Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Последовательность действий, для получения выплаты страховки по ОСАГО после ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нередко возникают ситуации, когда автовладельцы оказываются не согласны с оценкой повреждений. Вы можете провести собственную независимую экспертизу. Для этого необходимо найти подходящую организацию, которая проведет осмотр, письменно уведомить об этом страховую компанию и виновника не менее чем за три дня до экспертизы (явятся они на осмотр или нет — не так важно) и, собственно, оценить ущерб.
Что делать, если не согласен с суммой ущерба
После этого нужно прислать в страховую письмо с требованием пересмотреть размер компенсации и результатами новой экспертизы. Попутно можно составить и отправить в СК досудебную претензию, включив в общую сумму ущерба расходы на оценщика. Такой же алгоритм можно использовать, если станция техобслуживания некачественно отремонтирует машину. Если в течение 30 дней страховая не ответила или отказала в ваших требованиях, можно идти в суд.
Исходя из судебной практики, связанной с проведением автотехнической экспертизы при ДТП, можно сделать следующие выводы:
• чаще всего экспертизы назначают после ДТП с тяжёлыми и серьёзными последствиями, когда виновнику ситуации грозит уголовное наказание вплоть до тюремного заключения;
• исследования места аварии и самой машины чаще всего проводятся по инициативе судебного органа;
• после суда по инициативе стоят участники расследования и заинтересованные лица (потерпевшая сторона, следователи, юристы);
• экспертиза может проводиться как в процессе разбирательства, так и в досудебном процессе;
• судьи всегда основывают своё решение на основе экспертного заключения, поэтому данный документ может стать переломным моментом во всем расследовании;
• очень редко встречаются те оценщики, которые некачественно выполняют свою работу, что откладывает отпечаток на результате исследования.
Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:
- «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
- «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
- Электронная база стоимости запчастей.
Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:
- № 1 — требования к проведению фотосъемки;
- № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
- № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
- № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
- № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
- № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
- № 9 — коэффициенты эксплуатации;
- № 10 — коэффициенты механических повреждений.
Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.
В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.
Какие факторы могут влиять на сумму ущерба
Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.
Важные критерии для оценки состояния автомобиля:
- марка ТС;
- год его производства и постановки на учет;
- оснащение авто в момент покупки;
- город регистрации авто и где произошло ДТП;
- в каком состоянии был автомобиль до аварии;
- в каком состоянии запчасти, требующие замены.
Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:
- ремонтных работ;
- материалов для произведения работ;
- запчастей для замены.
Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.
Показатели, которые уменьшают размер компенсации:
- износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
- год выпуска ТС, время эксплуатации;
- пройденный путь в километрах.
Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.
Ваш автомобиль угнали
1. Сохраняйте спокойствие. Помните: оперативные и правильные действия с Вашей стороны увеличивают вероятность того, что Ваша машина будет найдена.
2. Незамедлительно позвоните в органы внутренних дел по номеру 112 с мобильного телефона или по номеру 02 с городского телефона. Заявите об угоне, укажите марку, модель, регистрационный номер, цвет и особые приметы машины, дайте четкие ответы на вопросы диспетчера.
3. Если на Вашем автомобиле установлена спутниковая противоугонная система, незамедлительно свяжитесь с диспетчером обслуживающей Вас организации. Поставьте его в известность об угоне для принятия мер. Узнайте и запишите полное имя диспетчера, зафиксируйте время звонка ему.
4. Позвоните в страховую компанию и сообщите об угоне.
5. Постарайтесь найти очевидцев угона. При наличии очевидцев запишите их полные имена, паспортные и контактные данные. Расспросите их об обстоятельствах угона (приметы угонщиков, направление движения угнанной машины). Постарайтесь получить согласие свидетелей для подтверждения факта и обстоятельств угона.
6. Обеспечьте сохранность и неизменность положения следов и предметов, которые могут иметь отношение к угону. По возможности в присутствии свидетелей зафиксируйте эти следы и предметы путем видео- или фотосъемки.
7. Дождитесь приезда сотрудников органов внутренних дел. Проследите за правильностью оформления ими документов на месте происшествия.
8. Подайте заявление об угоне в отделение внутренних дел. В заявлении укажите:
— марку, модель, регистрационный номер и VIN, цвет и особые приметы автомобиля;
— данные со свидетельства о регистрации транспортного средства, паспорта транспортного средства, водительского удостоверения;
— пробег автомобиля и примерное количество бензина в баке;
— обстоятельства приобретения Вами автомобиля (данные продавца, место покупки и оформления), данные о месте и исполнителях услуги по установке сигнализации и иных противоугонных систем;
— данные о лицах, которым Вы предоставляли право управления автомобилем.
9. Сделайте для себя копию заявления об угоне, а также запишите полное имя, звание (должность) сотрудника, принявшего это заявление. Получите талон-уведомление, который является подтверждением принятия Вашего заявления о преступлении.
10. В случае изъятия у Вас регистрационных документов и/или ключей, брелоков сигнализации и т.п. получите акт об изъятии указанных вещей (в случае возбуждения уголовного дела составляется акт о приобщении их к материалам дела).
11. Примите меры для объезда ближайшей к месту угона территории (Вы вправе потребовать выделения милицейского наряда для этого): иногда машины угоняют из хулиганских побуждений, без цели наживы, и автомобиль может быть обнаружен неподалеку от места угона.
12. В срок, установленный правилами страхования каско, которые были выданы Вам вместе с полисом, подайте заявление о наступлении страхового случае и страховой выплате (по форме и на бланке страховщика), а также требуемые документы и вещи, к которым обычно относятся:
— копия Вашего паспорта,
— талон-уведомлении о приеме заявления, выданный органом внутренних дел,
— Ваш страховой полис (договор страхования) и документы, подтверждающие уплату страховой премии (взносов),
— свидетельство о регистрации автомобиля, паспорт транспортного средства, талон о прохождении техосмотра, ключи и брелоки управления противоугонными средствами в полных комплектах (если указанные документы и вещи изъяты, предоставьте страховщику копии указанных документов и акта изъятия),
— документы, подтверждающие установку и оплату Вами обслуживания противоугонных систем на автомобиле.
Как проходит эта процедура у страховщиков?
В страховой компании пострадавшему предложат написать заявление на проведение осмотра транспортного средства, который должен состоятся в течение 5 дней с подачи заявки. Осмотр, как и в независимой экспертной компании, также проводится в условиях СТО при дневном освещении. Но здесь есть несколько нюансов. Страховщики настаивают на том, чтобы авто было вымытым после аварии от пыли и грязи. Это нужно для того, чтобы полноценно зафиксировать даже малейшие трещины.
Если техник обнаружит мелкую царапину на участке кузова и решит, что она была получена ранее, а не в ДТП, то большинство повреждений данной области не будут учитываться в акте. Другое дело, если потерпевший водитель подписывает экспертный отчет, в котором не указан полный объем ущерба, он рискует потерять возможность оспаривать его в суде. Также следует убедиться, что в графе «Примечания» все пустые поля зачеркнуты, иначе туда могут быть записаны несуществующие факты, о которых водитель не был уведомлен при подписи.
Отказ от ремонта по ОСАГО
В соответствии с правилами поврежденный автомобиль должен восстанавливаться в сервисе, выбранном страховой компанией. Однако в законе предусмотрены случаи, когда автовладелец может отказаться от ремонта и получить материальную компенсацию. К ним относятся следующие ситуации:
- машина имеет значительные повреждения и не может быть восстановлена;
- смерть страхователя;
- инвалидность страхователя;
- стоимость ремонта больше максимально установленного лимита в 400 тыс. рублей;
- получение тяжелого или среднего вреда здоровью;
- страховщик не имеет возможности провести восстановление авто в техцентре, с которым подписан договор (например, невозможно обеспечить доставку машины в сервис);
- регулятор ограничил страховую в праве направлять на ремонт машины по причине неоднократного нарушения с ее стороны правил натурального возмещения (в этом случае восстановление выполняется только с согласия клиента).
Методика оценки ущерба при ДТП
Методика оценки ущерба, полученного при ДТП, принята Банком России и описана в Положении №432-П от 2014 г. Правовой документ состоит из:
- 7-ми глав методических указаний, регламентирующих проведение осмотра, изучение данных о ДТП, выявление объема ремонтных работ, затрат на них, степень амортизации деталей, цену годных остатков, определение стоимости авто до происшествия.
В этой же части указаны источники, по которым производятся математические расчеты.
- 10-ти приложений. В них содержатся требования к фотографиям поврежденного авто, типы полученных дефектов и их описание, трудозатраты на восстановление кузова, коэффициенты, нужные при расчете износа на разные виды машин и деталей, составляющие, на которые устанавливается нулевая амортизация, прочие важные нюансы.
- Сервиса расчета средней стоимости запчастей. Он находится на сайте РСА.
ЕМРУ применяется, если речь идет об ОСАГО. При иных видах автострахования могут быть использованы другие способы оценки ущерба.
Порядок оценки ущерба при ДТП
Порядок оценки ущерба, нанесенного при ДТП, следующий:
- потерпевший предоставляет в страховую компанию справку из ГИБДД, где описаны видимые повреждения автомобиля (вместе с нею стоит приложить снимки авто, выполненные после аварии с разных ракурсов);
- фирма назначает осмотр ТС своим специалистом, в ходе процедуры выявляются все дефекты;
- если по поводу второго пункта у страховщика и потерпевшего есть разногласия, первый назначает независимую экспертизу ТС;
- владелец машины по направлению компании предоставляет ее для изучения специалистам бесплатно;
- после этого он имеет право заказать экспертизу в действительно независимом техническом бюро за свой счет, если итоги предыдущей процедуры его не устраивают.
Результатом платного исследования станет заключение, где будет оценен ущерб. С ним автовладелец может обращаться в суд, если страховая компания не желает возмещать вред добровольно или настаивает на сумме, установленной по итогам осмотра либо организованной ею же экспертизы.
Сколько стоит независимая автоэкспертиза после ДТП
Всегда с недоверием отношусь к рекламным предложениям типа «стоимость заключения независимой автоэкспертизы – от 1500 рублей». За такую сумму эксперт наверняка ограничится поверхностным осмотром, либо вообще напишет свои выводы со слов заказчика. Также реальная цена за экспертное исследование может оказаться в разы выше, т.е. не будет иметь ничего общего с рекламным слоганом.
Сколько стоит независимая автоэкспертиза после ДТП на практике? Это зависит от региона и населенного пункта, наличия или отсутствия других экспертов в зоне доступности. Тарифы на независимые экспертизы определяются по рыночным ценам. Рекомендую заранее изучить прайс-листы и прозвонить несколько экспертных организаций. Разница в стоимости может составлять до 30% при одинаковом объеме исследований.
Как эксперт осматривает поврежденный транспорт
Прежде всего специалист заполняет протокол данными про осматриваемый автомобиль, указывая его марку, модель, год выпуска, номер кузова, регистрационные номера и другие важные сведения. Также здесь указывается ФИО владельца. Прописываются данные всех лиц, которые присутствовали. Далее эксперт осматривает автомобиль, фиксирует все повреждения в протоколе. Если имеют место дефекты, не связанные с конкретным ДТП, этот момент также отмечается. Дополнительно делаются фотоснимки, где четко видно все повреждения. По завершению процедуры все участники ставят на протоколе подписи, соглашаясь со всем, что здесь написано. Данная бумага берется за основу при проведении последующих расчетов, по результатам которых выводится размер материального ущерба и восстановительного ремонта.
Важно! Если человек, загнав транспортное средство на СТО, узнает, что обнаружены дополнительные повреждения, он обязан уведомить об этом автоэксперта компании. Если есть виновное лицо, его также следует обязательно пригласить на второй этап.
Предоставлять авто на осмотр в страховую компанию после ДТП нужно сразу. До того, как эксперт составит протокол, нельзя выполнять даже частичное восстановление. Все повреждения специалист должен зафиксировать, в противном случае они не будут учитываться при расчетах.
Выбор исполнителя независимой автоэкспертизы
Перед тем как проводить независимую экспертизу после ДТП, необходимо выбрать исполнителя.
Эксперт, проводящий оценку, обязательно должен иметь профильное высшее образование или пройти курсы переподготовки. Он допускается к работе при условии сдачи аттестации в Межведомственной аттестационной комиссии, по результатам которой он заносится в Государственный реестр техников-экспертов.
Кроме того, исполнитель обязательно должен состоять в саморегулируемой организации экспертов-оценщиков. Также он должен иметь полис гражданского страхования ответственности.
При выборе эксперта также рекомендуется проверить его аттестацию в Российском союзе автостраховщиков. Аттестация РСА проводится добровольно и не является обязательным требованием для осуществления оценочной деятельности. Однако ее наличие говорит о том, что техник-оценщик знает, как проводится экспертиза автомобиля после ДТП , и владеет соответствующими методиками оценки.
Не допускается проведение экспертизы лицами, непосредственно или косвенно заинтересованными в ее результатах. Экспертная организация или частный оценщик не должны иметь связь со страховой компанией.
Пример: если эксперт является сотрудником или клиентом страховой компании, входит в состав ее акционеров или учредителей, он не может проводить оценку.
Правильный выбор исполнителя позволит получить отчет об экспертизе, имеющий юридическую силу, обязательный к приему страховщиком.