Дальневосточный экспертно-юридический центр «ЭЛАТЕЯ»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дальневосточный экспертно-юридический центр «ЭЛАТЕЯ»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Под сметной стоимостью строительства подразумевается сумма денежных средств, которые требуются для осуществления строительства или ремонта объекта. Данная сумма вычисляется на основании предоставленной в распоряжение эксперта (или комиссии экспертов) сметной документации на объект. В её состав входят: проект строительства объекта, в котором имеются его чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ, необходимых для успешного строительства, спецификации на применяемое в процессе строительства оборудование (как строительное, так и монтажное), основные решения, принятые относительно организации и очередности строительства или ремонта в проекте организации строительства или ремонта, пояснительные записки к проектным материалам и другие необходимые документы; действующие на момент строительства объекта сметные нормативы (нормы и цены); акты на дополнительные работы, необходимость в выполнении которых была обнаружена в период выполнения строительных и ремонтных работ, а также листы авторского надзора.

Государственная экспертиза

Пункт 2 ст. 49 ГрК РФ определяет перечень объектов, которые в обязательном порядке подвергаются государственной экспертизе проектной документации:

  • объекты, располагающиеся в экономических зонах РФ, на континентальных шельфах РФ, у внутренних границ морских вод, в пределах территориальной акватории моря РФ, у границ, где участки являются особо охраняемыми природными территориями, а также в пределах Арктической зоны РФ;
  • объекты, располагающиеся внутри охраняемой зоны, имеющей культурное значение;
  • объекты, относящиеся к первому и второму классу опасности;
  • ряд особо опасных объектов перечисленный в статье 48.1 ГрК РФ;
  • объекты, финансируемые госбюджетом РФ.

При подаче документов на госэкспертизу необходимо следовать Приказу Минстроя РФ от 12 мая 2017 г. №783/пр. Он задает требования к электронной документации.

Как получить усиленную квалифицированную электронную подпись?

Для получения усиленной квалифицированной электронной подписи вам понадобятся:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);
  • основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (если вы являетесь индивидуальным предпринимателем);
  • дополнительный комплект документов, подтверждающий ваши полномочия действовать от имени юридического лица (если вы получаете подпись представителя юридического лица).

Когда и зачем проводят экспертизу сметной документации

Главная цель экспертизы заключается в проверке достоверности указанной сметной стоимости. Это необходимо, чтобы избежать финансовых трудностей и других форс-мажорных ситуаций. Экспертиза сметы особенно актуальна для тех, кто нанимает подрядчиков для строительства недвижимости. Многие исполнители намеренно могут завышать цены на работы и материалы, а неопытные клиенты не могут самостоятельно проанализировать смету и обнаружить некорректные данные. В таком случае будет целесообразно обратиться за помощью к профильным специалистам.

Экспертный контроль позволит определить имеющиеся изменения, ошибки и нарушения, чтобы устранить их перед началом строительных операций. Это также убережет клиента от неожиданностей во время строительства, например, когда запланированного бюджета оказалось недостаточно и строительство пришлось приостановить для поиска дополнительных инвестиций.

Чтобы провести независимую экспертизу смет на строительство или ремонт необходимо заключить договор с организацией на оказание услуг. Проверка также может проводиться, когда требуются:

  • доказательства, что проведенные расчеты являются корректными;
  • подтверждение соответствия фактического объема, указанного в смете, реальному;
  • оптимизация налогообложения.

Что важно при составлении сметной документации

Ни для кого не секрет, что при строительстве подрядчик очень часто применяет в сметах махинации, направленные на обман заказчика и выкачивания из него необоснованной прибыли. Мы постараемся разъяснить наиболее часто встречающиеся «хирости», применяемые подрядчиками.

Некорректная сметная документация, к сожалению, встречается чаще, чем того бы хотелось. Некорректность сметной документации может иметь целенаправленный характер, а может возникнуть в результате ошибки. Так или иначе, но с этим нужно бороться и проводить проверку смет.

Читайте также:  Оформление в дом престарелых: особенности процедуры, важные нюансы

Экспертиза проектно-сметной документации необходима и нужна всем участникам строительного производства — Инвестору, Заказчику, Генподрядчику, Подрядчику и т.д. Инвестору и заказчику экспертиза сметной документации позволит рационализировать свои финансы. Для генподрядчика и подрядчика — это гарантия достойного вознаграждения по завершению строительного объекта.

Сколько стоит экспертиза сметной документации?

Экспертиза смет имеет свои особенности такие как: количества и объема сметной документации, цели экспертизы и т.д. в результате чего стоимость экспертизы в каждом конкретном случае индивидуальна. Поэтому если у Вас возник вопрос: «Сколько стоит экспертиза сметной документации?», то просто обратитесь за консультацией в компанию или оставьте заявку на сайте. В кратчайшее время наш специалист свяжется с Вами и ответит на все интересующие Вас вопросы.

Специалисты нашей компании готовы помочь в анализе сметной документации и составлении грамотного оптимизированного сметного расчета на предстоящие строительные расходы, благодаря которому Вы будете полностью владеть информацией о стоимости работ, о достоверных ценах, о полном соответствии объемов выполненных работ объемам, указанным в сметной документации.

Что входит в экспертизу

В экспертизу сметной документации входит:

  • анализ объёмов выполненных работ и соответствие их сметной документации;
  • проверка представленного сделанного объёма работ документации;
  • проверка правильности расчёта цен и использование различных коэффициентов для расчёта;
  • проверка соблюдения требований к сметной документации;
  • проверка соответствия действительности представленных в документации цен;
  • оценка оставшегося строительства и переоценка незавершённых работ;
  • определение того, насколько необходимо выполнение дополнительных работ, которые представлены в смете;
  • проверка расчёта численности машин и механизмов, а также сверка с представленной их стоимостью;
  • проведение, при необходимости, перерасчета строительства объекта;
  • проверка самой представленной документации действующему законодательству;
  • дача письменных и устных рекомендаций.

Государственная и негосударственная экспертиза смет

Сметная документация должна пройти государственную или негосударственную экспертизу по выбору заказчика. Исключение — объекты из п. 3.4 ст. 49 ГрК РФ, на которые необходимо проводить только госэкспертизу.

Негосударственную экспертизу также применяют при подготовке к первичной или повторной государственной экспертизе.

Негосударственную экспертизу сметной документации проводят согласно Постановлению № 272 от 31.03.2012. Организации, которые проводят такую экспертизу, должны быть аккредитованы этот вид деятельности, а эксперты аттестованы согласно ст. 49.1 ГрК РФ.

Если застройщик решил внести изменения в сметную документацию, ее согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 следует отправить на повторную государственную экспертизу.

Экспертиза смет по ОКПД 2

При заключении договора с подрядчиком, выполняющим экспертизу, требуется определить экспертизу сметы как работу либо как услугу. Для определения кода процедуры можно использовать классификатор в открытом доступе — ОКПД 2.

Согласно ОКПД 2, экспертиза сметной документации и результатов инженерных изысканий — услуга по коду 71.20.19.110.

Уточняющие коды:

  • 71.20.19.111 – госэкспертиза;
  • 71.20.19.114 – госэкспертиза для сохранения и воссоздания объектов культурного наследия;
  • 71.20.19.112 – негосударственная экспертиза;
  • 71.20.19.113 – экспертиза проектной документации объектов атомной энергетики и результатов инженерных изысканий.

По решению судьи расходы могут быть распределены

Отнесение судебных затрат на счёт проигравшей в суде стороны – это порядок, который касается лишь окончательного распределения расходов по делу. Но экспортное бюро должно получить деньги до выполнения своей работы, а тем более до вынесения процессуального решения.

На этапе судебного разбирательства при возникновении потребности в услугах эксперта какой-то области судья принимает решение, кто оплачивает экспертизу почерка в Гражданский суде (или другом). Затраты могут быть возложены на ходатайствующую сторону или же каждая из сторон обязывается оплатить половину суммы.

В некоторых случаях в судебном процессе принимают участие одновременно несколько лиц за одну из сторон или за каждую. Если, к примеру, инициатором экспертизы выступает один из соответчиков, судья может возложить обязанность оплачивать экспертизу в одинаковом размере на всех соответчиков. Это происходит, когда все они заинтересованы в проведении исследования. Шансы на такое решение особенно высоки, если другой соответчик выполнял соответствующие действия, к примеру, задавал вопросы экспертам или просил обратиться в какое-то экспертное бюро.

Читайте также:  Как оценить акции при наследовании?

Как рассчитывается стоимость судебной экспертизы

Если у участников процесса появляются вопросы к специалисту, производившему экспертизу, он вызывается для предоставления ответов. Это позволяет устранить противоречия в толковании полученных результатов. За подобные выезды специалисты могут потребовать дополнительную плату. Данное требование не является правомерным, поэтому его можно не удовлетворять.

В соответствии с процессуальным законодательством РФ, принятые судом постановления, поручения, вызовы в суд физических и юридических лиц, а также подобные требования должны быть неукоснительно выполнены по всей территории РФ. Это устанавливает 13 статья 2 пункт ГПК России. А 168 статья ГПК определяет, что в случае неявки по судебному вызову, может быть принято решение о наложении штрафа.

Действия, которые законодательство обязывает кого-то выполнить, не могут осуществляться при условии денежного вознаграждения. Эксперт должен прибыть в суд. Он не может требовать за это оплату.

Специалист может претендовать только на компенсацию затрат, которые связаны с его посещением судебного заседания с целью предоставления пояснений, к примеру, съем номера в отеле при поездке в иной город, транспортные расходы и т.п. Она не осуществляется авансом, а лишь при предоставлении подтверждающих затраты документов. Соответствующее постановление принято ФАС Центрального округа 6 марта 2012 года. Расходы за выезд на судебное заседание должны быть включены в стоимость проведения исследования, специалист не имеет права требовать их дополнительно. Поэтому тот, кто оплачивает судебную экспертизу, покроет расходы и на явку в суд для разъяснения сделанных выводов.

Расходы на государственную экспертизу проекта

В соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства до ее утверждения подлежит государственной экспертизе, которая не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

  • отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объектов индивидуального жилищного строительства);
  • жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилых домов блокированной застройки);
  • многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и имеется отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, требуется установление санитарно-защитных зон.

В наше время экспертиза смет проводится государственными или частными структурами. В основном государство занимается такими процедурами только в том случае, если какой-то объект строится с привлечением бюджетных средств, а также если речь идет об обеспечении безопасности и обороны нашей страны. Помимо этого, государственная экспертиза смет может потребоваться и в том случае, если требуется проверка документации по каким-нибудь технически сложным или уникальным объектам. В общей сумме, можно привести около двадцати различных причин, по которым в проведении проверки сметы могут привлекаться услуги таких специалистов, но в любом случае их проводят только в процессе стадии планирования строительных работ, в то время как коммерческие структуры работают с объектами, находящимися на любых этапах строительства.

Если же говорить о непосредственных задачах, то государственная экспертиза сметы по 44-ФЗ требуется для того, чтобы определить степень безопасности проектируемой конструкции. За счет проведения такого мероприятия специалисты определяют, насколько будущая постройка соответствует действующим требованиям технического регламента. Негосударственная процедура проводится абсолютно независимыми компаниями, и в основном здесь может проводиться даже не экспертиза сметы по 44-Ф3, а стандартная проверка документов на предмет экономической обоснованности проекта и отдельных трат по нему.

Цены на независимые экспертизы в 2023 году

Услуга Цена от (руб)
Экспертиза проектной документации 50 000
Экспертиза исполнительной документации 70 000
Экспертиза сметной документации 30 000

В зависимости от типа исполнителя экспертная проверка сметы делится на два вида:

  • Государственная. Ее осуществляют государственные структуры. В каждом районе, области есть специализированное управление, которое проводит экспертизу сметно-проектных документов. Выполняется такая экспертиза в отношении объектов, которые возводятся за государственный счет.
  • Негосударственная. Ее выполняют частные компании.

По срокам проведения исследование может быть:

  • Обычным (выполняется в течение 1-2 месяцев).
  • Срочным (проводится за неделю).

По назначению выделяют экспертизу сметы на:

  • Строительство.
  • Реконструкцию.
  • Монтаж.

Подать заявление на экспертизу сметы можно одним из таких способов:

  • В режиме онлайн.
  • При личном посещении организации.

Экспертиза сметной документации в специализированной компании может быть инициирована:

  • Заказчиком строительных или монтажных работ.
  • Судьей (для получения дополнительных материалов при рассмотрении дела).

Можно заказать экспертизу сметы:

  1. В коммерческой организации.
  2. В государственной структуре.
  3. У частного аттестованного специалиста.

Представление документов для проведения проверки сметной стоимости

7. Для проведения проверки сметной стоимости строительства, реконструкции объектов капитального строительства застройщик (технический заказчик) объекта капитального строительства или лицо, действующее от его имени (далее — заявитель), представляет в организацию по проведению проверки сметной стоимости:

а) заявление о проведении проверки сметной стоимости, которое подписывается руководителем застройщика (технического заказчика) и в котором указываются:

идентификационные сведения о лицах, осуществивших подготовку проектной документации и выполнивших инженерные изыскания (фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес места жительства индивидуального предпринимателя, полное наименование и место нахождения юридического лица);

идентификационные сведения об объекте капитального строительства, проектная документация в отношении которого представлена для проверки сметной стоимости (наименование объекта предполагаемого строительства, почтовый (строительный) адрес объекта капитального строительства, основные технико-экономические характеристики объекта капитального строительства (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность и т.п.);

идентификационные сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес места жительства застройщика (технического заказчика) — физического лица, полное наименование юридического лица, место нахождения застройщика (технического заказчика) — юридического лица, а в случае если застройщик (технический заказчик) и заявитель не одно и то же лицо — указанные сведения также в отношении заявителя);
сведения о сметной или предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства, содержащиеся в решении об утверждении федеральной целевой программы, региональной (муниципальной) программы, либо о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, либо о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, либо о предоставлении бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, либо в отношении объекта капитального строительства при детализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) в составе федеральных целевых программ, региональных (муниципальных) программ, принятых в установленном бюджетным законодательством порядке;

б) согласованную руководителем главного распорядителя средств федерального бюджета в отношении объектов федеральной собственности, главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации в отношении объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации или главного распорядителя средств местного бюджета в отношении объектов муниципальной собственности проектную документацию на объект капитального строительства. Проектная документация на объекты капитального строительства юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, строительство которых осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, согласовывается с руководителем такого юридического лица. Проектная документация на объекты капитального строительства юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, согласовывается с руководителем такого юридического лица.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *