Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пять шагов к реорганизации путем выделения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разумеется, в налоговом органе, но в каком именно? Если юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации, будет территориально относиться к тому же отделению ФНС, то вопросов не возникнет. Но если адрес хотя бы у одной из новых организаций будет изменен, нужно руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 110 от 26 февраля 2004 г., которое обозначает места регистрации при изменении местоположения реорганизуемых фирм.
Что такое реорганизация
Фактически, это преобразование предприятия в новое, которое становится правопреемником, то есть принимает все права и обязанности старой компании. В ходе процедуры меняется организационно-правовая форма организации или создается новая компания.
Иногда реорганизацию путают с ликвидацией. Сходства действительно есть: после завершения реорганизации юридическое лицо исключают из Государственного Реестра, как при ликвидации. Но если компания ликвидируется, то она полностью прекращает работу. А при реорганизации на базе старой компании появляется новая или организация меняет профиль.
Реорганизация бывает добровольной и принудительной. В первом случае решение о проведении процедуры принимает руководство. Во втором – надзорные органы, например суд. Часто требования о реорганизации предъявляют крупным компаниям, которые нарушают закон о конкуренции.
Увольнение работников при реорганизации
Сама по себе реорганизация не может быть основанием для увольнения сотрудников. Поэтому обычный алгоритм действий работодателя такой:
- «Старый» работодатель уведомляет сотрудников об изменениях, чтобы желающие могли отказаться от работы в реорганизованной компании.
- Правопреемник утверждает штатное расписание и издает приказ о признании коллектива сотрудниками новой организации.
- С работниками заключают допсоглашение к трудовому договору об изменении условий труда или сведений о работодателе.
- В трудовые книжки вносят соответствующие записи.
Этот алгоритм позволяет оформить работников без увольнения.
Преемственность налоговых и иных обязательств организации при разных формах реорганизации
В таблице показаны варианты преемственности налоговых и иных обязательств организации при разных формах реорганизации:
Слияние |
Присоединение |
Преобразование |
Разделение |
Выделение |
Имущество и обязательства переходят к правопреемнику |
Правопреемства не возникает в отношении налогов, штрафов, пеней, расчетов с кредиторами, сдачи отчетности |
|||
Уплата налогов, штрафов, пеней, расчеты с кредиторами, сдача отчетности возлагаются на правопреемника |
||||
При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются |
Реорганизация в форме присоединения
Присоединение – включение одной или нескольких фирм в единое новое общество с последующей ликвидацией присоединенных организаций. Цель – укрупнение бизнеса или присоединение дочерних компаний, перевод активов к присоединяемой компании. Реорганизация в форме присоединения влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу – к последнему при этом переходят все права и обязанности присоединенной организации в соответствии с передаточным актом.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Реорганизация фирмы в форме присоединения может ошибочно считаться одним из способов ликвидации предприятия. Однако при ликвидации компания прекращает свою деятельность, никому не передавая свои права и обязанности. А при реорганизации в форме присоединения правопреемство переходит к другому юридическому лицу на основании передаточного акта.
Реорганизация в форме выделения
Выделение – создание новой (одной или более) компании в форме выделения из основной организации. Основная цель – выделение активов или открытие нового направления в деятельности.
Реорганизация в форме выделения – это вид реорганизации, при котором компания не прекращает своего существования. Реорганизация путем выделения означает сохранение уже существующей организации и создание одной или нескольких новых – выделенных. К ним, в соответствии с разделительным балансом, переходит часть прав и обязанностей реорганизованного предприятия.
Реорганизация в форме выделения означает создание обособленного общества, наследующего определенные права и обязанности изначального общества, и направлена на разделение бизнеса. Часто используется для минимизации рисков потери и рейдерского захвата, а также в целях разделения капитала между участниками общества, находящихся в конфликтных отношениях друг с другом.
Чаще всего в предпринимательской деятельности процедура реорганизации компании в форме выделения используется для реструктуризации долгов общества, при которой на выделившееся общество переходит определенное имущество и определенные обязательства.
Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких орлиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Передаточный акт должен содержать:
- положения о правопреемстве по всем обязательствам юрлица в отношении его кредиторов и должников,
- порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества,
- положения о возникновении, изменении и прекращении прав и обязанностей реорганизуемого юрлица после даты, на которую составлен передаточный акт.
Порядок и способы реорганизации
Рассмотрим алгоритм реорганизации юридического лица. В зависимости от формы собственности он может отличаться, однако основной порядок реорганизации обычно один и тот же. Он включает в себя следующие действия:
- Принятия решения реорганизации предприятия. Чаще всего оно принимается учредителями компании. В случае государственной формы собственности речь может идти об органе юридического лица, которое уполномочено вести деятельность данной компании;
- Уведомление государственного регистратора о принятом собственниками решение. Это необходимо сделать в течении 3 рабочих дней (в обязательном порядке выдерживая данные сроки);.
- В текущей компании создается специальная комиссии для проведения и контроля всех организационных мероприятий;
- Обязательная публикации информации о реорганизации компании в местных СМИ. Публикацию необходимо осуществить дважды в течение одного календарного месяца.;
- Составление передаточного акта;
- Передача документов о реорганизации вашему государственному регистратору.
Одним из ключевых способов реорганизации компании является преобразование юридического лица. В ходе этого процесса меняется его как организационная, так и правовая формы.
К основным видам реорганизации компании относятся следующие:
- Преобразование организации. В процессе преобразования может изменяться форма собственности компании. Итогом преобразования является совершенно новая организация.
- Присоединение к уже существующей компании. В данном случае юридическое лицо, поддающаяся реорганизации присоединяется к работающей компании. К ней могут присоединиться несколько юридических лиц.
- Выделение. Данный вид реорганизации отличается уходом одной или нескольких компаний из основной компании (юридического лица).
- Слияние организаций. В данном случае несколько компаний меняют организационную форму и становятся одной-единственной компанией.
- Разделение юридических лиц.
Другой комментарий к статье 57 Гражданского Кодекса РФ
1. Статьи 57 — 60.2 ГК РФ посвящены одному из случаев универсального правопреемства — реорганизации юридического лица. Реорганизация в зависимости от ее формы может являться основанием возникновения или прекращения одного или нескольких юридических лиц.
Существует пять форм реорганизации — слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. При слиянии ранее существовавшие объединяющиеся юридические лица прекращаются и возникает новое. Присоединение означает прекращение присоединяющегося юридического лица. Разделение влечет прекращение юридического лица, которое разделяется, и возникновение новых лиц. При выделении из состава юридического лица образуется одно или несколько новых юридических лиц. Наконец, преобразование юридического лица означает смену его организационно-правовой формы.
В рамках реформы гражданского законодательства предполагалось включение в комментируемую статью ряда запретов, относящихся к реорганизации (недопустимость преобразования некоммерческого юридического лица в коммерческое и т.п.), которые в сочетании с общими положениями ст. 1 ГК РФ об осуществлении субъектом гражданских прав своей волей и в своем интересе создали бы в целом более либеральное регулирование реорганизации: юридические лица могли бы использовать различные сочетания форм реорганизации и были бы стеснены в этом лишь императивными установлениями закона. В ходе рассмотрения проекта Федерального закона N 47538-6 соответствующие его положения были несколько видоизменены, однако общая идея в целом сохранилась: реорганизация может происходить в «ускоренном» виде (например, одновременное слияние и преобразование), а также с участием юридических лиц разных организационно-правовых форм. Для реорганизации юридических лиц установлены лишь следующие ограничения:
1) при реорганизации более чем двух существующих юридических лиц необходимо, чтобы закон разрешал преобразование каждого из них в соответствующие «конечные» (будущие) юридические лица (абз. 3 п. 1 комментируемой статьи);
2) не допускается реорганизация с нарушением специальных правил, установленных Кодексом для реорганизации отдельных организационно-правовых форм юридических лиц (см. ст. ст. 68, 92, 104, 106.6, п. 8 ст. 113, п. 3 ст. 123.2, п. 4 ст. 123.4, п. 4 ст. 123.8, п. 4 ст. 123.12, п. 2 ст. 123.15, п. 3 ст. 123.16, ст. 123.17, п. 7 ст. 123.22, п. 3 ст. 123.23, п. 7 ст. 123.24, п. 3 ст. 123.26), а равно правил реорганизации, установленных иными федеральными законами;
3) в случаях реорганизации ряда юридических лиц, занимающихся особыми видами деятельности (кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования и проч.), особенности их реорганизации устанавливаются законами, регулирующими деятельность таких организаций (абз. 5 п. 1 комментируемой статьи).
