Пенсионный возраст в Беларуси увеличится с 1 января 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионный возраст в Беларуси увеличится с 1 января 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.

Таким образом, выход на пенсию в Беларуси происходит:

до 2017 года – у мужчин в 60 лет, у женщин в 55 лет;

· с 1 января 2017 года – у мужчин в 60 лет и 6 месяцев, у женщин в 55 лет и 6 месяцев;

· с 1 января 2018 года – у мужчин в 61 год, у женщин в 56 лет;

· с 1 января 2019 года – у мужчин в 61 год и 6 месяцев, у женщин в 56 лет и 6 месяцев;

· с 1 января 2020 года – у мужчин в 62 года, у женщин в 57 лет;

· с 1 января 2021 года – у мужчин в 62 года и 6 месяцев, у женщин — 57 лет и 6 месяцев;

· с 1 января 2022 года – у мужчин в 63 года, у женщин в 58 лет.

Указом также предусмотрено аналогичное увеличение возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет (за 6 лет на 3 года).

Стоит отметить, что размер пенсии зависит от стажа трудовой деятельности и уровня заработной платы, с которой человек уходит на пенсию. Также существуют понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж», и важно понимать их различия.

Общий трудовой стаж– это период трудовой, предпринимательской, общественной и иной деятельности, установленной законодательством.

Страховой стаж– это продолжительность только того времени трудовой деятельности, на протяжении которого производились обязательные страховые отчисления в государственный бюджет.

Человек, который не накопил требуемый стаж, может претендовать на социальную пенсию. Однако назначена она будет по достижении мужчинами возраста 65 лет, женщинами – 60 лет.

Минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (как и пенсионный возраст) ежегодно увеличивается. Согласно Указу Президента Беларуси Александра Лукашенко №534 от 31 декабря 2015 года «О вопросах социального обеспечения», право на трудовую пенсию по возрасту имеют граждане, накопившие социальный стаж не менее 15,5 лет. А начиная с 1 января 2017 года данный стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Как изменяется пенсионный возраст согласно реформе

Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.

Год Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет
2017 55,5 60,5
2018 56 61
2019 56,5 61,5
2020 57 62
2021 57,5 62,5
2022 58 63

Это самый главный вопрос, и быстро в нем не разобраться.

Вот главные составляющие такого расчета:

  • текущий средний заработок по стране;
  • коэффициент конкретного пенсионера;
  • минимально необходимый страховой стаж;
  • общий стаж, в том числе, сверх минимально положенного;
  • продолжает пенсионер работать или нет;
  • особые условия расчета для отдельных категорий работников.

Заработок при расчете делится на части. До 130% от среднего учитывается полностью в пределах 10% от полученной суммы, дальше идет учет с уменьшением по 10%. Расчет идет до заработка в 500% от среднего, т. е. коэффициента 5.

Сразу понять сложно, поэтому приведем пример для расчета пенсии для мужчины, который имеет стаж 40 лет, коэффициент – 0,8, средняя зарплата, которую применяют для расчета пенсий сейчас, – 1 113,01 руб.

1 113,01 руб. х 0,8 = 890,41 руб. – осовремененный заработок пенсионера для расчета.

Берем 130% от среднего заработка, выходит 1 446,91 руб., от этой суммы берем 10%, получаем 144,69 руб.

Повторяем расчеты для каждых следующих 10%:

  • 144,69 руб. х 0,9 (90%) = 130,22 руб.;
  • 144,69 руб. х 0,8 (80%) = 115,75 руб.;
  • 144,69 руб. х 0,7 (70%) = 101,28 руб.;
  • 144,69 руб. х 0,6 (60%) = 86,81руб.;
  • 144,69 руб. х 0,5 (50%) = 72,35 руб.;
  • 22,27х 0,5 (40%) = 8,91 руб.

Последняя расчетная величина в 22,27 руб. получается после вычитания из осовремененной зарплаты 5 сумм по 144,69 руб.

Получаем сумму условного заработка для дальнейшего расчета:

  • 144,69 + 130,22 + 115,75 + 101,28 + 86,81 + 8,91 = 660,01 руб.

При стаже в 25 лет пенсия должна быть не менее 55% от текущего среднего заработка. За каждый год стажа сверх 25 лет, до 35 лет, начисляется еще по 1%, а тем, кто уже достиг пенсионного возраста, за каждый год работы сверх 35 лет, добавляется еще 1%, но не менее 0,7% среднего заработка по стране:

  • 660,01 * 0,65 (65% за стаж в 35 лет) + 1 113,01 * 0,7 / 100 (за стаж сверх 35 лет от средней по стране) = 467,96 руб.

