Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое кисэ в бюджетном учете». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Институционные единицы на макроуровне группируются в сектора экономики. Деление на сектора необходимо для того, чтобы узнать в какой мере они участвуют в процессе экономического развития страны. Например, сектор «домашние хозяйства» какую извлекает пользу из экономической политики или как на него влияют меры правительственной политики.
Сектора представляют собой группы институционных единиц, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и способа финансирования затрат.
С позиций этих двух критериев в системе национальных счетов выделяют следующие сектора:
– нефинансовые предприятия;
– финансовые учреждения;
– государственные учреждения;
– некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства;
– домашние хозяйства;
– «остальной мир».
Первые пять секторов представляют внутреннюю экономику страны и объединяют её институционные единицы – резиденты.
Более подробный состав каждого сектора, их цели и задачи, источники ресурсов представлены в таблице.
Т а б л и ц а Отличительные признаки секторов рыночной экономики
Секторы |
Институционные единицы |
Цели и задачи |
Ресурсы |
1.Нефинансовые предприятия (НФП) |
Нефинансовые корпорации: промышленные, транспортные предприятия, сельскохозяйственные, строительные и другие организации всех форм собственности (государственные, частные, акционерные, совместные и т.д.). Рыночные нефинансовые некоммерческие учреждения: учреждения здравоохранения, образования, культуры и др. отраслей, предоставляющих услуги за плату по рыночным ценам; организации обслуживающие предпринимателей: торговые палаты, рекламные бюро, ассоциации предпринимателей, сельскохозяйственные, промышленные и торговые ассоциации, товарно-сырьевые биржи. |
Производство продукции и услуг на принципах возмещения затрат и получения прибыли. |
Прибыль от реализации продукции и услуг; заемные средства; субсидии и дотации из государственного бюджета. |
2.Финансовые учреждения (ФУ) |
Финансовые корпорации: национальный банк страны, коммерческие кредитные учреждения, страховые корпорации и пенсионные фонды, финансовые вспомогательные корпорации: маклерские конторы по операциям с ценными бумагами, агентства по размещению акций. Рыночные финансовые некоммерческие учреждения, обслуживающие финансовые учреждения и финансируемые ими. |
Выпуск, приобретение, хранение и распределение финансовых средств, предоставление кредитов предприятиям и домашним хозяйствам и др. Страхование жизни, имущества предприятий и домашних хозяйств, создания источника доходов для пенсионеров. |
Фонды, образующиеся в результате принятых обязательств (депозиты, финансовый лизинг, облигации) и полученных процентов; поступление платежей по контрактам страхования и взносы в пенсионный фонд; страхование премии; комиссионные. |
3.Государственные учреждения (ГУ) |
Органы государственного управления: Центральные, региональные и местные органы управления; фонды социального обеспечения; учреждения поддержания правопорядка и безопасности, обороны, науки и научного обслуживания, дорожного хозяйства, защиты окружающей среды; учреждения в области бесплатного образования, здравоохранения, культуры и спорта, отдыха. Нерыночные некоммерческие учреждения, контролируемые правительством: учреждения, занимающиеся разработкой стандартов в области охраны окружающей среды, бухгалтерского учета, статистики и т.д. |
Предоставление нерыночных услуг, предназначенных для коллективного потребления; перераспределения национального дохода и национального богатства. |
Обязательные платежи предпринимательских единиц других секторов (налоги, сборы); пошлины, взносы, займы; бюджетные средства; различные фонды. |
4.Некомерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (НКУ) |
Нерыночные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства: общественные организации, политические партии, профессиональные, религиозные общества, добровольные спортивные общества, благотворительные фонды, ассоциации потребителей и др. |
Оказание нерыночных услуг (индивидуальных и коллективных) отдельным группам домашних хозяйств. |
Добровольные взносы и пожертвования; бюджетное финансирование; доход от собственности; правительственные дотации. |
5.Домашние хозяйства (ДХ) |
Домашние хозяйства: члены домашних хозяйств, личные подсобные хозяйства, фермерские хозяйства, ремесленники, частные предприятия без образования юридического лица (мелкие фирмы, небольшие магазины, мастерские, лица свободных профессий) и т.д. |
Производство товаров и услуг населения в домашних хозяйствах резидентов и их потребление. |
Совместные: жилье, финансовые и материальные ценности; разные способы получения доходов ответственным лицом, другими членами хозяйства (заработная плата, доход от собственности, предпринимательский доход, трансферты, кредиты) |
6«Остальной мир» (ОМ) |
Зарубежные экономические единицы – нерезиденты, осуществляющие операции с резидентами данной страны. |
Внешние экономические связи. |
Разные виды ресурсов согласно законодательству страны. |
Детализация статей 560, 660, 730, 830: выбираем тип контрагента
В силу обновленного п. 7 Порядка № 209н при разграничении социальных и несоциальных выплат персоналу необходимо учитывать следующие особенности:
1. Расходы, связанные с привлечением и сохранением кадрового потенциала, а также расходы, направленные на стимулирование занятости в соответствующей сфере деятельности, нужно относить к несоциальным выплатам персоналу (подстатьи 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме», 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ).
2. К социальным пособиям и компенсациям персоналу (подстатьи 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме», 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме» КОСГУ) относятся выплаты, связанные с социальными рисками, такими как болезнь, утрата постоянного заработка и иные события, которые могут негативно сказаться на его имущественном положении.
3. При разграничении приобретения работ, услуг, а также возмещения (компенсации) персоналу расходов в целях:
-
выполнения функций государственным (муниципальным) органом, учреждением, органом управления государственным внебюджетным фондом (осуществления служебных, трудовых обязанностей) применяются соответствующие подстатьи статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ);
-
личного потребления непосредственно персоналом, не связанного с выполнением функций государственным (муниципальным) органом, учреждением, органом управления государственным внебюджетным фондом, используется подстатья 214 КОСГУ.
4. К социальным пособиям в натуральной форме относятся расходы на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан либо выплаты гражданам на приобретение товаров, работ, услуг, а также компенсации (возмещения) расходов граждан на приобретение товаров, работ и услуг в объеме денежного эквивалента стоимости (полной или частичной) товара, работы или услуги на момент ее предоставления получателям.
Обзор остальных изменений в Порядке № 209н, вступивших в силу в 2020 году, приведем в таблице.
Приказ Минфина РФ от 29.11.2017 N 209Н
Сектор «Нефинансовые предприятия» охватывает институциональные единицы, основной функцией которых является производство продуктов и нефинансовых услуг для реализации по ценам, возмещающим издержки производства (хозрасчетные единицы), хотя в ряде случаев часть издержек может покрываться за счет субсидий и дотаций из госбюджета. Ресурсы этих единиц формируются в основном за счет поступлений от реализации продукции.
Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. К их числу обычно относят секторы предприятий, домашних хозяйств, государственных учреждений, а также внешний сектор. Сектор предприятий обычно подразделяется на сектор финансовых и сектор нефинансовых предприятий.
Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они, в свою очередь, подразделяются на государственные, национальные, частные и иностранные нефинансовые предприятия.
Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.
Сектор государственных учреждений – совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.
Сектор домашних хозяйств включает в основном потребляющие единицы, т. е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими.
Внешний сектор – это совокупность институциональных единиц – нерезидентов данной страны (т. е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.
По степени связи с рынком в национальной экономике часто выделяют рыночный и нерыночный секторы.
Рыночный сектор охватывает производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим значительное влияние на спрос на эти товары или услуги, а также обмен товаров и услуг по бартеру, оплату труда в натуральной форме и запасы готовой продукции.
Нерыночный сектор – производство продуктов и услуг, предназначенных для использования непосредственно производителями или владельцами предприятия, а также предоставленных другим потребителям бесплатно или по ценам, которые не влияют на спрос.
Нефинансовые активы – это вся совокупность объектов определенного предприятия, организации, частной фирмы, бюджетного учреждения, которые относятся к имущественной категории и призваны помогать получать прибыль. Таким образом, становится понятно, что они связаны с процессом производства – являются его неотъемлемой частью. Именно поэтому они должны участвовать в бухгалтерском бюджетном учете.
Рассматривая структуру, можно выделить следующие виды:
- Первая категория – это произведенные ресурсы. Для того чтобы воспользоваться ими, индивидуальный предприниматель должен приложить определенные усилия для их получения. К ним относятся – все сооружения и недвижимость в распоряжении собственника (жилая и нежилая); машины и оборудование для производства и оказания услуг; живые организмы, выращивание которых необходимо для производства; любое программное обеспечение и прописанные коды для функционирования оборудования и совершения определенных действий в производственном цикле; произведения искусства; процесс разведки полезных ископаемых и все, что привлекается для получения этого результата; все запасы, которые используются для производства или оказания услуг; любые объекты, представляющие ценности для предприятия.
- Непроизведенные нефинансовые активы включают в себя – землю независимо от ее площади; недра и полезные ископаемые; любые биологические ресурсы, которые используются для получения выгоды; водные ресурсы с учетом ограничений по законодательству; патентные документы, которые помогают запустить производство и наладить выпуск той или иной продукции; репутация организации, включая бренд, слоган, девиз. А также ряд других нефинансовых активов у организаций как государственного, так и частного сектора, включая часть имущества казны, на которую они могут рассчитывать в ходе участия в различных грантовых программах.
Прежде, чем проводить комиссии по инвентаризации и анализировать необходимость в поступлении нефинансовых активов, следует четко представлять себе структуру, списки и обязательства по степени ликвидности. Они разделяются на:
- Быстрореализуемые денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.
- Медленно реализуемые активы в форме запасов.
- Средние по длительности, так называемые дебиторские задолженности. Сюда же относятся и труднореализуемые активы во внеоборотной форме.
- Второй раздел — это пассивы, в которых стоит выделить срочные обязательства перед кредиторами: краткосрочные обязательства, долгосрочные обязательства, постоянные пассивы в фиксированном виде.
Учитывая эту особенность можно грамотно распределить финансы и совершить правильные вложения.
Назначение финансов государственного сектора экономики обусловлено основными функциями финансов, которыми являются:
- распределительная (формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, перераспределение финансовых ресурсов между материальной и нематериальной сферами, обеспечения непрерывного процесса производства, материального стимулирования работников);
- обеспечительная (обеспечение структурных экономических реформ, кругооборота внеоборотных и оборотных активов, поддержка стратегических и приоритетных отраслей экономики, обеспечения социальных гарантий населения)
- контрольная (контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов).
Выполнения возложенных на финансы государственного сектора функций, связанное с формированием финансовых ресурсов государства и выполнением ею обязательств социально-экономического направления.
Система финансовых отношений субъектов государственного сектора экономики, включает в себя те же финансовые отношения, и финансы любого предприятия, поскольку характер и направления хозяйственной и финансовой деятельности не зависят от формы собственности. Объектом финансовых отношений государственных предприятий, как и предприятий других форм собственности, являются процессы распределения стоимости валовой продукции, а именно – дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Инструментом финансовых отношений являются денежные средства. Сферы финансовых отношений государственных предприятий имеют два уровня: внутренние и внешние финансовые отношения.
Внутренние финансовые отношения субъектов государственного сектора имеют преимущественно распределительный характер и включают: финансовые отношения по поводу формирования уставного капитала, которые могут возникать как с государством, так и с негосударственными учредителями (собственниками) финансовые отношения, связанные с образованием и распределением первичных денежных доходов (выручки, прибыли, денежных фондов); финансовые отношения по поводу формирования и использования амортизационных отчислений.
Дата публикации 27.11.2019
С 1 января 2019 г. статьи 560, 660, 730, 830 КОСГУ детализированы подстатьями в зависимости от типа контрагента в расчетах. К какому типу контрагента относятся ПАО, ОАО, МУП и ООО?
С 1 января 2019 года действует новый порядок применения КОСГУ, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н).
Согласно п. 15.3 Порядка № 209н статья 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ детализируется подстатьями:
731 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»;
732 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями»;
733 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора»;
734 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями»;
735 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;
736 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг»;
737 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;
738 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств»;
739 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».
Аналогично детализированы статьи 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности», 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности», 830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ (пп. 13.6, 14.6, 16.3 Порядка № 209н).
Выбор соответствующей подстатьи статьи 730 (830) «Увеличение (уменьшение) прочей кредиторской задолженности» КОСГУ, статьи 560 (660) «Увеличение (уменьшение) прочей дебиторской задолженности» КОСГУ зависит от типа контрагента, с которым учреждение осуществляет расчеты.
Прежде всего, для определения кода КОСГУ необходимо руководствоваться непосредственно Порядком № 209н и методическими рекомендациями, доведенными письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153.
Перечень организаций, которые относятся к госсектору для целей применения КОСГУ, приведен в п. 9.5 Порядка № 209н:
- государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
- государственные корпорации и компании, публично-правовые компании.
До внесения изменений в Порядок № 209н к организациям госсектора также следовало относить корпоративные юридические лица, владельцами более 50% акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения. Однако приказом Минфина России от 13.05.2019 № 69н подобные юридические лица исключены из этого перечня. При расчетах с ними необходимо выбрать код КОСГУ, предусмотренный для других организаций, кроме сектора государственного управления и организаций госсектора.
Таким образом, расчеты с МУП необходимо отражать с применением подстатей 733, 833, 563, 663 КОСГУ.
В силу параграфа 2 гл. 4 ГК РФ все перечисленные общества (ПАО, ОАО, ООО) относятся к коммерческим корпоративным организациям. При расчетах с ПАО, ОАО, ООО важна не только организационно-правовая форма контрагента, но и то, какого рода работы, услуги он оказывает.
Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 г. № 18 “О классификации институциональных секторов экономики“
Коллегия Евразийской экономической комиссии в соответствии с пунктом 12 Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Евразийского экономического союза (приложение № 4 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года)
Применять международный стандарт «Система национальных счетов 2008 года» в части классификации институциональных секторов экономики согласно приложению.
Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии |
В. Христенко |
Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 г. № 18 “О классификации институциональных секторов экономики“
Коллегия Евразийской экономической комиссии в соответствии с пунктом 12 Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Евразийского экономического союза (приложение № 4 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года)
Применять международный стандарт «Система национальных счетов 2008 года» в части классификации институциональных секторов экономики согласно приложению.
Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии |
В. Христенко |
Что относится к нефинансовым активам: понятие, объекты
Если головная компания финансового холдинга не исполняет требования закона, то Банк России может ограничить ее операции с участниками фингруппы. Если акционер головной компании холдинга совершил сделку с головной организацией финансовой группы, которая повлекла нарушение норматива достаточности собственных средств, ЦБ РФ направляет ему предписание.
На подстатью 125 «Проценты по предоставленным заимствованиям» КОСГУ относятся доходы от процентов по предоставленным из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетным кредитам, ссудам, кредитам, предоставленным за счет средств целевых иностранных кредитов, предоставленным бюджетными (автономными) учреждениями займам, микрозаймам (ссудам).
В процессе развития государственности постепенно образовались современные способы формирования и расходования денежных фондов государственных и муниципальных органов власти. Параллельно развивались финансы хозяйствующих субъектов различных форм собственности и организационно-хозяйственных форм. Формирование финансовых ресурсов стало необходимым элементом всех видов экономической деятельности.
На подстатью 187 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным иными лицами» КОСГУ относятся доходы в виде разницы между суммой арендных платежей по соглашению с иными лицами о безвозмездном пользовании (об аренде на льготных условиях) и суммой справедливой стоимости арендных платежей.
Для отражения расчетов с вышеуказанными организациями необходимо использовать КОСГУ 563/663 и 733/833 соответственно.
Что это нефинансовые активы в бюджетном учете и каким образом в бюджетной организации ведется их учет?
Первый и второй разряды кода КОСГУ содержат цифры, третий разряд кода КОСГУ содержит цифру или букву латинского алфавита.
Наиболее медленно росло кредитование крупных предприятий, доля которых в корпоративном кредитном портфеле всего банковского сектора превышает 85%.
Раньше подстатья называлась «Безвозмездные перечисления текущего характера государственным (муниципальным) учреждениям».
К этой категории контрагентов соответственно относятся те физические лица, которые не вошли в предыдущий тип контрагента. Для Расчетов с ними применяем КОСГУ 567/667 и 737/837. Например, в эту категорию входят расчеты по зарплате, пособиям, компенсациям с сотрудниками, а так-же бывшими сотрудниками, расчеты с подотчетными лицами, расчеты по оказанию услуг населению.
Также на данную подстатью КОСГУ относятся доходы медицинских учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения от оказания медицинских услуг, предоставляемых женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, иные аналогичные доходы.
Финансовые и нефинансовые организации государственного сектора
В заключение отметим, что статус контрагента определяется на дату совершения операции. Для этого следует проанализировать информацию о нем (о его организационно-правовой форме), содержащуюся:
- в договорах, первичных документах, поступающих от контрагента (в том числе в фирменных бланках, оттиске печати);
- на официальном сайте;
- в учредительных документах;
- в выписках из единых государственных реестров юридических лиц (ЕГРЮЛ), индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №6, 2019 год
Теперь станет проще детализировать по контрагентам операции, увеличивающие (уменьшающие) задолженность по предоставленным заимствованиям, увеличивающие (уменьшающие) стоимость иных финансовых активов, увеличивающие (уменьшающие) дебиторскую, кредиторскую задолженности (речь идет о детализации статей 540 (640), 560 (660), 730 (830) КОСГУ). Такой перечень прямо установлен в новом 7.1 Порядка № 209н. В него включены:
-
участники бюджетного процесса. К ним относятся, в частности, главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств. Полный список субъектов, являющихся участниками бюджетного процесса, приведен в п. 13.5.1 Порядка № 209н;
-
государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения;
-
организации государственного сектора, в качестве которых выступают: государственные (муниципальные) унитарные предприятия, государственные корпорации и компании, публично-правовые компании;
-
некоммерческие организации и физические лица – производители товаров, работ, услуг;
-
иные финансовые и нефинансовые организации. Отметим, что к финансовым организациям относятся банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ на осуществление банковских операций, а также юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, микрофинансовые организации, иные финансовые организации. Нефинансовыми признаются организации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, выполнением нефинансовых работ (п. 10.4 Порядка № 209н);
-
физические лица, в том числе нерезиденты;
-
наднациональные организации и правительства иностранных государств;
-
нерезиденты (за исключением физических лиц, наднациональных организаций и правительств иностранных государств, международных финансовых организаций).
Также в новом п. 7.1 Порядка № 209н установлено, чтоесли в течение финансового года юридическое лицо реорганизовано, в связи с чем на конец финансового года (на конец осуществления расчетов с ним) оно относится к иной группе лиц, отличной от той, к которой оно относилось на начало финансового года (на начало осуществления расчетов с ним), то операции по расчетам с данным юридическим лицом в течение финансового года подлежат отражению по тем подстатьям КОСГУ, по которым они отражались на начало финансового года (на начало осуществления расчетов с ним).
Детализация статей КОСГУ, а именно выбор третьего знака в коде, зависит от типа контрагента, с которыми проводятся расчеты. Определены следующие типы контрагентов:
- участник бюджетного процесса;
- бюджетное или автономное учреждение;
- финансовая или нефинансовая организация государственного сектора;
- иная нефинансовая организация;
- иная финансовая организация;
- некоммерческая организация или физические лица — производителями товаров, работ, услуг;
- физические лица;
- наднациональные организации и правительства иностранных государств;
- нерезиденты.
Несмотря на то, что Порядок № 209н не содержит раздела, разъясняющего необходимую терминологию в части применения детализации КОСГУ, некоторые правила определения типа контрагента для целей выбора подстатьи КОСГУ можно получить из п. 2, п. 9.5 и п. 10.4. Также правила определения типа контрагента отмечены в иных нормативных актах, например, перечень участников бюджетного процесса приведен в п. 1 ст. 152 БК РФ. Письмом МФ РФ № 02-08-10/67680 от 03.09.2019 уточнен подход в определении нужной подстатьи при расчетах с контрагентами.
ОКОПФ (ОК 028-2012): Приложение В — Термины
Финансовый сектор экономики – это сфера экономики, которая связанна, в основе своей, с долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным заимствованием и кредитованием. Сектор финансов состоит – центральный банк, банки, небанковские финансовые организации, страховые компании и фондовые биржи, финансовые инвестиционные институты, пенсионные фонды, кредитные союзы и ассоциации.
Финансовый сектор занимает в экономике место посредника при перемещении ресурсов между всеми остальными секторами. Он также осуществляет функции кассового центра и обеспечивает, при помощи финансовых инструментов, возможность доступа заемщиков ко всем финансовым ресурсам.
Государство осуществляет воздействие на финансовый сектор путем создания «сильной» законодательной и нормативной базы и контроля за ее выполнением.
Четкие границы у финансового сектора отсутствуют, он охватывает перемещение денежных средств, сферу финансовых услуг и управление финансами. Сектор финансов – это многообразие институтов и инструментов законодательной базы.
При правильном развитии экономики, сектор финансов углубляется и укрепляется, а также постоянно расширяется, т.е.
увеличивается число и характер финансовых инструментов, взаимосвязь и структурность финансовых институтов, и территориальное распространение финансовых рынков.
Реальный сектор экономики – это система экономических отраслей, производящих нематериальные и материальные товары и услуги, т.е. не только производство, но и сфера предоставления услуг, а также науки и торговли, кроме финансовых и кредитных услуг – относящихся к сектору финансов.
Законодательно, данный термин, не имеет четкого определения. В данном секторе экономики осуществляется весь цикл – производство и распределение, а также реализация и потребление всех произведенных товаров и услуг.
Реальный сектор определяет уровень и специализацию развития экономики любой страны.
Первичный сектор – совокупность отраслей экономики (сельское и лесное хозяйства, рыболовство, охота, добыча природных ресурсов) занимающихся добычей сырья и созданием из него полуфабрикатов. Первичный сектор экономики наиболее древний, т.к.
берет свое начало с собирательства, охоты и рыбалки, со временем уступив лидирующие позиции сельскому хозяйству. Перед приходом Промышленной революции данный сектор занимал главенствующее место в экономике.
На сегодняшний день, если первичный сектор в экономике занимает главенствующую роль, это говорит о низком уровне экономического развития данной страны.
Общество, существующее на территории страны, с преобладающим первичным сектором в экономике, называют – аграрным или доиндустриальным.
Вторичный сектор – группа отраслей экономики занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности.
Пик развития данного сектора приходится на период, в Западной Европе, с начало 19 века – Промышленно – аграрная революция, и до Второй мировой войны.
Переход от первичного к вторичному сектору экономики, обусловлен был значительным научно-техническим прогрессом в сельском хозяйстве, что стало следствием высвобождения огромных людских ресурсов, которые и были направлены на развитие промышленности.
Общество, развивающееся, с преобладающим вторичным сектором в экономике, называют – индустриальным.
Использование |
Сумма |
Ресурсы |
Сумма |
1 |
2 |
3 |
4 |
6. Доходы от собствен., |
4 048 221 |
1. Валовая прибыль (ВП) |
7 744 094 |
7. Сальдо первичных |
19 528 815 |
2. Оплата труда наемных |
9 465 004 |
3. Налоги на |
4 302 274 |
||
4. Субсидии на |
0 |
||
5. Доходы от |
2 065 664 |
||
Баланс |
23 577 036 |
Баланс |
23 577 036 |
Детализация статей 560, 660, 730, 830: выбираем тип контрагента
Теперь станет проще детализировать по контрагентам операции, увеличивающие (уменьшающие) задолженность по предоставленным заимствованиям, увеличивающие (уменьшающие) стоимость иных финансовых активов, увеличивающие (уменьшающие) дебиторскую, кредиторскую задолженности (речь идет о детализации статей 540 (640), 560 (660), 730 (830) КОСГУ). Такой перечень прямо установлен в новом 7.1 Порядка № 209н. В него включены:
-
участники бюджетного процесса. К ним относятся, в частности, главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств. Полный список субъектов, являющихся участниками бюджетного процесса, приведен в п. 13.5.1 Порядка № 209н;
-
государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения;
-
организации государственного сектора, в качестве которых выступают: государственные (муниципальные) унитарные предприятия, государственные корпорации и компании, публично-правовые компании;
-
некоммерческие организации и физические лица – производители товаров, работ, услуг;
-
иные финансовые и нефинансовые организации. Отметим, что к финансовым организациям относятся банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ на осуществление банковских операций, а также юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, микрофинансовые организации, иные финансовые организации. Нефинансовыми признаются организации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, выполнением нефинансовых работ (п. 10.4 Порядка № 209н);
-
физические лица, в том числе нерезиденты;
-
наднациональные организации и правительства иностранных государств;
-
нерезиденты (за исключением физических лиц, наднациональных организаций и правительств иностранных государств, международных финансовых организаций).
Также в новом п. 7.1 Порядка № 209н установлено, чтоесли в течение финансового года юридическое лицо реорганизовано, в связи с чем на конец финансового года (на конец осуществления расчетов с ним) оно относится к иной группе лиц, отличной от той, к которой оно относилось на начало финансового года (на начало осуществления расчетов с ним), то операции по расчетам с данным юридическим лицом в течение финансового года подлежат отражению по тем подстатьям КОСГУ, по которым они отражались на начало финансового года (на начало осуществления расчетов с ним).
В силу обновленного п. 7 Порядка № 209н при разграничении социальных и несоциальных выплат персоналу необходимо учитывать следующие особенности:
1. Расходы, связанные с привлечением и сохранением кадрового потенциала, а также расходы, направленные на стимулирование занятости в соответствующей сфере деятельности, нужно относить к несоциальным выплатам персоналу (подстатьи 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме», 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ).
2. К социальным пособиям и компенсациям персоналу (подстатьи 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме», 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме» КОСГУ) относятся выплаты, связанные с социальными рисками, такими как болезнь, утрата постоянного заработка и иные события, которые могут негативно сказаться на его имущественном положении.
3. При разграничении приобретения работ, услуг, а также возмещения (компенсации) персоналу расходов в целях:
-
выполнения функций государственным (муниципальным) органом, учреждением, органом управления государственным внебюджетным фондом (осуществления служебных, трудовых обязанностей) применяются соответствующие подстатьи статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ);
-
личного потребления непосредственно персоналом, не связанного с выполнением функций государственным (муниципальным) органом, учреждением, органом управления государственным внебюджетным фондом, используется подстатья 214 КОСГУ.
4. К социальным пособиям в натуральной форме относятся расходы на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан либо выплаты гражданам на приобретение товаров, работ, услуг, а также компенсации (возмещения) расходов граждан на приобретение товаров, работ и услуг в объеме денежного эквивалента стоимости (полной или частичной) товара, работы или услуги на момент ее предоставления получателям.
Обзор остальных изменений в Порядке № 209н, вступивших в силу в 2020 году, приведем в таблице.
Некредитные финансовые организации
- Контрольная (контроль за необходимым распределением нацдохода).
- Распределительная (образуются первичные доходы: доходы предприятий, зарплата).
- Стабилизирующая (снабжение стабильных условий для всех субъектов экономических отношений).
- Контролирующая (вмешательство в процесс производства государства через кредиты, налоги).
Денежная система — это совокупность различных типов фондовых ресурсов, которые располагаются у субъектов финансовых отношений для того, чтобы удовлетворить экономические и социальные потребности. В себя включает:
- Местные финансы (арендная плата, приватизация)
- Государственные финансы
- Финансы предприятия (снабжают процесс изготовления на предприятии).
- Финансы населения (образуются из доходов граждан)
- Внебюджетные фонды
- У источника(уплачивается до получения дохода владельцем).
- На основе декларации(уплачивается после получения дохода владельцем).
- Кадастровый(объект налога разделён на группы по определённому признаку).
Приказ Минфина РФ от 29.11.2017 N 209Н
У ИТ-компаний и маркетплейсов нет достаточного опыта работы на финансовом рынке, поэтому стать полноценным конкурентом крупным универсальным банкам они пока что вряд ли смогут. Однако их приход на финансовый рынок — это вызов для малых и средних банков, которым и без этого непросто конкурировать с банками из первой десятки.
«Конкурировать с крупнейшими банками ИТ-компаниям и маркетплейсам будет крайне тяжело из-за развитой инфраструктуры у кредитных организаций, наличия соответствующих компетенций и обладания обширной клиентской базой», — говорит управляющий директор рейтингового агентства НКР Дмитрий Орехов.
С ним соглашается и Налютин. Он предупреждает, что финансовая отрасль функционирует в рамках сложной регуляторной среды, а соответствие требованиям требует специализированной квалификации и внедрения соответствующих механизмов.
Конкурентным преимуществом BigTech является то, что они владеют большим набором данных о клиентах: их предпочтениях и вкусах, поездках на транспорте, походах в кино и так далее. «Благодаря этому ИТ-компании могут лучше формировать профиль клиента, а значит точнее предугадывать его потребности и делать более выгодные персонализированные предложения, в том числе финансовых услуг», — уверен Ломов из «Ассоциации ФинТех».
Массовая покупка ИТ-компаниями и маркетплейсами кэптивных банков (банки, созданные для обслуживания одной или нескольких компаний. — РБК Тренды) станет стимулом для традиционных банков развивать партнерские отношения с крупными игроками:
- предлагать клиентам более выгодные условия;
- создавать совместные площадки;
- развивать ко-брендинг финансовых и нефинансовых продуктов.
Ломов приводит пример США, где такие гиганты как Amazon предлагают своим клиентам банковские карты (выпускаемые в партнерстве с банками), цифровые кошельки (Amazon Pay), а также выдают кредиты (Amazon и Bank of America).
Нефинансовые показатели деятельности предприятия – это показатели, значение которых выражено в натуральных единицах, долях или процентах. При расчете не используются показатели, оцененные в денежных единицах. Зачастую нефинансовые показатели являются базой для расчета финансовых, так выручка – это стоимость всех проданных товаров, а проданные товары выражены в натуральных единицах, то есть являются нефинансовым показателем.
Одна из задач анализа деятельности предприятия с использованием нефинансовых показателей – убрать влияние денежного фактора при сопоставлении. К примеру, трудовые ресурсы в Москве, заведомо дороже, чем в Воронеже, и сравнивать ФОТ двух городов нет смысла. Рентабельность тоже: в Москве будут выше продажи, но дороже ресурсы; стоимость привлечения клиентов будет выше в миллионнике, чем в периферийном муниципалитете. Если мы в разных регионах, согласно стратегии, используем разную ценовую политику, то эффективность менеджмента стоит оценивать не по выручке, а по количеству проданных товаров.
Другая задача, которая стоит перед нефинансовыми показателями, – дополнить информацию, выраженную в деньгах, показать иной разрез. Например, один продавец дает десяток мелких продаж в месяц, другой несколько, но крупных, третий меньше, чем первый, но его покупатели становятся постоянными клиентами и возвращаются за новыми покупками. Как видим, только суммы продаж на человека для анализа работы сотрудников продаж будет мало.
Нефинансовые показатели отражают суть процессов, состояние ресурсов, интенсивность их использования. Часто они оказываются опережающими показателями достижения целей, выраженных финансовыми. Например, прибыль будет ниже ожидаемой, если мы уже сейчас видим что упали продажи на человека в день, упала загрузка мощностей, вырос процент брака и т.п.
Нефинансовые показатели отражают суть процессов, состояние ресурсов, интенсивность их использования.
Логичным признаком классификации для нефинансовых показателей является функция или группа процессов предприятия, которая с их помощью анализируется.
- производство;
- снабжение;
- продажи;
- логистика;
- продвижение.
Производство характеризуют такие показатели, как:
- выход готовой продукции;
- процент брака;
- выработка на человека;
- время, затраченное на единицу продукции;
- число и время простоев;
- время на переналадку;
- план-фактный анализ расходов ресурсов (электричества, сырья, воды, человеко-часов);
- число рекламаций.
Для сферы снабжения важны показатели своевременности и полноты выполнения заявок, оборачиваемость запасов в днях, качество поставляемых материально-технических ресурсов и, соответственно, число возвратов и рекламаций поставщикам.
Нефинансовые показатели для функции «Продажи» – это число и динамика покупателей, позиций в чеке, дополнительных продаж, повторных продаж, число продаж на одного продавца, на метр квадратный торговой площади, на погонный метр полки и т.п.
Интернет экономика дала нам ряд дополнительных показателей для анализа продаж, объединенных термином – Unit-экономика: число привлеченных пользователей, конверсия из пользователя в покупателя, число платящих клиентов, среднее число платежей или покупок на клиента.
Для анализа логистики используются такие нефинансовые показатели, как процент загрузки транспорта, степень удовлетворенности заказчика, срок доставки, число задержек, порча товара при доставке и т.п.
Продвижение анализируют с использованием показателей, таких как доля рынка, число «лидов» / звонков / переходов на сайт / подписок на рассылку, конверсия показов в клики (CTR), число лайков и репостов ролика в социальных сетях, узнаваемость бренда, индекс потребительской лояльности (NPS).
Отдельно следует выделять показатели, характеризующие состояние и структуру ресурсов:
- оборудование;
- персонал;
- сырье.
Состояние оборудования анализируют с использованием таких нефинансовых показателей, как мощности и процент их загрузки, сменность, процент исправного оборудования, доля собственного оборудования / транспорта, расходы энергии, масла, топлива на единицу оборудования, число ремонтов за период, процент износа.
Для анализа персонала используют данные:
- о численности сотрудников;
- производительности труда;
- доле разных категорий к общей численности (например, доля новых сотрудников, ИТР, с высшим образованием, прошедших обучение по ПОД / ФТ, пожарной безопасности, имеющих сертификат для работы на фондовом рынке и т.п.),
- результаты ежегодной аттестации сотрудников,
- средний возраст;
- стаж работы в компании;
- число рекламаций или жалоб на сотрудника;
- уровень производственного травматизма и т.п.
К сырью применяют такие показатели, как остатки на складе в разрезе номенклатуры, нормы расходования сырья на готовую продукцию и фактический расход, норма отходов и др.
Отдельно следует выделить показатели, требующиеся для анализа качества управления. Например, число уровней управления, количество подчиненных на менеджера, укомплектованность подразделений качественная и количественная, число новых разработок, запущенных в производство новых продуктов, качество планирования, плановое сокращение численности персонала (оптимизация), скорость принятия решений, показатели удовлетворенности персонала, клиентов.
Отнесение показателей к той или иной группировке довольно условно менеджер по персоналу или маркетолог могут использовать показатели из разных групп.
Детализация статей 560, 660, 730, 830: выбираем тип контрагента
(в ред. Приказов Минфина РФ от 30.11.2018 N 246н, от 13.05.2019 N 69н, от 29.09.2020 N 222н)
В соответствии со статьями 18, 23.1 и 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424; 2010, N 19, ст. 2291; 2013, N 19, ст. 2331; N 52, ст. 6983; 2014, N 43, ст. 5795; 2016, N 27, ст. 4278; 2017, N 14, ст. 2007; N 30, ст. 4458; N 31, ст. 4811) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок применения классификации операций сектора государственного управления (далее — Порядок).
2. Установить, что Порядок применяется при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2019 года, составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, начиная с отчетности за 2019 год, за исключением положений подпунктов 13.4.9, 13.6.9, 14.4.9, 14.6.9, 15.3.9, 16.3.9 Порядка, которые применяются при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2020 года, составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, начиная с отчетности за 2020 год, а также положений подпунктов 11.5.2, 11.5.3, 12.5.2 Порядка, которые применяются при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2021 года, составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, начиная с отчетности за 2021 год. (в ред. Приказа Минфина РФ от 13.05.2019 N 69н)
Министр
А.Г. СИЛУАНОВ
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 29.11.2017 N 209н
(в ред. Приказов Минфина РФ от 30.11.2018 N 246н, от 13.05.2019 N 69н, от 29.09.2020 N 222н)
Ответ недели: выбираем тип контрагента для последующей детализации КОСГУ
Нефинансовый актив — это совокупность имущественных объектов предприятия, которые способны приносить прибыль.
- на нефинансовые произведенные активы — их часто называют «производственные», т. к. создаются в производстве;
- на непроизведенные (непроизводственные) активы, не являющиеся результатом производственных процессов.
Подробнее каждый вид НА рассмотрим ниже.
О нефинансовых активах в бюджетном учете см. публикацию «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».
Внимание! Образец от «КонсультантПлюс» Смотрите образец заполнения оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Также в К+ вы можете найти и другие документы по нефинансовым активам.
Нефинансовые активы, как и накладные расходы, — чисто бухгалтерский термин, практически не используемый в других областях деятельности компании или индивидуального предпринимателя.
В самом общем случае это материальные или нематериальные ресурсы, в долгосрочной (от одного года и более) перспективе находящиеся в распоряжении субъекта экономических отношений и приносящие реальную материальную выгоду.
Нефинансовые активы — это любые ресурсы, не подлежащие продаже в долгосрочной перспективе и используемые индивидуальным предпринимателем или компанией для извлечения выгоды.
Эти ресурсы в общем случае подразделяются на непроизводственные (непроизведённые) и производственные (произведённые).
Манипуляции с нефинансовыми активами (получением, созданием или передачей) отображаются в первичной документации в соответствии с нормами закона.
Нефинансовые активы – это объекты, которые находятся в использовании субъектов хозяйствования, при этом они приносят им потенциальную или реальную экономическую прибыль в результате их эксплуатации. На какие подвиды они делятся?
В зависимости от способа создания нефинансовые активы подразделяют на непроизводственные и производственные. Рассмотрим более подробно, что они собою представляют.
Что это такое? Непроизводственные нематериальные нефинансовые активы – это юридические формы, которые образуются в процессе производства и способны переходить от одних единиц (институциональных) к другим.
К их числу относят документы, разрешающие владельцу заниматься конкретной деятельностью. При этом они исключают из этого функционирования другие единицы (институциональные), кроме как по разрешению собственника.
Рассмотрим это понятие. Материальные непроизводственные нефинансовые активы – это экономические (естественного происхождения) средства.
Они могут быть: возобновляемые или нет естественным путем (земля; водоемы на ее поверхности с распространяющимся на них правом собственности).
Что еще входит в данную группу? Это подземные ресурсы (водные), полезные ископаемые (богатства недр), природные биологические запасы (некультивируемые) – животный и растительный мир.
В бюджетном учете государственное (муниципальное) имущество отражено как нефинансовые активы. Основной документ, регламентирующий порядок ведения БУ этих объектов – Инструкция по БУ (приказ Минфина от 26.08.2004 №70н).
Нефинансовые активы БУ можно разделить на группы: основные средства (машины и оборудование, сооружения, жилые и нежилые помещения, транспортные средства, инвентарь производственный, хозяйственный и мягкий). Также сюда входят: библиотечный фонд, ювелирные изделия, драгоценности и прочие основные средства.
Список продолжают непроизведенные активы (ресурсы недр, земельные участки, электромагнитный спектр и прочие). Нематериальные активы, материальные запасы (перевязочные средства и медикаменты, продукты питания, строительные, горючие и смазочные материалы, прочие), амортизация – все это входит в данную группу.
Более подробно о нефинансовых активах в бюджетном учете можно узнать из приказа Минфина от 26.08.2004 №70н.
Назначение финансов государственного сектора экономики обусловлено основными функциями финансов, которыми являются:
- распределительная (формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, перераспределение финансовых ресурсов между материальной и нематериальной сферами, обеспечения непрерывного процесса производства, материального стимулирования работников);
- обеспечительная (обеспечение структурных экономических реформ, кругооборота внеоборотных и оборотных активов, поддержка стратегических и приоритетных отраслей экономики, обеспечения социальных гарантий населения)
- контрольная (контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов).
Выполнения возложенных на финансы государственного сектора функций, связанное с формированием финансовых ресурсов государства и выполнением ею обязательств социально-экономического направления.
Система финансовых отношений субъектов государственного сектора экономики, включает в себя те же финансовые отношения, и финансы любого предприятия, поскольку характер и направления хозяйственной и финансовой деятельности не зависят от формы собственности. Объектом финансовых отношений государственных предприятий, как и предприятий других форм собственности, являются процессы распределения стоимости валовой продукции, а именно – дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Инструментом финансовых отношений являются денежные средства. Сферы финансовых отношений государственных предприятий имеют два уровня: внутренние и внешние финансовые отношения.
Внутренние финансовые отношения субъектов государственного сектора имеют преимущественно распределительный характер и включают: финансовые отношения по поводу формирования уставного капитала, которые могут возникать как с государством, так и с негосударственными учредителями (собственниками) финансовые отношения, связанные с образованием и распределением первичных денежных доходов (выручки, прибыли, денежных фондов); финансовые отношения по поводу формирования и использования амортизационных отчислений.
Проверка контрагента — 2021: что важно для налоговых органов сегодня
Кроме того, для определения вида контрагента необходимо руководствоваться нормативными документами, которые регулируют соответствующую отрасль законодательства.
Для отражения расчетов с вышеуказанными организациями необходимо использовать КОСГУ 563/663 и 733/833 соответственно.
Классификационный признак ликвидности, заданный в СНС, могут дополнять другие, более конкретные характеристики актива, такие как обращаемость (negotiability), переводимость (transferability), реализуемость на рынке (marketability) и конвертируемость (convertibility).
Сеть деловых коммуникаций. Объединяет людей и компании, системы управления и учета, бизнес-процессы и документы в одной системе.
Наднациональные организации и правительства иностранных государств. Наднациональные организации – это организации, учрежденные и контролируемые акционерами – суверенными правительствами соответствующих стран.
Они выполняют функции: меры стоимости, средства расчета при обмене, средства платежа, накопления и сбережения. Поскольку финансы имеют дело с деньгами, то они также являются частью денежных отношений.
КИСЭ включает в себя классификатор КИСЭ по форме согласно приложению № 1, таблицу альтернативных группировок КИСЭ согласно приложению № 2 и методологические пояснения по отнесению институциональных единиц к секторам экономики согласно приложению № 3.
Риски: для определения типа контрагента целесообразно руководствоваться кодами ОКОПФ, а также приложением к ОКОПФ.
К резидентам Российской Федерации помимо юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся на территории Российской Федерации посольства, военные базы, научные станции и прочие единицы резидентов за рубежом. Кроме того, студенты — граждане Российской Федерации, обучающиеся за рубежом, всегда остаются резидентами Российской Федерации.
Корпорации заняты либо производством, либо накоплением (либо и тем, и другим), но не конечным потреблением. Органы государственного управления заняты производством (но другого типа по сравнению с корпорациями), накоплением и конечным потреблением от имени населения и общества в целом. Все домашние хозяйства осуществляют потребление и могут быть также заняты производством и накоплением.
Применять международный стандарт «Система национальных счетов 2008 года» в части классификации институциональных секторов экономики согласно приложению.
N 33н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195), от 29 декабря 2014 г.