Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нюансы признания расходов на ОС, произведенных за счет субсидий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такие выплаты нужно включать в доходы постепенно в суммах, равных расходам, на которые вы эти выплаты тратите. Такой постепенный налоговый учёт действует три календарных года, начиная с года получения (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ).
Выплаты на содействие самозанятости безработных
Если к концу третьего года у вас останется неизрасходованная часть денежных выплат, то их придётся признать в доходах, не дожидаясь, когда вы её потратите. Например, если вы получили субсидию 300 000 рублей, по истечении трёх лет расходы за счёт неё составляли 250 000 рублей, то неизрасходованный остаток субсидии в 50 000 рублей станет облагаемым доходом.
Правила учета субсидии «упрощенцем».
Для предметного разговора напомним особые правила учета субсидий при УСНО. Их суть такова.
Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные «упрощенцем» в соответствии с Законом № 209-ФЗ, учитываются в составе доходов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов (в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода) в течение двух налоговых периодов. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, то оставшиеся неучтенными суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода (абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Иначе говоря, в случае получения бюджетных средств, поименованных в указанной норме, доходом для «упрощенца» являются не собственно денежные средства, полученные из бюджета, а не использованные по целевому назначению суммы в течение определенного времени – двух налоговых периодов. Под налогообложение эти суммы попадут в полном объеме лишь при нарушении условий предоставления субсидий.
Обозначенный порядок признания доходов и расходов применяется «упрощенцами» вне зависимости от их объекта налогообложения при условии ведения ими учета сумм выплат (средств). Это правило закреплено в абз. 7 п. 1 ст. 346.17 НК РФ (см. также Письмо Минфина России от 28.09.2017 № 03-11-06/2/62961). Словом, «упрощенцы», выбравшие в качестве объекта налогообложения «доходы», обязаны учитывать субсидии, полученные в соответствии с Законом № 209-ФЗ, в виде полученного дохода пропорционально произведенным за счет этой субсидии расходам (при условии ведения учета сумм субсидий). Но в общем случае «упрощенцы» указанной категории не учитывают расходы при налогообложении. Поэтому если сумма субсидии, полученная в соответствии с названным законом, будет полностью израсходована по целевому назначению за два налоговых периода, то «упрощенцу» с объектом налогообложения «доходы» не нужно включать ее в налоговую базу.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:
— категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;
— цели, условия, порядок их предоставления и другое.
Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.
Зачастую организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, относятся к малому предпринимательству. Поэтому они имеют право на финансовую поддержку из бюджета в виде субсидий (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
Субсидии на покупку основных средств
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86
— получены средства из бюджета;
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
— отражены расходы на покупку основного средства;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— отражена оплата поставщику;
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
— введены в эксплуатацию основные средства;
ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98
— отражено целевое использование бюджетных средств;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02
Одновременно с этим записывают:
ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91
— списываются доходы будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты как прочие доходы.
Субсидии на текущие расходы
При получении средств на текущие расходы делают следующие проводки:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86
— получены средства из бюджета;
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— отражена оплата поставщику;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
— отпущены в производство материалы.
Кроме того, бухгалтер записывает:
ДЕБЕТ 86
— отражена субсидия в составе прочих доходов.
Налогообложение субсидий – это сложная тема, которая постоянно подлежит изменениям, поскольку в законодательстве РФ ежегодно появляются новые нюансы и аспекты по этому поводу.
В связи с активным внедрением субсидионных программ, призванных поддержать бизнес в условиях экономического кризиса и прочих проблем современности, развитие идет в сторону снятия лишних налогов и обременений, увеличения доступности субсидий, расширения возможности использования этих средств для нужд бизнеса, с целью обеспечения его процветания.
В ряде случаев субсидии приходится учитывать, и соответственно, уплачивать с них налоги, но в других ситуациях этого делать не нужно. И даже если из налоговой приходит требование в совершении той или иной выплаты по субсидиям, всегда стоит рассматривать ситуацию как можно внимательнее, потому как из-за постоянных нововведений в законодательство, не всегда высокой компетенции кадров, требования порой приходят и неправомерные.
Собственные знания в этой сфере помогут избежать досадных недоразумений, обеспечат возможность рационального использования предоставленных средств.
24 Марта 2020
ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года
Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается
ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая
Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ
Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ
18 Марта 2020
Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок
На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!
