Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 23. Рассмотрение анонимных обращений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») — основной действующий законодательный акт, специально посвященный порядку рассмотрения обращений граждан.
О сроках рассмотрения письменного обращения граждан.
Одним из важных вопросов, касательно порядка рассмотрения обращений граждан, является верное исчисление сроков их рассмотрения и получение ответа на них.
Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает конкретные сроки рассмотрения обращений граждан .
Под сроком рассмотрения обращений граждан понимается предусмотренный законом промежуток времени, в течение которого должно быть завершено рассмотрение по существу вопросов, изложенных в обращении, и гражданину направлен ответ.
Значение установленных сроков заключается в том, что они:
— устанавливают определенный временной режим для реагирования на обращения граждан;
— способствуют оптимальному осуществлению гражданином своих прав, препятствуя, с одной стороны, неоправданному затягиванию рассмотрения его обращения, однако, с другой стороны, предоставляя компетентным органам и должностным лицам достаточно времени на реализацию своих прав и обязанностей .
По общему правилу, — государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу предоставляется 30 суток со дня регистрации обращения для работы с ним .
Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не содержит точных правил исчисления установленных в нем сроков. При этом ч. 1 ст. 3 предусмотрено, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, рассматриваемым Федеральным законом и иными федеральными законами. Следовательно, при решении вопросов, не урегулированных Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», должен быть применен системный подход к разрешению этих вопросов с применением, в частности, норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и других отраслей права.
Теперь, что касается 30-дневного срока рассмотрения письменного обращения .
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3-х дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Как раз на случае этой переадресации обращения и стоит обратить особое внимание!
На переадресацию должно уходить не более 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на переадресацию), при этом гражданину должны направить уведомление о том, что его обращение переслали в другой орган или другому должностному лицу, которые отвечают за решение вопросов. Но это не ответ, это лишь уведомление о перенаправлении .
В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или же соответствующим должностным лицам.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения .
Подробнее о сроке, а точнее — о сроках:
3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение — это и есть законный срок рассмотрения обращений граждан (если не происходит перенаправлений обращения и т.п.).
В случае перенаправления обращения этот срок незначительно увеличится согласно срокам на перенаправление, т.е. + 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление).
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней , уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение, что подтверждается и судебной практикой .
Таким образом, с учетом требований статей 8, 10, 12 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:
— в случае, когда не требуется никаких пересылок, запросов и т.п., срок рассмотрения составляет 33 дня (3 дня на регистрацию обращения + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). Без учета почтовой доставки.
— в случае, если ваше обращение перенаправляется в другой орган без дальнейших запросов куда-либо, то срок рассмотрения составляет 43 дня (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление, затем опять 3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). То есть, к предыдущей схеме добавился срок на перенаправление и регистрацию у второго получателя. Без учета почтовой доставки.
— в случае перенаправления обращения, с последующими запросами и уведомлением о продлении срока рассмотрения: +30 дней к максимальному сроку, который рассчитан выше, т.е. 43 дня + 30 дней = 73 дня . Без учета почтовой доставки.
Требования к письменному обращению
Закон предъявляет определенные требования к письменному обращению граждан.
Так, в обязательном порядке нужно указать, куда или кому направляется обращение, а именно — указать наименование государственного органа или органа местного самоуправления или фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо хотя бы должность этого лица
Также в обязательном порядке указываются свои данные – ФИО и почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения (в случае обращения в форме электронного документа можно указать или почтовый адрес, если вы желаете получить ответ по почте, или адрес электронной почты, если достаточно ответа в электронном виде).
Текст обращения должен содержать суть предложения, заявления или жалобы, с которыми хочет обратиться гражданин. При этом почерк, если обращение написано от руки, должен быть разборчив. Если текст нечитабелен (по любым причинам), орган или лицо, кому было направлено обращение, имеют право не отвечать и освобождаются в этом случае от ответственности. Такая же судьба постигнет обращение, содержащее оскорбления и/или нецензурные выражения, а также угрозы в адрес должностных лиц и/или членов их семей.
