Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки детей в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для организованной перевозки группы детей новые правила лицензирования установлены ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в который с 1 марта 2019 года были внесены соответствующие изменения. С этого момента получение лицензии обязательно при осуществлении организованной перевозки детей, а также в случае доставки школьников до места учёбы и домой. Кроме этого, деятельность осуществляющего перевозку детей предпринимателя регулируется нормами ФЗ№ 196 «О безопасности дорожного движения» и ФЗ № 259, утвердившего Устав автомобильного транспорта, который устанавливает правила транспортировки пассажиров и багажа.
Регулирующие нормы законодательства
В процессе оформления лицензии информация о перевозящем людей автобусе включается в специальный реестр лицензий и транспортных средств, для чего подаётся отдельное заявление.
Требования к водителю
С введением новых изменений для осуществления организованных перевозок будут допускаться только водители, отвечающие ряду условий:
- стаж работы водителем ТС с правами категории «Д» — от 1 года за последние 3 календарные года;
- отсутствие административных правонарушений в сфере дорожного движения, а также отсутствие наказания за эти нарушения (лишения прав или административного ареста);
- перед рейсом водитель прошел специальный инструктаж, в котором рассказывается об обеспечении безопасности организованных детских поездок;
- перед перевозкой водитель прошел медосмотр, соответствующий требованиям Минздрава РФ.
Требования к школьным автобусам
1 января 2017 года вступили в силу новые требования к школьным автобусам для перевозки детей. В частности, это ГОСТ Р 51160 98, действующий в отношении ТС при передвижении по территории нашей страны. На школьный автобус распространяются следующие требования:
- использование спутникового устройства ГЛОНАСС;
- дата выпуска автобуса: не более 10 лет;
- обязательно присутствие тахографа (контроль времени управления ТС одним водителем), а также аптечки и 2-3 огнетушителей;
- наличие техталона либо диагностической карты для подтверждения исправного состояния ТС;
- размещение опознавательных табличек «Перевозка детей» впереди и позади школьного автотранспорта (ГОСТ 33552-2015);
- окраска кузова только в желтый цвет;
- снаружи и по обеим сторонам ТС должны быть нанесены надписи «Дети». Если автобус движется в организованной колонне, он оснащается табличкой с указанием его порядкового места и сведениями о количестве ремней безопасности.
Используемый для перевозки детей автобус проходит обязательный предрейсовый осмотр, где проверяются все детали и комплектующие. Их исправное состояние крайне важно для безопасного передвижения автобуса и благоприятной обстановки на дороге.
Средства индивидуальной мобильности или СИМ
В ПДД внесли новый тип средств передвижения, а именно – средства индивидуальной мобильности или СИМ. Формулировка дополнения правил звучит так:
«Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
Обратите внимание СИМ – это не механические транспортные средства!
Согласно новым поправка водительское удостоверение для эксплуатации СИМ не требуется, однако, автоинспекторы имеют права останавливать, проверять и при необходимости отправлять водителей любых транспортных средств (в том числе и СИМ) на медицинское освидетельствование, если вдруг у него появятся подозрения, что водитель находится в состоянии опьянения. И если это подтвердится будет грозит соответствующее жесткое наказание.
Требования к сопровождающему
Задача сопровождающих группы — следить за поведением детей, их питанием, состоянием здоровья, за соблюдением своими подопечными правил безопасного проезда в автобусе и посадке-высадке из него. Также в случае необходимости сопровождающий корректирует маршрут.
Аварийная сигнализация должна быть включена:
при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей» и высадке из него.Пункт 7.1 ПДД
Количество сопровождающих может быть любым, минимум — 1 взрослый на 20 детей. Если в путь отправляются несколько автобусов — сопровождающие должны быть в каждом, а минимальное их число должно равняться количеству дверей. При этом при посадке-высадке детей взрослый должен быть у открытой двери.
Почему это важно? Для безопасности юных пассажиров. Например, при отсутствии контроля ребенок может выскочить из автобуса и побежать на проезжую часть. Или затеряться в толпе людей, которые идут в этот момент по тротуару.
При подаче уведомления в ГИБДД всех сопровождающих необходимо включить в список пассажиров.
Дополнительные правила
Изначально правила перевозки детей в автомобиле были недостаточно проработаны. Например, все дети до 12 лет должны были находиться в специальном удерживающем устройстве вне зависимости от их веса и роста. Это создавало массу неудобств и разночтений в ПДД. На данный момент появилось множество уточнений, которые стоит знать любому водителю:
-
Теперь правила размещения детей зависят от их возраста и роста, а также места, на которое вы планируете посадить несовершеннолетнего. Если по каким-то причинам подобрать подходящее кресло или бустер невозможно, ребенка старше 7 лет можно сажать на заднее сиденье и пристегивать обычным ремнем.
-
Появилось слово «включительно». Если ребенку уже исполнилось 12 лет, вам не требуется детское автокресло на переднем сиденье автомобиля для перевозки.
-
Если ребенка планируется перевозить на грузовом автомобиле, где предусмотрены только передние сиденья, в салоне необязательно размещать бустер или автокресло. Ребенка от 7 до 11 лет здесь можно пристегивать только ремнями. Для пассажиров младше придется покупать специальное удерживающее устройство.
-
В автомобилях, где не предусмотрено ни ремней, ни детских автокресел, ребенка можно перевозить так же, как и взрослых. Однако риск для его здоровья и жизни будет выше.
-
На заднем сиденье мотоцикла детей младше 12 лет перевозить нельзя вообще, даже в шлеме. Маленький ребенок не может держаться достаточно крепко.
-
Мопеды, трактора и другие транспортные средства, кроме легковых и грузовых автомобилей, оснащать детскими автокреслами не нужно.
-
В первой редакции правил, касающихся перевозки детей в автомобилях, использовать в салоне дозволялось только те устройства, которые можно пристегнуть с помощью ремней безопасности. Однако современные кресла, автолюльки и бустеры имеют систему ISOFIX, которая надежно удерживает устройство на месте. Система ISOFIX жестко сцепляет детские удерживающие устройства со стационарным сидением автомобиля. Такую конструкцию не нужно дополнительно пристегивать ремнем.
Правила перевозок детей в салоне автомобилей стали гораздо яснее, а их неукоснительное выполнение теперь не требует массы дополнительных расходов. Ознакомившись с ними внимательно, вы сможете перевозить детей с комфортом и безопасно, не опасаясь штрафов.
Охрана труда и техника безопасности в школе Пакеты инструкций для школы и ДОУ
Вопрос: Какие требования предъявляются к выбору маршрута школьного автобуса? Какие приказы должны быть в школе на перевозку детей школьным автобусом? Какие нужно разработать приказы для организации перевозки детей в школе и необходим ли акт обследования маршрута школьного автобуса?
Ответ: Маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований, при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность.
При разработке маршрута для подвоза обучающихся к школе необходимо учитывать, что транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских образовательных организаций, проживающие на расстоянии свыше 1 км от школы. При этом предельный пешеходный подход к месту сбора на остановке должен быть не более 500 метров. (СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»)
Комиссионное обследование дорожных условий на маршруте следования школьного автобуса должно проводиться не реже двух раз в год (весенне-летнее и осенне-зимнее обследование).
По результатам обследования дорожных условий производится составление акта маршрута школьного автобуса, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы.
При подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановочные пункты для детей, ожидающих автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть, очищено от грязи, льда и снега. (Методические рекомендации «Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации» письмо Минобрнауки РФ от 29.07.20014 г. №08-988)
Остановочные пункты по маршруту следования школьного автобуса оборудуются указателями, определяющими место остановки автобуса для посадки (высадки) детей. На указателях размещается условное обозначение автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего перевозку детей.
Запрещается открытие маршрутов для перевозки обучающихся, проходящих через:
- нерегулируемые железнодорожные переезды;
- ледовые переправы (приказ Минтранса России от 15 января 2014 года N 7).
При организации перевозки детей школьным автобусом в школе необходимо издать следующие приказы:
- О назначении ответственного за безопасность дорожного движения при перевозке обучающихся школьным автобусом;
- О назначении сопровождающих при перевозке детей школьным автобусом;
- О режиме работы и отдыха водителя школьного автобуса;
- Об утверждении списка детей, подлежащих подвозу;
- О мерах по предупреждению дорожно- транспортных происшествий;
- О назначении лиц, ответственных за техническое состояние, эксплуатацию и выпуск на линию автотранспортных средств.
Изменения в законодательстве
В нормы перевозки несовершеннолетних лиц внесены изменения, зафиксированные Постановлением Правительства № 652.
К формулировке, указанной в старой версии документа, добавлены следующие условия:
- транспортировка проводится без сопровождения двух лиц, представляющих интересы несовершеннолетних (они могут быть заявлены сопровождающими, работниками с медицинским образованием);
- минимальное количество лиц в группе – 8;
- если запланированная продолжительность поездки превышает четыре часа, минимальный возраст несовершеннолетних лиц – семь лет;
- автобус не может совершать незапланированные остановки, не предусмотренные маршрутным листом, перевозить других лиц и выполнять функции общественного транспорта;
- колонна состоит минимум из 3 автобусов;
- у водителя должно быть в наличии свидетельство, оформленное государственной автоинспекцией – с 2016 года по требованию представителя ГИБДД разрешено предъявлять копию;
- по окончании перевозки водительское свидетельство на протяжении трех лет хранится в госавтоинспекции;
- транспортировка детей проводится с 6-00 до 23-00, единственное исключение – если мероприятие связано с отправлением другого транспорта (поезда или самолета);
- если планируется ночная поездка, максимальное расстояние между пунктами отправления и прибытия – 50 км.
Еще по теме: Диагностическая карта ONLINE — развод или нет?
Транспорт для групповых перевозок несовершеннолетних лиц, технические нормативы – ГОСТ Р 51160-98
Правила, нормы подготовлены Министерством транспорта. Комплекс норм закреплены Постановлением Правительства №1177. Законодательным актом утверждены следующие положения относительно транспортировки лиц, не достигших совершеннолетия:
- проезд несовершеннолетних лиц (младше 16 лет) не маршрутным транспортом;
- организованная транспортировка групп больше восьми человек;
- проезд несовершеннолетних лиц без лиц, представляющих их интересы.
Правила организации групповых перевозок несовершеннолетних лиц предполагают:
- соблюдение очередности посадки, высадки несовершеннолетних пассажиров;
- подготовка определенного пакета документов;
- соответствие водителя, а также всех сопровождающих действующим нормативам;
- сопровождение транспортной колонны представителями автоинспекции.
Требования к автобусам для перевозки детей
Автобус, на котором будет осуществляться организованная перевозка, должен удовлетворять ряду требований:
- Соответствие по конструкции и назначению техническим требованиям, актуальным для пассажирских перевозок.
- Допущение к участию в дорожном движении в порядке, установленном законодательством.
- Наличие знака «Перевозка детей», который устанавливается впереди и сзади машины
- Наличие включенного проблескового маяка (желтого или оранжевого). Это правило действует с июля 2018. Данный маяк не дает никакого преимущества перед другим транспортом, но информирует других участников дорожного движения о том, что в транспорте дети.
- Техническое оснащение: наличие тахографа, аппаратуры для спутниковой связи ГЛОНАСС/GPS (действует с 30.05.2021 года).
- Оснащение автоматической системой, которая оповещает о том, что транспортное средство начало движение назад.
- Наличие талона, подтверждающего прохождение техосмотра.
- Для транспорта, теоретически способного развить скорость больше 60 км/час – наличие ограничителя скорости.
- Автобус не должен быть выпущен ранее, чем 10 лет назад (актуально с 30 июля 2021 года)
Требования к водителям
Определенные требования предъявляются и к водителям, осуществляющим организованные перевозки детских групп:
- Стаж работы водителя автомобилей категории D не меньше года из трех последних календарных лет.
- Отсутствие за последний год административных правонарушений дорожного движения, за которые положено наказание в виде потери права управлять транспортными средствами либо арест.
- Прохождение предрейсового инструктажа безопасности перевозки несовершеннолетних с учетом правил обеспечения безопасности перевозок, определенных Министерством транспорта Российской Федерации.
- Прохождение предрейсового медицинского осмотра в порядке, определенном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Существует ряд запретов для водителя, осуществляющего перевозку группы детей:
- Перевозка в салоне вместе с несовершеннолетними багажа и любого инвентаря помимо ручной клади и вещей самих детей.
- Обгон едущего впереди автобуса при езде в колонне.
- Выход из салона автомобиля при наличии в нем детей. Это касается в том числе посадки и высадки.
- Езда задним ходом.
Водитель обязан четко следовать ПДД, отправляться плавно, соблюдать дистанцию с находящимся впереди автомобилем, не допускать резких торможений, придерживаться всех правил предосторожности и оперативно реагировать на обстановку дорожного движения.
При организации перевозки необходимо подготовить такую документацию:
- Договор перевозки, подписанный заказчиком и транспортной компанией.
- Договор с медицинским работником о сопровождении группы детей (если движение колоны продлится более 12 часов).
- Копию разрешений на перевозку детей.
- Копию заявки на сопровождение или уведомления из ГИБДД.
- Список сопровождающих лиц с указанием ФИО, паспортных данных и номеров телефонов.
- Список перевозимых детей.
- Перечень продуктов питания, находящихся в автобусе.
- Информация о водителях (ФИО, номера водительских удостоверений, контакты).
- Документ о посадке с указанием места для каждого ребенка.
Правила посадки и высадки детей
Для посадки несовершеннолетних пассажиров в автобус и высадки их из автобуса тоже существуют специально разработанные правила:
По имеющемуся списку проверить, все ли дети находятся в автотранспорте.
- Собирают детей в надёжном месте, не меньше чем в 14 км от места непосредственной посадки в автобус.
- Погрузить вещи в специально отведённые для этого места.
- Проверить ручную кладь. Здесь необходимо смотреть на размеры ручной клади, что в ней находится и как упаковано.
- Проинструктировать пассажиров:
- Обозначить, как нужно вести себя во время стоянки и движения автобуса;
- Проговорить порядок посадки и высадки;
- Рассказать о поведении во время ЧС. Особо отметить, что если кому-то из детей станет плохо, нужно немедленно сообщить об этом ответственному лицу.
К тому же сопровождающий должен контролировать и исправлять (если возникнет необходимость) маршрут следования.
Если нужно перевезти большое количество детей, тогда посадка их осуществляется под присмотром шофёра и под руководством ответственных. Сопровождающие приводят детей в организованном порядке к месту посадки, в автобус дети заходят в переднюю дверь. Если дети маленькие, то их строят в пары.
Ответственные поочерёдно усаживают детей на их места. В их обязанности входит проверить, правильно ли уложена ручная кладь. Только после полной проверки вышеперечисленных пунктов, водителя следует проинформировать о завершении посадки.
При остановке из автобуса первыми выходят сопровождающие. Выход детей из автобуса так же происходит через переднюю дверь.
Помните: если вы остановились и дети вышли из автобуса, один из ответственных должен быть около задней части автобуса, а второй – впереди. Количество ответственных лиц в поездке должно быть определено так, чтобы у каждой двери, через которую производится посадка, было по 1 человеку.
как уже говорилось ранее, список детей составляется за 48 часов до поездки. Изменения можно внести, но только до начала движения. Во время движения изменений не может быть никаких. Все изменения вносятся в одностороннем порядке ( это говорит о том, что не обязательно уведомлять об этом организацию-перевозчика). Не соблюдение водителями, сопровождающими, организаторам, вышеперечисленных правил перевозки несовершеннолетних, все ответственные лица понесут соответствующие наказание, согласно законодательству РФ. Следуйте правилам, о которых говорилось выше, не подвергайте жизнь детей опасности.
Новые требования к стажу водителя автобуса
8. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, соответствующие следующим требованиям:
- имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года на дату начала организованной перевозки группы детей из последнего года и одного месяца;
- не совершавшие административные правонарушения в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест, в течение последнего года;
- прошедшие предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации;
- прошедшие предрейсовый медицинский осмотр в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
17. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители:
а) имеющие на дату начала организованной перевозки группы детей стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних 2 лет;
б) прошедшие предрейсовый инструктаж в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;
в) не привлекавшиеся в течение одного года до начала организованной перевозки группы детей к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством или административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения.
Стаж водителя автобуса — это, судя по всему, самое сложное требование, с которым законодатели не могут определиться в течение многих лет. Поэтому необходимый стаж постоянно изменяется. То в большую, то в меньшую сторону.
Дата | Стаж |
До 10 июля 2015 года | 1 год из 1 года |
С 10 июля 2015 года по 3 января 2018 года | 1 год из 3-х лет |
С 3 января 2018 года по 1 октября 2019 года | 1 год из 1 года |
С 1 октября 2019 года по 1 января 2021 года | 12 месяцев из 13 месяцев |
С 1 января 2021 года | 1 год из 2-х лет |
Подача уведомления в ГИБДД физическим лицом
Подачу уведомления об организованной перевозке группы детей в подразделение Госавтоинспекции в случае, если организованная перевозка группы детей осуществляется одним или двумя автобусами, или заявки на сопровождение транспортных средств патрульным автомобилем (патрульными автомобилями) подразделения Госавтоинспекции в случае, если указанная перевозка осуществляется в составе не менее 3 автобусов, в установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации порядке обеспечивают руководитель или должностное лицо организации, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования:
- фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) — если фрахтователь является уполномоченным представителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем (его уполномоченным представителем);
- фрахтовщик — если фрахтователь является физическим лицом.