Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли использовать резину на липучках в летнее время (см.)?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Придраться к зимним шинам летом можно в единственном случае – если у вас шипованные шины (достаточно наличия всего одного шипа). С зимней и летней глубиной протектора проблем быть также не должно. Согласно тексту Техрегламента, эксплуатация невозможна, когда «остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм». Ключевом момент – «на указанном покрытии»: в летний период эксплуатация шин возможна до летнего маркера или остаточной высоты протектора в 1,6 мм. Что до шипованных покрышек, шины, утратившие шипы, перестают быть шипованными шинами. Как говорится, пассатижи вам в помощь!
А вот и хорошие новости! Несмотря на прямой запрет управления транспортным средством с зимней резиной в летнее время, наказания за это на 2023 год нет: ни штрафа, ни запрета эксплуатации, никаких иных санкций со стороны КоАП.
Если сотрудник ГИБДД пытается Вас «развести», требуйте указать конкретную статью КоАП. Она в любом случае указывается в постановлении и протоколе – эту обязанность регламентирует Административный кодекс. И в КоАП есть статья – 12.5, часть 1, предусматривающая штраф 500 рублей за езду при условиях, при которых такая езда запрещена.
Вот только эта статья имеет прямую отсылку к ПДД, а в последних нет никакого запрета. Выше мы уже упомянули, что таковой запрет содержится в Техрегламенте.
Юридическая сторона вопроса
Что касается невозможности эксплуатации шипованных покрышек летом, существует такой закон. Можно ли летом ездить на зимней резине без шипов будет решать сам владелец авто, так как этот момент в законе не прописан. Вас не смогут оштрафовать за езду на «липучке» в летние месяцы, но у этого процесса существует множество оговоренных минусов.
Все существующие правила, касающиеся езды летом на нешипованной резине, носят рекомендательный характер. Ответственность водителей за использование таких покрышек законодательством на данный момент не установлена. Однако стоит учитывать, что многие страховые компании отказываются выплачивать компенсацию при использовании несоответствующей сезону резине. Также трудности могут возникнуть при прохождении техосмотра, а результаты отображаются в диагностической карте, так как протектор может быть стерт до недопустимого состояния. Кроме того, резина испортится очень быстро и на следующий зимний сезон вам придется покупать новый комплект покрышек.
Что будет, если пренебречь запретом
Самым неприятным последствием эксплуатации липучек летом является заметное снижение устойчивости автомобиля на дороге. Мягкая резина на разогретой трассе «плывет». Это ведет к сносу автомобиля при прохождении поворотов на скорости. Значительно возрастает риск попасть в ДТП. Нарушение управляемости особенно сильно заметно на загородной трассе на больших скоростях.
Водители свидетельствуют о том, что отзывчивость автомобиля на повороты руля сильно снижается. Машина реагирует на действия водителя с определенной задержкой, что делает управление небезопасным.
Другая проблема заключается в увеличении тормозного пути. Чем сильнее разогрето дорожное покрытие, тем он длиннее. Это объясняется тем, что липучки при летних температурах становятся слишком мягкими.
Любителям экономить на летней резине нужно задуматься об экономии на топливе. Можно ездитьи на липучках, но придется больше платить за топливо. Статистика показывает, что такая эксплуатация к перерасходу бензина. В среднем, расход на 100 км возрастает на 1,5 — 2 литра. Итого за лето придется переплатить примерно 10 000 рублей., а это как раз стоимость неплохих летних покрышек.
Наконец, липучки летом очень быстро изнашиваются и имеют склонность к аквапланированию. Если на мокрой дороге они ведут себя как обычные покрышки, то при попадании в лужу мгновенно утрачивают связь с дорожным покрытием и делают машину неуправляемой. Чем выше скорость, тем больше риск попасть в аварию.
Как работает резина липучка
Резина липучка имеет множество мелких ламелей
Прежде всего, стоит сказать, что липучка имеет особенный состав резины и потому она более мягкая. Покрышки приспосабливаются к разным температурным режимам. Так же у них особый рисунок протектора, отличающийся глубиной и числом ламелей.
Мягкая резина липучка, которая состоит из криосилановой смеси с силикой, не грубеет на морозе.
Мягкая резина липучки, которая состоит из криосилановой смеси с силикой, не грубеет на морозе. Она как будто прилипает к поверхности асфальта (потому и такое название). Так же в состав резины входят твердые микрочастицы органического или неорганического происхождения. Они создают сцепление на ледяной дороге. Рассмотрим несколько вариантов, как проявляет себя липучка, принцип ее работы:
- Мокрая дорога. Липучка лучше впитывает влагу с дороги. И на мокрой дороге сокращается тормозной путь. Вообще, зимой в сырую погоду фрикционка выигрывает. Потому что у нее много микропор, которые отводят водяную пленку.
- Заснеженная дорога. При снежном покрытии липучая шина ничем не отличается от шиповки. Ведь здесь главное не шипы, а высота протектора.
- Ледяная дорога. До -20°C фрикционная резина проигрывает. Все-таки шипы пробивают лед и, как когтями, цепляются за него. Но ниже -20°C, когда лед становится более прочным, шипы уже не могут его проколоть. А резина липучки остается по-прежнему мягкой и легко прилипает к обледенелой поверхности.
Почему нельзя ездить на липучке летом?
Для экономии владельцы авто стараются «отделаться» одним комплектом резины, не переобувают машину в межсезонье. Такие водители, особенно в регионах с мягким климатом, предпочитают ездить на зимней липучке, эксплуатируют ее круглогодично. Почему нельзя ездить на липучке летом? В российском законодательстве уже дважды рассматривали законопроект о введении штрафов за эксплуатацию автомобиля на летних покрышках, но закон не вступил в действие. Еще хочется отметить, что запрет касался только шипованных автошин, использовать «фрикционки» летом никто и никогда законодательно, официально не запрещал.
Если подойти к этому вопросу с точки зрения безопасности, ездить летом на любой зимней резине нельзя:
- присутствует большой риск попасть в аварию в случае экстремальной ситуации, особенно сильно заносит машину на поворотах в дождь;
- отзывчивость автомобиля с установленными липучками в теплую погоду заметно снижается, увеличивается тормозной путь;
- происходит интенсивный износ автошин.
Чтобы разобраться, что нам говорит закон, нужно обратиться к двум документам (я смотрю сейчас в июне 2020 года, использую программу «КОНСУЛЬТАНТ +»):
Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятому решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877
В нем черным по белому описано, ПРИЛОЖЕНИЕ N8, пункт 5.5
5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.
Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза.
Еще один пункт
5.6. Шина считается непригодной к эксплуатации при:
5.6.3. Остаточной глубине рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «М+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа) во время эксплуатации на указанном покрытии — не более 4,0 мм;
ПОДВОДИМ КРАТКИЙ ИТОГ – Пункт 5.5 (техрегламента) запрещает использованием ТОЛЬКО шины с шипами противоскольжения в летний период. ПРО ЛИПУЧКУ ничего не указано!
Что будет, если пренебречь запретом
Самым неприятным последствием эксплуатации липучек летом является заметное снижение устойчивости автомобиля на дороге. Мягкая резина на разогретой трассе «плывет». Это ведет к сносу автомобиля при прохождении поворотов на скорости. Значительно возрастает риск попасть в ДТП. Нарушение управляемости особенно сильно заметно на загородной трассе на больших скоростях.
Водители свидетельствуют о том, что отзывчивость автомобиля на повороты руля сильно снижается. Машина реагирует на действия водителя с определенной задержкой, что делает управление небезопасным.
Другая проблема заключается в увеличении тормозного пути. Чем сильнее разогрето дорожное покрытие, тем он длиннее. Это объясняется тем, что липучки при летних температурах становятся слишком мягкими.
Любителям экономить на летней резине нужно задуматься об экономии на топливе. Можно ездитьи на липучках, но придется больше платить за топливо. Статистика показывает, что такая эксплуатация к перерасходу бензина. В среднем, расход на 100 км возрастает на 1,5 — 2 литра. Итого за лето придется переплатить примерно 10 000 рублей., а это как раз стоимость неплохих летних покрышек.
Наконец, липучки летом очень быстро изнашиваются и имеют склонность к аквапланированию. Если на мокрой дороге они ведут себя как обычные покрышки, то при попадании в лужу мгновенно утрачивают связь с дорожным покрытием и делают машину неуправляемой. Чем выше скорость, тем больше риск попасть в аварию.
Что такое резина «липучка»
Часто водители называют зимние не шипованные шины «липучкой». В чем смысл такого второго названия? У шин есть прорези в протекторе. Когда водитель тормозит, у резины открываются полости, в результате которых возникает эффект, схожий на прилипание. Вот и вся загадка.
Выбирают липучку, если дорожное покрытие вполне хорошее, без небольшого ледяного покрытия. На совсем сухом асфальте (хотя зимой он редкость), такая резина ведет себя отлично. А вот на чистом льду с липучкой начинаются хоть и небольшие, но приличные проблемы.
У зимних шин отсутствуют металлические (впрочем, как и другие) шипы. Резину можно назвать достаточно мягкой. Ей свойственен глубокий протектор. Ну, и как мы уже сказали, имеются в ламелях надрезы, которые будто бы «прилипают» к дорожному покрытию, в том числе льду.
Есть ли опасность при езде для дорожного движения и для машины
Основные отличия летней резины от зимних автомобильных шин заключаются:
- в составе материала, использованного для изготовления покрышки. В летнее время асфальтовое покрытие достаточно горячее и резина должна выдерживать высокие температуры, не теряя при этом эластичности
- в рисунке протектора. Рисунок на зимних шинах гораздо глужбе и сложнее, чем на покрышках, предназначенных для использования в теплое время года. Это обуславливается необходимостью достижения максимального сцепления с дорогой и отвода снега, воды и грязи из-под колес
Основными негативными последствиями использования зимней резины в теплое время года на газели или ином виде автомобильного транспорта являются:
- Быстрый износ покрышек, что приведет к увеличению финансовых затрат на обслуживание автомашины. Поскольку зимние шины более мягкие, чем летние, то они быстрее расплавляются на горячем асфальте и могут быть повреждены камушками.
- Затрудненное рулевое управление. Несоответствие шин погодным условиям приводят к вихлянию, затруднению разгона и торможения, что может привести к ДТП и иным негативным последствиям.
- Увеличение расхода топлива. Для достижения максимального сцепления колеса с дорожным покрытием требуется большее усилие, достигаемое за счет усиленной работы двигателя. Доказано, что эксплуатация автомобильного транспорта с резиной, не соответствующей сезону, увеличивает расход топлива на 10%-15%.
Что будет, если ездить летом на липучке?
Фрикционная шина – это зимняя авторезина, предназначенная для езды по заснеженным, ледяным дорогам, не оснащается шипами, имеет глубокий протектор, обладает отличными сцепными свойствами за счет мягкости материала, хорошо из пятна контакта отводит воду. Еще одна отличительная особенность покрышки – наличие множества поперечных, достаточно тонких глубоких ламелей. Наиболее оптимальное применение авторезины:
- мокрая трасса при температурах, близких к нулю, «фрикционка» благодаря большому количеству микропор превосходно отводит водяную пленку;
- снежное покрытие, где важно не столько наличие шипов, сколько высота протектора;
- ледяная дорога, липучка обладает преимуществами перед шипованными автопокрышками в морозную погоду (при температуре ниже -20ºC), так как в мороз шипы уже не «пробивают» лед, и нет хорошего сцепления.
Фрикционные покрышки как раньше, так и в 2021 году популярны в европейских странах, отлично подходят для мягких зим, не сильно шумят по дорогам и не портят асфальтовое покрытие. Для суровых холодов с обилием снега, разумеется, лучше использовать «шиповку», она обеспечивает безопасное движение на дорогах средней полосы России и в условиях Крайнего Севера.
Если до такого дойдет. Ситуация такая — вас остановил сотрудник ГИБДД и придрался к вам из-за ваших фрикционных шин (типа это зима использовать нельзя).
Постарается вам вменить нарушение согласно «Кодексу об административных правонарушениях РФ»:
СТАТЬЯ 12.5 ч.1
Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, —
(в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 N 120-ФЗ, от 10.07.2012 N 116-ФЗ)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Как бы штраф в 500 рублей!
Нужно еще прочитать Основные положения, на которые ссылается это статья:
Пункт 5.1.
Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:
для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;
для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;
для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;
для транспортных средств категорий M2, M3 — 2 мм.
Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.
(п. 5.1 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.07.2013 N 588)
Примечание. Обозначение категории транспортного средства в настоящем пункте установлено в соответствии с приложением N 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятому решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877.
(примечание в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)
Здесь нам нужно примечание. Оно ссылается на «ТЕХРЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА»! ТО есть все, что описано в этом регламенте, работает для статьи 12.5 ч.1
НО В РЕГЛАМЕНТЕ НЕТ НИ СЛОВА, НЕ ПОЛСЛОВА, О ЛИПУЧКЕ! Так черным по белому описана шипованная резина (что летом не ней ездить НЕЛЬЗЯ). А вот про фрикционные шины – ТИШИНА!
Когда пора ставить зимнюю резину
Определить, когда менять летнюю резину на зимнюю, непросто. Ждать до декабря порой рискованно, особенно если выдалась холодная осень. Традиционно крайним сроком считается 15 ноября, но в нынешних климатических условиях трудно понять, пришла зима окончательно или только «прощупывает почву». Эксперты рекомендуют исходить из дневной температуры. Если в течение 5–7 дней она не поднимается выше 7 °C, шины лучше поменять. В таких условиях они теряют свои свойства, и проблемы могут возникать даже на сухом асфальте.
Зимняя резина имеет маркировку в виде горы с 3 пиками, внутри которой располагается снежинка, и знаками М+S, M S или M&S. От летней она отличается углубленным протектором с мощными грунтозацепами и обилием ламелей. Ответ на вопрос, когда менять резину в 2022, зависит и от того, какой тип шин используется.
Как это может вам помочь
Во избежание недоразумений, сразу подчеркнём: мы ни в коем случае не призываем эксплуатировать зимние фрикционные шины летом. Это чрезвычайно мягкие покрышки со специальным, зимним рисунком, созданные для езды по снегу и льду, а не по горячему летнему асфальту. Тем не менее, их использование летом возможно и оправданно при одном важном условии – сильном износе протектора.
Такие шины уже нельзя эксплуатировать зимой, но можно летом. При условии полного отсутствия шипов
В соответствии с требованиями ПДД, для транспортных средств категории M1, N1, O1, O2, к которым относятся легковые автомобили, минимальная допустимая остаточная глубина протектора зимних шин составляет 4 мм. Для летних шин требования гораздо менее жёсткие — 1,6 мм. Разница между этими параметрами весьма велика – 2,4 мм. В переводе на пробег – не одна и часто даже не пять тысяч километров.