Под текстом обращения в обязательном порядке следует проставить личную подпись (кроме электронного документа) и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов к обращению можно приложить документы и материалы либо их копии. Если вы посылаете электронный документ, то к нему вы можете прикрепить отсканированные копии документов, либо направить копии отдельно по почте.
Права граждан при рассмотрении обращения
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
— представлять дополнительные документы, а также в случае затруднений с получением этих документов обращаться с просьбой об их истребовании;
— знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения. Данное право, однако, имеет некоторые ограничения. В ознакомлении с материалами может быть отказано, если они затрагивают права, свободы и законные интересы других лиц, или если в указанных документах и материалах содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
— получить письменный ответ по сути обращения. Для этого в обращении обязательно должны быть указаны ФИО гражданина и адрес для направления ответа. В противном случае ответ не направляется. И именно поэтому, как уже упоминалось выше, письменное обращение более эффективно;
— обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Вас приветствует Офис по правам людей с инвалидностью.
Мы защищаем права людей с инвалидностью в Беларуси. Долгое время складывалась ситуация, в результате которой люди с инвалидностью вынуждены оставаться на краю общественной жизни, изолированно, не имея возможности жить полноценной жизнью.
Наша работа направлена на то, чтобы менять наше общество, делая его свободным от барьеров и предрассудков. Мы стремимся перестроить мир таким образом, чтобы люди с инвалидностью стали равноправными его членами, включенными во все сферы жизни.
Офис защищает права людей с инвалидностью. Мы продвигаем понимание инвалидности, как проблемы соблюдения прав человека. В своей деятельности мы опираемся на ценности и положения Конвенции о правах инвалидов.
Как подать жалобу анонимно?
Зачастую необходимость подачи жалобы анонимно связана с тем, что гражданин просто боится приближаться к отделению прокуратуры или полиции. Чаще всего это связано с тем, что его действия контролируют третьи лица или его жизни и здоровью что — то угрожает. Да, угрозы могут быть весьма весомым фактором, и злоумышленники зачастую запугивают своих жертв до такого состояния, что они начинают уже панически бояться даже приближаться к отделению. Однако жалобу можно передать и не заходя в прокуратуру. Для этого предусмотрены три различных способа:
- Онлайн отправка жалобы
- Отправка заявления в прокуратуру письмом
- Передача заявления в прокуратуру третьим лицом.
Все они позволяют так или иначе передать жалобу максимально анонимно, без контакта с сотрудниками прокуратуры. Рассмотрим эти способы подробнее.
С другой стороны, а вдруг в письме без подписи сообщается достоверная информация? Поэтому сложилась с годами стандартная практика. В органах власти на такие заявления реагировали вяло: когда примут меры, когда нет. Во всяком случае в правоохранительных органах и спецслужбах анонимки никогда в корзину не выбрасывали. Сообщения о факте преступления обязательно проверяли.
На минувшей неделе президент РФ подписал, а «Российская газета» опубликовала закон, изменяющий порядок рассмотрения анонимных и повторных обращений граждан в органы власти. Не секрет, что смена строя не изменила ситуации с анонимными посланиями. Они лишь немного видоизменились.
Как говорят специалисты, в эпистолярном жанре с подписью «доброжелатель» исчезли сигналы о неверных женах, наличии любовниц и несдержанность в быту и прочих вещах, которые рассматривали комсомольские и партийные ячейки на местах. Но сигналы с мест без подписи — остались.
Новый закон — это поправки, которые внесены в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Что дали поправки? Желающим отправить послание без координат легче от нового закона не будет. Новые поправки позволят признавать анонимными обращения, в которых не указаны адрес отправителя или его фамилия.
Теперь в законе прописано право принятия решения чиновниками о том, стоит ли в очередной раз вступать с автором многочисленных обращений в переписку или нет
По прежним стандартам ситуация была проще — ответ должен был направляться заявителю даже в том случае, если указана лишь фамилия обратившегося, но не было его адреса. Или наоборот — был указан адрес, но не было фамилии.
Истины ради надо сказать, что, хотя такие нормы в прежнем законе и были прописаны, но грамотные клерки понимали — в обоих случаях доставление ответа адресату было невозможно. Причина одна — отсутствие необходимых данных об авторе послания.
Кстати, в новом законе нашлось место не только анонимам, но и тем, кто годами пишет жалобы по одним и тем же адресам в надежде рано или поздно взять чиновников измором. Истины ради надо сказать, что подобное выматывание иногда давало неплохой результат. Уставший от бесконечных жалоб чиновник понимал, что дешевле отреагировать, чем годами отписываться. То есть иногда постоянные письма по одному адресу давали результат. Чаще — нет.
Теперь в законе прописано право принятия решения чиновниками о том, стоит ли в очередной раз вступать с человеком в переписку или нет. Если решит, что — нет, то столоначальник прекращает переписку с гражданином, о чем ему обязательно сообщает.
Такая жесткая мера возможна лишь в том случае, если в обращении человека содержится вопрос, на который письменные ответы уже давались, причем не один и не два раза. И если заявителю по этому поводу отвечали неоднократно и при этом в обращении не приводятся никакие новые доводы или вновь появившиеся обстоятельства.
Это правило действует при неком условии — если и последнее обращение, и ранее направляемые от человека жалобы передавались в один и тот же орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу.
Кстати
Анонимность была прописана в законе лишь для судов. Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает необходимость принятия мер безопасности для потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного судопроизводства. То же правило распространяется на их родственников или близких . Если есть основания полагать, что им угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества, то все данные о человеке засекретят.
Решение суда о раскрытии подлинных данных принимается в совещательной комнате и оформляется в виде постановления (определения), в котором должна быть мотивирована необходимость принятия данного решения.
Надо сказать, что в судебной практике такие меры применяются все чаще.
Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях
Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 августа 2014 г. № 736 г. Москва «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»
Территориальные органы МВД России в целях настоящей Инструкции обязаны принимать сообщения и заявления о преступлениях и административных правонарушениях, в том числе о безвестном исчезновении человека, о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности (о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях) требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения. Заявления о преступлениях включают и явку с повинной, т.е. добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.
Заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях принимаются круглосуточно во всех территориальных органах МВД России вне зависимости от места и времени совершения преступления, административного правонарушения, либо происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления.
В письменном заявлении должны содержаться следующие сведения: кому адресовано заявление, данные о лице, его подавшем (ф.и.о., адрес фактического места жительства, место работы (учебы), контактный телефон, адрес для корреспонденции). Заявление должно содержать описание события преступления (места, времени, а также обстоятельств его совершения), просьбу, адресованную к руководителю правоохранительного органа, о принятии установленных законом за совершение противоправного деяния мер, список свидетелей или очевидцев, если таковые известны, а также данные о должностном лице территориального органа внутренних дел его принявшем.
В соответствии с ч. 2 ст.141 Уголовно-процессуального Кодекса (УПК) РФ письменное заявление о преступлении (его изложение) должно быть подписано заявителем.
При подаче письменного заявления о преступлении заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 Уголовного Кодекса (УК) РФ, о чем в заявлении делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.
Устные заявления о преступлениях, в соответствии с ч. 3 ст.141 УПК РФ, заносятся в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление.
Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст.141 УПК РФ.
Устное сообщение о ранее незарегистрированном преступлении, сделанное при производстве следственного действия, на основании ч. 4 ст. 141 УПК РФ вносится в протокол следственного действия и одновременно оформляется рапортом сотрудника органов внутренних дел об обнаружении признаков преступления либо протоколом принятия устного заявления о преступлении.
В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его сообщение оформляется рапортом сотрудника органов внутренних дел об обнаружении признаков преступления в соответствии с ч. 5 ст. 141 и ст. 143 УПК РФ.
В соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимное заявление не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Если в ходе проверки заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии установлено, что в качестве заявителя указано лицо, не обращавшееся в территориальный орган МВД России, либо в заявлении и сообщении названы вымышленные адрес и (или) фамилия, имя, отчество, то заявление (сообщение) признается анонимным (п. 45 Инструкции утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736).
Подлежат регистрации поступившие на телефон территориального органа внутренних дел анонимные заявления (сообщения), содержащие сведения о совершенном или готовящемся террористическом акте, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем.
В территориальных органах МВД России регистрируются сообщения о преступлении, об административном правонарушении, поступившие в том числе по «телефону доверия», входящему в систему «горячей линии МВД России» по приему и учету сообщений граждан о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных сотрудниками органов внутренних дел. При этом, лицо сообщившее о преступлениях и иных правонарушениях (за исключением сведений о совершенном или готовящемся террористическом акте) в обязательном порядке сообщает о своих данных – ф.и.о., почтовом либо электронном адресе, по которому направляется ответ о результатах проведенной проверки.
При личном обращении заявителем, с письменным заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, в дежурную часть территориального органа внутренних дел, оперативный дежурный дежурной части, принявший заявление, обязан выдать ему талон-уведомление о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о регистрационном номере поданного заявления, данных оперативного дежурного, его принявшего, наименовании территориального органа МВД России, адрес и номер служебного телефона, дата и время приема, подпись оперативного дежурного.
Заявитель (лицо, представляющее его интересы) расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, находившегося на хранении в территориальном органе внутренних дел, проставляет дату и время получения талона-уведомления.
Заявления и сообщения о преступлениях подлежат проверке в порядке, предусмотренном ст. ст. 144, 145 УПК РФ.
По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях принимается одно из следующих решений:
— О возбуждении уголовного дела;
— Об отказе в возбуждении уголовного дела.
В соответствие с ст. 144 УПК РФ (изменений внесенных в данную статью Федеральным Законом № 19-ФЗ от 09.03.2010) решение по заявлению, сообщению о преступлении, принимается в срок до 3 суток; с согласия руководителя следственного органа, начальника органа дознания до 10 суток; территориального прокурора до 30 суток, со дня подачи (регистрации) заявления, сообщения в орган внутренних дел.
По результатам рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях принимается одно из следующих решений:
— О возбуждении дела об административном правонарушении;
— Об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
— О передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности.
— О передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности.
Решения, о передаче заявлений (сообщений) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности и в иной территориальный орган МВД России по территориальности принимаются в течение семи дней с момента регистрации заявления (сообщения) об административном правонарушении в КУСП.
Срок рассмотрения заявлений (сообщений) об административном правонарушении исчисляется с момента их регистрации в КУСП, определяется с учетом требований ч. 3 ст. 8 и ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также в соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).
По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о происшествиях принимается одно из следующих решений:
— О передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности.
Обращения, не получающие рассмотрения
Не все обращения, поступающие в прокуратуру, будут приняты к рассмотрению работниками этой структуры.
В законе четко прописаны те случаи, когда жалоба будет оставлена без движения:
- Закон не допускает возможности вмешательства граждан во внутренние дела правоохранительных органов. Те обращения, по существу которых можно сделать вывод о попытке влияния на работу прокуратуры, вероятнее всего будут оставлены без рассмотрения.
- Не получат рассмотрения и жалобы, содержащие ненормативную лексику, угрозы и оскорбления.
- Без разрешения также оставляют бессмысленные, нелогичные заявления при наличии у заявителя психического расстройства и признании в связи с этим данного гражданина недееспособным по решению суда.
- Не будут рассматриваться жалобы, высланные повторно и не содержащие каких-то новых аргументов и доказательств.
- Кроме того, прокуратура не рассматривает анонимные обращения.
Возможны ситуации, когда поступившее заявление не относится к компетенции данной прокуратуры.
В этом случае дело может быть передано вышестоящему прокурору или, наоборот, в нижестоящее подразделение прокуратуры. Так же обращение может быть переадресовано в иные государственные структуры (например, в Управление внутренних дел).
Способы информирования трудовой инспекции
Анонимные жалобы в трудовой инспекции не рассматриваться, но это не значит, что всем станет известно имя заявителя. Если работник компании, где произошло правонарушение, не хочет разглашать свои данные, он к заявлению может приложить письмо с просьбой о сохранении конфиденциальности, что будет учитываться инспекторами в момент осуществления проверки. Жалоба на работодателя должно быть составлено по форме, иначе оно не будет рассмотрено.
Способы подачи жалобы на работодателя в трудовую инспекцию:
- Письмо можно передать лично инспектору.
- Заявление можно направить по почте.
- Также работает интернет система подачи жалоб.
Действующий закон определяет специфику изучения и проверки обращений от граждан, не пожелавших оставлять свои персональные и контактные данные, которые могут быть использованы для предоставления ответов.
Анонимная жалоба о правонарушении не может считаться основанием для возбуждения административного или уголовного дела. Но в то же время все изложенные факты подлежат тщательной проверке для установления отсутствия или наличия признаков состава преступления. В связи с этим, если поступило сообщение о совершенном, совершаемом или планируемом противоправном деянии, такое заявление должно быть направлено в правоохранительные органы, которые обязаны провести проверки полученных фактов.
В соответствии с Инструкцией об организации рассмотрения обращений, принятой в 2013 году, на претензии, в которых не содержатся личные данные заявителей и реквизиты для направления отчетов о принятых решениях (почтовые или электронные адреса), ответы не предоставляются. На основании письменного решения начальника органа безопасности, руководителя или другого уполномоченного лица, такое сообщение признается анонимным, но все равно подлежит регистрации, учету и последующей проверке. При этом они регистрируются в качестве «иной информации» о событиях и преступлениях, угрожающих общественной и личной безопасности, и проверяются оперативным подразделением органа безопасности учреждения.
По результатам проверки изложенных фактов, может быть принято решение:
- об отказе в возбуждении уголовного дела (в этом случае материалы проверки формируются в самостоятельные дела и хранятся в течение 5-ти лет);
- о возбуждении уголовного дела;
- о передаче сообщения о преступлении в суд;
- о передаче сообщения о преступлении по подследственности.
Срок рассмотрения анонимной жалобы не должен превышать 30 дней. Но он может быть продлен еще на 30 дней, если отведенного законом первоначального срока не хватило для изучения предоставленных фактов.
На кого можно пожаловаться в прокуратуру
Обжаловать незаконные действия может любой. Важно, чтобы для этого были основания в виде нарушения законодательства.
Выделяют наиболее распространенные типы жалоб, что подают в орган прокуратуры на:
- руководителей некоммерческих и коммерческих предприятий, общественных организаций и т.д.
- действия или бездействие судебных приставов, а также налоговых инспекторов, работников местной администрации и т.д.
- работодателей, которые незаконно не выплачивают заработную плату сотрудникам, увольняют без оснований.
- застройщиков, срывающих сроки ДДУ и игнорирующих претензии.
- управляющие организации, что нарушают права.
- производителей, продавцов, предлагающих платные услуги, нарушая права потребителей.
Органы прокуратуры не рассматривают обращения на физических лиц, то есть, граждан. Данные заявления следует подавать в правоохранительные или контролирующие органы. А вот при их бездействии можно писать жалобы в прокуратуру.
Основания для обращения к прокурору
Прокуратуру не нужно рассматривать как орган исключительно карательного характера – её функции включают в себя защиту граждан, и её сотрудники много работают с заявлениями от них. Однако у прокуратуры есть свой чёткий круг обязанностей, а значит и обращения в работу она принимает лишь по входящим в него вопросам.
Как гласит статья 10 ФЗ № 168, органы прокуратуры работают с заявлениями, в которых содержатся сведения о нарушении законодательства. Значит, основанием для обращения в прокуратуру может стать лишь такое нарушение, в других случаях гражданам следует подавать заявления в иные инстанции. Конечно, это определение не назвать чётким, и на деле даже не все жалобы о нарушении закона будут рассматриваться именно в этой инстанции: иногда это будет вопросом другого государственного органа, и заявление передадут в него. К примеру, это касается заявлений о преступлениях.
Вариации анонимных жалоб
№ | Вид жалобы | Пояснение |
1 | Фиксированием статуса | Иногда жалоба является анонимной при этом может быть указан статус того человека, который совершает обращение. Данным статусом может являться: многодетная семья, пенсионер, инвалид, сирота, домохозяйка, военный и так далее. |
2 | С указанием социальной роли | Сюда следует отнести то, что является основанием для обращения. Например, если жалоба содержит информацию о том, как человека обманули при покупке жилья, то это может быть обманутый дольщик. В случае если речь осуществляется о родных детях, то социальная роль может быть – недовольный родитель. |
3 | Коллективная | Данная жалоба подразумевает в себе нескольких лиц, у которых сложилось одинаковое мнение о ситуации. Соответственно они объединились и решили свое недовольство выразить в качестве анонимной жалобы с подписание, что её направил коллектив. |
4 | Именная | В исключительном случае гражданин, которого волнует определенная ситуация подписывает имя. Ведь согласитесь найти человека по имени достаточно сложно, поэтому подписав его он не будет бояться последствий. |
5 | Подписанная непосредственно личной подписью | У каждого человека имеется личная подпись, именно она необходима уже в 14 лет при получении паспорта. Вот именно такой подписью может быть подписана анонимная жалоба. |
Вне зависимости какая разновидность жалобы, если она не будет иметь адреса и инициалов, то она будет являть априори анонимной.
Если жильцы многоквартирного дома нарушают режим тишины, им грозит административная ответственность, согласно нормативным актам конкретного региона. Время, после которого нельзя шуметь и размер штрафа, устанавливаются в каждом субъекте отдельно. Найдите свой регион здесь ().
Если соседи не соблюдают шумовой режим, перед тем, как делать анонимный звонок в полицию, стоит поговорить с ними и напомнить о наказании за подобное поведение. Средний размер штрафа по РФ – от 500 до 2000 рублей.
Рекомендуем прочитать: «Все соседи плохи, но верхние хуже нижних» или как наказать соседа сверху за постоянный топот.
Но если анонимный звонок в полицию не подтвердит факт нарушения, соседи могут подать встречное заявление о клевете, по ст. 128.1 УК РФ.
Подробно о законных методах борьбы с шумными соседями в статье «Как «правильно шуметь» в квартире: нормы и возможные наказания.»
Как написать обращение
Давайте перейдем к более практическим вопросам. Не каждую бумагу примут в качестве обращения. Конституция гарантирует гражданам право на заявление в любые органы. Но оно должно быть оформлено соответствующим образом. На анонимное письмо никто отвечать не обязан. Поэтому любые виды обращений граждан: предложение, заявление, жалоба — необходимо писать, в соответствии с законодательно закрепленными нормами.
Бумага должна содержать:
- Наименование учреждения или организации, куда направляется документ. Желательно указать адрес, ФИО или должность того, к кому обращается человек.
- Свои реквизиты. Они состоят из ФИО, написанных полностью, и адреса для получения ответа. Желательно добавить номер телефона с целью организации более оперативного общения.
- Уведомление, в случае необходимости о переадресации ответа.
- Суть обращения. Ее следует внимательно продумать, сделать лаконичной и содержательной, без излишней эмоциональности.
- Бумага подписывается составителем лично. Кроме того, следует указать дату направления.
Все указанные пункты обязательны для исполнения. Гражданин, который составляет документ, должен быть внимателен, чтобы ничего не пропустить. В случае ошибки его письмо не будет рассмотрено чиновниками, отнесено в разряд анонимок. Отметим, законодательство, разбирая основные виды обращений граждан, не настаивает на том, чтобы люди указывали номер телефона. Обязательным является только адрес его проживания. Однако практика показывает, что наличие дополнительных сведений повышает качество работы с документом.
Как обратиться в муниципалитет
Следует сразу сказать, что виды обращений граждан в органы местного самоуправления точно такие, как описаны выше. Они подпадают под действие федерального и регионального законодательства. То есть гражданин смело может писать жалобы, предложения или ходатайства и направлять их в муниципалитет. Правда, есть некоторые особенности данного вида общения с властью.
Необходимо выяснить, каков порядок рассмотрения обращений. В разных органах его формируют отдельно. Чтобы заявление было рассмотрено побыстрее и на более серьезном уровне, писать нужно на имя руководителя. Как правило, к таким бумагам относятся очень внимательно. Не забывайте, что виды обращений граждан в органы местного самоуправления такие же, как и в федеральные учреждения. То есть иногда лучше сходить на личный прием к руководителю, имея при себе уже написанное заявление. Согласитесь, попасть к муниципальному чиновнику проще, чем к президенту. Нужно пользоваться своими правами, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. В случае нежелания руководителя вас принять, есть специальные органы, в чьи обязанности входит контроль исполнения прав граждан. К ним, не забывайте, относится прокуратура.