Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за езду без ОСАГО: водителей будут штрафовать по камерам в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.
Возможное повышение стоимости полиса ОСАГО: зависит от цен на запчасти
Согласно позиции РСА, именно сдерживание роста цен на автозапчасти — единственная возможность сдержать действующие тарифы на полисы ОСАГО.
«Цены на запчасти начинают понемногу стабилизироваться — главным образом, благодаря появлению новых каналов поставок. Это позволяет ограничивать давление на тариф по ОСАГО, которое оказывают резко возросшие цены на ремонт автомобилей. Мы надеемся, что такая тенденция сохранится и в 2023 году, что будет существенно способствовать сдерживанию роста цен на полисы», — сказал Уфимцев.
В последний раз изменение тарифного коридора на ОСАГО произошло совсем недавно — 13 сентября 2022 года. Тогда коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев расширили на 26% вверх и вниз. В Центробанке это объяснили необходимостью дать возможность страховщикам лучше учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей. Таким образом, минимальную базовую ставку для водителей легковых автомобилей понизили с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для такси минимальную базовую ставку снизили с 2014 до 1490 руб., а максимальную подняли с 12 505 тыс. до 15 756 тыс. руб.
По словам автомобильных экспертов, снижения цен на автозапчасти ожидать не стоит, поэтому возможность очередной индексации тарифов ОСАГО в 2023 году весьма высока.
Нововведения 2021 года
Также Госдума рассматривает законопроект, который предусматривает значительное увеличение санкций для тех, кто не оформляет страховой договор вовсе. Планируется, что штраф составит 5 тысяч рублей (что приблизительно равно стоимости страховки). По статистике ГИБДД, около 10% автолюбителей передвигаются без страхового полиса. Если законопроект будет одобрен, то ездить без страховки станет вовсе не выгодно.
Почему нужно заключать страховой договор?
Штраф за езду без страховки – пустяк по сравнению с возможностью попасть в ДТП. Если по вашей вине пострадает другой автомобиль, будет нанесен вред здоровью или жизни человека, то придется все оплачивать самостоятельно. Если авто застраховано, то выплатами займется страховая компания: максимальная компенсация за нанесение вреда имуществу – 400 тысяч рублей, а здоровью, жизни – 500 тысяч рублей. Таким образом, наличие ОСАГО является гарантом вашего спокойствия и сохранности бюджета.
Сегодня оформить страховку можно даже без посещения офиса. Компании предлагают покупку онлайн. Вам нужно указать личные данные и информацию об авто, выбрать подходящую программу страхования и ожидать документ по электронной почте.
ОСАГО: не так дорого, как кажется
Водители нередко отказываются от покупки страховки по финансовым причинам. Однако есть несколько способов сэкономить:
- Выбрать страховую компанию с самым низким базовым тарифом.
- Купить сертификат на меньший срок, если вы используете авто временно.
- Аккуратно водить машину: если в течение года вы ни разу не попали в аварию, то коэффициент «Бонус-малус» позволит получить скидку 5%.
- Воспользоваться программами комплексного страхования. Иногда страховщики предлагают скидку, если клиент оформляет несколько полисов сразу и страхует не только авто, но также квартиру, жизнь, здоровье.
- Выбрать авто со средней мощностью мотора. Чем мощнее двигатель, тем дороже полис. Рекомендация актуальна для тех, кто еще не приобрел авто.
- Указать в полисе конкретный перечень лиц, которые имеют право управлять машиной. Если вы выбираете графу «Без ограничений», то стоимость полиса увеличивается почти в 2 раза.
Что делать, если совершили ДТП, но признаны потерпевшей стороной?
В данном случае действия сразу после аварии все те же, как если бы это была ваша машина:
- остановить и не перемещать автомобиль и другие предметы, связанные с ДТП,
- выставить аварийный знак,
- включить аварийную сигнализацию,
- решить, можно ли оформить европротокол (вы должны быть вписаны в действующую страховку) или звонить в ГИБДД,
- и другие обязанности в зависимости от наличия пострадавших или погибших (пункты 2.5-2.6.1 Правил)
Однако, разница в данном случае будет в дальнейшем урегулировании убытков, причинённых вследствие такого ДТП. Так, вы будете потерпевшей стороной в данной аварии в любом случае.
Однако, за возмещением ущерба – как в страховую компанию при наличии у виновника действующего ОСАГО, так и при прямом требовании возмещения в случае отсутствия страховки – обращаться будет либо только собственник, либо вы вместе. Это зависит от характера ущерба:
- если вред причинён только чужому автомобилю, которым управляли вы, то в данном случае выгодоприобретателем выступает исключительно собственник, так как его имуществу причинён ущерб,
- если же в результате ДТП нанесён вред вашему здоровью, тогда и вы являетесь выгодоприобретателем (здоровье то ваше).
Во втором случае нужно писать 2 заявления в страховую компанию (обращаться по ОСАГО нужно к страховщику виновника). Либо, если у виновника не было страховки, то непосредственно причинителю вреда предъявляется 2 требования: от вас и хозяина автомобиля.
Когда разрешено ездить без страховки
При управлении автомобилем не во время действия полиса, штраф составит 500 руб. Это касается сезонного использования транспортных средств.
Регламент не предусматривает вынесение документа в отношении физических лиц. Кроме того, отсутствие ОСАГО не является длящимся правонарушением.
Как видите, за просроченную страховку и отсутствующий полис наказывают одинаково.## Каким будет повторный штраф за езду без действующего полиса ОСАГО?В 2021 году повторный штраф за отсутствие ОСАГО равен первичному, то есть отдельное наказание не применяется.
Один из депутатов ЛДПР усомнился в законности новой практики арестов за езду без ОСАГО. Чтобы прояснить ситуацию он обратился к главе Госавтоинспекции. Ответ не заставил себя долго ждать – в ГИБДД подтвердили возможность применения полицейскими ч. 1 ст. 19.3 КоАП за управление автомобилем без страховки.
Да, есть. Как мы уже отметили выше, депутаты Госдумы придумали внести изменения в действующий Административный кодекс по части ужесточения ответственности за езду без страхового полиса вплоть до лишения права управления.
Однако в вышеупомянутой расшифровке есть ещё одно важное слово — «обязательное». В России необходимость страхования гражданской ответственности водителями закреплена законом.
Но некоторые водители пренебрегают полисом, не желая тратиться на страховку, и надеются, что не попадут в ДТП. Штрафы за отсутствие ОСАГО их не пугают, так как они не слишком большие. ## Наказание за езду без полиса ОСАГО, если забыл страховку домаПри наличии действующей страховки водитель, забывший полис дома, будет оштрафован на 500 рублей либо предупрежден по ч. 2 ст. 12.3 КоАП.
Не защитит страховка водителя и от уголовного преследования — например, когда в аварии погиб человек. Если же у спровоцировавшего аварию водителя не будет страховки, то ему придётся компенсировать весь нанесённый ущерб из своего кармана. Поэтому страхование гражданской ответственности призвано защитить не только пострадавших при ДТП, но и самих виновников аварии.
Но некоторые водители пренебрегают полисом, не желая тратиться на страховку, и надеются, что не попадут в ДТП. Штрафы за отсутствие ОСАГО их не пугают, так как они не слишком большие. ## Наказание за езду без полиса ОСАГО, если забыл страховку домаПри наличии действующей страховки водитель, забывший полис дома, будет оштрафован на 500 рублей либо предупрежден по ч. 2 ст. 12.3 КоАП.
Не вписаны в страховкуЕсли человек, который находится за рулем, не указан в полисе, — это еще один повод для штрафа. Подобная ситуация считается правонарушением независимо от того, сидит рядом владелец авто или нет.Другие случаиНапример, использование транспорта в период, не предусмотренный страховкой ОСАГО, или того хуже — поддельного документа.
Штраф за отсутствие ОСАГО
Чем грозит просроченный полис и какие штрафы предусмотрены за его отсутствие? Что может повлиять на размер штрафа за езду без ОСАГО?
Согласно текущему законодательству, езда без полиса обязательного страхования в 2022 году запрещена и, при обнаружении его отсутствия во время остановки инспектором, водителю придется платить штраф.
Любая авария при этом обернется полной выплатой всего нанесенного ущерба пострадавшей стороне. В результате поездки без страховки чаще всего заканчиваются серьезными проблемами.
Мнимая экономия, даже за 9 лет, не покроет всего ущерба, нанесенного любому дорогому автомобилю.
Сейчас в законе прописаны следующие нарушения, за которые полагаются штрафы:
- просроченный полис;
- езда без полиса обязательного страхования;
- водитель не вписан в действующий полис.
Оштрафовать за эти нарушения могут при любой остановке, когда инспектор будет проверять наличие страховки.
Что говорить ДПС, если всё равно хотят оштрафовать?
Сотрудники ГИБДД бывают разными. Если одним достаточно договора купли-продажи и ПТС, и они пожелают вам счастливого пути, то другие не преминут возможностью попытаться оштрафовать вас за езду без полиса ОСАГО.
Обычно инспекторы ДПС давят на то, что у водителей есть обязанность застраховать автогражданскую ответственность. И, якобы, несмотря на послабление в законе в виде 10 суток – это не является индульгенцией на вождение автомобиля. По их логике, раз у водителя нет ОСАГО, то и за руль в этот период садиться нельзя.
Однако такие размышления сотрудников ГИБДД в корне не верные!
Если в отношении вас всё же пытаются составить постановление со штрафом, сообщите, что не согласны с этим. Напомните инспектору, что право владения транспортным средством – это ни что иное, как возможность им управлять, находясь за рулём, а не только иметь машину в собственности. Также сошлитесь на решение Верховного Суда, которое мы приводили выше.
Если ничего не помогает – заявите, что намерены обжаловать постановление, а также сообщить вышестоящему начальству инспектора о его служебном несоответствии.
Далее, если постановление на вас составили, останется его обжаловать. На практике это быстрее сделать через начальника ГАИ. Такие штрафы обычно сразу отменяют. Доказательством законности езды без ОСАГО будет копия ДКП машины, по которому с даты подписания и на момент вашего привлечения еще не истекли десять дней.
Почему в течение года?
Выше мы указали, что лишить права управления вас могут, только если вы попадаетесь повторно в течение года после полной оплаты административного штрафа. Откуда же мы взяли этот срок?
Дело в том, что речь в самой статье нового закона идёт о повторности нарушения. Это значит, что для применения части 3 с лишением вы должны попасться, будучи уже подвергнутым наказанию по части 2 статьи 12.37 КоАП. А подвергнутым, согласно статьи 4.6, вы считаетесь как раз в течение одного года с даты полной оплаты штрафа по части 2.
Например, 1 января 2022 года вас поймал инспектор ДПС за отсутствием полиса ОСАГО и вынес постановление. Штраф этот вы оплатили 1 февраля. Таким образом, если вы попадётесь во второй раз вплоть до 1 февраля (но не января) следующего года, то вас уже смогут лишить прав по новому закону.
Когда закон разрешает наложить штраф за отсутствие ОСАГО
Действующее российское законодательство позволяет сотрудникам ГИБДД привлекать автомобилистов к административной ответственности, если автогражданка оформлена с ошибками либо полностью отсутствует. Особенностью 2023 года может стать возможность фиксации нарушений с помощью видеокамер. Как ожидается, они будут оснащаться специальным программным обеспечением, которое сверяет госномера транспортных средств с базой РСА. Если на какой-то автомобиль не оформлена страховка, его владельцу будет прислано уведомление о штрафе за отсутствие ОСАГО.
Штраф без полиса ОСАГО в 2023 году не выписывается таким категориям граждан:
- Автомобили оформлены за пределами Российской Федерации при наличии «зелёной карты»;
- Транспортное средство не является колёсным (имеет санный, гусеничный либо полугусеничный ход);
- Конструктивно максимальная скорость езды ТС не превышает 20 км/ч;
- Владельцы прицепов для легковых автомобилей.
Получив штраф, когда страховка уже не действует, водитель должен своевременно его оплатить. Согласно 1 части статьи 32.2 КоАП РФ на исполнение данного обязательства дается 2 месяца. Если просрочить платеж, за это будет начисляться пени на основании части 1 статьи 20.25 КоАП РФ. Согласно этому же положению при игнорировании наличия неосуществленной выплаты, владелец автомобиля ограничивается в свободе на 15 дней или привлекается к 50-часовым общественным работам.
Если водитель оплачивает штраф за 20 дней с момента совершения начисления, он может внести только 50% от его суммы.
Водитель остановленный ГИБДД должен вежливо общаться с сотрудником и спокойно разъяснить ему ситуацию. В таком случае за просроченную на несколько дней страховку можно получить предупреждение. После этого лучше не тянуть с оформлением документа, а в ближайшее время обратиться в Росгосстрах или другую страховую организацию в целях продления полиса.
Случаи, когда штраф можно оспорить
В некоторых случаях привлечение к ответственности за езду без страховки неправомерно. Если водитель не согласен с тем, что допустил правонарушение, он вправе отразить соответствующее мнение при составлении протокола. Впоследствии судебное постановление, принятое по данному поводу, можно оспорить в течение 10 дней от даты подписания решения суда.
Дата будет указана в уведомлении, направленном автовладельцу.
Решение о назначении штрафных санкций необоснованно при следующих обстоятельствах:
- машиной управляет иностранный гражданин, оформивший зеленую карту, — этот документ освобождает иностранцев от полиса ОСАГО, предоставляя временную гражданскую защиту;
- речь идет о новом автомобиле, купленном не больше десяти дней назад — этот срок законодательство предоставляет владельцу для заключения договора автогражданки; дата сделки купли-продажи указана в соответствующем соглашении, которое водитель обязан иметь при себе;
- у водителя есть сканированная копия электронного полиса.
Почему нужны изменения
По словам председателя комитета автострахования Союза страховщиков Санкт-Петерубрга и Северо-Запада Александра Баклушина, в России давно существует проблема низких выплат по полису ОСАГО.
— Например, если человек погибнет в самолете, выплаты составят несколько миллионов рублей, а если в автомобильной аварии — выплата будет равна 500 тысячам рублей. Конечно, заметен характерный перекос, — обратил внимание Баклушин.
Он обратил внимание на то, что система выплат по жизни и здоровью однажды уже изменялась. Тогда изменения были позитивными, потому что конкретные телесные повреждения привязали к процентам страховых выплат (в зависимости от того, какую часть тела повредил человек — прим. «ВМ»).
— Я считаю, что главное изменение, которое надо реализовать в ОСАГО, — это лимит выплат по жизни и здоровью, который необходимо поднять до двух миллионов, — сказал эксперт.
В свою очередь, автоюрист Лев Воропаев заметил, что страхование ОСАГО в большинстве своем не относится к здоровью, а касается возмещения вреда, причиненного имуществу:
— Закон предусматривал возмещение последствий в натуральной форме, то есть путем ремонта авто. Но эта система работает неэффективно.
Страховые компании понимают, что для них экономически выгоднее выплатить денежные средства, а не отправить машину на ремонт. Поэтому более 80 процентов компаний склоняют клиентов к получению денежного возмещения, а не к ремонту.
— Эти выплаты производятся с учетом износа автомобиля, а для страховых компаний это гораздо выгоднее, чем произвести ремонт, — пояснил Воропаев.
Он обратил внимание, что за 2022 год уже несколько раз поднимались тарифы по ОСАГО (покупка самого страхового документа — прим «ВМ»), а сами страховые выплаты не повышались:
— В принципе, я считаю, что можно поднять планку выплат по здоровью до двух миллионов рублей, но тогда и стоимость самого ОСАГО увеличится в разы.
Езда без страховки и техосмотра: штраф в 2022 году
Президентом нашей страны подписан закон, отменяющий обязательный техосмотр для владельцев личных легковых машин и мотоциклов. Диагностическая карта требуется при постановке на учет в органах Госавтоинспекции только тем автомобилям, чей возраст составляет свыше 4 лет.
Инспекторы ГИБДД на дороге не будут проверять состояние транспортного средства, если водитель предъявит документ о техосмотре. Но обнаружение визуальной неисправности, которая может создать дорожно-транспортную ситуацию, не спасет водителя от ответственности.
Для коммерческого транспорта прохождение технического осмотра остается обязательным. Это касается, в том числе, тех, кто использует личное ТС для заработка, например, курьеров или развозчиков пиццы. Новый законопроект должен вступить в силу после 1 марта 2022 г., в нем и будут прописаны поправки об отмене штрафов.
Каждая страховая компания предлагает клиентам не только индивидуальные условия страховки, но и сроки ее действия. Ведь кого-то может устроить совсем небольшой срок, порой не достигающий и шести календарных месяцев, а кто-то напротив заинтересован в длительном сотрудничестве.
ВНИМАНИЕ: Стандартный договор на страхование ОСАГО заключается на срок в один год. Поэтому ежегодно граждане меняют свои страховые документы. Минимальный срок действия страхового полиса ОСАГО всего лишь три месяца.
В ряде ситуаций допускаются соглашения между сторонами, которые предусматривают оформление полиса ОСАГО на более длительный период. Например, подобное касается корпоративных клиентов, которые приобретают страховку по форме ОСАГО сразу на несколько автомобилей и на несколько лет вперёд.
Фотофиксация езды без страховки или техосмотра
Еще с 2015 года начали обсуждать создание электронной системы, позволяющей объединить несколько электронных баз (РСА – наличие полиса, ЦОДД – считывание номера и определение владельца и ГИБДД – выписывание штрафа). Но на практике реализация данного проекта откладывается уже несколько лет. Тестовую версию запустили только в 2019 году, и первые водители получали обычные уведомления, в которых констатировался факт отсутствия ОСАГО. Никаких штрафов выписано не было.
На данный момент система находится еще на подготовке к запуску, и первой испытывать нововведение будет Москва. Что же касается сроков ввода в эксплуатацию системы, то они еще не определены. Как показал тестовый запуск системы, для отслеживания случаев езды без ОСАГО нужно полностью сканировать все движущиеся авто под всеми камерами, затем исключать миллионы дублей, посылать миллионы запросов в РСА, сервера которой тоже не смогут выдержать такой поток запросов. Поэтому окончательный запуск системы отложен.