В результате общие подходы к реорганизации оказались «зашиты» в нормах, посвященных юридическим лицам отдельных организационно-правовых форм, а также юридическим лицам, занимающимся специальными видами деятельности.
2. Реорганизация юридического лица может быть добровольной (по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами) или принудительной (по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда).
Как правило, добровольная реорганизация может осуществляться по усмотрению уполномоченных на то лиц или органов. Причины принятия такого решения не имеют юридического значения. Интересы кредиторов реорганизуемого в добровольном порядке юридического лица защищают положения ст. ст. 58 — 60.2 ГК РФ и другие нормы гражданского права. Вместе с тем в случаях, предусмотренных законом, реорганизация допускается лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
Так, правила о предварительном согласии антимонопольного органа на реорганизацию в некоторых случаях содержит ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании ст. 74 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в случае неисполнения в установленный Банком России срок его предписаний об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции либо сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
3. Реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного либо нескольких юридических лиц может осуществляться по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении финансовой организации, поднадзорной Центральному банку РФ, по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком РФ) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Условия, при которых допускается принудительное разделение или выделение, определены ст. 38 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, в силу норм банковского законодательства в случае неисполнения в установленный срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции либо сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе потребовать от кредитной организации осуществления ее реорганизации.
Последствия невыполнения требования о принудительной реорганизации учредителями (участниками) юридического лица уполномоченным ими органом или органом юридического лица, уполномоченным на реорганизацию его учредительными документами, определяются в соответствии с абз. 2 п. 2 комментируемой статьи. На основании судебного акта вне процедур банкротства происходит замена органа юридического лица на арбитражного управляющего, который выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом представленных арбитражным управляющим документов завершает процедуру реорганизации, а решение суда при этом является основанием для внесения в реестр соответствующих сведений.
4. Комментируемая статья определяет момент, с которого реорганизация считается завершенной, — момент государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Аналогичные положения содержит ст. 16 Закона о регистрации юридических лиц.
Основания для реорганизации
Решение о проведении реорганизации принимается учредителями или акционерами юридического лица. Так же реорганизация может быть осуществлена на основании решения суда или антимонопольного ведомства за ряд нарушений в законодательстве о защите конкуренции.
В качестве оснований для реорганизации компании можно выделить два основных направления:
- Добровольная реорганизация. Проводится по решению учредителей компании или же на основании решения органа компании (например, совета директоров), если такие полномочия предоставлены ему Уставом или иным учредительным документом. Основанием в каждом из случаев будет являться решение учредителей или соответствующего органа.
- Принудительная реорганизация. Проводится на основании уполномоченного государственного органа или же по судебному решению ввиду нарушения каких-либо требований закона. Аналогично, основанием будет являться решение органа или вступившее в силу решение суда.
Особенности документации
В случае преобразования, выделения, слияния и разделения в регистрирующий орган предоставляется такой перечень документов:
- Заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, подписанное заявителем;
- Учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- Решение о реорганизации юридического лица;
- Договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- Передаточный акт или разделительный баланс;
- Квитанция об уплате государственной пошлины;
- Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений, предусмотренных пенсионным законодательством РФ.
- В случае присоединения регистратор должен получить такие документы как:
- Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме № Р16003, утвержденной Постановлением № 439;
- Решение о реорганизации юридического лица;
- Договор о присоединении;
- Передаточный акт.
Подтверждение решения о реорганизации
Решение о регистрации принято. Теперь его нужно официально подтвердить: в течение 3 дней после принятия решения направить в регистрирующий орган (отделение ФНС по месту нахождения организации) уведомление о начале реорганизации и приложить к нему решение собственников. Если в реорганизации принимают участие сразу несколько компаний, то каждая из них прикладывает решение.
Предоставить документы могут:
- руководитель компании или представитель, который может действовать без доверенности;
- если в реорганизации участвует несколько компаний, то заявителем может быть руководитель или другой представитель компании, которая приняла решение о реорганизации последней.
