Государственная и муниципальная служба: взаимосвязь и различия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная и муниципальная служба: взаимосвязь и различия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для начала стоит отметить, что само понятие муниципальной службы появилось в российском законодательстве сравнительно недавно. До становления местного самоуправления потребности в этом термине и институте не было. Служба в органах местного самоуправления выступала частью государственной.

Различия разных видов служб классифицируются по категориям должностей. Госслужба подразумевает разные уровни. В качестве примера стоит привести следующее:

  • руководители – это может быть руководитель аппарата федерального министра, начальник главного управления или отдела;
  • специалисты – в эту группу входят начальники отдела в департаменте или главном управлении, референты, консультанты;
  • помощники или советники – к ним относятся помощники или советники федеральных министров;
  • обеспечивающие специалисты – к ним относятся ведущие и старшие специалисты разных разрядов.

Должности муниципальной службы делятся на такие группы:

  • высшие;
  • главные;
  • ведущие;
  • старшие;
  • младшие.

Главное отличие муниципальной службы от государственной в том, что первая является трудовой деятельностью лиц, осуществляемой в органах местной власти, вторая — на уровне региональных и федеральных структур. По Конституции РФ муниципальная и государственная власть в России независимы друг от друга. Поэтому муниципальные служащие не подотчетны госструктурам.

Однако у рассматриваемых видов службы есть много общего:

У обоих видов службы есть классификация должностей по схожим категориям. Но что касается присвоения классных чинов — данная процедура на госслужбе в большинстве случаев предполагает проведение квалификационного экзамена. На муниципальной службе он опционален.

Таким образом, различия между госслужбой и муниципальной службой сводятся в основном к юридическому разграничению уровней функционирования органов власти, в которых работают люди, осуществляющие рассматриваемые виды трудовой деятельности.

Изучив, в чем разница между муниципальной и государственной службой, отразим выводы в таблице.

Государственный и муниципальный служащий: общие черты

Общее в организации и функционировании системы государственной и муниципальной службы, а также в статусе государственных и муниципальных служащих обусловлено тем, что они выполняют свои полномочия для решения функций и задач публичного управления, то есть выполняют социально значимые задачи в повседневной профессиональной деятельности. Это обуславливает использование в системе государственной и муниципальной служб особых кадровых технологий отбора специалистов для замещения должностей службы, оценки их профессиональных качеств и профессионального развития.

Отсюда к общим чертам, характеризующим деятельность и правовой статус государственных и муниципальных служащих, относятся следующие:

Классификация должностей государственной и муниципальной службы осуществляется по аналогичным категориям. При этом отличия касаются проведения квалификационного экзамена: если в рамках государственной службы для присвоения классных чинов такой экзамен обязательно проводится, то в рамках муниципальной службы квалификационный экзамен используется в отдельных случаях.

Таким образом, основные отличия государственного и муниципального служащего связаны с природой государственного и муниципального уровней публичного управления, то есть с относительной самостоятельностью местного самоуправления в системе отечественного публичного управления, исключением его из системы государственного управления.

В случае с государственной службой занимать должности не могут те лица, которые получили свои должности по итогам выборов (любые уровни). В системе государственной службы имеются 4 типа должностей, которые принято считать главными. К ним относятся руководители, помощники, специалисты и обеспечивающие специалисты. При этом они тоже дополнительно классифицируются на особые группы. В них включаются: высшая, главная, ведущая. В случае необходимости начинают действовать дополнительные группы – старшая и младшая.

Если определенное лицо работает на государственной службе, то оно имеет возможность получить чин. Для этого также потребуется соответствовать требованиям и критериям, а также успешно сдать экзаменационное испытание, которое и покажет, соответствуют ли знания и опыт претендента той должности (чину), которую он собирается получить.

Главное отличие муниципальной службы от государственной — первая является трудовой деятельностью лиц, вторая действует на уровне региональных или федеральных структур. Муниципальные служащие не должны отчитываться перед государственными, но у рассматриваемых видов службы присутствуют общие черты: повышенные требования к навыкам и опыту. Высокий стаж работы, принципы оплаты труда, социальные гарантии.

Стереотип второй: хочешь карьеру — иди в бизнес

Долгое время считалось, что инициативным и амбициозным людям в чиновничьих кабинетах не выжить — мол, там требуется только умение быть винтиком в большом механизме. Но я с этим не согласен. Люди с проактивной жизненной позицией, готовые брать ответственность на себя, точно будут замечены на госслужбе. Конечно, будет непросто, но наверняка интересно.

