Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Легализация доходов (отмывание доходов, полученных преступным путем)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как известно «отмывание» денег – это целая индустрия криминального бизнеса. Однако большинство об этом знают больше понаслышке и из криминальных детективов. А толком, что это из себя представляет и какую ответственность влечет, мало кто понимает.
Задачи субъектов по Закону № 115-ФЗ
К лицам, которые оказывают бухуслуги, относятся бухгалтерские фирмы и ИП-бухгалтеры, а также самозанятые в этой сфере деятельности. Именно они являются субъектами особой ст. 7.1 Закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ.
Этот закон регулирует взаимоотношения граждан, компаний и госорганов в целях предупреждения, выявления и пресечения действий, которые осуществляются для отмывания доходов, финансирования террористической деятельности и распространения оружия массового уничтожения.
Другими словами, главная задача каждого субъекта Закона № 115-ФЗ — организация и проведение внутреннего контроля для предотвращения указанных выше противоправных деяний таким образом, чтобы обнаружить операции и передать сведения о подобных операциях в Росфинмониторинг.
Операции, вызывающие подозрения
Лица, которые ведут бухгалтерскую деятельность, должны обнаруживать операции, соответствующие таким критериям:
- сделка проводится для выведения денег в наличный оборот;
- платежи поступают за проданные товары или оказанные услуги от лиц, которые не являются сторонами сделки;
- сделки проведены с использованием сомнительных способов с целью уменьшения заявленной прибыли по соображениям, которые связаны с налогообложением;
- многократное выставление счетов на одни и те же услуги, работы или товары;
- иные признаки, которые свидетельствуют о возможном проведении легализации доходов, полученных преступным путем, или финансировании террористической деятельности, обнаруживаемые при оказании бухуслуг.
Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем
К целям деятельности по легализации преступных доходов можно отнести:
-
Сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников.
-
Создание видимости законности получения доходов.
-
Сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс отмывания.
-
Уклонение от уплаты налогов.
-
Обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления.
-
Создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.
Отмывание денег — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученных в результате совершения преступления[1], то есть их перевод из теневой, неформальной экономики в экономику официальную для того, чтобы иметь возможность пользоваться этими средствами открыто и публично. В официальных документах именуется «легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путём».
При этом форма денежных средств может меняться как с наличной на безналичную (например, через терминалы моментальной оплаты), так и наоборот (например, путём выигрыша в лотерею или покупки выигрышного лотерейного билета у законного владельца, в том числе за сумму, превышающую сумму выигрыша).
Понятие, история правоприменения
Из этого перечня не исключены и иные виды преступных доходов. В истории России практика отмывания преступных доходов является совершенно новым видом правоотношений, правоприменение в сфере которых только формируется, что связано прежде всего со спецификой товарно-денежных отношений в советский период, в котором легальный оборот крупных денежных средств в частном секторе был вообще невозможен. Хотя криминальный бизнес все же существовал.
И когда брали подпольных советских миллионеров, громкие дела которых стали яркими моментами в истории советской криминалистики, то у них обнаруживались крупные денежные средства запрятанные самым тривиальным способом в домашнюю мебель и утварь или еще где. Вспомните знаменитый советский фильм «Прохиндиада или бег на месте» про такого же субъекта, который среди ночи заказывал такси на кладбище, чтобы отрыть запрятанные капиталы, поддавшись на развод других жуликов.
Сейчас же уже нет никакой необходимости прятать свои незаконные сбережения под матрасом или на кладбище. Пришедшие времена рыночной экономики позволили владеть крупными капиталами на законной основе, при условии законности их получения. И вот тут то и встает вопрос об их источнике. Все банковские операции строго учитываются, и по ним банк дает отчет по требованию фискальных органов.
Именно легализация преступных доходов в России и является самой сутью этой криминальной операции, которая стала сейчас просто видом криминальной индустрии. Гораздо больший опыт с которой имеют иные страны с длительной историей развития бизнеса, такие как США, в которой в 80-х годах и возник этот термин.
Как видно из источника происхождения данного понятия, оно возникло как следствие преступности организованной, то есть целого криминального бизнеса, который требовал себе соответствующую особую финансовую систему обращения денежных средств для возможности свободного распоряжения ими. Организованная преступность в этой сфере достигла такого масштаба, что вышла на международный уровень, потребовав международного правового регулирования мер борьбы с ней. Это привело к тому, что в Венской конвенции ООН 1988 года «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» была предусмотрена отдельная статья о легализации доходов от преступной деятельности.
В статье 3 документа под легализацией понималось:
В дальнейшем была принята Конвенция Совета Европы №141 от 8 ноября 1990г., которая расширила отмывание «грязных» денег, рассматривая ее не только как доходы от наркотрафика, но и иных видов преступной деятельности. Статьей 6 этой конвенции были даны наиболее широкие примеры действий при легализации преступных доходов:
Юридическая квалификация и борьба с отмыванием в России
За отмывание денег российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность статьями 174, 174.1 УК РФ, где дано четкое определение понятия состава преступления: «совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом».
И то же самое, если это делается самим лицом, получившим преступные доходы. За отмывание денег, в зависимости от их размера и способа легализации, предусмотрены различные виды наказаний. Но видно, что самую большую общественную опасность имеют действия лиц, совершенные организованной группой или в особо крупном размере. То есть, когда такое отмывание превращается в самостоятельный преступный бизнес.
Превращение такого рода махинаций с «грязными» деньгами для их легализации привело к принятию отдельного закона для борьбы с ними. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» N 115-ФЗ ввел определенные формы контроля за оборотом финансовых средств, позволяющие выявлять легализацию преступных доходов и иных активов сомнительного происхождения.
В качестве мер, направленных на противодействие легализации преступных доходов, Законом предусмотрено:
Для отмывания денежных средств изобретены различные «хитроумные» схемы и способы. Эксперты ООН к моделям таких операция относят трехфазовые и четырехфазовые. Трехфазовая состоит из первоначального размещения «грязных» денег в финансовом секторе экономике (рlасеment).
И этот этап самый рискованный, потому как предполагает большую возможность для выявление легализации преступных доходов. Размещение происходит в кредитных учреждениях или сфере торговли. Потом расслоение (layering), то есть непосредственный отрыв денежных средств от их источника формирования путем совершения многочисленных финансовых операций, которые делают затруднительным установление источника их первоначального образования.
Интеграция (integration) — эта стадия конечного перехода денежных средств в легальное владение выгодоприобретателя таких операций. В процессе интеграции денежные средства возвращаются в экономику уже под видом обычных легальных средств, когда в банковском секторе уже не возникает вопросов об их возникновении.
Четырехфазовая модель более сложная и предусматривает сеть третьих лиц, через которые проходят финансовые средства, для придания законности их происхождения, а также возможный вывод за границу.
Существует также и двухступенчатая модель отмывания средств. Она самая простая, так как предусматривает только введение нелегальных средств в финансовый сектор и их легализацию.
В целях оптимизации судебной практики Верховным судом России было принято постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 N 32. В пункте 1 данного постановления Верховный суд обратил внимание судов на то, что предметом преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, являются не только денежные средства или иное имущество, незаконное приобретение которых является признак легализации преступных доходов, например, хищения, получения взятки, но и денежные средства или иное имущество, полученные в качестве материального вознаграждения за совершенное преступление, например, за убийство по найму, либо в качестве платы за сбыт предметов, ограниченных в гражданском обороте.
При этом вывод суда, рассматривающего уголовное дело по статье 174 или статье 174.1 УК РФ о преступном характере приобретения имущества, владению, пользованию или распоряжению которым виновный стремится придать правомерный вид, наряду с иными материалами уголовного дела может основываться на:
Какие-то предположения в данном случае недопустимы. Сами по себе сомнения легальности денежных средств без установления их реального криминального источника получения, что должно быть подтверждено вышеуказанными актами юстиции, не может являться основанием для вывода об их отмывании и не должно повлечь за собой уголовную ответственность.
Это очень ценное указание Верховного суда РФ, которое ограничивает возможность правоохранительных органов использовать уголовное преследование по данной статье, как форму давления на бизнес, что могло иметь распространение без четких указаний высшей судебной инстанции.
Однако это также не должно являться препятствием для борьбы с нелегальной сферой криминального отмывания денег, в которой учитывая новые электронные финансовые инструменты, появляется все больше возможностей и способов для совершения таких действий. Это и побудило 7 марта 2019 г. Пленум Верховного суда внести в вышеуказанное постановление изменения, приравняв к безналичным денежным активам также и электронные деньги и виртуальные активы (криптовалюты).
И если раньше преступники могли облегченно вести операции по отмыванию денежных средств путем сделок с криптовалютой, биткоинов, то теперь это никак не спасает их от уголовной ответственности.
Меры противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма определены Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Контролирует исполнение вышеуказанных мер уполномоченный орган, определяемый Президентом Российской Федерации. Таковым органом является — Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу утверждено Указом Президента РФ от 13.06.2012 N 808.
Законом определен перечень Организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (ст. 5) . На эти организации возлагаются особые обязаности по контроля, предусмотренные ч. 1 ст. 7 закона. Такие организации, к примеру, должны идентифицировать клиента, сообщать в Росфинмониторинг информацию о сделках, подлежащих обязательному контролю и даже блокировать счет клиента, в случае подозрений по отмыванию доходов или финансирование терроризма.
кредитные организации;
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;
организации федеральной почтовой связи;
ломбарды;
организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
операторы по приему платежей;
коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
микрофинансовые организации;
общества взаимного страхования;
негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами — физическими лицами.
Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Закон определяет Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю (ст. 6). К таким операциям, в частности, относятся:
1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:
1) операции с денежными средствами в наличной форме:
снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию;
3) операции по банковским счетам (вкладам):
размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;
зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;
4) иные сделки с движимым имуществом:
помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;
предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.
1.1. Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.
Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (ст. 174 и 1741 УК)
В России ведется постоянная работа по усовершенствованию механизмов этого противодействия, системное начало которой положило принятие Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
[1] Общественная опасность этих преступлений состоит в том, что за счет более дешевых криминальных активов формируется существенная часть бизнеса, имеющая конкурентные преимущества перед остальными участниками рынка. Наибольшие сложности возникли в связи с вопросом об определении самого понятия «легализация», а также предметов.
Закон раскрывает эти понятия.
Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с Законом представляет собой придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.
В объект данных составов включен обязательный признак — предмет преступления. Собственно, составы различаются только по признаку предмета: в ст. 174 УК в качестве такового выступают денежные средства и иное имущество, приобретенное заведомо преступным путем другими лицами, а ст. 1741 УК говорит о ценностях, полученных лицом в результате собственных преступных действий.
Как следствие, уяснения требуют термины «денежные средства» и «иное имущество». Понятие «денежные средства» широко используется в гражданском, налоговом и коммерческом законодательстве, охватывая всю массу наличных денег, в том числе в иностранной валюте.
Статья 128 ГК РФ, в свою очередь, включает в состав иного имущества: безналичные денежные средства; бездокументарные ценные бумаги; имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Таким образом, мы говорим о всей совокупности вещей и иного имущества.
При этом закон устанавливает и такой признак квалифицированного и ультраквалифицированного состава, как размер. В соответствии с примечанием к ст.
174 УК крупным размером считается финансовая операция на сумму, превышающую 1 млн 500 тыс. руб., а особо крупным — 6 млн руб.
Как видно из текста, за время существования УК произошло уравнивание этих показателей с указанными в примечании кст. 169 УК, что делает излишним исключающую оговорку в последнем.
Отдельные положения норм толкует упоминавшееся выше Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 23. Как и федеральный закон, оно достаточно широко толкует объективную сторону данных составов. В п.
19 Пленум указывает, что под финансовыми операциями и другими сделками, названными в ст.
174 и 1741 УК, следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом (независимо от формы и способов их осуществления, например, договор займа или кредита, банковский вклад, обращение с деньгами и управление ими в задействованном хозяйственном проекте), направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей. К сделкам с имуществом или денежными средствами могут относиться, например, дарение или наследование.
Поскольку оба состава являются формальными, не имеет значения, сколько таких операций было совершено. Достаточно хотя бы одной завершенной операции или сделки, чтобы считать выполненной объективную сторону состава преступления.
Некоторые особенности в указанных составах преступлений имеет и субъект. В целом его можно было бы считать общим, однако конструкция предмета предопределила некоторые особенности. В ст.
Легализация государственной власти
Органы государственной власти – исполнительные, законодательные и судебные регулируют общественные отношения в стране, издают законодательные акты, разрешая или запрещая определённые действия гражданам и организациям.
Для того чтобы функции властных структур носили законный характер, необходимо официальное признание или легализация органов государственной власти.
Законной должна быть не только текущая деятельность на уровне государственного управления, но и само происхождение и установление государственной власти, а также организация и издание нормативно-правовых актов, надзорные и карательные функции, одним словом, легализация государственной власти – это соответствие всех процессов управления государством действующему законодательству в стране.
Государственная власть не может быть легализована захватническим, революционным способом или путем государственного переворота. Только соответствие главным законам, чаще всего, принятым путем выборов или референдумов, – Конституции, Декларации или иным актам, делает власть легальной. В Российской Федерации основой легализации власти является принцип выборности, утвержденный Конституцией РФ в 1993 г.
Ответственность по ст.174-175 УК РФ
Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 174 и ст. 174.1 УК РФ, характеризуется виной в виде прямого умысла. Субъект преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ, вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет и при этом не участвовавшее (любой вид соучастия) в совершении преступления, в результате которого были приобретены денежные средства или иное имущество. Субъект преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК РФ, вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет и в отличие от ст. 174 УК РФ, являющееся участником совершения преступления, в результате которого были приобретены денежные средства или иное имущество. Основным признаком преступных деяний, предусмотренных ст. 174 и ст. 174.1 УК РФ, является цель их совершения — придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом. Реализовывая ее, виновный стремится создать «владельцу» денежных средств или иного имущества такие условия владения, пользования и распоряжения, которые позволяют, вводя в заблуждение участников правового оборота либо органы публичной власти, считать их полученными правомерным путем. Cпециальная цель отмывания — легализация доходов присутствует и обязательна при квалификации деяний по ст. 174.1 УК РФ, так как без наличия указанной цели состав преступления будет отсутствовать. Постановление Пленума Верховного суда РФ не дает четких рекомендаций о необходимости установления цели легализации при совершении действий, указанных в ст. 174.1 УК РФ. В этой связи допускается значительное число ошибок при рассмотрении уголовных дел этой категории. Часть 1 статьи 175 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за заранее не обещанные приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем. Отличие легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. ст. 174, 174.1 УК РФ), от приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ), в цели совершения сделок с этим имуществом, и сбыт имущества, которое было получено в результате совершения преступления иными лицами, не образует состава легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, если такому имуществу не придается видимость правомерно приобретенного. Объект преступления, предусмотренного ст. 175 УК РФ, это установленный порядок приобретения или сбыта имущества. Предмет преступления — имущество, добытое преступным путем. В судебной практике под этим имуществом обычно понимаются вещи, как правило, движимые (ст. 130 ГК РФ). Не имеет значения, в результате совершения какого преступления это имущество было добыто (например, кражи, мошенничества, вымогательства). Объективная сторона преступления выражается в действиях — приобретении или сбыте имущества. Под приобретением понимается возмездное или безвозмездное получение имущества любым способом (покупка, обмен, получение в дар и т.п.), под сбытом — любая форма возмездной или безвозмездной передачи его третьим лицам. Не является приобретением или сбытом получение или передача имущества на временное хранение. Приобретение лицом имущества, добытого преступным путем, а затем его сбыт не образуют совокупности преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 175 УК РФ. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что приобретает или сбывает имущество, добытое преступным путем, и желает этого. Заведомость как обязательный признак данного состава преступления предполагает понимание виновным того, что получаемое или отчуждаемое им имущество добыто в результате совершения какого-либо преступления. Однако это не означает, что этому лицу должны быть достоверно известны все обстоятельства его преступного приобретения. Мотивы и цели не являются обязательными признаками состава преступления. Вместе с тем для данного преступления характерен корыстный мотив. Субъект преступления специальный — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет и при этом не участвовавшее (любой вид соучастия) в совершении преступления, в ходе которого было добыто имущество. Квалифицированными видами преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 175 УК РФ являются заранее не обещанные приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, совершенные: 1) группой лиц по предварительному сговору; 2) в отношении нефти и продуктов ее переработки, автомобиля или иного имущества в крупном размере.
Комментарий к Ст. 174 Уголовного кодекса
1. Предмет преступления — денежные средства, ценные бумаги в российской и иностранной валюте, иное движимое и недвижимое имущество, приобретенное заведомо преступным путем, имущественные права.
Заведомость означает, что субъекту достоверно известно, что он использует средства или иное имущество, которые были получены другим лицом в виде дохода от преступной деятельности.
Факт преступного приобретения денежных средств или иного имущества должен быть установлен. Сделать это возможно как во время, так и до судебного процесса, рассматривающего уголовное дело об отмывании преступных доходов (п. 4 — 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. N 32 «О судебной практике по делам легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем»).
2. Финансовая операция как сделка отличается от иных сделок только тем, что она связана с обращением денег, ценных бумаг и платежных документов через банки или иные кредитные организации.
Другие сделки с денежными средствами или имуществом представляют собой совершение любых гражданско-правовых сделок (дарение, мена, купля-продажа и т.д.), а равно создание видимости таких сделок.
В ч. 1 ст. 174 УК не определена минимальная стоимость легализуемого имущества, поэтому для привлечения к уголовной ответственности достаточно совершить одну финансовую или другую сделку, не оцениваемую как малозначительное деяние (ч. 2 ст. 14 УК).
3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью — придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или имуществом.
4. Субъектом преступления не может быть лицо, которое участвовало в совершении первичного (основного) преступления, поскольку его действия охватываются ст. 174.1 УК.
5. Под лицом, использующим свое служебное положение при легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных преступным путем, понимается должностное лицо, служащий, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем
1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом —
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.
2. То же деяние, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.
3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные:
- а) группой лиц по предварительному сговору;
- б) лицом с использованием своего служебного положения, —
наказываются принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частью первой или третьей настоящей статьи, совершенные:
- а) организованной группой;
- б) в особо крупном размере, —
ФЗ-115 о противодействии легализации (отмыванию) доходов в 2019 году — блокировка счета в Сбербанке, какие причины и что делать?
«Антиотмывочный» закон был принят еще в 2001 году, но активно применяться стал в последнее десятилетие после значительных изменений. Цель закона простыми словами — создать препятствия для отмывания средств, полученных незаконным путем, использования денег для финансирования терроризма и иной преступной деятельности.
Для этого значительными полномочиями наделяются кредитные организации — банки и другие учреждения, работающие с денежными средствами, а также государственные контролирующие органы, в частности, Росфинмониторинг.
Закон 115-ФЗ о противодействии легализации (отмыванию) доходов в 2019 году также подвергся изменениям. Законодатель идет по пути последовательного ужесточения требований этого нормативного акта.
Обзор закона и его основных положений приведен в статье.