Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особые отметки Росреестра — пересечение границ. Пример из практики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.
Почему происходит пересечение границ участков?
Выделяют две самых частых причины ошибок в кадастровом учете земли. К первой относится неточность, допущенная органом регистрации прав (Росреестра) при занесении сведений о земельном участке в базу данных. В этом случае устранение проблемы происходит без особых для владельца участка временных и финансовых расходов.
Для этого нужно обратиться в региональное подразделение Росреестра с соответствующим заявлением и указанием на ошибку. Дальнейшие действия предпринимаются внутри ведомства и заключаются в исправлении базы данных.
Намного сложнее ситуация, когда ошибку допустил кадастровый инженер, который занимался оформлением землеустроительной документации на участке. В этом случае проблема решается при непосредственном участии собственника земли во внесудебном или судебном порядке. Первый вариант предполагает оформление правильных документов и их предоставление в Росреестр. Второй предусматривает подачу искового заявления в суд.
Установление границ земельного участка.
Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).
Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.
Постановка земельного участка на кадастровый учет.
После вступления решения суда в законную силу (у ответчиков будет десятидневный срок на обжалование) его в соответствии с пп. 4 п. 25 Приказа Минэкономразвития России № 412 необходимо включить в состав приложения к межевому плану как документ о разрешении земельного спора и обратиться в соответствующий орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.
В связи с признанием местоположения смежной границы между земельными участками по межевому плану смежного собственника кадастровой ошибкой в сведениях орган кадастрового учета в соответствии со ст. 28 Закона № 221-ФЗ обязан исправить эту ошибку.
Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 25 Закона № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения в сведения о местоположении границ смежного земельного участка.
Досудебный порядок при пересечении границ
На досудебной стадии при пересечении границ земельных участков допускается оформлять межевой план в виде одного документа, содержащего сведения в отношении ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. В состав межевого плана в указанном случае также включаются:
- Заключение кадастрового инженера обосновывающее вывод о наличии ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, а также включение дополнительных сведений о местоположении такой границы в раздел «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях»
- Акт согласования местоположения границы ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. Акт согласования границы такого земельного участка может не оформляться в случае, если в результате исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка не изменились площадь указанного земельного участка и его конфигурация.
Исправление технической ошибки
Здесь предполагается наличие грамматической, ошибки, опечатки, либо это может быть арифметическая ошибка, со стороны органа регистрации прав, при реализации государственного кадастрового учета, либо при проведении государственной регистрации прав. То есть техническая ошибка может быть допущена исключительно регистрирующим органом при работе, то есть банальная невнимательность.
Такая ошибка исправляется достаточно просто, и вопрос обычно решается по заявлению, до суда дело практически никогда не доходит, так как ошибка подобного плана не затрагивает права ни одного из собственников. Исправляется такая ошибка по решению регистрирующего органа, либо на основании заявления заинтересованного лица, либо опять же, в крайнем случае, на основании вступившего в силу решения суда.
Без судебных разбирательств основанием для исправления ошибки может быть действие самого регистрирующего органа, либо по заявления гражданина, заинтересованного в исправлении ошибки.
Техническая ошибка в обоих перечисленных случаях исправляется в течение трех рабочих дней, начинающихся со дня обнаружения ошибки, если ошибка выявлена работником регистрирующего органа. Либо в течение трех рабочих дней в случае подачи заявления гражданином и соответствующих документов в регистрирующий орган, на основании статьи 61 Закона о регистрации недвижимости.
Для исправления ошибки достаточно обратиться в ближайший отдел МФЦ, специалист подготовить для Вас соответствующее заявление. Так же не забудьте взять с собой паспорт, а так же документы подтверждающие наличие соответствующей ошибки, это может быть договор дарения, купли-продажи, а так же иные документы подтверждающие наличие ошибки.
Как только ошибка будет исправлена, собственник получит соответствующее уведомление.
Исправление реестровой ошибки
Реестровая ошибка, это уже серьезнее, так как содержится в плане межевания, техническом плане, карте-плане территории, а так же может содержаться в акте обследования.
Выявляется такая ошибка регистрирующим органом на основании того же межевого плана, акта обследования, технического плана, а так же иных документов полученных по основаниям пункта 3, стать 61 Закона о регистрации недвижимости. Такая ошибка как Вы понимаете, в первую очередь допускается кадастровым инженером при проведении работ по межеванию, но есть случаи, когда данная ошибка была допущена по вине органа направившего документы в регистрирующий орган, а регистрирующий орган уже регистрирует ошибку в документах.
В данной ситуации всегда встает вопрос об определении надлежащего ответчика для исправления ошибки в судебном порядке. Так как вина контролирующего органа в данной ситуации отсутствует, в таком случае надлежащим ответчиком в спорах об исправлении кадастровой реестровой ошибки будет специалист, составивший соответствующий документ, на основании которого сведения об объекте были внесены в ЕГРН.
Конечно, для исправления реестровой ошибки, не обязательно обращаться в суд, она может быть исправлена на основании заявления заинтересованного лица, во внесудебном порядке. К заявлению так же прикладываются документы, свидетельствующие о наличии реестровой ошибки, а так же документы, содержащие верные сведения, так например это может быть межевой план с верными координатами. В таком случае реестровая ошибка должна быть исправлена в течение 5 дней с момента получения соответствующего заявления. Плата за исправление как реестровой, так и технической ошибки не предусмотрена.
Как только станут известны результаты исправления ошибки, в обязанности регистрирующего органа входит направить в адрес правообладателей уведомление. Направляется оно в течение трех рабочих дней со дня внесения изменений и исправления ошибки в ЕГРН.
Какие нужны документы?
Уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок. Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании.
Если таковых нет – уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка. Для этого могут потребоваться:
– ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ);
– материалы лесоустройства;
– планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти;
– документы по территориальному планированию муниципальных образований;
– проекты организации и застройки территории дачных, садовых и огородных некоммерческих товариществ.
На всем протяжении становления российского земельного права система координат, в которых определялись координаты характерных точек границ участков, постоянно изменялись. Изменялись также и требования к точности определения этих координат, от чего напрямую зависит их погрешность.
В настоящее время, в отношении львиной доли ранее учтенных земельных участков в ЕГРН внесены сведения о их границах. Но такие границы определены не с нормативной точностью, имеют большую погрешность и почти всегда не соответствуют реальным границам участков.
Такие участки легко определить — на публичной кадастровой карте их площадь имеет статус «декларированная». Как определить декларированную площадь мы писали в другой статье.
Границы подобных участков определялись по результатам массовой инвентаризации земель муниципальными образованиями. Инвентаризация делалась двумя методами — аэрофотосъемкой с самолета или по спутниковым картам. Разглядеть реальные границы существующих участков в обоих случаях — мероприятие хоть и увлекательное, но крайне далекое от достоверности.
Поэтому, результаты такой инвентаризации много лет повергают в шок собственников земельных участков, которые внезапно выясняют, что границы их участков в ЕГРН описаны совершенно не там, где они расположены в реальности. Или конфигурация участков изображается неверно. Или имеет место существенное смещение одной из границ участка.
В отношении подобных участков обязательно нужно проводить кадастровые работы по уточнению их границ на местности в соответствии с действующим законодательством. Оставлять границы участка в таком состоянии не рекомендуем, так как это может повлечь за собой много спорных ситуаций.
Если вы являетесь правообладателем земельного участка, полученного в нелегкие годы становления российской демократии, и никогда не занимались оформлением его границ – сейчас самое время подумать об этом. Жизнь не стоит на месте.
Выявить наложение границ ЗУ можно двумя способами:
Первый – при постановке на учет объектов.
Второй – в процессе межевания, которое проводится при разделе, перераспределении, объединении или регистрации ЗУ.
Оба этих варианта являются основанием для проведения судебного или иного разбирательства.
Первый вариант подразумевает вынесение решения об отказе или приостановке учета надела, на основании обнаружения ошибки в данных государственного реестра.
Во втором варианте, инженер кадастровой службы оформляет заключение, в котором должно быть конкретно указано, по какой причине произошло наложение и с границами какого участка, тем самым подтверждая факт несоответствия границ определенного участка.
Исправление кадастровой ошибки производится путем составления заключения, в котором инженер кадастровой палаты обязан указать следующее:
- подробное описание допущенной ошибки;
- конкретную причину ее возникновения;
- текущие данные, полученные в процессе межевания, которые позволяют исправить погрешность в реестре.
Такое заключение должно учитывать интересы собственников спорных участков, а не только решить проблему обратившегося владельца (например, если после устранения ошибки уменьшится площадь соседнего надела). Чтобы исключить такие негативные моменты, перед составлением заключения производится собрание всех заинтересованных лиц, с целью определения границ спорных участков.
Сотрудники Росеестра обязаны исправить ошибки в документации, после получения заявления от заинтересованного лица и заключения инженера. Производится корректировка данных в течение 5 рабочих дней.
После того, как проблема, заявленная в исковом заявлении, будет рассмотрена судом – выносится обоснованное решение. Для этого судебная коллегия должна получить ясную картину произошедшего. Если ситуация складывается однозначно, то срок, отводящийся на принятие решения, будет составлять не более 2 месяцев. Отсчет начинается с даты, когда было подано исковое заявление в суд.
Когда у судей возникают сомнения относительно изложенных в иске фактов, они имеют полномочия по переносу заседаний или отклонению исковых требований. В такой ситуации срок рассмотрения иска будет затягиваться.
Если судом вынесено решение, которое не удовлетворило истца, он имеет возможность в течение 10 дней обжаловать его. Срок начинает течь, когда была получена копия решения суда.
Другие дополнительные бонусы
Межевание – бесплатная возможность получить дополнительные метры к уже имеющемуся участку. Оно позволяет узаконить уже используемую площадь, что особенно актуально для владельцев дорогих наделов. Это мероприятие важно проводить после согласования с соседями и не превышать нормативы, установленные местной администрацией поселка, села, садово-огородного товарищества. Практика показывает, что в среднем удается к уже имеющейся площади официально добавить до шести соток земли. И это очень существенно.
Бывают случаи, когда со временем надел, находящийся в собственности у владельца, приобретает сложную форму. Например, с одной стороны формируется большая автомобильная автострада, с другой стороны разрастается молодой лес и превращается в полноценное угодье. В такой ситуации лучше провести повторное межевание и документально зафиксировать имеющиеся изменения.
Другой комментарий к Ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации
Комментируемая статья закрепляет требования, которые должны быть соблюдены при образовании земельных участков в результате их раздела, объединения, перераспределения или выдела. Эти требования являются критериями оценки правомерности образования земельных участков.
Особо нужно отметить, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК, другими федеральными законами. Никаких иных требований, кроме указанных в комментируемой статье 11.9 Земельного кодекса России и имеющих весьма общий характер, в законодательстве нет. Действующие Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденные Федеральной службой земельного кадастра России 17 февраля 2003 г., предусматривают, что при образовании земельных участков должны учитываться следующие требования:
каждый земельный участок формируется по присущим только ему характеристикам: местоположение, целевое назначение земель, разрешенное использование, площадь, удостоверенные границы, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (сервитуты);
размер земельного участка устанавливается в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными размерами, нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией;
в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь прилегающей территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами;
раздел земельного участка с целью образования новых самостоятельных земельных участков осуществляется таким образом, чтобы каждый вновь образуемый земельный участок мог использоваться в соответствии с разрешенным использованием без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
границы земельного участка устанавливаются в соответствии с требованиями эколого-ландшафтной организации территории;
не допускается изломанность проектируемых границ, если она не обусловлена существующими естественными или искусственными рубежами.
Границы земельных участков, образуемых как для несельскохозяйственных нужд, так и для вновь формируемых сельскохозяйственных организаций, крестьянских фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств, устанавливаются с учетом их компактного размещения и, как правило, совмещаются с существующими границами полей севооборотов и рабочих участков, с естественными и (или) искусственными рубежами (реками, ручьями, каналами, лесополосами, дорогами и другими природными и созданными трудом человека объектами). Образование земельных участков на орошаемых или осушенных землях осуществляется на условиях, обеспечивающих функционирование мелиоративных систем.
Разъяснение сложных вопросов
- В данной теме непонятна роль органов государственной и муниципальной власти, на что распространяются их полномочия, имеют ли они право вмешиваться в территорию собственника? Важно написать, что смещение какого-либо участка может быть вообще сделано по требованию органов управления и кадастровых инженеров. Такие действия будут законны, если между владениями образуется чересполосица или разрывы. В случае если земля принадлежит государственному или муниципальному фонду, уполномоченные органы могут потребовать переместить владение с целью постройки инженерных коммуникаций.
- Являются ли смежными владения, имеющие лишь одну общую точку? Несмотря на то что в понятие границы входит некое расстояние (от точки до точки), одна точка всё равно является полноценной границей, и перед постройкой такого участка необходимо согласование со второй стороной.
- При каких условиях нельзя выкупить смежный участок? Земля не подлежит выкупу в том случае, если она обременена залогом или принадлежит владельцу в соответствии с правом бессрочного пользования (у данной площади есть ещё владельцы).
Подводя итог, становится ясно, насколько важно планировать все нюансы, которые могут возникнуть с сопредельным участком, и действовать в строгом соответствии с установленным законодательством. Наиболее часто судебные процессы по этой теме связаны с пересечением одного участка другим, хотя в юрисдикцию Уголовного кодекса такое нарушение редко когда входит, но и с административным кодексом проблем лучше не иметь. Поэтому по любым вопросам важно обращаться к опытным юристам и кадастровым инженерам.