Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как перейти на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как правило, автономные учреждения при списании имущества с бухгалтерского учета руководствуются своей учетной политикой и нормативными правовыми актами учредителя (собственника имущества), в которых установлен порядок списания (согласования списания) государственного (муниципального) имущества.
Как определить амортизационную группу и выбрать метод начисления амортизации
Основные средства необходимо ежемесячно амортизировать — вычитать из стоимости фонда определенную сумму на текущие издержки. Земельные участки и объекты природопользования (недра, водные ресурсы и т. п.) не подлежат амортизации в учете, так как они не изнашиваются и не теряют своих потребительских свойств.
По общим правилам бухучета специалист может воспользоваться следующими способами амортизации:
- Линейный — ежемесячно списывается одна и та же сумма отчислений.
- Способ уменьшаемого остатка — сумма отчислений устанавливается согласно остаточной стоимости на начало отчетного года и нормативов амортизации, полученной при применении коэффициента ускорения. Величина индекса в учете основных фондов не может превышать значение 3,0.
- Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — амортизационные отчисления рассчитываются ежегодно, исходя из общего количества лет эксплуатации основного средства и количества оставшихся лет до завершения периода.
- Способ списания стоимости пропорционально объему продукции, работ — ежемесячная сумма списания определяется в учете основных фондов по количеству единиц товаров, выпущенных каждый месяц, а также совокупного планового объема за весь период эксплуатации.
Способы амортизации выбираются бухгалтером для каждой группы основных активов в учреждении и применяются на протяжении всего эксплуатационного периода, то есть срока полезного использования.
При налоговом учете действуют только линейный и нелинейный методы амортизации, которые применяются для всех основных объектов, зарегистрированных в организации. При этом выбранную методологию для амортизации можно менять в ходе эксплуатации.
Бухгалтерские записи по списанию амортизационных отчислений составляются ежемесячно в размере суммы годовых амортизационных списаний, разделенных на 12 месяцев.
Для проведения амортизационных отчислений в НКО применяется счет 02 «Амортизация основных средств». В бюджетном учете используются следующие счета:
- 0 106 00 000 — для объектов основных средств, задействованных в капитальном строительстве;
- 0 109 00 000 — если амортизационные отчисления основного средства участвуют в формировании себестоимости товаров, работ, услуг или учитываются в издержках обращения;
- 0 401 00 000 — если амортизация не учитывается в издержках обращения.
Нормативное регулирование
С 01.01.2018 при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений применяется Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее — Стандарт).
Согласно пункту 7 Стандарта, основные средства — являющиеся активами материальные ценности. В пункте 8 Стандарта говорится:
Возникла обязанность отражать тот факт, что для объекта больше нет примененияОсновными средствами признаются только активы. Важный критерий актива — используется ли объект в тех целях, ради которых учреждение создано. Таким образом, чтобы объект числился в составе основных средств, важно не только иметь права на него, но и найти для него применение. Например, объект будет признаваться активом, если учреждение может использовать его в своей деятельности, продать, обменять на иные активы или передать для использования другому учреждению того же собственника. Если учреждение не может найти применение объекту, он перестает признаваться активом и, как следствие, основным средством. В этом случае учреждение принимает решение о прекращении использования объекта. В бухучете такое решение стало новым основанием для списания объекта с баланса. Минфин разъяснил: решение о прекращении использования объекта принимает либо комиссия по поступлению и выбытию активов, либо инвентаризационная комиссия. Комиссия оформляет решение в акте о списании или акте о результатах инвентаризации. Комиссия принимает решение в тот момент, когда больше нет уверенности, что применение для объекта будет найдено. Комиссия может обоснованно полагать, что актив простаивает временно и в дальнейшем его можно будет использовать в запланированных целях, продать или передать другому учреждению. В этом случае принимать решение о прекращении использования объекта и списывать его с баланса не нужно. Забалансовый счет в инструкциях предусмотрен только для сохранившихся объектовОсновные средства, которые решено больше не использовать, отражаются на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении». Однако бывают случаи, когда на момент списания с баланса объекта уже нет в наличии, например его украли или он утрачен по независящим от учреждения причинам. Его выбытие с учета в установленных законом случаях также придется согласовать с собственником. Принимать решение о прекращении использования отсутствующего объекта не нужно. Как разъяснил Минфин, такой объект выбывает из владения, пользования и распоряжения помимо воли учреждения. Списать его с баланса нужно по основаниям, предусматривающим принятие решения о выбытии имущества или прекращение права оперативного управления. Выбытие нужно согласовать с собственником до списания объекта с баланса. Возможны случаи, когда учреждение продолжает использовать объект вплоть до момента его выбытия. Списывайте такой объект с баланса при выбытии и на забалансовых счетах не отражайте. Исключение: если актом о списании предусмотрены технические мероприятия по ликвидации, объект учитывается на забалансовом счете 02 на время их проведения. Учёт неисключительных прав на программное обеспечение со сроком полезного использования более 12 месяцев, приобретённых за платуВ соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев. Полученные в пользование неисключительные права на программное обеспечение (продукт) отражаются на балансовом счёте 0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных» (п. 151.1, 151.2 Инструкции № 157н). Если срок действия лицензии на программный продукт не указан в лицензионном договоре, то в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 1235 ГК РФ договор считается заключённым на пять лет. Соответственно, по такой лицензии срок полезного использования программного обеспечения может быть установлен комиссией в пределах пяти лети. Кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на программное обеспечение относятся по подст. 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Порядок списания основных средств на региональном уровнеВо многих регионах России на областном и муниципальном уровне приняты свои нормативные документы, регламентирующие порядок списания основных средств государственных (муниципальных) учреждений. Все они основываются на документах, названных выше (Положение N 834, Приказ N 96/30н), а также Инструкции N 157н . Приведем для примера несколько таких документов:
Как списать основные средства бюджетного учрежденияНи дня без инструкций × Ни дня без инструкций
Списание основных средств — это процедура, при которой имущественный объект не может использоваться в работе и подлежит снятию с учета. Разберем ключевые правила списания основных средств в бюджетных учреждениях 2023 года. 27 марта 2023 Автор: Евдокимова Наталья Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать. Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:
Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя. Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Основные Средства В Бюджете 2020» Автор Дарья На чтение 9 мин. Опубликовано 16/08/2020 Лимиты стоимости скорректированы. Теперь к ОС, подлежащим моментальному списанию на забаланс, следует относить объекты, которые стоят 10 000 рублей и менее. Напомним, что до 2020 года таким имуществом признавались ОС ценностью до 3000,00 рублей.Итак, что относится к основным средствам в бухгалтерском учете в 2020 году? Рассмотрим ключевые моменты. В первую очередь определим, с какой суммы считается основным средством имущество организации. Для этого обратимся к действующим инструкциям по бухучету и установим, что основным средством признается объект, который отвечает следующим требованиям:В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России № 162н).В учете основных средств для отражения поступления выделены отдельные аналитические счета, в 24–26 разрядах которых используется код 310 для каждого вида ОС (см. план счетов, утвержденный приказом № 162н). Этот код обозначает увеличение стоимости ОС.В казенных и бюджетных организациях при поступлении ОС безвозмездно, необходимо учитывать, какой бюджетный распорядитель у того учреждения, которое передает активы. Таким образом, будет меняться только кредит счета в бухгалтерской записи:В остальных случаях передающая сторона начисляет НДС. Кроме начисления НДС, при безвозмездной передаче ОС важным вопросом является их включение в состав доходов, влияющих на налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Так, при передаче в рамках одного уровня бюджета и при межбюджетной передаче не учитываются доходы от безвозмездно поступивших ОС. Разновидности имущества действующих бюджетных учрежденийНа основании регулирующей статьи закона, все имущество подобных учреждений находится в официальном оперативном управлении, а законным собственником этих благ считается государство. Существует следующие виды ценного имущества бюджетных организаций, а также доступные способы управления:
Выпуск соответствующего приказаВ сети имеется достаточное количество образцов специального приказа для отражения списания накопленных средств. В качестве источников стоит отдавать предпочтение тем ресурсам, которые себя отлично зарекомендовали. Чтобы избежать различных проблем и нарушений, нужно следить за тем, чтобы в приказе были отражены достоверно следующие личные данные:
Инструкция по списанию ОССуществуют 6 последовательных шагов по процессу списания ОС:
Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?» Автор Дарья На чтение 8 мин. Просмотров 197 Опубликовано 16/08/2021 Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов.
Рассмотрим, какие новые положения и требования нужно будет учитывать бухгалтерам в 2021 году в учете основных средств в госучреждениях. В связи с вступлением в силу в 2021 году пяти федеральных стандартов, наиболее серьезные изменения произошли в учете ОС. В статье мы напоминаем, какие дополнения следует внести в учетную политику, как вести налоговый и бухгалтерский учет, начислять амортизацию. Для отнесения объекта учета к ОС в федеральном стандарте «Основные средства» предусмотрены следующие критерии:
Активы, соответствующие указанным условиям, признаются ОС, если они находятся:
Не признаются основными средствами непроизведенные и биологические активы, недвижимость, предназначенная для продажи, объекты незавершенного строительства, имущество казны. Все основные средства учреждений должны быть отнесены к одной из восьми групп:
Как учесть новые основные средства в учете смотрите в . В 2021 году в учете ОС будут применяться положения, содержащиеся в новом федеральном стандарте 2021 года «». Методические указания по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (приказ Минфина от 31 декабря 2016 г. № 257н) направлены письмом Минфина от 15 декабря 2017 г. Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство. В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.
Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем. Новые правила списания основного средства: что говорит ФСБУ 6/2020К фактическим вложениям относятся:- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;- суммы, уплачиваемые организациям за информационные, консультационные, посреднические услуги, связанные с приобретением основных средств;- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;- таможенные пошлины;- затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.Перечисленные выше затраты, которые учитываются в составе первоначальной стоимости объекта основных средств, свидетельствуют о том, что приобрести основное средство, используя для этого только одну статью расходов, нельзя. Остальным имуществом, находящемся на праве оперативного управления (в т.ч. недвижимым и особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств от деятельности, приносящей доход после изменения типа учреждения), автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух » версия для бюджетных , казенных и автономных учреждений В процессе эксплуатации основные средства морально и физически изнашиваются.
По п. 11 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ под особо ценным понимается имущество, без которого функционирование предприятия было бы значительно затруднено. Перечень такого движимого имущества вводится органом-учредителем.
Процесс списания предполагает снятие ОС (основных средств) действующего предприятия с учета. Повод для этого действия не должен быть волей организатора, он должен быть объективным, связанным с внешними факторами. На практике списание основных средств в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с ведомственными инструкциями. Но формируются они главным образом на основе Положения о списании федерального имущества по постановлению Правительства России от 14.10.2010 № 834. Поэтому при определении правил списания основных средств в бюджетных учреждениях можно ориентироваться и на этот источник норм. К тем, что заслуживают наибольшего внимания, можно отнести следующие нормы Положения:
Ими могут быть (пп. 2, 3 Положения):
Еще варианты (п. 13.2 Приложения к приказу Департамента культуры города Москвы от 19.05.2016 № 331):
Списание федерального имущества во всех случаях требует согласования с федеральными структурами — например, если списывается недвижимое имущество (подп. «г» п. 4 Положения). Похожие записи: |