Другое дело, что вряд ли получится быстро удовлетворить карьерные амбиции. Необходимо поработать на различных должностях. И путь по служебной лестнице — непростой и затратный по времени.

По моим ощущениям, проще пойти в бизнес и потом уже попробовать приземлиться на высокую должность в госслужбе. Есть, правда, другой вариант — стать победителем открытого конкурса «Лидеры России», тогда получится быстро стать директором департамента какого-либо ведомства. Но если не знаешь систему изнутри, трудно оперативно войти в работу.

Что касается частных компаний, я вижу, что в последнее время они принимают форму «плоских» организаций, в которых практически нет возможности вертикального карьерного роста. Шансы получить повышение на старте карьеры минимальны: влево-вправо можно развиваться, а вот двинуться вверх — почти нереально.

Муниципальная служба – организация, которая представляет собой трудовую деятельность граждан в местных органах власти. В них, в свою очередь, принято включать администрации и советы от городских, до сельских и поселковых. Муниципальная власть отделена от государственной (в соответствие с действующим законодательством). Если рассматривать вопрос в этом свете, то становится понятно, почему действуют разграничения по разным видам служб в населенных пунктах. Существуют ограничения, по которым муниципальными служащими не могут стать некоторые лица. К ним относятся те, кто получил занимаемую на данный момент должность в порядке избрания. Должности в рамках муниципальной службы классифицируются. Они могут быть высшими, главными, ведущими, а также старшими и младшими. Имеются определенные их перечни, в них указаны закрепляющие в правовых актах, принимаемых органами власти в субъектах страны сведения.

Присвоение чинов зависит от уровня занимаемой должности. Дополнительно учитывается стаж работы определенного сотрудника в местном властном органе. На перспективы получения чинов может оказать влияние уровень профессиональной подготовки, а также опыт и знания в определенной теме.

Читайте также:  Какие документы нужны для оформления материнского капитала в 2023 году

Квалификационный экзамен на муниципальной службе — основное условие получение чина. Необходимость проведения подобного испытания, а также факт того, что оно состоялось, фиксируется в локальных нормативных актах конкретного органа власти.

Государственная служба – здесь принято понимать определенную трудовую деятельность граждан на различных должностях, связанных с органами власти. В 90% случаев представлены должности исполнительной властью – различные министерства и подчиненные им менее крупные ведомства. Функции могут производиться на двух уровнях – федерального и регионального масштабов.

Общие черты государственной и муниципальной службы

Государственная и муниципальная службы имеют много общих черт. Прежде всего, это профессиональная деятельность.

В определении понятия государственной и муниципальной службы в качестве ведущего признака выделяется профессиональная деятельность в первом случае — в государственных органах управления, во втором — в органах местного самоуправления. Под профессиональной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных навыков и знаний.

Большинство принципов, на которых основаны государственная и муниципальная службы, одинаковы. При этом следует отметить, что система принципов государственной службы несколько шире и объемнее, что очевидно из самой сущности данного института.

Государственную или муниципальную должность может занимать любой гражданин РФ, достигший возраста 18 лет.

Институт муниципальной службы тесно связан с институтом государственной службы, т.к. время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе. Это положение статьи 21 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. не только приравнивает муниципальных служащих к государственным служащим в части предоставления им льгот и гарантий, но и создает возможность для «безболезненного» перехода из одной системы службы в другую, что имеет важное значение для карьеры служащего, его профессионального роста. А это в свою очередь служит повышению эффективности как муниципальной, так и государственной службы.

Ограничения и запреты

Гражданину не разрешается находиться на госслужбе, если:

  • медицинская комиссия признала его недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • наличие неснятой судимости, судебный запрет на государственную деятельность;
  • присутствие болезней, которые препятствуют трудоустройству на службу (психические, соматические расстройства);
  • родственные связи с руководителем организации;
  • человек является гражданином другой страны или вышел из российского подданства;
  • во время зачисления на работу гражданин представил заведомо ложные сведения о доходах и имуществе;
  • несоблюдение запретов и ограничений, вследствие чего было утрачено доверие руководителя.

В число запретов входит:

  1. Заниматься предпринимательской деятельностью напрямую или через доверенных лиц. Участвовать в управлении хозяйственной компанией, если эта работа не была поручена ему соответствующими нормативными актами и не утверждена служебным контрактом.
  2. Заниматься гражданской деятельностью, если чиновник был избран на государственную или выборную должность, на должность в органах профессионального союза.
  3. Покупать ценные бумаги, по которым можно получать доход.
  4. Быть представителем третьих лиц в госоргане, в котором гражданин работает.
  5. Получать вознаграждение любого типа от физических или юридических лиц.
  6. Ездить в командировки за границу за счет физических или юридических лиц. Исключением являются командировки, которые происходят в рамках международных договоренностей.
  7. Использовать не за назначением государственные средства и другие ценности.
  8. Разглашать информацию, которая имеет статус конфиденциальной, если это связано с выполнением служебных обязанностей.
  9. Высказывать субъективное мнение о деятельности госорганов и их руководителей.
  10. Без ведома руководителя принимать различные награды и специальные звания от других государств или политических партий.
  11. Использовать свое положение для проведения предвыборной агитации.
  12. Использовать свои возможности и положение для выгоды той или иной политической партии, разнообразных объединений и организаций, а также публично выражать им свою поддержку.
  13. Создавать политические партии и участвовать в их структурных органах. Исключением являются профсоюзы.
  14. Оставлять органы исполнительной власти или увольнять сотрудников для урегулирования споров.
  15. Без письменного разрешения руководства организации-работодателя заниматься оплачиваемой деятельностью в организации, которая полностью финансируется за счет иностранных средств (компаний, иностранных граждан, лиц без гражданства).

Обязанности, запреты и ограничения госслужащего регулирует Федеральный Закон РФ «О государственной гражданской службе».

Аттестация государственных служащих и перемещение по службе

Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим своих должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащихся в отчетах за год о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости – пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

Не подлежат аттестации:

  1. гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт;
  2. гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

  1. соответствует ли гражданский служащий замещаемой должности гражданской службы;
  2. соответствует ли замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется ли он к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  3. соответствует ли гражданский служащий замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  4. гражданский служащий не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Многие авторы полагают, что муниципальная служба является одним из видов государственной службы. Организация муниципальной службы, принципы ее прохождения, системауправления муниципальной службой — не просто сходны, а имеют единую основу, источник — многонациональный народ РФ, каждый представитель которой (гражданин РФ) имеет равный доступ как к государственной, так и к муниципальной службе. Данный подход находит реализацию и в законодательстве: так ст. 21 федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1 не только приравнивал муниципальных служащих к государственным служащим в части предоставления им льгот и гарантий, но и создавал возможность для «безболезненного» перехода из одной системы службы в другую, что имеет важное значение для карьеры служащего, его профессионального роста.

Читайте также:  Льготы многодетным семьям: какие положены и как получить

о многих иностранных государствах, несмотря на конституционное признание местного самоуправления, муниципальная служба рассматривается как местная государственная служба, что говорит о ее прямом включении в систему государственной службы.

Основные признаки муниципальной службы:

осуществляется в органах местного самоуправления на муниципальных должностях муниципальной службы;

является профессиональной деятельностью, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное вознаграждение из местного бюджета;

обеспечивает своей деятельностью исполнение полномочий органов местного самоуправления — вопросов местного значения.

Основными задачами муниципальной службы являются:

а) обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

б) обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;

в) подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;

г) защита прав и законных интересов муниципального образования.

Современное определение понятия «муниципальная служба», представленное в п. 1 ст. 2 федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» 2 , имеет существенные отличия от определения понятий «государственная служба» и «государственная гражданская служба».

униципальная служба

— это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы;

2) единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;

3) единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

Отсутствие характеристики «служебная» в определении муниципальной службы провоцирует формирование иной модели правового регулирования муниципальной службы в России, по сути противоположной модели регулирования государственной службы. Системообразующим законом для муниципальной службы объявлен Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральный закон № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусматривает лишь особенности (п. 2 ст. 3).

Сомнительно и отсутствие номинативности гражданства в определении понятия «муниципальная служба», лишь в ст. 13 федерального закона № 25-ФЗ дается объяснение этому, соответствующее требованиям Европейской хартии местного самоуправления 1 : на муниципальную службу в РФ может поступить и иностранный гражданин, если международным договором РФ с конкретным государством такое право ему предоставлено. На наш взгляд, данную норму необходимо включить в ст. 2 закона о муниципальной службе.

Как уже говорилось выше, существенно разнится степень «проникновения» трудовых норм в государственную и муниципальную службу. Как известно, современному российскому трудовому законодательству не известен институт контракта. Несмотря на некоторые формальные и содержательные сходства (необходимо обеспечить реализацию трудовых прав государственных служащих), по своей сути служебный контракт — это административный, а не трудовой договор. Приходя на государственную, как и на муниципальную службу, гражданин реализует не только (и не столько) свою свободу труда, сколько включается в систему управления государственными делами (делами местного сообщества), на что имеет соответствующее право, регламентированное иными (!) нормами Конституции России.

В законе, являющимся базой повседневной деятельности муниципальных служащих, именно специфика этой муниципальной службы в должной мере не нашла своего отражения. Между тем, еще на этапе разработки проекта отмечалось, что «специфика муниципальной службы, ее публичный характер в законопроекте практически не отражены» 2 .

Сравнительный анализ государственной и муниципальной службы

Согласно правовым нормам предусматривают следующие группы должностей:

  • высшие;
  • главные;
  • ведущие;
  • старшие;
  • младшие.

Стоит отметить: служащий может замещать только те должности, которые не являются выборными.

Если говорить кратко, в перечень должностных обязанностей работника входит следующее:

  • защита прав и интересов граждан Российской Федерации;
  • урегулирование конфликтных ситуаций, не допущение их развития;
  • корректное и уважительное поведение;
  • равное беспристрастное отношение ко всем слоям населения;
  • добросовестное выполнение работы;
  • соблюдение правовых норм;
  • принятие и рассмотрение в установленный срок жалоб;
  • предоставление доступа к документам, которые касаются интересов граждан;
  • не разглашение информации, которая подпадает под категорию государственной тайны не только во время несения службы, но и после увольнения;
  • соблюдение пунктов должностных инструкций и внутреннего распорядка.

Указанные требования свидетельствуют, что работник обязан быть честным, ответственным, образованным, внимательным, тактичным, спокойным и доброжелательным. Поэтому в муниципальную службу попадают только лучшие кадры.

Согласно ФЗ служащий не вправе:

  • осуществлять профессиональную деятельность помимо службы (ограничение не касается творческих занятий);
  • заниматься деятельностью в сфере предпринимательства (в том числе и через оформление доверенности на третьих лиц);
  • принимать подарки в материальном или денежном эквиваленте за осуществление службы;
  • пользоваться должностью для представления интересов объединений;
  • принимать участие в митингах;
  • представлять интересы граждан в административном органе по месту несения службы.

Но работнику не запрещается заниматься педагогической деятельностью, создавать профсоюзы и получать данные, которые касаются выполнения обязанностей.

Муниципальные органы отделены от государственных. Отличие состоит в уровне осуществления деятельности: если деятельность первой службы касается местной власти, то вторая относится к федеральным и региональным.

Кроме этого существуют и различия в присвоении чинов. Для муниципальных работников сдача экзаменов для получения чина необязательна.

Чем отличается муниципальный служащий от государственного служащего

Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.

Итак, Реестр должностей государственной гражданской службы РФ выделяет следующие группы:

  1. Высшие: руководители, помощники (советники) и специалисты.
  2. Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  3. Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  4. Старшие: специалисты и обеспечивающие специалисты.
  5. Младшие: обеспечивающие специалисты.

В системе власти РФ функционируют институты муниципальной и государственной службы. В чем их особенности?

Под госслужбой принято понимать трудовую деятельность граждан в различных органах государственной власти — главным образом представляющих исполнительную ветвь. То есть (если говорить о российской модели госслужбы) это будут министерства и подчиненные им ведомства.

Государственная власть в РФ функционирует на 2 уровнях — федеральном и региональном. При этом учреждения субъектов РФ находятся в прямом подчинении у структур в Москве и подотчетны им. В свою очередь, государственная служба также фактически представлена двумя уровнями — федеральным и региональным.

Стоит отметить, что госслужащими не являются лица, получающие свою должность в системе власти по итогам выборов или в силу значительного влияния их результатов. В частности, это Президент РФ, Председатель Правительства, министры, депутаты Госдумы. Не рассматриваются в качестве госслужащих судьи (в то время как рядовые работники аппаратов судебных органов вполне могут находиться на государственной службе).

Читайте также:  Непрерывный стаж после увольнения по собственному желанию в 2023 году

В российской системе госслужбы предусмотрено 4 основных типа должностей: руководители, помощники, специалисты, а также обеспечивающие специалисты. При этом они тоже дополнительно классифицируются на группы: высшую, главную, ведущую, иногда — старшую и младшую.

Отличительный признак госслужбы — возможность лица, занимающего должность в том или ином органе власти, получить классный чин. Он присваивается человеку при удачной сдаче квалификационного экзамена или же в соответствии с нормами присвоения классных чинов для некоторых высших должностей (в частности, руководителей, в некоторых случаях — помощников).

В статье 3 ФЗ № 79 от 27.07.2004 дается следующее определение государственной гражданской службы — это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Многие авторы полагают, что муниципальная служба является одним из видов государственной службы. Организация муниципальной службы, принципы ее прохождения, системауправления муниципальной службой — не просто сходны, а имеют единую основу, источник — многонациональный народ РФ, каждый представитель которой (гражданин РФ) имеет равный доступ как к государственной, так и к муниципальной службе. Данный подход находит реализацию и в законодательстве: так ст. 21 федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1 не только приравнивал муниципальных служащих к государственным служащим в части предоставления им льгот и гарантий, но и создавал возможность для «безболезненного» перехода из одной системы службы в другую, что имеет важное значение для карьеры служащего, его профессионального роста.

о многих иностранных государствах, несмотря на конституционное признание местного самоуправления, муниципальная служба рассматривается как местная государственная служба, что говорит о ее прямом включении в систему государственной службы.

Основные признаки муниципальной службы:

осуществляется в органах местного самоуправления на муниципальных должностях муниципальной службы;

является профессиональной деятельностью, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное вознаграждение из местного бюджета;

обеспечивает своей деятельностью исполнение полномочий органов местного самоуправления — вопросов местного значения.

Основными задачами муниципальной службы являются:

а) обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

б) обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;

в) подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;

г) защита прав и законных интересов муниципального образования.

Современное определение понятия «муниципальная служба», представленное в п. 1 ст. 2 федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» 2 , имеет существенные отличия от определения понятий «государственная служба» и «государственная гражданская служба».

униципальная служба

— это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы;

2) единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;

3) единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

Отсутствие характеристики «служебная» в определении муниципальной службы провоцирует формирование иной модели правового регулирования муниципальной службы в России, по сути противоположной модели регулирования государственной службы. Системообразующим законом для муниципальной службы объявлен Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральный закон № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусматривает лишь особенности (п. 2 ст. 3).

Сомнительно и отсутствие номинативности гражданства в определении понятия «муниципальная служба», лишь в ст. 13 федерального закона № 25-ФЗ дается объяснение этому, соответствующее требованиям Европейской хартии местного самоуправления 1 : на муниципальную службу в РФ может поступить и иностранный гражданин, если международным договором РФ с конкретным государством такое право ему предоставлено. На наш взгляд, данную норму необходимо включить в ст. 2 закона о муниципальной службе.

Как уже говорилось выше, существенно разнится степень «проникновения» трудовых норм в государственную и муниципальную службу. Как известно, современному российскому трудовому законодательству не известен институт контракта. Несмотря на некоторые формальные и содержательные сходства (необходимо обеспечить реализацию трудовых прав государственных служащих), по своей сути служебный контракт — это административный, а не трудовой договор. Приходя на государственную, как и на муниципальную службу, гражданин реализует не только (и не столько) свою свободу труда, сколько включается в систему управления государственными делами (делами местного сообщества), на что имеет соответствующее право, регламентированное иными (!) нормами Конституции России.

В законе, являющимся базой повседневной деятельности муниципальных служащих, именно специфика этой муниципальной службы в должной мере не нашла своего отражения. Между тем, еще на этапе разработки проекта отмечалось, что «специфика муниципальной службы, ее публичный характер в законопроекте практически не отражены» 2 .

  1. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: РИОР, 2009. — 464 c.
  2. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 644 c.
  3. Чухвичев, Д. В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. — 416 c.
  4. Майринк, Густав Кабинет восковых фигур / Густав Майринк. — М.: Terra Incognita, 2015. — 304 c.
  5. Иванов, И.И. Методические рекомендации по обращению в Европейский Суд по правам человека; новая юстиция, 2013. — 288 c.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *