для рукотворных водоемов, водохранилищ или иных образований резервируется территория земельного фонда. Только потом сооружается и формируется элемент водного фонда РФ.
Способы применения и процедура природоохранных мер регулируется Земельным кодексом России.
Существует несколько базовых терминов в законодательстве о водных ресурсах РФ:
- Водными ресурсами принято считать все воды, расположенные на поверхности земли или в ее недрах, которые сосредоточены в форме скопления воды, которую можно применять в перспективе ее разработки;
- Водным объектом считается любой естественный или созданный человеком водоем, в котором временно или на постоянной основе сконцентрирован объем воды в определенном количестве. При этом у таких областей сосредоточения воды всегда есть форма и характеристики водного образования;
- Водным фондом обозначают комплекс всех водных образований, сформированных в пределах границ территории России.
Законодательно изучаются две большие категории водных образований в зависимости от характеристики географического концентрирования воды. К этим категориям относят воды, располагающиеся над уровнем земли в пределах территории страны и подземные скопления водных масс.
Для более детального решения вопросов в отношении водных формирований государство разработало специальное законодательство, но базовые нормы регулирования участков водного фонда заложены в ЗК РФ.
В соответствии со ст. 8 ВК РФ водные объекты в совокупности с земельными участками, на которых они расположены, находятся в федеральной собственности (собственности Российской Федерации).
В собственности субъектов РФ, муниципалитетов, физических и юридических лиц могут находиться только так называемые обособленные водные объекты в составе земельного участка — искусственные непроточные водоемы небольшой площади, не имеющие при этом соединения с другими поверхностными водными объектами. К ним относятся пруды и обводненные карьеры.
В законе нет четкого определения, что такое пруд или обводненный карьер и чем они отличаются, к примеру, от водохранилищ. В соответствии с ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» можно определить пруд как мелководное водохранилище площадью не более одного квадратного километра.
Справка! Если земельный участок, на котором расположен пруд или обводненный карьер находится на территории двух и более субъектов РФ, то он будет являться собственностью Российской Федерации.
То же правило действует для приграничных водоемов, курортных и особо охраняемых экологических объектов.Таким образом, право частной собственности на водные объекты может возникать только в отношении земли, на которой они расположены, и прекращается одновременно с прекращением права собственности на упомянутый земельный участок.
Более точное представление о категории и ее особенностях можно понять, если рассмотреть состав земель, которые в нее включаются:
- Это земельные площади, на которых находятся водные объекты (природные и искусственные).
- Территории, которые считаются по закону водоохранными зонами.
- Объекты гидротехнического плана, имеющие значение для водного хозяйства.
- Земли, предназначенные для отводных полос и секторов водоразбора.
- Также в категорию включены земли болотной местности.
Такие земли, покрытые и непокрытые водой, являются самостоятельными объектами и составными водного фонда. Фонд включает много земель, непокрытых водой, они могут выполнять и важную роль в восстановлении запасов природного ресурса.
ВНИМАНИЕ! К ним могут относится площади сельскохозяйственного назначения, лесные площади, участки под дорожным полотном. Их включение в состав водного фонда имеет охранные цели.
Еще одно разделение земель фонда — по наличию на поверхности воды. Выделяется группа земель, которые покрыты водой различных водоемов (рек, морей, озер, искусственных прудов, заполненных водой бывших карьеров). Такие земельные площади покрыты жидкостью хотя бы большее время года.
Относительно воды морей – к фонду относится та часть моря, которая считается внутренней или территориальной водой РФ. Внутренние воды окружены берегами, которые полностью являются территорией государства.
Вторая группа, также достаточно большая – земли, которые примыкают только к таким водным объектом.
Они также имеют большое значение, используются для водопользования.
Что относится к водным объектам? Это вода, которая размещается на поверхности земли и повторяет ее рельеф. Объект имеет конкретные границы, он измеряется объемом и границами водного режима. Включается в понятие объекта водного берег, дно и сама вода.
Водного фонда землями считаются те, на которых располагаются воды, пребывающие в постоянном движении, и те, которые участвуют в замедленном водообмене. Последняя группа – это ледники, снежники, водохранилища, болотные местности, пруды. Ледники имеют свойство двигаться, что отличает их от снежников, находящихся статическом положении.
Земли, отнесенные к водному фонду включают в себя:
- Занимаемые любыми водными объектами;
- Отнесенные к водоохранным зонам;
- Выделение которые выполнено для установки отводных полос и охранных секторов водоразбора, сооружений гидротехнического значения и других объектов и сооружений водохозяйственного значения.
Земли, включенные в водный фонд, являются самостоятельными категориями земель, как и преимущественная их доля, покрываемая водой.
Отдельно же можно упомянуть земли в болотной местности, территории пашен, с древесно-кустарниковой растительностью.
Из чего состоят водные образования: понятие
При причислении земли к водному фону не имеет значение ее происхождение – это может естественное водное образование (реки, озера и прочие) или искусственное (водохранилища, бассейны и прочие).
Таким образом, к землям водного фонда можно отнести территории, в рамках которых располагаются реки, моря, озера, пруды, водохранилища, а также здания и сооружения, имеющие отношения к вышеперечисленным объектам.
На основании Водного кодекса можно выделить несколько видов земель водного фонда:
- Водный фонд – совокупность объектов водного фонда на всей территории России. Сюда включатся все возможные его виды и категории.
- Акватории – водные прибрежные территории любого из водоема, в том числе и искусственно созданного.
- Объекты фонда – водоемы, которые отличаются признаками водных земель.
- Ресурсы водных земель – совокупность всех внешних и внутренних ресурсов водной территории, которые могут быть использованы или находятся под охраной.
- Водное хозяйство представляет собой совокупность деятельностей по использованию, исследованию и охране водных ресурсов и объектов, а также устранения последствий водных катастроф.
- Режимы – это уровни воды в водоемах, которые находятся в динамики и могут меняться в большую или меньшую сторону.
Кто является собственником?
В соответствии со ст. 8 ВК РФ водные объекты в совокупности с земельными участками, на которых они расположены, находятся в федеральной собственности (собственности Российской Федерации).
В собственности субъектов РФ, муниципалитетов, физических и юридических лиц могут находиться только так называемые обособленные водные объекты в составе земельного участка — искусственные непроточные водоемы небольшой площади, не имеющие при этом соединения с другими поверхностными водными объектами. К ним относятся пруды и обводненные карьеры.
В законе нет четкого определения, что такое пруд или обводненный карьер и чем они отличаются, к примеру, от водохранилищ. В соответствии с ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» можно определить пруд как мелководное водохранилище площадью не более одного квадратного километра.
Справка! Если земельный участок, на котором расположен пруд или обводненный карьер находится на территории двух и более субъектов РФ, то он будет являться собственностью Российской Федерации.
То же правило действует для приграничных водоемов, курортных и особо охраняемых экологических объектов.Таким образом, право частной собственности на водные объекты может возникать только в отношении земли, на которой они расположены, и прекращается одновременно с прекращением права собственности на упомянутый земельный участок.
Понятие, состав водного фонда. Государственное управление водным фондом.
На площади земель водного фонда располагается целый ряд водных объектов. Ознакомиться, что представляет собой понятие и состав данных объектов можно в статье 5 ВК РФ. По данным этой статьи существует две большие категории, на которые делятся объекты поверхностные и объекты подземные.
ВАЖНО! Все наземные объекты считаются собственностью государства. Исключение составляют только те, о которых идет речь в нормативно-правовых актах отдельных субъектов федерации. Границы устанавливаются по закону.
Нужно отметить, что к поверхностным объектам относятся еще и те территории, которые непосредственно прилегают к объектам водным. Что относится к водным объектам первой группы?
- Море и то, что на нем расположено, его пристани, порты, проливы.
- Пруды, реки, озера, ручьи, водохранилища, болота.
- Также относятся к категории и выходы подземных водяных потоков (родники, колодцы, гейзеры)
- Объекты, покрытые снегом или льдом. Обычно под такими объектами подразумеваются вершины гор с ледниками.
Каждый из объектов имеет свои границы, установленные с учетом соответствующего законодательства. Но существуют особенности такого определения.
Если реки имеют границы, установленные по уровню воды (замеры берутся на протяжении многих лет), то площадь болот ограничивается торфяными залежами на максимальной глубине. Рубежи морской водной территории также определяются по стабильному уровню жидкости. Значительная часть водного фонда – объекты, располагающиеся под поверхностью земли.
- Это водоемы подземного типа.
- Подземные водостоки, течения.
- Подземные ключи.
- Водные карманы, находящиеся под землей.
Для установления их рубежей используются положения законодательства по использованию природных недр. Происхождение водных объектов может иметь как природное, так и искусственное происхождение. Ценными являются все ресурсы, поэтому они должны охраняться законодательно.
Для удобной организации охраны специальных зон земель водного фонда их разделили на несколько групп – поясов. Составляется карта, где выделяются эти площади.
- Первый пояс подразумевает строгий режим охраны. Обычно он устанавливается там, где действует водозабор, работают водопроводные сооружения. На территорию такой зоны запрещен вход посторонним лицам, которые могут ухудшить качество воды для населения.
- Пояс второй и третий – это те площади, на которых выполняются мероприятия по защите водных источников от загрязнения.
Смотрите видео: Водоохранные зоны: что нельзя?
Вышло много законов, объектом которых есть земля водного фонда. Среди них документы, касающиеся хозяйства водного, сельского, которое ведется на прилегающих к воде территориях. Основные законы:
- Водный кодекс.
- Земельный кодекс.
- Законы «О границе с РФ», «О внутренних морских водах, территориальном море».
- Закон, рассматривающий защиту граждан при чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера.
Правовой статус таким землям дается с целью их эффективной защиты. И согласно такому статусу большинство площадей фонда находится в собственности муниципалитета или государства. Только небольшое количество территорий является собственностью лиц частных или юридических.
ВНИМАНИЕ! Законом предусмотрена возможность отчуждения площадей водного фонда в пользу государства. Отчуждается водный объект и прилегающая к нему земля.
Причиной такого отчуждения и перевода может быть потребность государственных интересов. Владелец предупреждается о том, что его собственность становится землей водного фонда. Аренда площадей категории возможна, если она не приносит вред ресурсам, экологическому состоянию земельного участка.
Если водные объекты утрачивают статус «водных», земля, где они расположены, может быть переведена в другую категорию. Все действия выполняются с учетом действующих норм законодательства.
Водные объекты в пределах территории РФ, включенные или подлежащие включению в водный кадастр, образуют водный фонд. По определению Воднего кодекса РФ, под водными объектами понимаются сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима (ст. 1 Водного кодекса). К ним относятся:
- поверхностные водные объекты, включая реки и водохранилища, ручьи и каналы, озера, болота и пруды, ледники и снежники, внутренние моря, территориальное море,
- подземные водные объекты, включая водоносные горизонты, бассейны подземных вод, месторождения подземных вод и естественные выходы подземных вод.
Водными объектами признаются водоемы как естественного, так и искусственного происхождения. Вместе с тем не любое сосредоточение вод на поверхности суши либо в недрах будет считаться водным объектом. Важным признаком водного объекта является сохранение его гидравлической связи с другими водными объектами. Сосредоточения вод, обладающие гидроизоляцией, например бассейны, наземные и подземные контейнеры, содержащие воду, не относятся к водным объектам. Водный объект также характеризуется определенным постоянством. Скопления вод на поверхности или в недрах в течение непродолжительного времени (например, скопления дождевой воды) не относятся к водным объектам. Наконец, водными объектами признаются только те, которые соответственно учтены как водные объекты. Так, искусственные пруды для разведения карпов не относятся к водным объектам, если они учтены в качестве имущества соответствующих рыбохозяйственных предприятий, хотя обладают другими необходимыми признаками водного объекта — не имеют гидроизоляции и постоянно заполняют рельеф суши.
Как и в случае с лесным фондом, правовой режим земель водного фонда определяется интересами охраны и рационального использования вод. Земли юридическиЛсоставляют единство с покрывающими их водами, и соответственно земельные отношения неразрывны с водными. Правовой режим земель водного фонда определяется как земельным, так и водным законодательством. Основное место в системе этого законодательства занимает принятый в 1995 г. Водный кодекс РФ.
В целях охраны водных объектов от деградации водным и земельным законодательством предусматривается установление водоохранных зон с режимом ограничений на хозяйственную и иную деятельность. Водоохранные зоны устанавливаются только дли поверхностных водных объектов. Их размеры и границы утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов МПР России.
Аренда земель водного фонда
Для аренды участка водоохранной зоны на свои нужды, необходимо заключить договор водопользования. Цели аренды могут быть следующими:
- Забор ресурсов с поверхности.
- Использование акватории в рекреационных и иных целях.
- Использование акватории для производства электроэнергии (без забора).
Заключение договора со стороны арендодателя осуществляют Федеральное агентство водных ресурсов и его подразделения (в отношении федеральных водных объектов), уполномоченный орган субъектов РФ, орган местного самоуправления (в отношении муниципальных объектов).
В договоре должны быть указаны сведения и границы объекта, цели использования, срок, порядок оплаты, ответственность, условия изменения и прекращения соглашения.
Суть договора сводится к аренде, обязательна регистрация в Государственном Водном Реестре. Максимальный срок заключения – двадцать лет, по истечении которого, добросовестный арендатор имеет преимущественное право на перезаключение. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в орган власти (не позднее, чем за три месяца до конца срока). Водопользователь может также передать свои права другому лицу, с согласия органа, заключившего договор (кроме договора о заборе воды).
В случаях, предусмотренных законом, при наличии нескольких претендентов на участок, проводится аукцион.
Регулирование отношений, связанных с арендой земель водного объекта, происходит в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Его же положения регулируют ответственность сторон, включая штрафы, пени и прочее. Ситуации, не предусмотренные ГК РФ, рассматриваются по Водному Кодексу.
Для оформления необходимо подать заявление, в котором указана информация о заявителе, название и место нахождения водоема, цели и сроки пользования. Вместе с заявлением подаются:
- копии удостоверяющих документов (для юридического лица – учредительного документа);
- доверенность, при необходимости;
- данные, подробно описывающие действия заявителя с водным объектом, а также действия, направленные на сохранение ресурсов;
- графическая схема расположения сооружений в зоне;
- технические сведения обо всем оборудовании, которое планируется к установке, обоснования массы водозабора (при необходимости);
Уполномоченный орган в течение шестидесяти дней обязан рассмотреть заявку, согласовать ее условия с федеральными органами, принять решение и предоставить результат рассмотрения.