Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 3 ГПК РФ. Подсудность (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С использования правил о родовой подсудности начинается процесс установления судебного органа, в который следует обратиться с целью разрешения спорной ситуации. Данный механизм позволяет ответить на вопрос, какой уровень судебной системы обладает надлежащими полномочиями для решения конфликта.
Статья 23 ГПК РФ
Статья 23. Гражданские дела, подсудные мировому судье
1. Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:
1) о выдаче судебного приказа;
2) о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
3) о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
4) по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
5) по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей.
2. Федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела.
3. При объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде.
В этом случае, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения у мирового судьи, мировой судья выносит определение о передаче дела в районный суд и передает дело на рассмотрение в районный суд.
4. Споры между мировым судьей и районным судом о подсудности не допускаются.
Категории дел, подсудных мировым судьям по ГПК РФ
Подсудности мировых судей посвящена ст. 3 ФЗ «О мировых судьях в РФ» от 17.12.1998 № 188-ФЗ, в которой наиболее полно раскрывается их юрисдикция, конкретизированная в отраслевых кодексах.
Ст. 23 ГПК определяет подсудность дел мировому судье в области гражданских отношений, перечисляя следующие споры:
- Вопросы раздела имущества при условии, что цена иска ограничена 50 000 (если больше — в районный суд), расторжение брака при отсутствии разногласий относительно детей.
- Приказное производство.
- Имущественные споры (в пределах 50 000 рублей), исключая наследственные дела, а также споры, объектом которых выступает интеллектуальная деятельность.
- Имущественные споры в сфере защиты прав потребителей до 100 000 рублей.
Общее правило родовой подсудности состоит в том, что основная масса гражданских дел рассматривается и разрешается мировыми судьями и районными судами за исключением дел, отнесенных действующим законодательством к подсудности субъектов РФ и Верховного суда РФ.
Подсудность дел Верховному суду РФ и Верховным судам субъектов РФ устанавливается ст.ст. 26, 27 ГПК РФ. Перечень дел, указанных в этих статьях не является исчерпывающим. Действующим законодательством могут быть отнесены к ведению этих судов иные дела.
В соответствии со ст.25 ГПК РФ, п.1ч.1 ст.7, ст.9 Закона «О военных судах РФ» военным судам подсудны гражданские дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, а также граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
Не смотря на большой объем рассматриваемых дел в соответствии с уголовным, гражданским и административным кодексами, существуют определенные ограничения, напрямую указанные в законодательстве. Так, в данной инстанции, не могут рассматриваться:
- имущественные споры цена иска которых превышает пятьдесят тысяч рублей, а по делам о защите прав потребителей – сто тысяч рублей;
- бракоразводные дела, если в семье имеются несовершеннолетние дети и при решении вопроса об их воспитании и месте проживания имеется спор между родителями;
- лишение родительских прав и усыновление детей;
- уголовные дела, по которым наказание в виде лишения свободы превышает три года;
- уголовные и гражданские дела, рассмотрение которых законодательство напрямую относит к компетенции районных или городских судов.
Родовая подсудность Верховного суда
Говоря о Верховном суде РФ, стоит отметить, что он является высшим судебным органом на территории Российской Федерации. ВС РФ осуществляет свою деятельность относительно гражданских дел, которые имеют большое значение в плане предмета защиты. Таким образом к его родовой подсудности относят:
- дела, которые обжалуют ненормативные правовые акты высших органов государственной власти. Но в отношении других федеральных органов государственной власти, эти дела будут подсудны районным судам;
- дела, которые обжалуют нормативные правовые акты высших и других федеральных органов государственной власти, по поводу прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;
- дела, которые обжалуют постановления Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о приостановлении или прекращении полномочий судей или их отставки;
Стоит заметить, что дела о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, а также об отказе на должность судьи Высшей квалификационной коллегии судей РФ, относятся к подсудности Высшего суда РФ.
- дела, направленные на окончание деятельности политических партий, или на временный перерыв в их работе;
- дела, направленные на пресечение трудового процесса общественных объединений, если они являются общероссийскими или международными;
- дела, направленные на устранение централизованной религиозной организации, если ее вспомогательные учреждения находятся на территории двух и более субъектов РФ;
- дела, которые обжалуют решения центральной избирательной комиссии РФ, за исключительными случаями относительно решений нижестоящих избирательных комиссий и комиссий референдума;
- дела, направленные на разрешение конфликтов между органами государственной власти РФ и ее субъектами. Здесь, в частности говорится о столкновении разных мнений по поводу компетенции органов государственной власти;
- дела, направленные на роспуск центризбиркома РФ. К этой группе также можно отнести иски относительно завершения деятельности инициативной группы по проведению референдума и инициативной агитационной группы;
- дела, подсудные федеральным судам, кроме районных и гарнизонных военных, которые направленны на присуждение компенсаций за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или на исполнение судебного акта;
- дела, которые оспаривают решения Высшей экзаменационной комиссии по приему отборочного экзамена на должность судьи, если само проведения экзамена было нарушено, либо был отказ в доступе к его сдаче. Также сюда можно отнести и дела, которые оспаривают действия Высшей экзаменационной комиссии по приему отборочного экзамена на должность судьи, если кандидата к его сдаче не допустили.
К этому списку можно добавить еще и дела, в которых идет речь о лишении кандидата на должность Президента РФ права на регистрацию. То же самое может относиться и к федеральному списку кандидатов, от политических партий. Сюда входят и дела об отмене регистрации кандидата, включенного в федеральный список, и исключении региональной группы кандидатов из него, если дело касается выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Родовая подсудность военных судов
К составной части судебной системы также относятся и военные суды. Если говорить конкретно, то они представляют собой федеральный суд общей юрисдикции, исполняя свои обязанности в Вооруженных Силах РФ, а также в органах исполнительной власти, где предполагается военная служба.
Отсюда следует вывод, что военным судам подсудны гражданские дела, которые связаны с защитой прав, свобод или интересов военнослужащих пострадавших в итоге каких-либо действий или бездействий органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Проще говоря, уволенные военнослужащие, а также те, кто прошел военные сборы, имеют полное право оспорить любые действия или бездействия, связанные с нарушением их прав и свобод в военный или общегражданский суд.
Что касается требований относительно выплат за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или на исполнение судебного акта, то они также будут подсудны военным судам. Сюда же можно отнести и дела, связанные с реабилитацией военнослужащих которые подвергались репрессиям.
Что касается подсудности гарнизонным военным судам, то к ним относят гражданские дела первой инстанции, но кроме дел подсудных Военной коллегии Высшего Суда РФ и окружного военного суда.
В этой ситуации окружным военным судам будут подсудны, кроме вышеперечисленных, гражданские дела, которые непосредственно связаны с государственной тайной.
Дела, которые подпадают под компетенцию военной коллегии ВС РФ, можно разделить на две категории. К первой будут относиться требования, опровергающие правовые документы высших органов государственной власти Российской Федерации, которые напрямую касаются прав и свобод военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы. Ко второй группе можно отнести иски о денежных возмещениях за нарушение прав на судопроизводство в установленные сроки, либо на исполнение судебного акта.
Из всего вышесказанного следует, что определяя родовую подсудность, необходимо понимать всю важность правильного ее установления.
Основные разграничения подведомственности при рассмотрении гражданских дел следует проводить между арбитражным судом и судом общей юрисдикции. В АПК РФ подведомственности посвящены ст. ст. 27 — 33, в ГПК РФ — ст. 22. Отсутствие оснований для отнесения дела к подведомственности арбитражного суда, за исключением третейского разбирательства, дает основания считать, что спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции. Главными критериями разграничения гражданских дел, подлежащих рассмотрению арбитражным судом, являются экономический (предпринимательский) характер спора и правовой статус сторон — юридические лица либо граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя. Споры между указанными участниками в сфере управления также подлежат рассмотрению арбитражным судом. В некоторых случаях в качестве стороны в арбитражном процессе могут выступать и Российская Федерация, субъекты РФ, должностные и другие лица.
В силу ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают исковые дела, дела особого производства, дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений этих судов; об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных законом, о выдаче приказа. Все эти дела подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если одной из сторон является гражданин. Характер спора по гражданскому делу шире и охватывает не только гражданские, но и семейные, трудовые, жилищные, земельные, экологические и иные правоотношения.
В целях обеспечения правильного и обоснованного определения подведомственности дела Пленумом Верховного Суда РФ совместно с Пленумом ВАС РФ было принято Постановление от 18.08.1992 N 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам». Согласно п. 1 указанного Постановления предпринимательской признается инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли или иного дохода, осуществляемая на свой риск и под имущественную ответственность. Согласно п. 3 Постановления гражданские дела подлежат рассмотрению в суде (общей юрисдикции), если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, либо в случае, когда гражданин имеет такой статус, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, или объединение граждан, не являющееся юридическим лицом, либо орган местного самоуправления, не имеющий статуса юридического лица.
Однако, если в заявлении гражданина, с которым он обращается в суд, содержится несколько требований, часть из которых подведомственна судам общей юрисдикции, а часть арбитражному суду, при невозможности разделения этих требований рассмотрение спора будет иметь место в суде общей юрисдикции. В случае если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду (ч. 4 ст. 22 ГПК РФ).
С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п., дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств (вопрос 4 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2014), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014).
Главные критерии разграничения подведомственности являются приоритетными, но без обращения к закону и пленарным разъяснениям судебной практики по регулированию некоторых категорий дел можно допустить ошибку.
Так, специальная подведомственность дел арбитражному суду установлена в ч. 6 ст. 27 АПК РФ. Независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, именно арбитражные суды рассматривают дела: о несостоятельности (банкротстве), в том числе в отношении гражданина или по заявлению гражданина (ст. ст. 213.1, 213.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»); по корпоративным спорам, указанным в ст. 225.1 АПК РФ, в том числе спорам, связанным с принадлежностью акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ и товариществ, паев членов кооператива; по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей; по спорам, вытекающим из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и с полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы; по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с ч. 4 ст. 34 АПК РФ; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; и другим делам, вытекающим из предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных законом.
В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что требования, связанные с исполнением исполнительных документов и подлежащие рассмотрению в порядке искового производства, относятся к компетенции судов общей юрисдикции исходя из правил ст. 22 ГПК РФ и арбитражных судов, в том числе Суда по интеллектуальным правам, — в соответствии со ст. ст. 27, 28, 33 АПК РФ.
Основным критерием категории дел по требованию о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя является не только субъектный состав или экономический характер спора, но и то, каким судом (общей юрисдикции или арбитражным) выдан исполнительный документ либо в каком суде (общей юрисдикции или арбитражном) возможно оспорить несудебный исполнительный документ, — ч. ч. 2 и 3 ст. 128 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве). Если с иском о возмещении вреда, причиненного действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства, возбужденного по выданному судом общей юрисдикции исполнительному документу, по которому должником выступает физическое лицо, обратился взыскатель — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то при рассмотрении данного имущественного спора оценку законности указанных действий должен дать суд общей юрисдикции.
Изложенный вывод основан на том, что к подведомственности арбитражных судов не отнесена проверка действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, совершенных в рамках исполнительного производства, возбужденного по выданному судом общей юрисдикции исполнительному документу (ст. 29 АПК РФ, ч. ч. 2 и 3 ст. 128 Закона об исполнительном производстве).
Иск юридического лица или индивидуального предпринимателя о взыскании с Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов убытков, причиненных в результате действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства, возбужденного по выданному судом общей юрисдикции исполнительному документу, должником по которому выступает гражданин, также подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции (вопрос 3 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016).
Органы и лица, определяющие подсудность уголовных дел на различных стадиях процесса
Уголовно процессуальное законодательство Российской Федерации по-новому подошло к решению вопросов об определении подсудности уголовных дел. Вопрос о подсудности возникает не только на стадии подготовки дела к судебному заседанию, но и на других стадиях. Поэтому необходимо указать, какие органы, на основании каких положений, решают этот вопрос на разных стадиях уголовного процесса. 1. Первоначальное определение подсудности уголовного дела производится органами предварительного расследования. К субъектам, которые первоначально определяют правило подсудности, относятся следователь и дознаватель. Следователь, закончив расследование, обязан ознакомить обвиняемого с материалами уголовного дела. При окончании ознакомления он должен разъяснить обвиняемому о его праве на возможность заявить ходатайство о рассмотрении уголовного дела определенным составом суда и в конкретной процессуальной форме.
В соответствии с положениями части 5 ст. 217 УПК РФ следователь обязан разъяснить субъекту, который обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, подсудного районному суду, о его праве заявить ходатайство о рассмотрении уголовного дела либо единолично судьей, либо коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции. В случае, если уголовное дело направляется для рассмотрения по первой инстанции в суд субъекта Российской Федерации, то следователь разъясняет обвиняемому право заявить ходатайство о рассмотрении уголовного дела либо коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции, либо о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.
Правильно отмечает Н.А. Дудко: «УПК РФ, как и УПК РСФСР, не только предоставили обвиняемому право заявлять ходатайство о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей, но и установили гарантии его реализации. Важнейшей гарантией является надлежащее выполнение следователем предусмотренной УПК РФ процедуры разъяснения обвиняемому права ходатайствовать о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей и заявления обвиняемым такого ходатайства».
Разъясняя право на рассмотрение уголовного дела коллегией присяжных заседателей, следователь должен разъяснить особенности рассмотрения уголовного дела данным судом, права обвиняемого в судебном разбирательстве и порядок обжалования судебного решения.
В некоторых случаях возникает, ситуация, когда по делу проходит несколько обвиняемых: одни из них заявляют ходатайство о рассмотрении уголовного дела с участием коллегии присяжных, а другие — против. Законодатель в указанном случае безальтернативно заявляет, что при невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство в отношении лиц, которые возражают против суда присяжных, оно должно рассматриваться судом с участием присяжных заседателей.
В случае, когда ходатайство о рассмотрении уголовного дела было заявлено обвиняемыми, после того, как другие заявили ходатайство о рассмотрении уголовного дела коллегией из трех судей федерального суда, следователь обязан уведомить о наличии ходатайства о рассмотрении дела с участием присяжных. Если нет возможности выделить уголовное дело в отношении лиц, которые не согласны с тем, чтобы их дело рассматривали присяжные, то следователь должен им разъяснить, что дело будет рассматриваться судом присяжных, и они пользуются всеми правами, как и те обвиняемые, которые заявили ходатайство о рассмотрении дела указанным составом.
При ознакомлении с материалами уголовного дела обвиняемых, совершивших преступление в группе лиц, когда часть являются военнослужащими, а часть гражданскими лицами, следователь должен разъяснить обвиняемым, не являющимся военнослужащими о их праве заявить ходатайство не только о составе суда, но и о том, желают ли они, чтобы дело было передано в военный суд или в гражданский. „ Если указанные лица возражают против рассмотрения уголовного дела в военном суде, а уголовное дело в отношении военнослужащих выделить невозможно, то оно направляется; в гражданский суд общей юрисдикции. Следователь составляет протокол ознакомления с материалами уголовного дела в порядке ст. 218 УПК РФ, в котором указывается ходатайство обвиняемого о составе суда. Исследование иных вопросов, которые решаются при ознакомлении с материалами уголовного дела, не входят в предмет нашего исследования. Таким образом, следователь является должностным лицом, которое первым определяет вопросы подсудности уголовного дела.
Дознаватель составляет обвинительный акт ив порядке ст. 225 УК РФ знакомит обвиняемого с материалами уголовного дела. После чего направляет уголовное дело прокурору для утверждения и направления по подсудности. В отличие от следователя дознаватель не предпринимает каких либо действий, связанных с разъяснение обвиняемому прав о заявлении ходатайств на рассмотрение уголовным делом конкретным судом или конкретным составом суда, так как все уголовные дел, подследственные органу дознания, подсудны в. соответствии с правилами подсудности либо мировому судье, либо районному, между которыми распределяются в соответствии с правилами предметной подсудности. Определение дознавателем подсудности уголовного дела заключается в составлении обвинительного акта, в котором будет отражена квалификация преступления, определяющая, в какой суд должно быть направлено уголовное дело для рассмотрения по первой инстанции. В дальнейшем правильность решения следователя или дознавателя по вопросу подсудности уголовного дела проверяет прокурор при утверждении обвинительного заключения и судья при решении вопроса о назначении дела к слушанию.
Подсудность дел мировому судье
Особенности судопроизводства по делам частного обвинения предопределяются спецификой рассматриваемых в данном порядке уголовных дел; необходимостью учета субъективного восприятия потерпевшим совершенного в отношении него деяния; возможностью соединения в одном производстве рассмотрения заявления по уголовному делу частного обвинения с рассмотрением встречного заявления, обусловливающей участие в уголовном процессе подавших данные заявления лиц одновременно и в качестве частного обвинителя, и в качестве подсудимого; примирительным характером судебной деятельности, отвечающим предназначению мировой юстиции, и рядом других обстоятельств, с учетом которых могут ограничиваться пределы целесообразности публичного преследования.
Мировой судья единолично осуществляет правосудие по делам, отнесенным к его компетенции (ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»). Какой-либо особой процедуры для рассмотрения дел у мирового судьи законодательством не установлено, хотя определенная специфика существует, особенно по делам частного обвинения. Территориальная подсудность мирового судьи ограничивается его судебным участком. Создавая судебные участки мировых судей, органы государственной власти субъекта Российской Федерации должны ориентироваться, с одной стороны, на административно-территориальное деление региона (создаются в границах районов), с другой — на численность населения муниципального образования. Это связано с тем, что внутри района границы судебных участков определяются, как правило, численностью населения, проживающего на данной территории. Статья 4 Закона о мировых судьях предписывает создавать и упразднять судебные участки законами соответствующих субъектов Российской Федерации из расчета численности населения на одном судебном участке от 15 до 30 тысяч человек. Если в данном административно-территориальном образовании проживает менее 15 тысяч человек, в нем создается один судебный участок.
Суды субъектов Федерации
Федеральными судами общей юрисдикции — краевыми, областными и республиканскими судами — в первой инстанции рассматриваются дела о государственной тайне и преступлениях «государственного масштаба», об убийствах с отягчающими обстоятельствами и т.д. Полный перечень дел, подсудных судам субъектов, содержится тридцать шестой статье Уголовного кодекса.
Такие дела суды среднего звена, в зависимости от сопутствующих нюансов конкретного дела и законодательно предусмотренных мер наказания, с согласия или по ходатайственному обращению обвиняемого, рассматриваются в составе:
- двух народных заседателей и одного судьи;
- профессиональных судей в количестве трех человек;
- либо судом присяжных.
Компетенция Районного суда
Районный суд является судом первой инстанции для большинства уголовных, гражданских и административных дел.
Районный суд является судом апелляционной инстанции в отношении мировых судей.
Районные суды не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, которые в соответствии с законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых судей и т. п.) или арбитражных судов.
Районным судам приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров.
На районные суды также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях.
Районные суды призваны проверять законность и обоснованность наложения административных наказаний как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами (см. ст. 30.1 КоАП).
В связи с этим и принято считать что, районные суды являются основным звеном судебной системы
Отметим, что решения (приговоры) районного суда, вынесенные им по первой инстанции, но не вступившие в силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в суде общей юрисдикции уровня субъекта РФ.
Аппарат районного суда
Аппарат районного суда обеспечивает деятельность судей по совершению правосудия и состоит из:
-
помощников председателя суда, помощников заместителя председателя и помощников судей;
-
начальников отделов (общий отдел, отделы по обеспечению судопроизводства по гражданским и уголовным делам);
-
специалистов и консультантов;
-
секретарей судебного заседания;
-
администратора суда, подчиняющегося непосредственно председателю и не включённого в штат суда;
-
технического персонала по обслуживанию зданий суда.
Подсудность мирового суда
Определение 1
Подсудность мирового суда – совокупность правил на основании которых определяется какому именно мировому судье должно быть подано исковое заявление для рассмотрения дела по первой инстанции
Деятельность мировых судей осуществляется на судебных участках, образованных на всей территории РФ.
Правила подсудности сформулированы законодателем с учетом роли мирового суда, как одного из элементов судебной системы и административно-территориального устройства РФ.
Замечание 1
Мировые суды включены в систему судом общей юрисдикции, являясь её низшим звеном. Поэтому сфера их подсудности ограничена делами небольшой сложности.
Значение установления подсудности заключается в том, что оно способствует реализации конституционного положения о праве каждого человека на рассмотрение его дела определенным судом и судьей.
Дополнительный комментарий к ст. 23 ГПК РФ
Под подсудностью в гражданском процессуальном праве понимается институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам общей юрисдикции гражданских дел к ведению конкретных судов судебной системы Российской Федерации для рассмотрения по первой инстанции.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» систему судов общей юрисдикции образуют федеральные суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.
Система федеральных судов общей юрисдикции состоит из трех звеньев: районные суды — верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов — Верховный Суд РФ. В систему федеральных судов общей юрисдикции входят также военные суды, создаваемые по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов. Военные суды гарнизонов приравниваются к районным судам, а флотов и округов — к областным и соответствующим им судам.
Значение института подсудности возросло с принятием действующей Конституции РФ, в которой в качестве одного из основных прав человека и гражданина зафиксировано право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом .
Это конституционное положение означает, что правила подсудности должны быть четко закреплены в федеральном законе. Законом субъекта Российской Федерации эти правила устанавливаться не могут, поскольку в силу ст. 71 Конституции РФ судоустройство и судопроизводство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Нарушение этих правил, произвольное изменение подсудности дела является основанием к отмене решения суда.
Гражданские дела рассматриваются по первой инстанции либо мировыми судьями, либо федеральными районными судами (гарнизонными военными судами), либо верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, автономной области, автономных округов (окружными, флотскими военными судами), либо Верховным Судом РФ.
Подсудность конкретных категорий гражданских дел судам определенного звена судебной системы является родовой. Правила родовой подсудности содержатся в ст. ст. 23 — ГПК РФ.
Другой вид подсудности — территориальная подсудность, правила которой распределяют гражданские дела между судами одного уровня, т.е. между мировыми судьями, между федеральными районными судами, между верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, автономных областей, автономных округов. Правила территориальной подсудности не распространяются на Верховный Суд РФ, поскольку он один.
Территориальная подсудность имеет несколько подвидов: общая (ст. ГПК), альтернативная (ст. ГПК), исключительная (ст. 30 ГПК), договорная (ст. ГПК), подсудность по связи дел (ст. гпк).
В ст. 23 ГПК РФ в действующей редакции перечислены дела, подсудные мировому судье. Эта статья воспроизводит, с некоторыми редакционными уточнениями, положения ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ мировому судье подсудны дела о выдаче судебного приказа. Нормы гл. 11 Кодекса не связывают возможность выдачи судебного приказа по перечисленным в ст. 122 ГПК требованиям с их размером в отличие от требований по имущественным спорам, указанным в п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ, дела по которым рассматриваются и разрешаются в исковом порядке и подсудны мировым судьям при условии, что их размер (цена иска) не превышает 50000 руб., установленных законом на момент подачи заявления.
Возможные трудности и проблемы
Подающему иск иногда приходится сталкиваться с нестандартными ситуациями. Основные проблемы – это сложности с определением места жительства и невозможность приехать на судебное заседание в другой регион.
Много вопросов вызывает необходимость раздела общего имущества с человеком, который отбывает заключение. Иск в таком случае не должен направляться по месту отбытия наказания. Он подается в суд по последнему месту жительства или адресу расположения делимого имущества. В данной ситуации на место отбытия наказания просто придет уведомление о предстоящем слушании. Самого заключенного, конечно, не отпустят для присутствия, но он имеет право воспользоваться услугами своего судебного представителя.
Сложности ожидают истца, если ответчик проживает за границей, и там же находится общее имущество. В таком случае действовать придется по законам той страны, где расположены имущественные объекты. Сложности возникнут еще на стадии подачи иска. Его потребуется оформлять на иностранном языке по нормам зарубежного права. А значит, привлекать к процедуре юриста-международника. А это – большие расходы.
Подавать иски о разделе имущества легко, если стороны хорошо осведомлены о нахождении друг друга. Плюс не имеют существенных противоречий. В таком случае при малой стоимости имущества можно ограничиться мировым судом. Во всех прочих ситуациях надлежит обращаться в районный суд по месту проживания ответчика. При возникновении сложностей ГПК РФ предоставляет право направлять иски и по месту расположения делимых объектов, и по месту проживания самого истца.
Передача уголовного дела по подсудности
См. также Постановление Конституционного Суда РФ от 09.11.2018 N 39-П
Изменение территориальной подсудности не свидетельствует о нарушении права на рассмотрение уголовного дела законно установленным, а не произвольно выбранным судом, притом что это суд той же компетенции, хотя и другой территориальной юрисдикции
Несмотря на достаточно четкое регулирование в законе правил о подсудности, в жизни могут возникать ситуации, требующие передачи дела из одного суда по подсудности в другой. Следует еще раз подчеркнуть:
- предметная или персональная подсудности предопределены законом и не могут быть изменены, а
- территориальная подсудность может быть изменена при наличии указанных в законе обстоятельств.