Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за разглашение персональных данных». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В статье 9 Закона № 152-ФЗ уже установлена обязанность работодателей запрашивать у работника согласие на обработку персональных данных. Эта статья содержит и требования к оформлению такого согласия. В частности, оно должно быть конкретным, информированным и сознательным. Работник может дать его в любой позволяющей подтвердить факт получения такого согласия форме (письменно или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью), если иное не предусмотрено федеральным законом.
Действия субъекта в случае незаконного распространения ПДн
Ситуации, связанные с неправомерной передачей частных сведений, бывают разными, и каждый субъект вправе сам решать, как отстаивать собственные интересы:
- обращение в судебные органы с иском, где прописано требование прекратить обработку, заблокировать доступ к ПДн, возместить материальный и моральный ущерб;
- подача жалобы в Роскомнадзор, который инициирует дополнительную проверку, и если будут выявлены нарушения, предпримет адекватные меры;
- обращение в правоохранительные структуры позволит в случае удачного завершения дела добиться несения нарушителем административной либо уголовной ответственности. В полицию имеет смысл обращаться, если отсутствует достаточно убедительная для судебного производства доказательная база, подтверждающая вину оператора.
Общедоступные персональные данные
Персональными данными по Закону № 152-ФЗ считается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).
На передачу или распространение данных о ком-либо требуется согласие их субъекта, за исключением случаев, установленных законодательством (согласие не требуется при передаче ПД определенным органам и в определенных случаях).
К сведению: не требуется согласие работника на передачу персональных данных третьим лицам в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, в ФСС, ПФ РФ, налоговые органы, военные комиссариаты, прокуратуру, правоохранительные органы, ГИТ, суд (Разъяснения Роскомнадзора «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве»).
Ранее в Законе № 152-ФЗ было такое определение: общедоступные персональные данные – это ПД, доступ неограниченному кругу лиц к которым предоставлен с согласия субъекта ПД или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности. То есть эти данные размещались их субъектом или с его согласия в общедоступных источниках. Статья 8 Закона № 152-ФЗ относит к таким источникам справочники, адресные книги. Это также могут быть социальные сети и другие интернет-ресурсы.
К общедоступным сведениям относились фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии, фото и др. Общедоступные сведения в любое время могли быть исключены из общедоступного источника по требованию субъекта ПД либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.
Может ли оператор передать кому-нибудь персональные данные?
Оператор может передавать ПД третьим лицам только с вашего согласия, если иное не предусмотрено законом.
Примеры, когда согласие нужно: работодатель передает ваши ПД сторонней организации для бронирования отелей, покупки авиабилетов или оформления пропуска.
Примеры, когда согласие не нужно:
- управляющая организация или правление товарищества собственников жилья вправе предоставить ваши ПД (Ф.И.О., номер квартиры, сведения о размере доли) организатору созыва общего собрания собственников жилья;
- работодатель вправе передавать ваши ПД в ФСС, ПФР, налоговые органы, по запросу в суд, прокуратуру, правоохранительные органы и т.д.
Предоставление такого согласия является добровольным. Оператор не может принуждать вас это сделать.
Что делать при незаконном разглашении персональных данных?
Способы защиты данного нарушенного права различны. Жалоба на незаконное использование персональных данных может быть подана в правоохранительные органы либо непосредственно в суд.
В зависимости от выбранного способа существуют различные последствия для нарушителя. Результатом направлении жалобы в адрес правоохранителей является привлечение виновника к административной либо уголовной ответственности. Обращение в полицию с соответствующим заявлением особенно актуально в случае, если сведения о распространителе не известны. Иными словами – не достаточно данных виновника нарушения прав для определения его в суде в качестве ответчика. В таком случае задачей государственного органа будет установление лица, допустившего незаконное распространение данных о личности.
Целью подачи заявления в суд, в отличие от обращения в полицию, выступает предъявление денежного требования к ответчику в качестве компенсации за незаконное распространение личных данных. При этом, такое заявление обязательно должно отвечать установленным процессуальным кодексом требованиям к исковому порядку.
Немаловажно отметить, что при решении вопроса куда жаловаться на разглашение персональных данных, необходимо знать – оба рассмотренных способа не противоречат друг другу и могут быть реализованы одновременно. Применение всевозможных процедур защиты нарушенного права напротив имеет максимальный положительный эффект. По сути жалоба в правоохранительные органы и иск в суд будут дополнять друг друга. Установленные фактические данные в полиции будут дополнительным доказательством в суде и упростят рассмотрение гражданского иска.
Образец жалобы на незаконное использование персональных данных
В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
В Центральный банк Российской Федерации
От П.
Жалоба на использование персональных данных
Между мной, П., и ОАО «Уралвнешторгбанк» был заключен кредитный договор который был исполнен путем фактического исполнения в 2006 году. 2 месяца назад в мой адрес постоянно начали поступать звонки от лиц, представляющихся сотрудниками организации «Первое коллекторское бюро» с требованием оплатить задолженность по указанному выше кредиту 2 700 рублей. Однако кредит мной давно погашен, задолженности, в том числе пени я не имею, об указанных обстоятельствах я неоднократно сообщал звонившим мне работникам коллекторского агентства, однако никакого результата не последовало.
В настоящее время ОАО «Уралвнешторгбанк» не существует, поэтому обратиться в банк для урегулирования данного вопроса не представляется возможным.
В результате неправомерных действий сотрудников НАО «Первое коллекторское бюро» нарушается покой и благополучие моей семьи.
Кроме того, звонки поступают мне на работу, сотрудники коллекторского агентства в ходе этих телефонных разговоров вводят в заблуждение моих коллег и начальство, передавая им информацию, не соответствующую действительности, таким образом дискредитируя меня.
Звонки поступают со следующих номеров телефонов: …
Таким образом, необходимо сделать вывод что ПАО «Бинбанк», являющееся правопреемником ОАО «Уралвнешторгбанк» нарушило закон о банковской тайне и сообщило мои конфиденциальные данные третьим лицам.
В связи с давностью получения и выплаты кредита у меня не сохранилось никаких документов, ни кредитного договора, ни графика платежей, ни документов подтверждающих погашение кредита. В связи с вышеизложенным, считаю необходимым запросить ПАО «Бинбанк», сведения об отсутствии у меня задолженности по кредиту.
Ст. 26 Федерального закона о банках и банковской деятельности гласит, Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Персональные данные сотрудников полиции
Накопление, хранение и выдача личных сведений граждан регулируется ФЗ № 152 «О персональных данных», принятым 27 июля 2006 года.
Статья 6 указанного закона устанавливает, что возможна выдача закрытых данных о человеке без согласования c перечислением исключений.
Предоставляют персональные данные в ответ на запрос сотрудников внутренних дел в соответствии с ФЗ «О полиции», принятом 07.02.2011 г.
Выдают хранящиеся данные по запросу МВД в установленных перечисленными законами случаях. Полномочия сотрудников ведомства перечислены в п. 4 ч. 1 статьи 13 ФЗ 2011 года, а обоснованные причины выдачи закрытых сведений – в ФЗ «О персональных данных».
Сотрудники полиции вправе затребовать указанные сведения только для раскрытия уголовных и административных правонарушений, а также для установления факта совершения уголовного или административного правонарушения по заявлениям физических лиц, рассмотрение которых отнесено к их компетенции.
Если указанное правило не соблюдено, учреждение, в которое поступил запрос, отказывает в предоставлении информации, ссылаясь на статью 7 ФЗ «О персональных данных».
1.
Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2.
Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
3.
Незаконное распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия, —
наказывается штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.
Последствия незаконного распространения персональных данных
Итогом нарушения любого из требований закона о персональных данных помимо денежной компенсации и возмещения возможных убытков является наличие публичной санкции в виде административного или уголовного наказания. При этом, ответственность возможна как за сбор, так и дальнейшую обработку, и распространение данных о личности.
Применение административная ответственность за разглашение персональных данных допускается в том случае, если не наступают последствия, связанные с уголовным преследованием. Размер санкции статьей 13.11 административного кодекса определяется в зависимости от того, кто выступает распространителем – физическое (в т.ч. должностное) либо юридическое лица. Также на размер штрафа влияет конкретный вид совершенного нарушения – выбор части приведенной статьи закона напрямую связан именно с объективной стороной нарушения.
Наступление уголовная ответственность за разглашение персональных данных происходит при незаконных действиях именно с сведениями о личной жизни. Примером в этой части может служить информация об образе жизни, здоровье человека и тому подобное. Читайте по ссылке, как наш адвокат по уголовным делам будет отстаивать ваши интересы в случае привлечения к ответственности за данное нарушение.
Наказание по рассматриваемому преступлению непосредственно зависит от исполнителя (отдельная санкция содержится для должностных лиц), а также от способа разглашения информации. Поскольку распространение сведений в СМИ или при публичном выступлении очевидно наносит больший вред, то и ответственность аналогична закреплена законом более суровая.
Помимо указанных наказаний по 137 статье УК РФ, штраф за нарушение 152 ФЗ предусмотрен и в следующей – 138 статье. Преступлением в таком случае также будет признаваться нарушение в области переписки лиц. Вид полученной переписки между гражданами не имеет значения. При решении вопроса какое наказание за разглашение персональных данных в случае переписки равнозначно нарушением тайны будет считаться сведения телефонного разговора, электронных или почтовых писем.
Защищаем секреты фирмы от разглашения работниками
Незаконное распространение персональных данных уже рассматривалось выше. Предусмотрено два вида ответственности:
- административная;
- уголовная.
Что касается распространения по административному законодательству, то в данной ситуации предусмотрена более мягкая ответственность в виде штрафа или же предупреждения. Уголовная ответственность предполагает наложение более строгих санкций и ограничений.
Помимо административного и уголовного взыскания законом предусмотрена дисциплинарная и гражданская ответственность. Дисциплинарная, в большинстве своем, влечет за собой возникновение таких негативных последствий, как увольнение.
Гражданская ответственность предполагает взыскание и возмещение причинённых убытков. Допускается также и возмещение причиненного морального вреда.
Это правонарушение влечет за собой административную ответственность. Это статья 13.11 КОАП РФ. В зависимости от того, кто именно является нарушителем, предусмотрен и различный размер штрафных санкций.
Если закон нарушил гражданин, то он обязан уплатить штраф в казну государства в размере до трех тысяч рублей.
Если это юридические лица – до пятидесяти тысяч рублей.
В случае, если нарушение закона исходило от должностного лица, то возникает обязательство уплаты штрафа в размере до десяти тысяч рублей.
Юридическим же лицам за нарушение закона о неразглашении придется уплатить до семидесяти пяти тысяч рублей.
- Сбор или распространение сведений производились незаконно;
- Отсутствует согласие лица на сбор или распространение такой информации.
Для привлечения к уголовной ответственности не нужно ждать наступления каких-то неблагоприятных последствий, преступление считается оконченным, как только нарушитель незаконно завладел информацией. Например, хакер, который взломал сайт телефонной компании и получил доступ к телефонным номерам и другим личным данным абонентов уже может быть привлечён к уголовной ответственности независимо от того, как он будет использовать эти сведения.
Наказание за такие действия предусмотрено ч.1 ст.137 :
- Обязательные работы;
- Исправительные работы;
- Принудительные работы;
- Арест до 4 месяцев;
- Тюремное заключение до 2 лет.
В том случае, если действия по сбору и разглашению личных данных производились лицом, используя своё служебное положение, ответственность наступает по ч.2 ст.137 . Судебная практика показывает, что незаконные сбор и разглашение персональных данных совершаются именно должностными лицами. Это могут быть:
- сотрудники телефонных компаний, предоставляющие коммерческим организациям сведения об абонентах или просто сообщающие информацию о проведённых конкретным лицом звонках своим друзьям;
- работники отдела кадров, где как правило хранятся основные документы, содержащие личные данные всех сотрудников компании, и т.д.
- невозможность заниматься определённой работой в течение 5 лет (может быть назначено как основное и как дополнительное наказание);
- принудительные работы до 4 лет;
- арест до полугода;
- тюремное заключение до 4 лет.
Существует ряд субъективных признаков такого разглашения. Законодательство рассматривает следующие из них:
- Передача информации хотя бы одному человеку.
- Их публикация в Интернете или СМИ.
- Передача другим лицам для последующего использования.
Запрещено не только разглашение персональных данных без разрешения, но и их незаконный сбор. В совокупности эти правонарушения могут повлечь уголовное наказание.
Отдельно стоит сказать о тайнах. Этот вид информации, например, тайна усыновления, вообще не подлежит разглашению. Ответственные за утечку таких данных будут привлечены к ответственности.
Ответственность за разглашение персональных данных
Закон устанавливает разную ответственность за разглашение персональных данных. В зависимости от конкретных обстоятельств дела различается степень общественной опасности действия. От этого зависит и вид ответственности – дисциплинарная, административная, уголовная. А значит и последствия.
Что такое персональные данные, категории персональных данных на сайте мы раскрыли в отдельной публикации. Обратите внимание, что сведения о заработной плате тоже являются персональными данными. И разглашать такие сведения, если они стали доступны исключительно при обработке персональных данных, нельзя. Помимо собственно разглашения ПД, есть и иные деяния, которые влекут ответственность. Например, неправомерный отказ предоставить информацию, обработка персональных данных без получения согласия и т.п.
Что такое персональные данные
Обратите вниманиеРаботодатель не вправе заключать трудовой договор, если потенциальный работник не подписал согласие на обработку персональных данных. Подробнее об этом читайте в статье здесь
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ № 152, персональные данные — это вся возможная информация, которая каким-либо образом относится к человеку и позволяет идентифицировать его личность. Это могут быть абсолютно любые сведения — от фамилии до антропометрических особенностей. Подробнее о том, что входит в персональные данные — читайте в статье здесь
В ст. 85 Трудового кодекса РФ поясняется, что персональными данными сотрудника признается информация непосредственно о нем самом, которая требуется работодателю в связи с трудовыми отношениями. По ТК РФ наниматель за разглашение персональных данных несет дисциплинарную ответственность, но то же правонарушение влечет за собой и возникновение уголовной ответственности.
Оператор персональных данных
Про самого оператора следует рассказать чуть подробнее. Кто он такой, какими обязанностями и правами обладает? Необходимая информация есть в статье 18 ФЗ-152.
Оператор персональных данных должен разъяснить субъекту его права. В них также имеется несколько нюансов. Например, закон не всегда позволяет лицам изымать собственные индивидуальные данные из базы. Оператор обязан пояснить субъекту, почему он не имеет возможности удалить необходимую информацию.
Помимо этого, работник базы должен уведомлять людей о ходе обработки, заключать с ними различные договоры, запрашивать разрешение на ведение статистики или исследования и т. д. Проще говоря, оператор должен отчитываться перед субъектами за каждое свое действие с имеющимися персональными данными. Разглашение третьим лицам запрещено, и будет расцениваться как тяжкое преступление (превышение полномочий).
Уполномоченный государственный орган
Уполномоченной государственной инстанцией по защите прав субъектов персональной информации является Федеральный исполнительный орган по контролю и надзору за соответствием обработки данных требованиям российского законодательства. Каковы ее функции? Организация осуществляет надзор за компаниями, целью которых является обработка персональных данных.
В соответствии со статьей 23 ФЗ-152, орган имеет следующие полномочия:
- запрос у физических и юридических лиц информации, необходимой для реализации своих функций;
- ограничение доступа к информации, нарушающей закон;
- обращение в суд с исками в защиту субъектов индивидуальных данных;
- требования от операторов уточнения информации, а также ее обработки, защиты, блокировки и т. д.
Представленный орган является исполнительным, а потому находится в подчинении у правительства.
Что такое персональные данные
Четкое определение понятия персональных данных приведено в части первой статьи 3 Закона № 152 от 27.07.2006 года «О персональных данных». Это любая информация, прямо или косвенная относящаяся к физическому лицу.
Иными словами, персональными данными является абсолютно все – от имени человека до сведений, содержащихся в его трудовой книжке. Сюда же входят данные о доходах, семейном положении, адресе проживания и так далее.
При этом закон предусматривает градацию таких данных на общедоступные, то есть фамилия, имя, отчество, дата, год и место рождения, номер телефона и профессия, биометрические – физиологические особенности, и персональные данные, отнесенные к специальной категории – национальность, расовая принадлежность, вероисповедание, состояние здоровья и в последнее время еще и сексуальная ориентация и прочие сведения об интимной стороне жизни.
Если общедоступные персональные данные могут использоваться кем угодно по собственному усмотрению в рамках закона, а также общепринятых норм этики и морали, то биометрические – только в целях установления личности человека при отсутствии документов. Использование персональных данных специальной категории допускается исключительно с согласия их носителя.