Условия назначения пенсии в 2022 г.

Трудовая пенсия по возрасту назначается гражданам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и накопившим страховой стаж.

Общеустановленный пенсионный возраст в 2022 г.:

– 63 года – для мужчин;

– 58 лет – для женщин.

Соответственно, право на пенсию получат

– мужчины 1959 (II полугодие) года рождения;

– женщины 1964 (II полугодие) года рождения.

Право на пенсию возникнет у «молодых» пенсионеров во второй половине 2022 г.

Трудовая пенсия по возрасту назначается при наличии страхового стажа, в который включаются периоды работы с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН.

Страховой стаж в 2022 г. составляет 18 лет 6 месяцев.

Он будет расти ежегодно на 6 месяцев, пока не достигнет 20 лет в 2025 г.

Читайте также:  Как продать квартиру и не платить налог?

Есть категории получателей трудовых пенсий по возрасту, для которых страховой стаж составляет 5 лет (например, инвалиды с детства I и II группы) или 10 лет (например, матери четверых детей).

Напомним, что повышение пенсионного возраста на 3 года для мужчин и для женщин началось с 1 января 2017 г. и в 2022 г. заданная пенсионной реформой планка будет взята. Поднимать ее пока не планируют. Закончится также переходный период, особенностью которого было действие требований к пенсионному возрасту и стажу в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря), на который они предусмотрены. Для пенсионеров очень важна была дата обращения за пенсией.

Например, если у женщины право на пенсию возникло в декабре 2021 г. (достигла в декабре общеустановленного пенсионного возраста 57 лет 6 месяцев и имеет страховой стаж, требуемый для назначения пенсии в 2021 г. (18 лет)), но она обратится в орган по труду, занятости и социальной защите за пенсией в январе 2022 г., то для определения ее права на пенсию будут применяться новые требования к пенсионному возрасту и страховому стажу, действующие с 1 января 2022 г. (58 лет и 18 лет 6 месяцев соответственно).

Ежегодно также на 1 год увеличивается период, из заработка за который исчисляется пенсия. В 2022 г. пенсия будет рассчитываться из заработка за последние 28 лет подряд стажа работы.

Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Кто не имеет права на трудовую пенсию?

Важно понимать, что это касается именно трудовой пенсии, право на которую имеют не все граждане. Чтобы ее получить, необходимо достигнуть пенсионного возраста и отработать минимальный страховой стаж (его продолжительность прописана в законе), т.е. выработать некий временной интервал, на протяжении которого из заработка человека делались отчисления в пенсионный фонд.

Этот показатель до 2013 года исчислялся пятью годами. С 2014 года он поднялся до 10 лет, а затем и до 15 лет. В настоящее время его уровень растет каждый год на 6 месяцев, так будет до той поры, пока минимальный страховой стаж не увеличиться до 20 лет.

Если человек не выработал минимальный страховой стаж, то он получает лишь социальную пенсию по достижению им пенсионного возраста. Выплачивается она после 60 лет женщинам и после 65 – мужчинам. Ее размер составляет 50% от прожиточного минимума.

Кому положены минимальные пенсии

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 % наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала.

Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 %, по III группе – 50 %, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) – 100% минимального размера пенсии по возрасту.

Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца – 100 % минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам – 200% минимального размера пенсии по возрасту.

Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет – 100 % минимальной пенсии по возрасту.

Когда можно выйти на пенсию

С 2017 г. до 31.12.2022 г. в РБ ежегодно пенсионный возраст возрастает на полгода.

Читайте также:  Шесть вопросов об отпуске без сохранения зарплаты

Следовательно, с 2020 года на пенсию выходят женщины от 57 лет, и мужчины от 62 лет. Через год пенсионеркой можно будет стать по достижении 57,5 лет, а пенсионером — 62,5 лет. Завершится реформа 31 декабря 2022 года, когда женщины смогут получать пенсию с 58 лет, а мужчины — с 63 лет.

Дата рождения Пенсионный возраст (лет) Период выхода на пенсию
мужчины женщины мужчины женщины
01.01-30.06.1957 01.01-30.06.1962 60,5 55,5 01.07-31.12.2017
01.07-31.12.1957 01.07-31.12.1962 61 56 01.07-31.12.2018
01.01-30.06.1958 01.01-30.06.1963 61,5 56,5 01.07-31.12.2019
01.07-31.12.1958 01.07-31.12.1963 62 57 01.07-31.12.2020
01.01-30.06.1959 01.01-30.06.1964 62,5 57,5 01.07-31.12.2021
01.07-31.12.1959 и младше 01.07-31.12.1964 и младше 63 58 01.07-31.12.2022

Размер пенсии в 2023 году и даты индексирования выплат

В прошлом году трудовые пенсии пересматривались каждый квартал: в марте на 7%, в августе на 10%, в декабре на 5%. В итоге средняя пенсия составляла 670 рублей. Изменения затронули все виды выплат: по возрасту, за выслугу лет, по потере кормильца и инвалидности.

Средний показатель пенсии в 2023 году составить 693 рубля. Белорусские власти еще до конца не определились, когда будет следующая индексация выплат. Но при этом заверили, что повышения будут. Если говорить об абсолютных цифрах — это 1,6 млрд белорусских рублей, они уже заложены в бюджет страны для выплаты пенсий. По плану 1,4 млрд приходятся на повышение пенсий в марте и августе.

Если выплаты будут увеличиваться равномерно в течение всего года примерно на 46 рублей, то рост составит 6,9%. Это существенно меньше, чем в предыдущем году. Но расчетное увеличение пенсий в 2023 году соответствует уровню инфляции. Именно обесцениванием денег и объясняется сокращение темпов роста пенсий.

Кому положена трудовая пенсия

В Беларуси можно получать либо трудовую, либо социальную пенсию. Размер трудовой пенсии значительно выше социальной, для ее получения необходимо:

  • достичь установленного законодательством возраста;
  • иметь трудовой стаж — женщинам 20, мужчинам 25 лет;
  • выработать определенный законом страховой стаж.

Страховой стаж — это срок, на протяжении которого человек платил взносы в Пенсионный фонд (соответствующими удержаниями из зарплаты занимается бухгалтерия предприятия-нанимателя). Также к нему может относиться время, на протяжении которого гражданин занимался видами деятельности, определенными законодательством.

Не стоит путать понятия трудового и страхового стажа. В первом случае речь идет о более широком понятии; от него может зависеть сумма трудовой пенсии, но только страховой стаж дает право на ее получение. Иначе говоря, если у вас достаточно трудового стажа, но не хватает страхового — будете получать только социальную пенсию. Она назначается позже трудовой: мужчинам с 65 лет, женщинам с 60 лет. Ее размер — 50% прожиточного минимума, сейчас это 123,39 руб.

Ниже перечислены виды деятельности, которые входят в трудовой стаж, но не включаются в страховой:

  • армейская служба;
  • уход за лицами, которые в нем нуждаются: престарелый человек старше 80 лет, инвалид, ребенок-инвалид;
  • обучение в ССУЗах и ВУЗах на дневной форме;
  • декретный отпуск;
  • получение пособия по безработице.

В Белоруссии существует два вида пенсий – трудовые и социальные. Право на трудовые выплаты возникает по следующим основаниям:

  • достижение возраста выхода на пенсию;
  • получение группы инвалидности;
  • смерть члена семьи-единственного кормильца нетрудоспособных иждивенцев;
  • работа в определенных сферах деятельности (авиация, медицина, государственная служба и другое);
  • заслуги перед страной (матери-героини, лица, получившие почетные звания, высокие награды и ордена, победители мировых спортивных соревнований, представители органов власти).

Источником трудовых пенсий является Фонд социального страхования.

Социальная пенсия в Белоруссии назначается лицам, которые имеют недостаточное количество лет страхового стажа, а также нетрудоспособным:

  • инвалидам детства;
  • детям-инвалидам, не достигшим 18 лет;
  • детям, умерший родитель которых содержал семью.

Эти выплаты производятся из республиканского бюджета с учетом размера прожиточного минимума.

Когда можно выйти на пенсию

С 2021 г. до 31.12.2022 г. в РБ ежегодно пенсионный возраст возрастает на полгода.

Следовательно, с 2021 года на пенсию выходят женщины от 57 лет, и мужчины от 62 лет. Через год пенсионеркой можно будет стать по достижении 57,5 лет, а пенсионером — 62,5 лет. Завершится реформа 31 декабря 2022 года, когда женщины смогут получать пенсию с 58 лет, а мужчины — с 63 лет.

Дата рождения Пенсионный возраст (лет) Период выхода на пенсию
мужчины женщины мужчины женщины
01.01-30.06.1957 01.01-30.06.1962 60,5 55,5 01.07-31.12.2017
01.07-31.12.1957 01.07-31.12.1962 61 56 01.07-31.12.2018
01.01-30.06.1958 01.01-30.06.1963 61,5 56,5 01.07-31.12.2019
01.07-31.12.1958 01.07-31.12.1963 62 57 01.07-31.12.2020
01.01-30.06.1959 01.01-30.06.1964 62,5 57,5 01.07-31.12.2021
01.07-31.12.1959 и младше 01.07-31.12.1964 и младше 63 58 01.07-31.12.2022

Специалисты допускают, что власти могут в дальнейшем вновь поднять пенсионный возраст. Причем в первую очередь это касается женского населения, поскольку все чаще выдвигаются предложения уравнять пенсионный возраст, сделав его единым для всех.

Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Читайте также:  Имеет ли право на наследство гражданская жена после смерти мужа

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Что говорили власти о пенсионной «уравниловке» Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.

Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.

Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.

С помощью калькулятора можно без затруднений вычислить дату выхода на пенсию любого гражданина. Особенно важен калькулятор лицам предпенсионного возраста, поскольку именно их выход на пенсию будет регулироваться по особой сетке, исходя из поэтапного претворения положений пенсионной реформы в жизнь.

Различные виды пенсионных калькуляторов весьма распространены в Интернете, что объясняется повышенным интересом граждан к вопросам начисления пенсий. Однако следует помнить, что не существует калькулятора, который хотя бы приблизительно достоверно мог рассчитать размер ваших будущих пенсионных выплат. Это связано с множеством причин, основной из которых является крайняя непрозрачность системы расчета пенсионных накоплений, практикуемой ПФР.

Законодательно к факторам, непосредственно влияющим на размер начисления страховой пенсии, относятся:

  1. Заработная плата будущего пенсионера либо задекларированный доход при самозанятости.
  2. Длительность стажа.
  3. Социально значимые периоды жизни, к которым относятся служба в рядах ВС, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за детьми.
  4. Избранный будущим пенсионером способ пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования.
  5. Продолжение трудовой деятельности после наступления возраста пенсионирования.

Все эти факторы постоянно претерпевают изменения, а коренная ломка пенсионной системы РФ привносит изменения практически ежедневно.

Поэтому единственные достоверные расчеты калькулятора могут быть предоставлены лишь в части:

  1. прогнозируемого для выхода на пенсию года;
  2. возраста выхода на пенсию;
  3. минимального объема стажа, необходимого для выхода на пенсию.

Кто может получать пенсию?

Согласно закону «О пенсионном обеспечении» классическую пенсию по возрасту с Беларуси могут получить:

  • Люди, которые работали и платили взносы в ФСЗН (ежемесячно – 35% от заработной платы, из которых 34% перечисляет работодатель и 1% сам работник)
  • Люди, которые вышли из трудоспособного возраста (сейчас – 62 года для мужчин и 57 лет для женщин)
  • Мужчины, которые отработали 25 лет, и женщины, которые работали в течение 20 лет

Важно! Если гражданин не выполнил хотя бы одно из перечисленных условий, то он не имеет права на полноценную пенсию по возрасту. Вместо нее государство назначает социальную пенсию, которая не зависит от средней зарплаты и устанавливается на базе бюджета прожиточного минимума. Размер социальной пенсии значительно ниже пенсии по возрасту.

Если человек работал на вредных предприятиях или имел особые условия труда, то он имеет право на досрочную пенсию в Беларуси.

Особенности пенсионного обеспечения в стране

До реформирования системы обязательных выплат у белорусов применялась советская основа в выплате ежемесячных пособий, которая считалась самой надежной и стабильной.

В государстве действует солидарная система выхода на пенсию, что указывает на:

  • распределительный принцип;
  • наличие Фонда социальной защиты населения для накопления взносов;
  • перечисление денежных отчислений в ФСЗН осуществляется не самим будущим пенсионером, а его непосредственным работодателем;
  • работники могут дополнительно передавать один процент от заработной платы ежемесячно, чтобы накопить 12% в год;
  • из казны Фонда социальной защиты населения регулярно перечисляются денежные средства на пенсионные и социальные платежи.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *