Экологическая отчетность 2022-2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологическая отчетность 2022-2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

Отчет по мониторингу недр и отчет о выполнении условий пользования недрами
Предоставляемые сведения

Данные мониторинга состояния недр, в т.ч. сведения об использовании подземных вод, о положении уровня воды в скважине, результаты химических анализов, сведения о ходе эксплуатации, ремонтных работах, геофизических исследованиях состояния ствола скважины

Куда предоставляется

Территориальный орган, выдавший Лицензию (Роснедра в субъекте РФ/орган государственной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в области ООС и т. п.)

НПА

Условия пользования недрами

Срок сдачи

до 5 января

Кто предоставляет

Организации, имеющие лицензию на недропользование

Как предоставляется

На бумажном носителе либо в электронном виде с использованием ЭЦП

Декларация о составе и свойствах сточных вод
Предоставляемые сведения

Декларация о составе и свойствах сточных вод

Куда предоставляется

Организация водопроводно-канализационного хозяйства

НПА
  • Постановление Правительства РФ от 22.05.2020 № 728;
  • Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644
Срок сдачи

до 1 ноября

Кто предоставляет

Абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года в среднем составляет 30 м3 в сутки и > суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта

Как предоставляется

На бумажном носителе лично или по почте письмом с объявленной ценностью с уведомлением о вручении. Возможно предоставление скан-копии отчета на электронную почту ведомства, подписанного ЭЦП

ЖДАТЬ ЛИ ПРОВЕРОК В 2023 ГОДУ?

В 2023 году большая часть предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, будет освобождена от плановых проверок в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2022 № 1743 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336».

Данное решение обусловлено отчасти необходимостью административной и экономической поддержки отечественного бизнеса, а также реформирования контрольно-надзорной системы РФ, основным принципом которой является риск-ориентированный подход.

Для кого плановые проверки отменяются?

  • Предприятия и организации, деятельность которых не отнесена к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска
  • Предприятия и организации, бъекты которых не являются опасными производственным объектами II класса опасности и гидротехническими сооружениями II класса
  • Тем не менее надзорные органы наносят профилактические визиты в организации, которые попадают под мораторий на плановые проверки. Поэтому наладить документооборот и сдать экологическую отчетность необходимо всем предприятиям и организациям без исключения.

Срок и порядок подачи отчета ПЭК по субъектам РФ

Отчетность представляется в Федеральный или региональный орган исполнительной власти, на территории которого находится объект, который осуществляет надзор над данным объектом в следующие сроки:

До 25 марта года, следующего за отчетным (Приложение 2 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. N 74).

Важно: Необходимо заранее (в течение отчетного года) провести все предусмотренные программой ПЭК мероприятия. Отчет, заполненный на основании протоколов лабораторных исследований или мероприятий, проведенных после отчетного года, считается оформленным некорректно и сведения указанные в таком отчете являются недостоверными.


НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА

    Порядок сдачи отчетности

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.

    Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

    Отчет должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем.

    Календарь эколога 2022

    Отчёт Срок сдачи
    I квартал
    Журнал движения отходов по итогам календарного года, по состоянию на 1 января года, следующего за учётным. До 10.01.2022
    Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 4 квартал 2020 года До 10.01.2022
    Сведения о выполнении условий пользования недрами До 20.01.2022
    Отчёт по форме 2-ТП (водхоз) До 24.01.2022
    Отчёт по форме 2-ТП (воздух) До 24.01.2022
    Отчёт по форме 2-ТП (отходы) До 01.02.2022
    Внесение платы за НВОС До 01.03.2022
    Предоставление декларации НВОС До 10.03.2022
    Отчёт по формам 6.1, 6.2, 6.3 – «Сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами» До 15.03.2022
    Отчёт по программе ПЭК До 25.03.2022
    Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории До 25.03.2022
    Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории 1 раз в год. Срок сдачи отчёта не определён законодательством.
    II квартал
    Декларация о количестве выпущенных товаров До 01.04.2022
    Отчёт о выполнении нормативов утилизации До 01.04.2022
    Технический отчёт «О неизменности производственного процесса используемого сырья и об обращении с отходами» До 01.04.2022
    Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 1 квартал 2022 г. До 15.04.2022
    Журнал движения отходов за 1 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.04.2022
    Расчёт и оплата экологического сбора До 15.04.2022
    Расчёт платы НВОС за 1 квартал 2022 года До 20.04.2022
    III квартал
    Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 2 квартал 2022 г. До 15.07.2022
    Журнал движения отходов за 2 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.07.2022
    Расчёт платы НВОС за 2 квартал 2022 года До 20.07.2022
    IV квартал
    Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 3 квартал 2022 года До 17.10.2022
    Журнал движения отходов за 3 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.10.2022
    Расчёт платы НВОС за 3 квартал 2022 года До 21.10.2022
    Читайте также:  Вернуть безвозвратное: 10 лайфхаков для потребителя

    Таблица 4.1. Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды

    Данную таблицу необходимо заполнять только организациям, эксплуатирующим объекты размещения отходов.

    Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды установлен Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66. Результаты мониторинга оформляются в виде отчета, который представляется в территориальный орган Росприроднадзора ежегодно до 15 января. Реквизиты этого письма об отчете о проведении мониторинга и вносятся в эту таблицу.

    Представление экологической отчётности

    В таблице приведены формы отчётов по статистической экологической отчётности, экосбору и плате за НВОС, а также правила их представления.

    Таблица по основным формам «экологической» отчётности

    Наименование отчета Периодичность и сроки сдачи Куда представлять В каком виде отчитываться
    Декларация о плате за НВОС (утв. приказом Минприроды от 10.12.20 № 1043) Раз в год, не позднее 10-го марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 10 марта 2022 года) В территориальный орган РПН по местонахождению объекта.

    Если объекты находятся в разных регионах — отдельную декларацию в каждый из органов РПН

    Если плата за НВОС за предыдущий отчётный период:
    • превысила 25 тыс. руб., то через интернет
    • не превысила 25 тыс. руб., то можно сдать бумаге плюс представить экземпляр отчёта на электронном носителе
    Декларация о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории; утв. приказом Минприроды от 11.10.18 № 509) В общем случае раз в 7 лет не позднее дня истечения срока действия одного из документов:
    • разрешение и лимиты на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух
    • разрешение и лимиты на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду
    • нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
    В Росприроднадзор На бумаге или через интернет
    Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417) Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно) Производителям — в территориальный орган РПН по своему местонахождению.
    Импортерам — в центральный аппарат РПН (г. Москва).
    Тем, кто одновременно являются производителями и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва)
    В общем случае —через интернет.
    При отсутствии технической возможности подключения к интернету, можно сдать на бумаге, приложив флешку или диск с электронной версией отчёта в формате xml
    Отчет о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.20 № 2010) Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно)
    Расчёт суммы экологического сбора (утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488) Раз в год, до 15 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 15 апреля 2022 года включительно)
    Форма № 2-ТП (отходы)
    (утв. приказом Росстата от 09.10.20 № 627)
    Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) В территориальный орган РПН по местонахождению респондента.
    Если есть обособленные подразделения, заполняется и сдается отдельно по каждому из них
    На бумаге или через интернет
    Форма № 2-ТП (воздух)
    (утв. приказом Росстата от 08.11.18 № 661)
    Раз в год не позднее 22 января года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 24 января 2022 года) В территориальный орган РПН по местонахождению респондента На бумаге или через интернет
    Форма № 2-ТП (рекультивация)
    (утв. приказом Росстата 29.12.12 № 676)
    Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) В территориальный орган РПН по местонахождению респондента На бумаге или через интернет
    Отчет о результатах ПЭК (форма утв. приказом Минприроды от 14.06.2018 № 261) Раз в год, до 25 марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 25 марта 2022 года) Если деятельность ведётся:
    • на объектах I, II или III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору — в Росприроднадзор
    • на объектах II и III категории, подлежащих региональному экологическому надзору — в в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный экологический надзор
    На бумаге (с приложением экземпляра на магнитном носителе) или через интернет

    2-ТП (водхоз) является годовой формой отчётности федерального статистического наблюдения, которая обязательна к предоставлению всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

    • осуществляющими сброс (отведение) сточных вод;
    • осуществляющими забор (изъятие) из водных объектов 50 м3 воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов);
    • получающими воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов) объёмом 300 м3 и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции;
    • получающими воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов), осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объёмом 150 м3 и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции;
    • имеющими системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.

    Сроки и порядок предоставления отчётности
    Отчёт по форме 2-ТП (водхоз) предоставляется в территориальный орган Росводресурсов в срок до 22 января года, следующего за отчётным.

    Перечень исходных данных для отчёта:

    1. реквизиты для заключения договора;
    2. копия лицензии на водопользование;
    3. данные о заборе и сбросе воды помесячно за отёчный период.

    За данное нарушение также предусмотрена ответственность в соответствии с ч.1 и 2 ст.13.19 КоАП РФ, которая влечёт за собой наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц в размере от 10000 руб. до 20000 руб.;
    • на юридических лиц — от 20000 руб. до 70000 руб.

    За повторное нарушение предусмотрена более строгая ответственность:

    • на должностных лиц в размере от 30000 руб. до 50000 руб.;
    • на юридических лиц — от 100000 руб. до 150000 руб.

    Как работать с календарем

    Бухгалтерский календарь Экстерна — это таблица со сроками сдачи отчетов и платежей с разбивкой по месяцам. Чтобы узнать, что нужно сделать в конкретном месяце, нужно выбрать его в календаре, снизу отобразится список отчетных форм и платежей с датами.

    В самом календаре предельные даты сдачи отчетов и уплаты обязательных платежей выделены оранжевым цветом.

    Для удобства пользователей в календарь встроили три фильтра:

    • виды отчетности: можно выбрать все виды отчетности или посмотреть список форм по назначению — бухгалтерские и налоговые, по сотрудникам, статистические, экологические, алкогольные;
    • контролирующие органы: определяйте ведомство, в которое нужно отчитаться — ФНС, СФР, Росстат, РПН, ФСРАР, затем смотрите список обязательных форм и сроки их сдачи;
    • системы налогообложения: смотрите обязательные отчеты для своего налогового режима — ОСНО, УСН, ПСН.

    Нормативная база обеспечения охраны окружающей среды

    В роли основного нормативного документа, который устанавливает принципы государственной политики в анализируемой области, с 2002 года выступает федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. Рассматриваемый закон многократно пересматривался и дополнялся для того, чтобы обеспечить использование наиболее действенных и современных методик и инструментов защиты экологии. В последний раз изменения в текст этого документа были внесены в 2019 году в связи с принятием федеральных законов №№ 450 и 453.

    В 2021 году одним из основных требований к работе промышленных предприятий в сфере минимизации отрицательного влияния на окружающую среду становится выполнение непрерывного производственного экологического контроля (ПЭК). Список задач в рамках этой работы должен быть определены специальным планом. Правила составления этого документа зафиксированы в особом приказе Минприроды от 28 февраля 2018 года N 74. Кроме этого, при организации этой работы компаниям необходимо учитывать положения следующих нормативных документов:

    • приказ Минприроды от 16 октября 2018 года N 522, который определяет список важнейших методических рекомендаций, подлежащих учету в ходе заполнения отчетной документации о выполнении ПЭК;
    • национальный стандарт ГОСТ Р 56061-2014, который устанавливает правила выполнения производственного экологического контроля и определяет правила составления программы мероприятий по этому направлению;
    • приказ Минприроды от 14.06.2018 N 261, устанавливающий формы отчетной документации по результатам выполнения ПЭК.

    Приведенные нормативные документы устанавливают для производственных предприятий обширный ряд обязанностей по оформлению документации, связанной с характером их воздействия на окружающую среду. Проанализируем правила их составления более предметно.

    Что если не сдать отчёт о производственном контроле по промышленной безопасности?

    Нарушение сроков предоставление сведений чревато административной ответственностью по статье 9.1 КоАП РФ.

    КоАП РФ Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

    1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов –
    влечёт наложение административного штрафа:

    • на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей;
    • на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
    • на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    2. Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учёту взрывчатых веществ на опасных производственных объектах – влечёт наложение административного штрафа:

    • на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей;
    • на должностных лиц – от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет;
    • на юридических лиц – от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    3. Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов – влечёт наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет;
    • на юридических лиц – от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    4. Дача заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, – влечёт наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет;
    • на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.

    Примечания:

    1. Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
    2. Для целей настоящей статьи под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. В случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации.
    3. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьёй, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
    4. Эксперты в области промышленной безопасности, совершившие при проведении экспертизы промышленной безопасности административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьёй, несут административную ответственность как должностные лица.

    Утверждение программы

    ПЭК является документом, в котором разработан и распланирован комплекс мер, обеспечивающий проверку соответствия работы учреждения, нормативам РФ. Программа должна разрабатываться учреждением и ИП на основании федеральных Законов РФ № 458-ФЗ и N 219-ФЗ, с учетом последних изменений от 28.12.2017 года. Утверждается Программа приказом руководителя учреждения или частным предпринимателем.

    Читайте также:  Ошибка в бухгалтерском учете за прошлые годы: как исправить

    Особый контроль Ростехнадзор осуществляет, при разработке проектных и разрешительных документов по работе с отходами. Необходимо обеспечить проектирование норм выделения и ограничения вывоза отходов (ПНООЛР), оформить паспорта вредных отходов (отдельно по каждому виду), получить лицензию на работу с отходами, а также разработать мероприятия ПЭК, охватывающие весь цикл поэтапной деятельности с отходами.

    Основные разделы, входящие в план ПЭК зависят от специфики учреждения и состоят из:

    1. Перечня сотрудников, отвечающих за ПЭК, или реквизитов учреждения, с которым подписано соглашение на составление программы ПЭК.
    2. Технических документов, регламентирующих работу с отходами (составляется отвечающими за ПЭК):
    • Инструкция в местах образования и временной сохранности отходов.
    • Процесс утилизации каждого вида отходов – с отображением класса вредности, свойств, процедуры создания, сохранности, и утилизации или переработки.
    • Инструкции для сотрудников.
    1. Плана и формы наблюдения за исполнением предписаний, а также накопления отходов согласно проекту ПНООЛР.
    2. Периодичности инструктажа работающих с отходами.
    3. Ответственности за нарушение инструкций.

    Кроме этого, необходимо отобразить методы анализа производства по определению соответствия учреждения требованиям экологии (замеры и исследования лаборатории, изучение передового опыта).

    Распределение полномочий и организация системы контроля в области обращения с отходами

    В программе требуется четко прописать перечень лиц, в чьи обязанности входит наблюдение за обращением с отходами.

    По каждому уполномоченному сотруднику необходимо указать его должность, ФИО и список конкретных должностных обязательств в этой области. Как правило, такие обязанности возлагаются на инженеров, технологов, экологов.

    Первоначально удобнее всего разделить всю систему ПЭК на структурные элементы:

    • надзор за присутствием у юрлица документов, устанавливающих правила в сфере обращения с отходами – как внутренних инструкций и журналов, так и внешних нормативных актов (формы стат.отчетности, паспорта загрязняющих веществ, проекты допустимых предельных значений размещения отходов и т.д.);
    • надзор за следованием правовым нормам – также речь идет как о внутренних приказах, распоряжениях и инструкциях, так и о федеральных и муниципальных актах;
    • контроль за инструктажами, профподготовкой и обучением лиц, которые имеют дело с отходами и загрязняющими элементами.

    Каждая составляющая часть этой системы должна быть подконтрольна конкретному сотруднику, компетентному по роду своей работы в соответствующих вопросах. Эти моменты прописываются как в их инструкциях, так и в программе ПЭК.

    Если вы не сдали отчет о ПК до 1 апреля

    1. Вы будете оштрафованы в соответствии с КоАП РФ:

    • в лучшем случае (если у вас это первое нарушение и отчет сдан незначительно позже 1 апреля) – по статье 19.7 КоАП РФ, которая предполагает штраф на должностное лицо – от 300 до 500 рублей, на юридическое лицо – от 3000 до 5000 рублей.
    • в худшем случае – по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, которая предполагает штраф на должностное лицо – от 20 000 до 30 000 рублей, на юридическое лицо – от 200 000 до 300 000 рублей.

    2. Вы не пройдете плановую или внеплановую проверку Ростехнадзора. В предписаниях все чаще встречается замечание «непредставление (несвоевременное представление) сведений об организации производственного контроля». А это однозначно штраф по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ:

    • на должностное лицо – от 20 000 до 30 000 рублей;
    • на юридическое лицо – от 200 000 до 300 000 рублей.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *