Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие функции у прокурора как участника уголовного судопроизводства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стадия подготовки к судебному заседанию является важным этапом уголовного судопроизводства, где разрешается вопрос о возможности рассмотрения уголовного дела судом первой инстанции, выясняются обстоятельства, препятствующие дальнейшему движению производства по уголовному делу.
Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом апелляционной и кассационной инстанций
Конституция предоставляет право каждому осужденному за преступление право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (ч. 3 ст. 50 УПК).
Судебно-контрольные стадии в уголовном судопроизводстве могут быть условно разделены на две группы: обычные и исключительные. К последним относятся производства по уголовному делу в суде надзорной инстанции, а также по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Их исключительность объясняется в первую очередь тем, что рассмотрение уголовных дел в этих судебных стадиях осуществляется тогда, когда приговор вступил в законную силу и началось его непосредственное исполнение.
К обычным судебно-контрольным стадиям уголовного судопроизводства относятся соответственно апелляционное и кассационное производства. Сущность производства в указанных стадиях заключается в проверке законности, обоснованности и справедливости вынесенного судом первой инстанции приговоров, определений, постановлений, не вступивших в законную силу.
Специфику производства в этих судебных инстанциях составляет непосредственно предмет судебной проверки – не вступивший в законную силу приговор, постановление, определение, которые являются важнейшими актами правосудия и должны отвечать требованиям законности, справедливости и обоснованности.
Требование законности означает, что судебное решение должно быть принято в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством. Обоснованность соответствует тому, что выводы суда, содержащиеся в судебном решении, должны быть основаны на фактических обстоятельствах уголовного дела, исследованных в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции. Справедливость судебного решения означает, что назначенное судом наказание должно соответствовать тяжести совершенного преступления, а также личности подсудимого.
В апелляционном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные мировыми судьями. В кассационном порядке разбираются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций.
Право обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю, потерпевшему и его представителю. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска.
Вместе с тем необходимо отметить и новые условия рассмотрения не вступивших в законную силу судебных решений. Так, УПК определяет новые пределы прокурорского надзора в стадии апелляционного и кассационного судопроизводств (ст. 360 УПК). Суд, рассматривающий уголовное дело в апелляционном или кассационном порядке, проверяет законность, обоснованность и справедливость судебного решения лишь в той части, в которой оно обжаловано, и в отношении тех осужденных, которых касается жалоба или представление. При рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке суд вправе смягчить осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить уголовный закон о более тяжком преступлении.
Руководители прокуратур должны обеспечить участие государственных обвинителей в судебных заседаниях апелляционной инстанции по всем уголовным делам. Необходимо учитывать, что право апелляционного и кассационного обжалований судебных решений, не вступающих в законную силу, предоставлено исключительно государственному обвинителю.
В суде кассационной инстанции должны участвовать прокуроры из состава структурных подразделений прокуратуры, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. В отдельных случаях поручение об участии в кассационной инстанции может быть дано прокурору, участвовавшему в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя.
В связи с тем что разбирательство в суде кассационной инстанции основано на принципе состязательности, предусматривающем, в частности, непосредственное исследование доказательств в этой стадии, а также представление дополнительных материалов, уполномоченные прокуроры должны в обязательном порядке принимать участие в разрешении дела судом кассационной инстанции как в случае принесения кассационного представления, так и в случае рассмотрения дела по жалобе стороны защиты.
Государственным обвинителям следует активно участвовать в исследовании доказательств не только в суде первой инстанции, но и в суде второй инстанции, который вправе непосредственно исследовать доказательства, в том числе вновь представленные сторонами. При этом необходимо тесно взаимодействовать с должностными лицами, производившими предварительное расследование, использовать в строгом соответствии с требованиями процессуального закона имеющуюся у них информацию.
Поскольку пересмотр в порядке надзора необоснованных оправдательного или обвинительного приговоров, постановления или определения суда по мотивам, влекущим к усилению наказания, не допускается, такое необоснованное судебное решение должно быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке. Пропуск по неуважительной причине установленного законом срока для принесения представления Генеральный прокурор РФ предлагает расценивать как дисциплинарный проступок.
В случае обжалования судебного решения другой стороной и отсутствия оснований для принесения представления в обязательном порядке прокурор должен выражать свое отношение к существу жалобы посредством соответствующих возражений.
Особое внимание государственным обвинителям необходимо уделять качеству и полноте апелляционных и кассационных представлений, которые должны строго соответствовать закону и материалам дела, быть конкретными, ясными и мотивированными. По результатам рассмотрения дела прокурор, принимавший участие в судебном разбирательстве суда второй инстанции, должен составлять соответствующее заключение.
В связи с тем что ст. 125 УПК устанавливает судебный порядок обжалования постановлений дознавателя, следователя, прокурора, а также их действий (бездействия), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, необходимо обеспечить при рассмотрении таких жалоб участие прокурора в судебном заседании.
Апелляционное производство. Апелляционные представления подаются в районный суд. Рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 14 суток со дня его поступления.
Следует отметить, что апелляционное и кассационное представления приравнены к соответствующим жалобам осужденного, его защитника, потерпевшего и иных участников уголовного судопроизводства, которым предоставлено право обжалования не вступивших в законную силу судебных решений. Это обусловлено тем, что прокурор в уголовном судопроизводстве является стороной и не имеет никаких процессуальных преимуществ перед другими участниками уголовного процесса.
Сущность, задачи и общие условия участия прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел
В приказах Генерального прокурора РФ неоднократно отмечалось, что защита конституционных и иных охраняемых законом прав и интересов граждан, общества и государства, содействие методами прокурорского надзора осуществлению правосудия является одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры. Это направление деятельности реализуется в том числе и путем участия прокурора в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел.
Следует отметить, что данный участок реализации прокурором своих правозащитных функций претерпел существенные изменения. С введением в действие ГПК и АПК реальное воплощение получил конституционный принцип состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве. Процессуальным законодательством расширена сфера действия и другого основного принципа гражданского и арбитражного процессуального законодательства – принципа диспозитивности.
В соответствии с этими принципами, лежащими в основе гражданского и арбитражного судопроизводства, существенно изменились роль суда в собирании доказательств по делу, а также условия и порядок вступления прокурора по собственной инициативе в спорные гражданско-правовые отношения. По сути, вмешательство прокурора в гражданско-процессуальные и арбитражно-процессуальные правоотношения обусловлены исключительно публичными (государственными) интересами.
В соответствии с этим прокурор самостоятельно принимает решение о вступлении в гражданское и арбитражное судопроизводство, руководствуясь положениями закона, а также исходя исключительно из фактической стороны дела и убеждения о целесообразности своего непосредственного участия.
Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
Участие прокурора в гражданском судопроизводстве. Закон о прокуратуре обязывает прокурора в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои интересы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо нарушение приобрело в силу иных обстоятельств особое общественное значение, предъявлять и поддерживать в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Развитием этого законодательного положения следует считать указания Генерального прокурора РФ, содержащиеся в его приказе от 02.12.2003 № 51 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве».
Общие положения об участии прокурора в гражданском судопроизводстве закреплены в ст. 45 ГПК, в которой определена возможность обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Дополнительные функции прокурора
У прокурора существует несколько дополнительных функций. Они выполняются в том спектре, который зависит от каждого индивидуального случая. Среди них стоит отметить следующие:
- Участие в тщательном исследовании представленных доказательств.
- Выдача заключения по всем появляющимся в процессе ведения дела вопросам и проблемам.
- Прокуроры часто выступают в стандартных судебных разговорных прениях с заранее составленной обвинительной речью. Сюда можно отнести высказывание оценки всем собранным доказательствам, представление своего мнения о сложившихся обстоятельствах, оказывающих существенное влияние на заведенное дело.
- Высказывание суду своих соображений относительно задействования подходящего под статью УК и категории наказания подсудимого.
Прокурор на этапе предварительного расследования
На этом этапе закон наделил прокурора правом:
- Осуществлять преследование и контролировать работу дознания и следствия.
- Использовать право и руководствоваться им, управлять ходом следствия.
- Давать разрешение на ходатайство в судебную инстанцию о каких-либо процессуальных действиях.
- Мотивировано отменять незаконно возбуждённое дело.
- Требовать исправления в установленные сроки недостатков, выявленных в следственных действиях.
- Давать органам дознания указания, в каком порядке необходимо расследовать преступление.
- Рассматривать изложенные в письменном виде аргументы следствия о наличии нарушений действующего закона.
- Отклонять несоответствующие правовым нормам постановления подчинённых работников прокуратуры.
Участие прокурора в пересмотре судебных решений по уголовно-процессуальному законодательству ряда зарубежных стран: сравнительный анализ
Слово «функция» происходит от латинского function — исполнение. В словаре иностранных слов раскрывается несколько значений данного слова, наиболее близким для юриспруденции из которых является «обязанность, круг деятельности; назначение, роль»25. Один из этих аспектов также выделяют С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова: «обязанность, круг деятельности»2 . Однако, как представляется, слова «назначение» и «роль» в большей степени ассоциируются с понятием «уголовно-процессуальная функция».
В научной литературе можно встретить значительное число определений данного понятия, которые отражают многообразие подходов ученых к этому сложному правовому явлению, с учетом которых авторами выделяются различные аспекты и сущностные признаки уголовно-процессуальных функций. Так, например, Я. О. Мотовиловкер полагал, что под основными уголовно-процессуальными функциями (обвинения, защиты и разрешения дела) следует понимать обязательные в судебном разбирательстве по уголовному делу, регламентированные законом направления деятельности суда, на который возложена обязанность вынести законное и обоснованное решение, и сторон, наделенных равными правами содействовать с противоположных позиций ре шению вопроса, составляющего основной предмет процесса (об ответственности обвиняемого за вменяемое ему деяние), и влиять на ход процесса в соответствии с их личным, служебным или общественным интересом27.
По мнению С. Д. Шестаковой, полное разделение трех основных функций заключается в триаде нижеследующих правил: осуществление правосудия, утверждение обвинения и прекращение уголовного дела только судом; осуществление уголовного преследования только стороной обвинения; обеспечение обвиняемому, подсудимому права на защиту28.
А. В. Верещагина считает, что такой подход предполагает закрепление за субъектами уголовно-процессуальных правоотношений одной конкретной процессуальной функции. Это позволяет им выбрать наиболее оптимальный вариант поведения, активизировать его, поскольку они освобождаются от исполнения взаимоисключающих полномочий, что обычно происходит при наделении субъекта двумя и более процессуальными функциями. В конечном счете, это способствует усилению динамики уголовного процесса, перенесению центра уголовно-процессуальной деятельности с досудебного производства на судебные стадии29.
Проанализировав ранее изложенные в научной литературе точки зрения по проблемам определения сущности уголовно-процессуальных функций, в целом позиции ученых-процессуалистов по данному вопросу с определенной долей условности можно свести к четырем основным подходам: 1) функция — это отдельный вид или направление уголовно-процессуальной деятельности, ее часть или круг деятельности одного или нескольких участников30; 2) функция — это модель деятельности, ее направление, а не сама деятельность ; 3) функция — это основная установленная законом обязанность, в которой проявляется главное назначение, роль каждого участника процесса ; 4) функция — это не вид и не само направление уголовно процессуальной деятельности, а выраженные в направлениях этой деятельно сти назначение и роль участников процесса независимо о того, в каких имен 33 но стадиях и в какой последовательности они находят свое осуществление .
Указанные подходы нашли отражение в дефинициях, которые были предложены в научной литературе уже в период действия УПК РФ. Так, П. А. Лупинская полагает, что «виды, направления деятельности субъектов, обусловленные их ролью, назначением или целью участия в деле, называются процессуальными функциями» .
Г. Г. Турилов утверждает, что «уголовно-процессуальные функции -это такие несовпадающие и не поглощаемые друг другом основные направления уголовно-процессуальной деятельности участников уголовного процесса, которые обусловлены их ролью и назначением и которые осуществляются в целях решения задач уголовного судопроизводства» 5. С учетом этого он выделяет следующие признаки функций: 1) функции осуществляются посредством уголовно-процессуальной деятельности; 2) функцию характеризует не вся деятельность, а ее основные направления; 3) эти направления не совпадают и не поглощаются друг другом; 4) основные направления деятельности обязательно должны рассматриваться в связи с носителями, т.е. с субъектами, их осуществляющими; 5) между ролью и назначением участников уголовного процесса и их основными направлениями деятельности имеется устойчивая, взаимообусловленная связь; 6) основные направления деятельности должны быть направлены на решение задач уголовного судопроизводства .
По мнению С. П. Ефимичева и П. С. Ефимичева, функциями являются «определяемые нормами права, непосредственно раскрывающие предназначение уголовного судопроизводства, ориентированные на разрешение задач, стоящих перед уголовным процессом, определяющие направления деятельности участников процесса, обусловленные их правовым статусом»37. В данном определении подчеркивается детерминированность функций основным назначением уголовного судопроизводства, связь их с правовым статусом участника процесса.
Именно данный последний аспект считает Г. П. Химичева определяющим, утверждая, что «процессуальные функции следует рассматривать как направления процессуальной деятельности, осуществляемой участниками уголовного судопроизводства посредством реализации их прав и обязанностей»38.
Участие прокурора в производстве по уголовным делам в суде надзорной инстанции
Этот критерий работы прокуратуры на практике превращается в «самоцель». Следует учитывать не только общее количество приговоров и судебных решений, на которые принесены апелляционные представления, на основании которых вышестоящий суд изменил или отменил не вступившее в силу судебное решение. Но необходимо регистрировать и количество отозванных представлений государственных обвинителей — это показатель качества оформляемых ими представлений.
Прокуроры, как публичные участники уголовного судопроизводства, обязаны неукоснительно следовать предписаниям закона не только при оформлении текста апелляционных представлений, но и при соблюдении сроков и процедуры подачи представлений. Так в литературе описывается случай, когда «в течение установленного срока государственным обвинителем было принесено апелляционное представление, в котором было отражено буквально следующее: «Приговор подлежит изменению в связи с нарушением уголовного закона. Подробно основания к изменению приговора будут изложены в дополнительном апелляционном представлении после ознакомления с протоколом судебного заседания». К моменту поступления в суд этого представления протокол был изготовлен и дело сдано в канцелярию. Вместо возвращения представления для приведения его в соответствие с требованиями ст. 363 УПК РФ суд направил обвинителю письменное уведомление с предложением пересоставить представление. В результате только через месяц после вынесения приговора в суд поступило апелляционное представление, изложенное с соблюдением требований ст. 363 УПК РФ»182. Безусловно, такие нарушения должны быть исключены из прокурорской и судебной практики.
При изучении архивных уголовных дел, рассмотренных мировыми судьями г. Волгограда, нами были выявлены неоднократные случаи подачи апелляционных представлений государственными обвинителями с пропуском срока на апелляционное обжалование. Причин тому несколько: 1) неудовлетворительная работа почты; 2) малый срок апелляционного обжалования (к примеру, в Республике Казахстан этот срок составляет 15 суток); 3) низкая активность самих государственных обвинителей.
Эта проблема актуальна не только для апелляционного обжалования, но и для кассации также. По ранее указанному нами уголовному делу № 1-79-54/06 (10-19/07) по обвинению К, где представление прокурора было подано на решение от 25.01.2007 г. с пропуском срока — только 15 .02.2007 г., судья своим постановлением 26.02.2007 г. отказал в восстановлении срока подачи представления, аргументируя свое решение тем, что прокурор ежедневно участвовал в судебных процессах в здании суда и имел реальную возможность получить копию судебного решения своевременно.
Полагаем, устранению причин пропусков сроков подачи апелляционного представления должно способствовать внедрение в деятельность судов и прокуратуры современных телекоммуникационных систем. Создание единой компьютерной сети судебных органов и органов прокуратуры позволит сэкономить на почтовых расходах, на вынужденных заседаниях суда по восстановлению пропущенных сроков. Единая компьютерная сеть дает возможность своевременной отправки цифровых документов (в том числе и копий судебных решений, уведомлений о дне и времени слушания дела, соответственно — представлений прокуроров и других важных процессуальных актов). В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации уже создана Единая информационно-телекоммуникационная система органов внутренних дел (ЕИТКС ОВД), одним из приоритетных направлений развития которой является введение цифрового документооборота в ОВД. Успешное внедрение возможностей современных телекоммуникационных мульти-сервисных систем в органах прокуратуры и суда, подключение их к ЕИТКС ОВД с особым режимом доступа позволит эффективно использовать информационные ресурсы федеральных и региональных баз данных, обеспечит бесперебойное получение необходимых документов, исключит случаи пропуска процессуальных сроков принесения апелляционных и кассационных представлений. Требуется разработка на федеральном уровне государственной программы создания Единой информационно-телекоммуникационной системы органов прокуратуры и суда. В качестве основы данной системы можно использовать уже имеющиеся технические каналы видео-конферец-связи, системы ГАС «Правосудие», которыми оборудовано большинство судов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 389.7 УПК РФ, о поступивших апелляционных жалобах суд извещает всех участников процесса, чьих интересов касается жалоба или представление, с разъяснением возможности подачи на указанные жалобу или представление возражений в письменном виде с указанием срока подачи.
Согласно п. 16.2. Приказа Генеральной прокуратуры РФ № 465 от 25 декабря 2012 г. в случае обжалования судебного решения другими участниками уголовного судопроизводства и отсутствия оснований для принесения представления прокуроры должны выражать в обязательном порядке свое отношение к существу жалобы посредством подачи возражений. В ст. 389.7 УПК РФ не указываются конкретные сроки подачи возражений, в связи с чем судьи оп 129 ределяют этот срок по своему усмотрению. Возражения участника процесса, в том числе и прокурора, на поданные апелляционные жалобы и представления не играют роли поводов к началу апелляционного производства. Следовательно, подача их за пределами сроков апелляционного обжалования не влияет на ход апелляционного процесса и движение дела в суде второй инстанции. Однако возражение прокурора является важной гарантией выражения его позиции как участника апелляционного производства. Эти возражения потом будут изучаться апелляционным судом совместно с апелляционными жалобами, в связи с чем логично предположить, что подача возражения возможна в срок до начала рассмотрения дела в апелляционном порядке, что следует отразить в ст. 389.7 УПК РФ.
Участие прокурора в судах, рассматривающих дела в кассационной и надзорной инстанциях, а также по вновь открывшимся обстоятельствам
Генеральный прокурор Республики Беларусь обязывает прокуроров проверять в кассационные сроки все гражданские дела, рассмотренные судом без участия прокурора. Обнаружив незаконное или необоснованное судебное постановление по делу, прокурор обязан принести протест в суд кассационной инстанции. Он должен это сделать независимо от того, подана ли заинтересованными лицами жалоба или нет.
- 2. Прокурор вправе осуществлять надзор за законностью и обоснованностью судебных постановлений, вступивших в законную силу. Его участие в этой стадии процесса осуществляется в двух формах:
- а) возбуждение производства поделу в суде надзорной инстанции;
- б) участие в рассмотрении дела, возбужденного в порядке надзора но инициативе должностных лиц суда.
Участие Прокурора В Производстве В Судах Кассационной И Надзорной Инстанций По Уголовным Делам В 2022 Г В Рф
Руководители прокуратур должны обеспечить участие государственных обвинителей в судебных заседаниях апелляционной инстанции по всем уголовным делам. Необходимо учитывать, что право апелляционного и кассационного обжалований судебных решений, не вступающих в законную силу, предоставлено исключительно государственному обвинителю. В суде кассационной инстанции должны участвовать прокуроры из состава структурных подразделений прокуратуры, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. В отдельных случаях поручение об участии в кассационной инстанции может быть дано прокурору, участвовавшему в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя. В связи с тем что разбирательство в суде кассационной инстанции основано на принципе состязательности, предусматривающем, в частности, непосредственное исследование доказательств в этой стадии, а также представление дополнительных материалов, уполномоченные прокуроры должны в обязательном порядке принимать участие в разрешении дела судом кассационной инстанции как в случае принесения кассационного представления, так и в случае рассмотрения дела по жалобе стороны защиты. Особое внимание осударственным обвинителям необходимо уделять качеству и полноте апелляционных и кассационных представлений, которые должны строго соответствовать закону и материалам дела, быть конкретными, ясными и мотивированными. По результатам рассмотрения дела прокурор, принимавший участие в судебном разбирательстве суда второй инстанции, должен составлять соответствующее заключение. Апелляционное производство. Апелляционные представления подаются в районный суд. Рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 14 суток со дня его поступления. Следует отметить, что апелляционное и кассационное представления приравнены к соответствующим жалобам осужденного, его защитника, потерпевшего и иных участников уголовного судопроизводства, которым предоставлено право обжалования не вступивших в законную силу судебных решений. Это обусловлено тем, что прокурор в уголовном судопроизводстве является стороной и не имеет никаких процессуальных преимуществ перед другими участниками уголовного процесса. Государственный обвинитель вправе в подтверждение оснований представления либо возражений против жалобы другой стороны направить в суд новые материалы или ходатайствовать о вызове в суд указанных им свидетелей и экспертов. Вместе с тем государственный обвинитель, подавший представление, вправе отозвать его до начала заседания суда апелляционной или кассационной инстанции. Государственный обвинитель также вправе до начала судебного заседания изменить представление либо дополнить новыми доводами. При этом в дополнительном представлении прокурора или его заявлении об изменении последнего, поданных по истечении срока обжалования, не может быть поставлен вопрос об ухудшении положенияю.
Участие прокурора в судах второй инстанции и стадии надзорного производства
В ст. 407 УПК РФ изложен порядок судебного разбирательства в надзорной инстанции. После доклада судьи предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного представления. Если же дело рассматривается по жалобе, мнение прокурора выслушивается после устных объяснений осужденного, оправданного, их защитников и других участников судебного разбирательства, если они присутствуют в суде.
Требования к участию прокурора в рассмотрении дел в данной инстанции аналогичны участию в суде первой инстанции: прокурор обосновывает принесенное представление, принимает участие в допросе свидетелей, потерпевших, исследовании доказательств и т.п. Вынесенные судом апелляционной инстанции приговоры и постановления могут быть обжалованы в вышестоящий суд в кассационном порядке, в том числе государственным обвинителем или вышестоящим прокурором. В случае несогласия прокурора с вынесенным судом кассационной инстанции определением оно может быть обжаловано в вышестоящий суд в надзорном порядке путем подачи прокурором ходатайства, которое именуется надзорным представлением. Дела в порядке надзора рассматриваются с обязательным участием прокурора, которому предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобами других участников. При этом прокурор в ходе рассмотрения дела в надзорной инстанции поддерживает внесенное им надзорное представление.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК РФ, с заявлением о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан и организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если прокурор полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций или иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, то он вправе направить заявление в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и законных интересов граждан,
Если государственное обвинение по делу поддерживается группой государственных обвинителей, являющихся работниками разных подразделений прокуратуры субъекта Российской Федерации, различных прокуратур одного уровня и т.д., результаты рассмотрения такого дела в строке 1 в графах 1 и 2 (и, соответственно, последующих) учитываются один раз.
15. При отражении в строке 17 сведений о лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность, следует руководствоваться положениями пункта 1 ст. 2 ГК РФ, в соответствии с которым предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (либо если преступная деятельность связана с нарушением данного порядка, в частности ст. 171 и 172 УК РФ), а также соответствующими разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в постановлении от 29 октября 2009 г. N 22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста».
Кассационное производство по уголовным делам
– Сроки и порядок апелляционного обжалования остались прежними. Стороны могут подать жалобу через суд первой инстанции в течение десяти суток с момента провозглашения судебного решения, а в отдельных случаях – в этот же срок с момента вручения его копии. После ознакомления сторон с поступившими жалобами материалы дела передаются для дальнейшего разбирательства в апелляционный суд общей юрисдикции.
Ранее кассационные жалобы на любое вступившее в законную силу решение подавались в Президиум Верховного суда Республики Бурятия . Однако не все граждане могли рассчитывать на рассмотрение их доводов высшей судебной инстанцией республики. Сначала судья предварительно изучал материалы дела, доводы жалоб и в случае выявления нарушений закона передавал ее для рассмотрения судом кассационной инстанции. В тех ситуациях, когда судья не видел оснований для отмены или изменения судебного решения, он сам отказывал в удовлетворении жалобы. Иными словами, Президиум Верховного суда республики проверял законность только тех судебных решений, по которым возбуждено кассационное производство.
– Сроки и порядок апелляционного обжалования остались прежними. Стороны могут подать жалобу через суд первой инстанции в течение десяти суток с момента провозглашения судебного решения, а в отдельных случаях – в этот же срок с момента вручения его копии. После ознакомления сторон с поступившими жалобами материалы дела передаются для дальнейшего разбирательства в апелляционный суд общей юрисдикции.
Среди прочего сделан упор на электронный документооборот с помощью недавно созданной единой защищенной сети передачи данных прокуратуры РФ (ЕЗСПД). Так, в случае принесения апелляционного или кассационного представления прокурорам субъектов РФ следует направлять электронные копию и наблюдательное производство по делу в соответствующий территориальный отдел ГП с помощью этой сети в пятидневный срок. Участвующим в гражданском и административном судопроизводстве прокурорам указано пользоваться официальными сайтами и иными электронными системами судов для своевременного получения информации о движении дела.
Предметом надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении являются соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по уголовным, гражданским делам, делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, по делам об административных правонарушениях, а также соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению.
Статья 34 УПК предусматривает обязанность прокурора во всех стадиях уголовного судопроизводства принимать меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они ни исходили. Указанное требование уголовно-процессуального закона применимо в одинаковой мере к выступлениям прокурора в суде первой, кассационной и надзорной инстанциях. Однако в кассационной инстанции прокурор не выступает в роли обвинителя, он осуществляет надзор за законностью рассмотрения дела кассационной инстанцией присущими ему в данной стадии процессуальными средствами. Выполняя в кассационной инстанции обязанности представителя органа надзора за законностью, прокурор не только отстаивает обвинительный приговор или поддерживает протест на мягкость наказания, но и вносит предложение о прекращении дела производством по основаниям, указанным в законе (полагая, таким образом, необоснованным обвинительный приговор); о смягчении назначенного судом первой инстанции наказания (считая приговор чрезмерно суровым); о применении закона, предусматривающего более мягкое уголовное наказание (выступая против применения закона о более строгом наказании) и т.д. Осуществление надзора в этой стадии переходит к прокурорам вышестоящих прокуратур, которые ранее не имели отношения к надзору за соблюдением законности при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Это одно из условий, обеспечивающих объективность и процессуальную независимость этих прокуроров.
Участие прокурора в судебном заседании кассационной инстанции является обязательным. Прокурор может принести кассационное представление в течении 10 суток со дня провозглашения приговора и приносится в суд, рассматривающий уголовное дело или непосредственно в кассационную инстанцию.
Дела в порядке надзора рассматриваются с обязательным участием прокурора,которому предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобами других участников. Участие прокурора в надзорном производстве в гражданском процессе? В подтверждение или опровержение доводов, приведенных в кассационном представлении, прокурор вправе представить в суд кассационной инстанции дополнительные материалы.
6. Прокурорам предписано организовать эффективную работу по предъявлению заявлений в суд в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
б) путем вступления в процесс для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий;
10.4. При подготовке кассационного представления учитывать положения части 1 статьи 381 и части 1 статьи 391.5 ГПК РФ, части 2 статьи 323, части 2 статьи 337 КАС РФ и в необходимых случаях ходатайствовать о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной инстанции.
Прокурору, предъявившему заявление, совершать вышеуказанные процессуальные действия самостоятельно, в том числе при наличии технической возможности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо в письменной форме предоставлять полномочия на их совершение прокурору, участвующему в деле.
Гражданское право, гражданский процесс — Прокуратура Кировской области
Судебные составы, рассматривающие кассационные и надзорные жалобы и представления по существу, формируются с тем расчетом, чтобы в них не входили судьи, ранее участвовавшие в рассмотрении уголовного дела или ранее выразившие в постановлениях свое отношение к доводам кассационного или надзорного ходатайства, по которым возбуждено производство.
Председательствующий открывает судебное заседание, объявляет, какое дело слушается, представляет участвующим в заседании лицам судей, докладчика, прокурора, секретаря судебного заседания, ведущего протокол, разъясняет права, разрешает отводы. В судебном заседании участие защитника, если осужденный не заявил отказ от него в порядке ст. 52 УПК РФ, является обязательным.
При решении вопроса о принесении кассационных и надзорных представлений в целях отмены судебных решений по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного, лица, в отношении которого дело прекращено, прокуроры должны руководствоваться тем, что основанием для этого являются допущенные в ходе судебного разбирательства и повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия .
Судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 1 года со дня его вступления в законную силу . Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен в порядке, предусмотренном ст. 389.5 УПК РФ.
Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносят в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконные или необоснованные решения, приговоры, определения или постановления суда.
Справедливость означает принятие судом такого решения, посредством которого восстанавливаются нарушенные права, положение, существовавшее до нарушения закона, противоправные действия осуждаются, устанавливаются виновные в совершении преступления и им назначается наказание, соответствующее степени их общественной опасности, доле участия в совершении преступления постольку, поскольку оно способствует исправлению осужденного.
В надзорном представлении должны быть приведены доводы прокурора, подавшего представление, с указанием оснований к отмене или изменению приговора или иного обжалуемого решения, предусмотренные ст. 379 УПК РФ. Требования, предъявляемые к представлению, делают более предметной проверку приговора или иного решения, а также обязывают привести в решении надзорной инстанции те основания, которыми отвергнуты эти или иные доводы представления. Такие мотивированные ответы должны предупреждать неоднократные обращения в надзорные инстанции с ходатайством о проверке дела.
Требования, предъявляемые в законе к представлению, обусловлены и тем, что в УПК РФ право его принесения принадлежит прокурору, который имеет возможность самостоятельно указать, что именно и почему в состоявшемся решении является, по его мнению, незаконным или необоснованным.
Государственные обвинители обязаны уделять особое внимание качеству и полноте апелляционных и кассационных представлений. Представления должны соответствовать требованиям закона, быть конкретными, ясными и мотивированными, а изложенные в них доводы — подтверждены материалами дела.
Апелляционное производство. Апелляционные представления подаются прокурором в районный суд. Рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 14 суток со дня его поступления.
Если решение мирового судьи обжалуется противоположной стороной, то прокурор вправе представить мировому судье возражения в письменной форме с приложением документов, подтверждающих эти возражения, и их копий, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле, и вправе ознакомиться с материалами дела, с поступившими жалобой и возражениями относительно них.
Ссылка прокурора, приносящего кассационное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.
Руководители прокуратур должны обеспечить участие государственных обвинителей в судебных заседаниях апелляционной инстанции по всем уголовным делам. Необходимо учитывать, что право апелляционного и кассационного обжалований судебных решений, не вступающих в законную силу, предоставлено исключительно государственному обвинителю. В суде кассационной инстанции должны участвовать прокуроры из состава структурных подразделений прокуратуры, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. В отдельных случаях поручение об участии в кассационной инстанции может быть дано прокурору, участвовавшему в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя. В связи с тем что разбирательство в суде кассационной инстанции основано на принципе состязательности, предусматривающем, в частности, непосредственное исследование доказательств в этой стадии, а также представление дополнительных материалов, уполномоченные прокуроры должны в обязательном порядке принимать участие в разрешении дела судом кассационной инстанции как в случае принесения кассационного представления, так и в случае рассмотрения дела по жалобе стороны защиты. Особое внимание осударственным обвинителям необходимо уделять качеству и полноте апелляционных и кассационных представлений, которые должны строго соответствовать закону и материалам дела, быть конкретными, ясными и мотивированными. По результатам рассмотрения дела прокурор, принимавший участие в судебном разбирательстве суда второй инстанции, должен составлять соответствующее заключение. Апелляционное производство. Апелляционные представления подаются в районный суд. Рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 14 суток со дня его поступления. Следует отметить, что апелляционное и кассационное представления приравнены к соответствующим жалобам осужденного, его защитника, потерпевшего и иных участников уголовного судопроизводства, которым предоставлено право обжалования не вступивших в законную силу судебных решений. Это обусловлено тем, что прокурор в уголовном судопроизводстве является стороной и не имеет никаких процессуальных преимуществ перед другими участниками уголовного процесса. Государственный обвинитель вправе в подтверждение оснований представления либо возражений против жалобы другой стороны направить в суд новые материалы или ходатайствовать о вызове в суд указанных им свидетелей и экспертов. Вместе с тем государственный обвинитель, подавший представление, вправе отозвать его до начала заседания суда апелляционной или кассационной инстанции. Государственный обвинитель также вправе до начала судебного заседания изменить представление либо дополнить новыми доводами. При этом в дополнительном представлении прокурора или его заявлении об изменении последнего, поданных по истечении срока обжалования, не может быть поставлен вопрос об ухудшении положенияю.
6. Если кассационные жалоба, представление были переданы на рассмотрение суда кассационной инстанции постановлением Председателя Верховного Суда Российский Федерации или его заместителя, в течение 10 дней с момента принятия решения суд кассационной инстанции направляет копию этого решения Председателю Верховного Суда РФ или его заместителю, который своим постановлением вправе передать кассационные жалобу, представление, если они были оставлены без удовлетворения или удовлетворены частично, для рассмотрения в вышестоящий суд кассационной инстанции либо в Президиум Верховного Суда РФ.
2. В случаях, предусмотренных пунктами 2 — 7 части первой настоящей статьи, суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии с частью первой статьи 412.9 УПК РФ.
Прокурорский надзор Тест с ответами
Из материалов уголовного дела следует, что 27 июня 2021 г. Е.А. Филин был удален из зала судебного заседания до окончания судебных прений. Судебные заседания 5 июля, 10, 23 августа, 6, 25 сентября, 2, 9, 16, 23, 30 октября, 6 ноября и частично 7 ноября 2021 г. проходили в отсутствие подсудимого.
Изменяя судебные решения, суд кассационной инстанции указал, что согласно ч. 1 ст. 62 УК РФ при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей УК РФ. Кроме того, ч. 5 ст. 62 УК РФ предусмотрено, что при особом порядке срок или размер наказания не может превышать две трети максимального срока наиболее строгого вида, предусмотренного за совершенное преступление.
Федеральным законом Российской Федерации от 09.12.2010 № 353-ФЗ с 1 января 2012 года внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, касающиеся порядка пересмотра по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу, и порядка пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
В силу статья 394 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее -ГПК РФ) правом на обращение в суд с заявлением, представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам обладают участвующие в деле лица, а также другие лица, если судебными постановлениями разрешен вопрос об их правах и обязанностях.
Прокурор вправе обратиться в суд с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений по указанным основаниям, если дело было возбуждено по заявлению прокурора, поданному в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 45, статья 394 ГПК РФ), либо если прокурор вступил в процесс для дачи заключения по делу в случаях, когда это предусмотрено ГПК РФ и иными федеральными законами (часть 3 статьи 45 ГПК РФ). При этом право на обращение прокурора с таким представлением не зависит от фактического участия прокурора в заседаниях судов соответствующих инстанций.С учетом аналогии закона прокурор также вправе обратиться в суд с заявлением о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся и новым обстоятельствам в интересах круга лиц, указанных в части 1 статьи 45 ГПК РФ, не привлекавшихся судом к участию в деле, если судебными постановлениями разрешен вопрос о правах и обязанностях этих лиц.
Судебные определения, принятые при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, могут быть обжалованы путем подачи частной жалобы, представления прокурора в суд апелляционной инстанции, а в случае отказа в удовлетворении частной жалобы (представления) на определение суда первой и апелляционной инстанций могут быть поданы кассационные и надзорные жалобы (представление).
Новеллой процессуального законодательства является пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу, по новым обстоятельствам, перечисленным в части 4 статьи 392 ГПК РФ.
Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.
Производство в суде кассационной инстанции предназначено для исправления существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела и повлиявших на исход дела, и без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.
Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, прокурор субъекта Российской Федерации вправе обратиться с кассационным представлением, если дело было возбуждено по заявлению прокурора, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, либо прокурор вступил в процесс для дачи заключения по делу в случаях, когда это предусмотрено ГПК РФ и иными федеральными законами.
Кассационные жалоба, представление рассматриваются судом кассационной инстанции в судебном заседании. В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании в президиуме суда субъекта Российской Федерации принимает участие прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель.
Судебный акт президиума суда субъекта Российской Федерации выносится в форме постановления и вступает в законную силу со дня его принятия.
Выполняя задуманные законодателем задачи, этот этап судопроизводства имеет свое немаловажное значение:
Любой из вопросов выносится на голосование, большинство голосов является решающим фактором. Именно большинство, равенство количества проголосовавших за пересмотр дает прямо противоположный отрицательный результат. По окончании заседания принимается постановление, не подлежащее оспариванию, действующее с момента провозглашения.
- отказ в удовлетворении протеста;
- отмена и прекращение производства;
- возврат без рассмотрения по существу (ст.412.4);
- изменение документа;
- отмена и передача для нового разбирательства.
Судебное заседание проводится при участии лиц, обратившихся с ходатайством. Прокурор присутствует обязательно. Производство в суде надзорной инстанции в уголовном процессе 2021? Неявка других участников не препятствует заседанию. Все происходящее фиксируется в протоколе. Ознакомившиеся с протоколом участники при обнаружении неточностей или искажения приносят замечания.
Например, по данным статистики, полученным отВерховного Суда РФ, был опубликован обзор, включающий все жалобы, преодолевшие первоначальный фильтр в течение календарного года иитоги рассмотрения.
Согласно данной информации, было рассмотрено всего 161 уголовное дело в отношении 181 осужденного (когда в рамках одного производства выносился общий акт для соучастников). Во-первых, среди лиц, имеющих право на возбуждение надзорного производства, следует различать: 1 ) институт непосредственного запрета поворота к худшему (ст. 384, 385, 405 УПК РФ). устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;Практически совпадает порядок проведения судебного заседания.
Какие прокуроры будут участвовать в новых межрегиональных судах?
Государственные обвинители обязаны уделять особое внимание качеству и полноте апелляционных и кассационных представлений. Представления должны соответствовать требованиям закона, быть конкретными, ясными и мотивированными, а изложенные в них доводы — подтверждены материалами дела.
Апелляционное производство. Апелляционные представления подаются прокурором в районный суд. Рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 14 суток со дня его поступления.
Если решение мирового судьи обжалуется противоположной стороной, то прокурор вправе представить мировому судье возражения в письменной форме с приложением документов, подтверждающих эти возражения, и их копий, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле, и вправе ознакомиться с материалами дела, с поступившими жалобой и возражениями относительно них.
Ссылка прокурора, приносящего кассационное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.
Рассмотрение уголовного дела судом кассационной инстанции начинается стого, что председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело рассматривается и по чьим кассационным жалобе и (или) представлению. Председательствующий выясняет у участников судебного разбирательства, в том числе прокурора, имеются ли у них отводы и ходатайства.
Ошибки и нарушения закона, допускаемые в суде первой инстанции, не всегда устраняются в апелляционном или кассационном порядке, поэтому законом предусмотрен исключительный – надзорный порядок пересмотра приговоров, определений и постановлений суда, заключающийся в том, что применяется в виде исключения, когда не достигнуто правильное разрешение дела в основных стадиях, когда судебное решение вступило в законную силу, а осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор полагают, что оно неправосудно.
Из материалов уголовного дела следует, что 27 июня 2021 г. Е.А. Филин был удален из зала судебного заседания до окончания судебных прений. Судебные заседания 5 июля, 10, 23 августа, 6, 25 сентября, 2, 9, 16, 23, 30 октября, 6 ноября и частично 7 ноября 2021 г. проходили в отсутствие подсудимого.
Изменяя судебные решения, суд кассационной инстанции указал, что согласно ч. 1 ст. 62 УК РФ при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей УК РФ. Кроме того, ч. 5 ст. 62 УК РФ предусмотрено, что при особом порядке срок или размер наказания не может превышать две трети максимального срока наиболее строгого вида, предусмотренного за совершенное преступление.
Конституция предоставляет право каждому осужденному за преступление право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (ч. 3 ст. 50 УПК РФ).
Судебно-контрольные стадии в уголовном судопроизводстве могут быть условно разделены на две группы: обычные и исключительные. К последним относятся производства по уголовному делу в суде надзорной инстанции, а также по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Их исключительность объясняется в первую очередь тем, что рассмотрение уголовных дел в этих судебных стадиях осуществляется тогда, когда приговор вступил в законную силу и началось его непосредственное исполнение.
К обычным судебно-контрольным стадиям уголовного судопроизводства относятся соответственно апелляционное и кассационное производства. Сущность производства в указанных стадиях заключается в проверке законности, обоснованности и справедливости вынесенного судом первой инстанции приговоров, определений, постановлений, не вступивших) в законную силу.
Специфику производства в этих судебных инстанциях составляет непосредственно предмет судебной проверки — не вступивший в законную силу приговор, постановление, определение, которые являются важнейшими актами правосудия и должны отвечать требованиям законности, справедливости и обоснованности.
Требование законности означает, что судебное решение должно быть принято в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством. Обоснованность соответствует тому, что выводы суда, содержащиеся в судебном решении, должны быть основаны на фактических обстоятельства уголовного дела, исследованных в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции. Справедливость судебного решения означает, что назначенное судом наказание должно соответствовать тяжести совершенного преступления, а также) личности подсудимого.
В апелляционном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные мировыми судьями. В кассационном порядке разбираются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций.
Право обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю, потерпевшему и его представителю. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска.
Вместе с тем необходимо отметить и новые условия рассмотрения не вступивших в законную силу судебных решений. Так, УПК определяет новые пределы прокурорского надзора в стадии апелляционного и кассационного судопроизводств (ст. 360 УПК РФ). Суд, рассматривающий уголовное дело в апелляционном или кассационном порядке, проверяет законность, обоснованность и справедливость судебного решения лишь в той части, в которой оно обжаловано, и в отношении тех осужденных, которых касается жалоба или представление. При рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке суд вправе смягчить осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить уголовный закон о более тяжком преступлении.
Руководители прокуратур должны обеспечить участие государственных обвинителей в судебных заседаниях апелляционной инстанции по всем уголовным делам. Необходимо учитывать, что право апелляционного и кассационного обжалований судебных решений, не вступающих в законную силу, предоставлено исключительно государственному обвинителю.
В суде кассационной инстанции должны участвовать прокуроры из состава структурных подразделений прокуратуры, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. В отдельных случаях поручение об участии в кассационной инстанции может быть дано прокурору, участвовавшему в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя.
В связи с тем, что разбирательство в суде кассационной инстанции основано на принципе состязательности, предусматривающем, в частности, непосредственное исследование доказательств в этой стадии, а также представление дополнительных материалов, уполномоченные прокуроры должны в обязательном порядке принимать участие в разрешении дела судом кассационной инстанции как в случае принесения кассационного представления, так и в случае рассмотрения дела по жалобе стороны защиты.
Государственным обвинителям следует активно участвовать в исследовании доказательств не только в суде первой инстанции, но и в суде второй инстанции, который вправе непосредственно исследовать доказательства, в том числе вновь представленные сторонами. При этом необходимо тесно взаимодействовать с должностными лицами, производившими предварительное расследование, использовать в строгом соответствии с требованиями процессуального закона имеющуюся у них информацию.
Поскольку пересмотр в порядке надзора необоснованных оправдательного или обвинительного приговоров, постановления или определения суда по мотивам, влекущим к усилению наказания, не допускается, такое необоснованное судебное решение должно быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке. Пропуск по неуважительной причине установленного ��аконом срока для принесения представления Генеральный прокурор РФ предлагает расценивать как дисциплинарный проступок.