ПРИМЕР ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Постановление ФАС Поволжского округа от 23.07.2014 № А06-6241/2013. Хоть в нем и идет речь о налоге на прибыль, но для УСН это также может служить примером. Налоговые органы посчитали заниженной налогооблагаемую базу организации в связи с занижением внереализационных доходов и увеличили внереализационные расходы согласно пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ на сумму ГСМ, приобретенных за счет субсидий и переданных безвозмездно сторонним организациям. Суд принял сторону организации, так как субсидия была выделена ей на приобретение ГСМ для собственных нужд на безвозмездной и безвозвратной основе, в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ и оказанием услуг, все условия предоставления субсидии были выполнены (предоставлен отчет о расходовании целевых средств, велся раздельный учет доходов и расходов). Законодательно предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (в том числе коммерческим организациям) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Поэтому со стороны организации никаких нарушений не выявлено.
Облагается ли субсидия налогом при усн
Бюджетные субсидии, предоставленные коммерческим организациям и предпринимателям на УСН, не удовлетворяют указанным требованиям. На основании статьи 346.15 Налогового кодекса РФ они должны включаться в состав налогооблагаемых доходов в день поступления денежных средств организации (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Минфин России в письме от 24 мая 2013 г. № 03-11-06/2/18694 в очередной раз разъяснил, что субсидии, полученные предприятием из бюджета для возмещения затрат на приобретение материально-производственных запасов, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы при применении «упрощенки». Об этом также сказано в письмах Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 03-11-06/2/193, от 2 марта 2010 г. № 03-11-06/2/24 и других.
При этом в целях расчета налога на прибыль иные формы государственной помощи учитываются в составе доходов от реализации или внереализационных доходов. А значит, при расчете единого налога такие средства государственной помощи также нужно учесть в увеличение налоговой базы. Работающие на этом режиме юридические лица и индивидуальные предприниматели-работодатели могут уменьшить единый налог до 50%.
Кто может получить субсидию
Для того, чтобы получить субсидию ваша фирма должна относиться к начинающим, т.е. её возраст не должен превышать одного года, в некоторых программах двух лет. Сфера вашей деятельности должна быть приоритетной для региона, иначе чиновники не будут заинтересованы в предоставлении вам средств на развитие, и ваши шансы будут малы. На сайтах территориальных центров поддержки малого предпринимательства иногда публикуют список видов деятельности.
Также одним из значимых условий является использование выделенных средств только по целевому назначению. Это значит, что вы не сможете распоряжаться полученными деньгами так, как сами захотите или посчитаете нужным. Придется строго придерживаться бизнес-плана. Срок пользования деньгами ограничивается по времени, как правило, одним-двумя годами.
Большинство программ на предоставление субсидий имеют условие, которое заключается в том, чтобы вложенные инвестиции самого предпринимателя в проект составляли определенную долю от суммы субсидии. Например, вложенные средства самой организации в проект должны быть не менее 60% от суммы запрашиваемой субсидии. Процент устанавливается условиями каждой программы.
И, конечно, все документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями.
Причины отказа в налоговом вычете
Претендовать на вычет возможно при соблюдении таких условий:
Рассчитывать на возврат части подоходного налога могут не все. Государственные органы не предоставят вычет по таким причинам:
Причины отказа | Пояснение |
Покупатель и продавец находятся в близком родстве | С точки зрения госорганов, жилье не уходит за пределы семьи. Наличие подобной сделки между взаимозависимыми гражданами рассматривается как попытка неправомерной экономии |
Жилье приобретено работодателем | В случае вложения несобственных средств в недвижимость вычет невозможен |
Использование при проведении покупки сертификата, военной ипотеки, материнского капитала, субсидии | При определении льготы не принимаются в расчет суммы, полученные от государства.
На собственные вложенные средства, если они использовались как доплата, вычет распространяется |
Отдельные категории граждан | В вычете откажут:
|
Квартира подарена | Она получена без вложения собственных средств, поэтому вычет неуместен |
Недвижимость купили с коммерческими целями | Цель покупки – извлечение дохода, а не улучшение условий проживания |
Дом или квартира оформляются на безработного | Гражданин не платит НДФЛ. Зачем же возвращать то, что не поступило в казну? |
Топ-5 популярных вопросов по вычетам
Вопрос №1. Семья выполнила ремонт в новом доме в 2016 году, а двумя годами раньше она оформила право собственности – в 2014. Насколько реально получить возврат налогов?
Вычет на покрытие стоимости ремонта возможен тогда, когда в соглашении на покупку оговорено, что дом продавался без отделки.
Вопрос №2. Когда подается заявление и остальные документы на возвращение уплаченного налога касательно кредитных процентов? Ежегодно?
Допускается подача документов единожды за несколько лет. Тогда в декларацию включаются все проценты, которые пришлось отдать за эти годы. Так поступать выгодно при полном использовании основного вычета. При этом сумма процентов, которые выплачиваются по ипотеке, сравнительно небольшая.
Вопрос №3. Совершеннолетний ребенок имеет право на то, чтобы писать заявление на получение налогового вычета?
После достижения совершеннолетия человек вправе претендовать на льготу в общем порядке. Как только пройдет год после того, как ребенок начнет получать доход и платить налоги, можно оформлять вычет.
Вопрос №4 . Квартира находится в собственности двоих. Кто вправе получить вычет налога?
Все собственники, купившие долю за личные средства, может оформлять вычет. Его величина зависит от суммы вложенных денег.
Вопрос №5. Квартира новостройке приобретена в 2016 году. Подавать в налоговую декларацию необходимо за какой год?
Форма 3-НДФЛ всегда предоставляется по итогам минувшего года. В данной ситуации ее следует подавать в начале 2017. Вычет, вне зависимости от того, в каком именно месяце сделана покупка, будет предоставлен за весь год.
Современные цены на жилую недвижимость переваливают за семизначные числа. По сравнению с ними величина налогового вычета в 260 тыс. не кажется значительной. Но ее достаточно на частичную оплату ремонта. К тому же, деньги гражданину будут платить налоговые органы. Обычно, они только отбирают.
Этот вопрос интересует множество людей, включая и специалистов, которые сталкиваются с необходимостью учета общего налога. Однако грамотные специалисты сферы финансов могут подробно ответить на все вопросы, связанные с налоговым учетом субсидий на возмещение затрат.
Субсидия – это помощь невозвратная и безвозмездная, призванная компенсировать затраты, доходы, которые не были дополучены по тем или иным причинам.
Субсидии при «упрощенке» облагаются налогом
Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:
— категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;
— цели, условия, порядок их предоставления и другое.
Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.
В связи с коронавирусом предоставляют федеральные и региональные субсидии.
Федеральные субсидии. Государство за счет федерального бюджета финансирует организации и предпринимателей в рамках антикризисных мер поддержки бизнеса. Малым и средним компаниям и предпринимателям из пострадавших отраслей предоставят федеральные субсидии на решение неотложных задач, включая выплату зарплат, на сохранение уровня оплаты труда в апреле и мае. Размер субсидии составит 12 130 рублей на каждого сотрудника в месяц (п. 4 Правил, утв. постановлением Правительства от 24.04.2020 № 576).
Региональные субсидии. Региональные власти тоже предоставляют субсидии организациям и предпринимателям в рамках антикризисных мер поддержки бизнеса. Например, в Камчатском крае субсидии предоставляют субъектам малого и среднего предпринимательства на финансирование расходов, связанных с производством масок (приказ Министерства инвестиций и предпринимательства Камчатского края от 09.04.2020 № 20-п).
Налогом на прибыль не облагают федеральные субсидии в связи с коронавирусом организациям из пострадавших отраслей бизнеса, которые на 1 марта 2020 года включены в реестр малого и среднего предпринимательства. Полученную субсидию в доходы при расчете налога на прибыль не включайте. Данный вид необлагаемых доходов обособили от доходов в виде целевого финансирования по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК и закрепили в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 НК.
Расходы за счет таких субсидий не учитывайте при расчете налога на прибыль. Такую норму закрепили в пункте 48.26 статьи 270 НК. Новые нормы вступили в силу 22 апреля 2020 года и распространяются на правоотношения с 1 января 2020 года (п. 1 и 2 ст. 3 Закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ).
Региональные субсидии в связи с коронавирусом учитывайте при расчете налога на прибыль в общем порядке, как госпомощь
Согласно статье № 78 БК РФ о предоставлении субсидий частным предпринимателям, юридическим и физическим лицам, государственные субсидии предусмотрены к выдаче безвозмездно и не требуют возврата в качестве компенсации расходов или же неполучения прибыли.
Законодательно-нормативные акты, призванные регулировать порядок выдачи субсидий для коммерческих предприятий, устанавливают следующие параметры предоставления субсидий:
- виды коммерческих организаций и условия их подбора для возможности предоставления денежной дотации;
- критерии, нормы и планы по использованию субсидии.
То есть, предприятия вправе направить запрос на получение субсидии для оказания помощи лицам, не имеющим постоянной работы и занимающимся фрилансом, тем самым увеличив количество рабочих мест. Для получения подобных дотаций необходимо выполнить некоторые требования, зависящие непосредственно от местонахождения предприятия и действующих территориальных программ по уменьшению числа безработных среди населения.
По упрощенной системе налогообложения чаще всего работают предприниматели малого бизнеса. За счет чего им предоставляется возможность получить материальную помощь – субсидии из государственного бюджета. Об этом говорится в первом пункте статье №17 Федерального закона РФ.