Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая оптимизация: платим государству с умом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российское налоговое законодательство подвержено постоянным изменениям и уточнениям. В отечественные нормативные документы регулярно вносятся поправки, как уточняющие отдельные методы расчета налоговой базы, так и кардинально меняющие принципы организации учета или начисления и уплаты определенных налогов.
Опасные способы «оптимизации» НДС для бизнеса
А вот «серые» схемы, которые заметно уменьшают сумму налоговых отчислений, но далеки от законности, применять в работе предприятия не стоит.
«Бухгалтер готовит декларацию, в которой все авансы, покупки и продажи выверены до копейки, ― рассказывает эксперт по налогообложению и бухгалтерскому учету Алла Семенова. ― Уверенность в безошибочности расчета — 100%, ура! Но директор, рассмотрев ее, замечает: многовато будет, не пойдет, нужно уменьшать, что-нибудь придумайте…»
В такие моменты, когда доводы об экономической целесообразности, о сопоставимости контрольных значений и возможном возмещении в следующем квартале, не находят у руководства понимания, и возникают «идеи» уменьшить сумму налога. А для этого, как правило, прибегают к таким схемам:
-
оприходование «левых» товаров, материалов, услуг;
-
привлечение «фирм-однодневок»;
-
использование услуг «левых» компаний, которые предлагают разрыв НДС за «символичную» плату;
-
банальное сокращение сумм в декларации ― не записать, «случайно забыть» про полученные авансы.
Оптимизация налоговой нагрузки и минимизация налоговых рисков
Руководителям и главным бухгалтерам компаний зачастую некогда следить за всеми этими нюансами, кроме того, им не всегда удается правильно оценить масштаб тех или иных новшеств и последствия их внедрения для собственного бизнеса. Однако незнание налогового законодательства и неумение правильно использовать законные методы минимизации налоговых выплат приводят к самым серьезным последствиям:
- неэффективному ведению бизнеса;
- наложению всевозможных штрафных санкций;
- возникновению административной или уголовной ответственности для руководителей и собственников бизнеса.
Именно поэтому грамотное налоговое планирование, осуществленное силами профессиональных бухгалтеров аутсорсинговой компании, приобретает все большую популярность среди бизнесменов, предпочитающих вести свое дело на принципах честности и открытости.
Методы оптимизации налоговой нагрузки
Специалисты-налоговики обычно предоставляют своим клиентам план, включающий целый комплекс мер по снижению налоговой нагрузки. Они достаточно разнообразны, но наиболее эффективными следует признать:
- правильный выбор системы налогообложения, правовой формы компании, ее юрисдикции и вида деятельности;
- обоснованное применение налоговых ставок;
- оптимизация налога на прибыль;
- правильное использование налоговых льгот.
Эти, вполне законные, с точки зрения наших законодателей, методы способствуют значительному снижению налоговой нагрузки и повышению общей рентабельности бизнеса.
Снижение налоговых рисков представляет собой целый комплекс действий, которые осуществляются по нескольким направлениям:
- снижение рисков на предприятии – оно включает ежегодную актуализацию налоговой политики компании, учет инвестиционных и управленческих рисков;
- тесное взаимодействие с налоговыми органами – регулярная сверка налоговых расчетов, письменных запросы по особенностям правоприменения отдельных положений Налогового кодекса и иных нормативных актов;
- регулярная работа с контрагентами компании – текущий мониторинг заключаемых договоров.
Перевод работников на ИП – законный метод, если их бизнес реален
Инспекция обвинила общество в специальном переводе сотрудников в статус ИП с целью уклонения от уплаты налогов за них (НДФЛ и страховые взносы), а также получения права на применение УСН.
Инспекторы обратили внимание на то, что общество и предприниматели занимались одной и той же деятельностью – реализацией ГСМ. При этом «благодаря» тому, что предприниматели учитывали свои доходы обособленно, общество получило право на применение УСН.
По мнению инспекции, деятельность новоявленных бизнесменов носила формальный характер, в подтверждение чего чиновники сослались на следующее:
- предпринимателями стали бывшие работники общества;
- большая часть работников общества была уволена в порядке перевода к ИП;
- служебные обязанности работников при этом фактически не изменились;
- общество выдало беспроцентные займы предпринимателям;
- для ведения деятельности предприниматели использовали только арендуемое у общества имущество;
- судя по движению денежных средств на их расчетных счетах, ИП не несут общехозяйственные расходы.
В итоге ИФНС сложила доходы фирмы и предпринимателей, и получилось, что ООО утратило право на применение «упрощенки». Исходя из этого, налоговые обязательства организации были определены в соответствии с общей системой налогообложения, что повлекло доначисление налогов, пеней и штрафов.
Всего на сумму более 40 млн рублей.
Компания подала в суд, сославшись на то, что общество и ИП вели самостоятельную предпринимательскую и производственную деятельность. А именно как общество, так и ИП самостоятельно:
- производили финансово-хозяйственные операции (от своего имени);
- вели учет своих доходов в соответствии с порядком ведения бухучета при применении спецрежима;
- выполняли свои налоговые обязательства перед бюджетом;
- выдавали заработную плату;
- производили оплату контрагентам;
- проводили денежные расчеты с клиентами через ККТ;
- оформляли надлежащими документами передачу имущества в аренду и получение оплаты.
Кроме того:
- проверка кассовых операций и движений по расчетным счетам общества и ИП не выявила нарушений;
- инспекция не представила доказательства того, что фактически доход ИП передавался обществу;
- в ходе проверки не были выявлены управленческие решения общества по регулированию работы ИП.
Судьи указали, что гражданское законодательство допускает совместную деятельность хозяйствующих субъектов в целях получения прибыли от осуществления предпринимательской деятельности. Такая деятельность сама по себе не свидетельствует о получении налоговой выгоды.
ИФНС не доказала, что действия общества и предпринимателей были направлены исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды вследствие создания искусственных условий для применения благоприятной системы налогообложения путем дробления бизнеса.
Доводы инспекции о взаимозависимости сторон суды отклонили, поскольку чиновники не привели фактических данные, свидетельствующих о влиянии указанных обстоятельств на условия и результаты экономической деятельности общества и предпринимателей в целях налогообложения, на возможность в качестве последствия безусловного вменения обществу преследования цели уклонения от уплаты налогов.
Схема №1. Перераспределение затрат и оборотов с НДС и без налога предполагает раздел затрат с НДС на компанию, работающую по общему режиму налогообложения, а без НДС – на упрощенке. По такому же принципу делятся и покупатели. Доказать свою правоту в суде получится, если компании работают самостоятельно, не подчиняясь единому центру на разных территориях, с различным товаром и прочее.
Схема №2. Замена части выручки платежами, не связанными с реализацией заключается в предоставлении покупателю скидки с последующим ее возмещением за счет других платежей. Такая схема не вызовет подозрений, если использовать ее редко и выбрать правильное основание для платежа (неустойка, штраф, обеспечительный платеж и прочее).
Приобретение и ликвидация основных средств
Если планируется приобрести транспорт, оборудование или иные подобные объекты, можно рассмотреть вариант лизинга. Нужное оборудование будет предоставлено лизингодателем, а компания будет отчислять ему платежи. До окончания выплат техника будет находиться в собственности у лизингодателя, организация же сможет её использовать в своей деятельности.
Оптимизация налога на прибыль в следующем: лизинговые платежи входят в себестоимость продукции и снижают базу. Если же оборудование купить за счёт собственных средств, то в расходы можно принять только сумму амортизации.
Часто новая техника приобретается взамен старой, которая подлежит списанию. Связанные с её ликвидацией затраты – на демонтаж, разборку, вывоз – можно списать как внереализационные расходы в том периоде, когда происходит ликвидация. В эти же затраты включается и недоначисленная амортизация списанных объектов.
Незаконные схемы налоговой оптимизации
В своем письме от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ ФНС обращает внимание на то, что перечень условий для получения налоговой выгоды (уменьшение налогооблагаемой базы, получение вычетов) приведен в ч. 2 ст. 54.1 НК РФ.
Согласно данной норме, плательщик может получить налоговую выгоду, если основной целью совершения сделки не является неуплата налога, а само обязательство было исполнено лицом, прямо указанным в договоре. Кроме того, плательщик не должен допускать искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и объектах налогообложения (ч. 1 ст. 54.1 НК РФ).
Причем в целях получения налоговой выгоды необходимо соблюдение всех этих трех условий в совокупности. В противном случае плательщику могут доначислить неуплаченные (уменьшенные) налоги и отказать в праве на получение вычетов.
Исходя из этого, незаконной налоговой схемой признается любая операция или сделка, не соответствующая любому из вышеприведенных условий. В частности, к незаконным относятся операции и сделки:
- приводящие к сокрытию реальных операций и объектов налогообложения, например, неотражение в составе основных средств эксплуатируемых объектов недвижимости или исключение из характеристик производимой продукции признаков, относящих ее к подакцизной продукции;
- носящие фиктивный характер, когда в учете в целях искусственного завышения расходов отражаются операции и затраты по ним, которых не было на самом деле;
- совершаемые через подставных контрагентов, которые участвуют в сделках только для вида и создания формального документооборота (никакой реальной деятельности такие контрагенты, как правило, не ведут и договорных обязанностей по сделкам не исполняют).
Пределы налоговой оптимизации
Налоговый кодекс построен на императивных нормах, устанавливающих строгие правила уплаты налогов. И тут организации не остается ничего иного, кроме как исполнять предписания закона. Между тем, некоторые статьи закона сформулированы так, что позволяют компании выбирать наиболее удобный для себя вариант исчисления и уплаты налогов. Важно при этом правильно оформить принятое решение – закрепить его в учетной политике. Это поможет отстоять свою правоту в судебных спорах с налоговыми органами.
Учетная политика является, пожалуй, единственным документом, в котором организация может сама определять правила игры в налоговых правоотношениях. Поэтому положения этого документа нужно тщательно продумывать, ведь разработанная фирмой учетная политика утверждается приказом руководителя и последовательно применяется из года в год.
Пределы налогового планирования установлены в ст. 54.1 Налогового кодекса, согласно которой основной целью совершения сделки не может являться неуплата или возврат налога.
Элементы налоговой оптимизации
Элементами налоговой оптимизации являются:
-
система контроля за правильностью начисления налогов и своевременной уплатой налогов в бюджет;
-
оптимизация налоговых обязательств;
-
точное исполнение налоговых обязательств;
-
недопущение возникновения дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги на сроки, которые превышают срок исковой давности;
-
система бухгалтерского и налогового учета, которая дает возможность получать своевременную объективную информацию о хозяйственной деятельности для целей налогового планирования.
Перевод работников на ИП – законный метод, если их бизнес реален
Инспекция обвинила общество в специальном переводе сотрудников в статус ИП с целью уклонения от уплаты налогов за них (НДФЛ и страховые взносы), а также получения права на применение УСН.
Инспекторы обратили внимание на то, что общество и предприниматели занимались одной и той же деятельностью – реализацией ГСМ. При этом «благодаря» тому, что предприниматели учитывали свои доходы обособленно, общество получило право на применение УСН.
По мнению инспекции, деятельность новоявленных бизнесменов носила формальный характер, в подтверждение чего чиновники сослались на следующее:
- предпринимателями стали бывшие работники общества;
- большая часть работников общества была уволена в порядке перевода к ИП;
- служебные обязанности работников при этом фактически не изменились;
- общество выдало беспроцентные займы предпринимателям;
- для ведения деятельности предприниматели использовали только арендуемое у общества имущество;
- судя по движению денежных средств на их расчетных счетах, ИП не несут общехозяйственные расходы.
В итоге ИФНС сложила доходы фирмы и предпринимателей, и получилось, что ООО утратило право на применение «упрощенки». Исходя из этого, налоговые обязательства организации были определены в соответствии с общей системой налогообложения, что повлекло доначисление налогов, пеней и штрафов.
Всего на сумму более 40 млн рублей.
Компания подала в суд, сославшись на то, что общество и ИП вели самостоятельную предпринимательскую и производственную деятельность. А именно как общество, так и ИП самостоятельно:
- производили финансово-хозяйственные операции (от своего имени);
- вели учет своих доходов в соответствии с порядком ведения бухучета при применении спецрежима;
- выполняли свои налоговые обязательства перед бюджетом;
- выдавали заработную плату;
- производили оплату контрагентам;
- проводили денежные расчеты с клиентами через ККТ;
- оформляли надлежащими документами передачу имущества в аренду и получение оплаты.
Кроме того:
- проверка кассовых операций и движений по расчетным счетам общества и ИП не выявила нарушений;
- инспекция не представила доказательства того, что фактически доход ИП передавался обществу;
- в ходе проверки не были выявлены управленческие решения общества по регулированию работы ИП.
Судьи указали, что гражданское законодательство допускает совместную деятельность хозяйствующих субъектов в целях получения прибыли от осуществления предпринимательской деятельности. Такая деятельность сама по себе не свидетельствует о получении налоговой выгоды.
ИФНС не доказала, что действия общества и предпринимателей были направлены исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды вследствие создания искусственных условий для применения благоприятной системы налогообложения путем дробления бизнеса.
Доводы инспекции о взаимозависимости сторон суды отклонили, поскольку чиновники не привели фактических данные, свидетельствующих о влиянии указанных обстоятельств на условия и результаты экономической деятельности общества и предпринимателей в целях налогообложения, на возможность в качестве последствия безусловного вменения обществу преследования цели уклонения от уплаты налогов.
1. То, без чего нельзя начинать налоговую оптимизацию.
- Граница между «хорошей» и «плохой» оптимизацией.
- Статья 54.1. НК (пределы осуществления прав налогоплательщиком), необоснованная налоговая выгода: самое важное.
- Проблемные зоны: фиктивные сделки (отсутствие реальности операций), деловая цель, приоритет существа над формой, искажение в налоговых целях.
2. Примеры налоговой оптимизации.
- Как продать бизнес или привлечь инвестора без налогов (льгота при продаже долей ООО и акций АО).
- Как передать активы внутри группы, без налоговых потерь (пп. 11, 3.7., 11.1 п. 1 ст. 251 НК).
- Распределение прибыли (дивиденды и альтернативные способы).
- Займы: использование для покрытия кассовых разрывов, инвестиций, вывода прибыли.
- Схема дробления бизнеса – как ее трактуют налоговики и последняя судебная практика.
Непроявление осмотрительности при выборе контрагента
НК РФ не содержит такого понятия, как «должная осмотрительность» и прямо не обязывает налогоплательщиков ее проявлять. Вместе с тем действующая судебная практика исходит именно из того, что проявление осмотрительности в вопросе выбора контрагента является обязательным условием получения налоговой выгоды (определение ВС РФ от 14.05.2020 № А42-7695/2017).
В рассматриваемом письме ФНС также однозначно признает, что при выборе контрагентов плательщики должны проверять их деловую репутацию, платежеспособность, риск неисполнения обязательств и наличие у контрагента необходимых ресурсов.
Более того, при совершении значимых сделок по поводу дорогостоящих объектов недвижимости плательщики должны еще изучать историю взаимоотношений предшествующих собственников данной недвижимости.
В противном случае налогоплательщик, должным образом не проверивший своего контрагента, несет риск отказа в получении налоговой выгоды. При этом о непроявлении осмотрительности при выборе контрагента, с точки зрения налоговиков, свидетельствуют перечисленные ниже обстоятельства (п. 15 письма ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@):
- налогоплательщик не знает о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его производственных, складских, торговых и иных площадей, необходимых для бизнеса;
- у налогоплательщика нет копий документов, подтверждающих наличие у контрагента недвижимости, производственных мощностей и квалифицированных кадров, необходимых лицензий, разрешений и свидетельств о членстве в СРО;
- налогоплательщик не может объяснить или же вовсе не знает, почему именно в качестве контрагента по сделке была выбрана та или иная компания;
- налогоплательщик не может подтвердить факт ведения деловых переговоров с руководством контрагента и обсуждения с ним условий договора;
- у налогоплательщика нет документов, подтверждающих полномочия руководства контрагента по сделке;
- налогоплательщик не проверял контрагента по открытым и общедоступным информационным базам;
- в открытом доступе нет информации, подтверждающей факт ведения контрагентом реальной экономической деятельности;
- налогоплательщик не может предоставить открытые источники информации, откуда он узнал о контрагенте (у него отсутствуют ссылки на сайты контрагента, реклама о предлагаемых контрагентом товарах и услугах, рекомендации третьих лиц и т.п.).
Второй шаг. Создание системы оптимизации налогообложения
Попробуем вывести формулу оптимизации налогообложения, под которой понимаются:
- оптимизация системы налогообложения на начальной стадии бизнеса, то есть правильный выбор системы налогообложения в момент регистрации бизнеса;
- планирование и оценка налоговых рисков с учетом разъяснений Минфина России и налоговых органов (сейчас эта информация открыта для налогоплательщиков и размещена на сайтах ведомств);
- оценка хозяйственных договоров с точки зрения налоговых рисков (не следует забывать о наличии таких понятий, как «мнимая» и «притворная» сделки);
- мониторинг действий налоговых органов при проведении налоговой проверки на предмет соблюдения налогового законодательства;
- грамотное ведение дел в суде по оспариванию решений налоговых органов с учетом сложившейся судебной практики (в каждом регионе практика складывается по-разному даже по схожим налоговым ситуациям, а до ВАС РФ доходят не все случаи, поэтому говорить о единообразии рассмотрения дел в судах пока не приходится).
Процесс работы по созданию и внедрению системы оптимизации налогообложения в уже действующей организации должен как минимум включать следующие этапы:
- проверка бухгалтерского и налогового учета;
- обеспечение необходимого объема и качества первичных документов силами самой организации, а также с привлечением аудиторских служб;
- разработка собственно системы оптимизации налогообложения, которая может предусматривать разделение функций бизнеса хозяйствующего субъекта между несколькими структурными подразделениями (или создание нескольких структур под каждый этап бизнеса);
- разработка необходимых инструментов регулирования равномерности и размеров уплаты налогов для созданной системы оптимизации (например, если вы в целях оптимизации перевели свой бизнес на упрощенную систему налогообложения, то просчитайте для внутреннего анализа, сколько вы уплатили бы налогов по общей системе налогообложения, определите эффект; или если вы разбили свое производство на этапы, зарегистрировав несколько самостоятельных объектов бизнеса, то определите размер сэкономленных налогов в сравнении с налогами холдинга в целом).
Система оптимизации налогообложения основывается на определенных принципах. Вот некоторые из них.
- Принцип адекватности затрат.
Стоимость создания системы оптимизации налогообложения (внутренних затрат организации или расходов на оплату услуг сторонних организаций) не должна превышать суммы уменьшаемых налогов.
- Принцип юридического соответствия.
Суть этого принципа заключается в недопустимости построения схем оптимизации налогообложения, основанных на коллизиях или «пробелах» в нормативных актах. Если отдельные положения законодательства являются спорными и могут трактоваться в пользу как налогоплательщика, так и государства, имеется вероятность возникновения в будущем судебных разбирательств либо необходимости доработки схемы.
- Принцип конфиденциальности.
Доступ к информации о фактическом предназначении и последствиях проводимых минимизаций должен быть максимально ограничен. Желательно, чтобы кроме собственников никто не представлял себе картину полностью. Если каждый будет знать в подробностях только свой этап (участок), этого будет достаточно.
- Принцип подконтрольности.
Рекомендации по оптимизации налогов
При выборе оптимального способа налогового планирования и схемы налоговой оптимизации стоит учесть несколько моментов.
В частности, таких, как:
- Необходимость тщательного изучения норм действующего законодательства. Ни один предприниматель не сможет эффективно снизить налоговую нагрузку, не разобравшись с положениями фискальных правовых актов.
- Необходимость следить за всеми происходящими изменениями в области налогообложения. Новые нормативные акты, обновление действующих норм, отмена неактуальных законов – все должно быть учтено.
- Необходимость планирования и проведение оценки полученных результатов. Это нужно для своевременной корректировки текущей политики компании.
- Сравнение. Невозможно определить оптимальный вариант, если не провести сравнительный анализ всех возможных методов и форм.
Дробление бизнеса – законно, если каждая компания самостоятельна
Дробление бизнеса на несколько юридических лиц и/или ИП – распространенный способ налоговой оптимизации. Сам по себе он не запрещен законом. Ведь по сути это лишь рациональное структурирование бизнеса.
Однако в конкретном случае налоговики могут посчитать такое дробление схемой уклонения от налогов и обвинить ее участников в получении пресловутой необоснованной налоговой выгоды.
В одних случаях суды поддерживают в этом налоговиков и отказывают компаниям в отмене решений по проверкам, в других – нет, и решения о доначислениях отменяются за необоснованностью. В каждом случае все зависит от обстоятельств, имеющих место в конкретном деле.
По данному вопросу недавно вышло Определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2017 № 1440-О (рекомендуется к прочтению и использованию вместе с особым мнением судьи Арановского К.В.).
В нем говорится о необходимости соблюдения справедливого баланса между требованиями общественных интересов (бюджета) и требованиями защиты основных прав человека (налогоплательщика). С одной стороны, дробление бизнеса закон не запрещает и не предусматривает за него ответственность, но с другой – налогоплательщик не должен злоупотреблять своими правомочиями.
Четких критериев, как отличить одно от другого, КС РФ не дал, но зато их породила практика. Поэтому для того, чтобы вы могли сориентироваться, мы с помощью ФНС РФ, которая также недавно проанализировала судебную практику по дроблению бизнеса, выделили две группы критериев – законного и незаконного дробления.
ТАБЛИЦА: «Дробление бизнеса: когда законно, а когда нет»
Признаки законного дробления бизнеса |
Признаки незаконного дробления |
Самостоятельность компаний Каждая организация (ИП), включенная в бизнес-группу, ведет самостоятельную деятельность, а именно: — совершает финансовые и хозяйственные операции от своего имени, то есть сама заключает договоры и рассчитывается по ним; — имеет основные средства; — имеет отдельный счет в банке; — ведет бухучет; — уплачивает налоги; — представляет декларации; — имеет свой штат сотрудников; — выплачивает им зарплату; — арендует имущество; — несет хозяйственные расходы; — хранит первичные документы и печати у себя; — нет признаков того, что действия компании подчинены воле не ее руководителей и собственников, а происходят исключительно по указаниям руководства другой организации, включенной в схему дробления бизнеса |
Полная взаимозависимость участников схемы Все организации (ИП), кроме одной, лишены самостоятельности и являются по сути лишь «техническими» компаниями, так как: — занимаются одним и тем же видом экономической деятельности; — у них отсутствуют собственные основные и оборотные средства, а также кадровые ресурсы; — используют один и тот же офис, склад, сайт, вывеску, контакты, банки, расчетные счета, ККТ, терминалы и т.п.; — между участниками схемы формально перераспределен персонал без изменения его должностных обязанностей; — организации несут хозяйственные и другие расходы друг за друга; — интересы участников схемы во взаимоотношениях с госорганами и иными контрагентами (не входящими в схему дробления бизнеса) представляют одни и те же лица; — показатели их деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода, близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение спецрежимов; — компании (ИП) созданы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала; — фактическое управление деятельностью участников схемы осуществляется одними лицами |
Реальность сделок Совершаемые компаниями сделки являются реальными. Налоговой инспекцией это не оспаривается и не ставится под сомнение, она не приводит доказательств того, что сделки фиктивны |
|
Экономическая причина дробления Структурирование бизнеса на группу компаний обусловлено разумными экономическими причинами, то есть имеет деловую цель. Например, разделение видов деятельности, увеличение торговых точек, расширение сети поставщиков, снижение хозяйственных издержек и т.д. Еще лучше, если она уже достигнута или достигается |
Единственная причина – снижение налогов Единственная достигнутая цель применения схемы дробления бизнеса – это уменьшение уплачиваемых всей группой компаний налогов, что выглядит подозрительно при расширении в целом всей деятельности |
Оптимизация налоговой нагрузки и минимизация налоговых рисков
Российское налоговое законодательство подвержено постоянным изменениям и уточнениям. В отечественные нормативные документы регулярно вносятся поправки, как уточняющие отдельные методы расчета налоговой базы, так и кардинально меняющие принципы организации учета или начисления и уплаты определенных налогов.
Руководителям и главным бухгалтерам компаний зачастую некогда следить за всеми этими нюансами, кроме того, им не всегда удается правильно оценить масштаб тех или иных новшеств и последствия их внедрения для собственного бизнеса. Однако незнание налогового законодательства и неумение правильно использовать законные методы минимизации налоговых выплат приводят к самым серьезным последствиям:
- неэффективному ведению бизнеса;
- наложению всевозможных штрафных санкций;
- возникновению административной или уголовной ответственности для руководителей и собственников бизнеса.
Именно поэтому грамотное налоговое планирование, осуществленное силами профессиональных бухгалтеров аутсорсинговой компании, приобретает все большую популярность среди бизнесменов, предпочитающих вести свое дело на принципах честности и открытости.
Методы оптимизации налоговой нагрузки
Специалисты-налоговики обычно предоставляют своим клиентам план, включающий целый комплекс мер по снижению налоговой нагрузки. Они достаточно разнообразны, но наиболее эффективными следует признать:
- правильный выбор системы налогообложения, правовой формы компании, ее юрисдикции и вида деятельности;
- обоснованное применение налоговых ставок;
- оптимизация налога на прибыль;
- правильное использование налоговых льгот.
Эти, вполне законные, с точки зрения наших законодателей, методы способствуют значительному снижению налоговой нагрузки и повышению общей рентабельности бизнеса.
Снижение налоговых рисков представляет собой целый комплекс действий, которые осуществляются по нескольким направлениям:
- снижение рисков на предприятии – оно включает ежегодную актуализацию налоговой политики компании, учет инвестиционных и управленческих рисков;
- тесное взаимодействие с налоговыми органами – регулярная сверка налоговых расчетов, письменных запросы по особенностям правоприменения отдельных положений Налогового кодекса и иных нормативных актов;
- регулярная работа с контрагентами компании – текущий мониторинг заключаемых договоров.