После передачи уведомления, сотрудник регистрирующего органа должен внести в ЕГРЮЛ запись о том, что компания начала процесс реорганизации.
Чтобы предприятие было реорганизовано в соответствии с действующим законодательством, сведения об этом должны быть внесены в ЕГРЮЛ. Для этого необходимо подать пакет документов в регистрирующий орган.
Чтобы внести сведения о предприятии в реестр, регистрирующий орган должен иметь следующую информацию о юрлице:
- полное и сокращённое название, как в учредительных документах;
- юридический адрес. Если он будет меняться, то сведения о новом адресе;
- сведения о руководителе – копия его паспорта или другого удостоверения личности;
- документы об уставном капитале;
- сведения о постановке на учёт во внебюджетных фондах;
- сведения о банковском счёте;
- сведения о распределении долей уставного капитала; данные о каждом участнике – копии их паспортов или других удостоверений личности.
Если у юридического один собственник, то необходимо указать все сведения о нём.
Если же это ИП, то нужно указывать:
- данные физлица, которое зарегистрировано в качестве ИП;
- адрес регистрации;
- ИНН;
- свидетельство ЕГРЮЛ;
- свидетельство о госрегисрации.
Особенности реорганизации юридических лиц
Как и в любом институте права, существуют свои особенности реорганизации юридических лиц. В чем они состоят?
- Субъект проведения реорганизации может трансформироваться не во все организационно-правовые формы, а лишь в те, которые допускает действующее законодательство. Например, ООО не может реорганизоваться в государственное предприятие, а коммерческие – в благотворительные;
- Сама реорганизация может проходить в рамках, которые определены ГК РФ;
- Виды, типы или способы реорганизации юридических лиц могут быть как добровольными, так и принудительными. Первый случай рассматривался выше. Во втором – решения могут приниматься судом или Антимонопольным комитетом;
- Возможность привлечения арбитражного управляющего в случае, если субъект не проводит необходимые действия по реорганизации;
- Реорганизация проходит с передачей прав (всех или части, в зависимости от формы) и обязанностей правопреемнику. В этом есть особенность и основное отличие от ликвидации предприятия.
Общие признаки реорганизации юридического лица сводятся к возможному созданию нового субъекта и передаче прав и обязанностей правопреемнику.
Виды реорганизации юридических лиц
Реорганизация юрлиц может быть осуществлена по решению:
- учредителей (участников) организации (п. 1 ст. 57 ГК РФ);
- органа юрлица, наделенного соответствующими полномочиями учредительными документами;
- уполномоченных госорганов (п. 2 ст. 57 ГК РФ);
- суда.
В первых 2 случаях можно говорить о добровольной реорганизации юрлица, в остальных — о принудительной.
Законодательство не содержит определений таких терминов, как добровольная и принудительная реорганизация. Основное различие между ними — субъект инициирования данной процедуры.
Добровольная реорганизация обычно преследует коммерческие цели, может быть связана с необходимостью избежать ликвидации юрлица, произвести смену состава участников и т. д.
К случаям принудительной реорганизации можно отнести:
- разделение или выделение коммерческих организаций или приносящих доход некоммерческих фирм в принудительном порядке (ст. 38 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ);
- разделение или выделение в принудительном порядке организаций, являющихся хозяйствующими субъектами в области электроэнергетики и не выполняющих предписаний ст. 6 ФЗ «Об особенностях функционирования…» от 26.03.2003 № 36-ФЗ (абз. 19);
- слияние или присоединение кредитных организаций в принудительном порядке по требованию Банка России (ст. 32 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 № 40-ФЗ).
Срок принудительной реорганизации
В действующем законодательстве РФ не содержится условий о сроке проведения принудительной реорганизации юридического лица. Некоторые положения можно найти исключительно в Федеральных Законах. Например, ФЗ » О конкуренции» говорит о том, что решение суда подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом в указанный в решении срок, который не может быть менее чем шесть месяцев. В качестве примера можно также привести статью 37 Федерального Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в которой содержится положение о том, что принудительная реорганизация дочерних предприятий унитарных предприятий в форме присоединения проводится в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного Закона. Поскольку вопрос о сроке проведения принудительной реорганизации в любом случае является принципиальным, то его необходимо закрепить на уровне закона.