Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховые споры в грузоперевозках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Важным вопросом, требующим урегулирования в договоре перевозки, выступает ответственность сторон за перегруз, ведь административные штрафы за нарушение требований к предельной допустимой массе автомобиля значительны.
Оформление правоотношений с перевозчиком/экспедитором
Стороны могут облекать отношения по перевозке в разные формы. Актуальным будет выделить отличительные особенности каждого договора.
Договор перевозки:
- перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз в пункте назначения в установленный срок;
- перевозчик самостоятельно определяет пригодное транспортное средство и работника, который непосредственно осуществляет перевозку (при отсутствии других условий в договоре);
- перевозчик несет ответственность за сохранность груза и за срыв сроков доставки груза даже при отсутствии вины;
- договор регулируется положениями Федерального закона от 08.11.2007 N259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Договор аренды транспортного средства:
- предмет договора – передача во временное пользование конкретного транспортного средства (с экипажем или без);
- арендатор платит за время пользования автомобилем, а не за услугу по перевозке;
- арендодатель отвечает за сохранность груза в случае аренды ТС с экипажем и не отвечает при аренде без экипажа;
- арендодатель не отвечает за несоблюдение сроков доставки груза.
Договор фрахтования:
- предмет договора фрахтования — обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки груза;
- оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась;
- фрахтовщик самостоятельно определяет пригодное для перевозки груза транспортное средство;
- фрахтовщик не несет ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется (предусмотрено сопровождение груза представителем грузовладельца);
- фрахтовщик несет ответственность за срыв сроков доставки груза при наличии вины.
Договор транспортной экспедиции:
- предмет договора транспортного экспедирования – выполнение или организация выполнения услуг, «сопровождающих» перевозку;
- как правило, экспедитор должен заключить договор перевозки с третьим лицом или осуществить перевозку своими силами;
- экспедитор отвечает за сохранность груза, если по условиям договора он принял его у грузоотправителя;
- договор транспортной экспедиции может быть заключен не только с грузоотправителем, но с грузополучателем или третьим лицом;
- договор регулируется положениями Федерального закона от 30.06.2003 N87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Экспедитор несет ответственность за утрату или повреждение груза, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).
Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться тем, что:
- клиент не выбирает конкретных перевозчиков;
- цена услуг выражена в твердой сумме, в ней не выделены расходы на перевозку и она сопоставима с рыночной стоимостью перевозки;
- экспедитор сам охарактеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например на своем интернет-сайте, через который заключался договор.
Как оформить утрату, повреждение или недостачу
Чтобы максимально обезопасить свои интересы, требуется вооружиться документом. Это акт утраты вверенного груза. Если быть точнее, то акт утраты или недостачи. Составляется документ при участии представителей получателя груза и фактического перевозчика, у которых есть соответствующие полномочия. Найти образец, чтобы составить претензионный акт, не составит труда. Так можно привлечь к ответственности транспортную компанию, повредившую ваш груз. Если претензия отсутствует, то и оснований для рассмотрения дела нет.
Соответствующий акт, образец которого могут предоставить многие профильные юристы в области грузоперевозки, говорит об утрате груза, либо о факте его порчи в процессе доставки. Акт необходимо составить в день прибытия товара. В качестве исключения иногда можно заняться оформлением на следующий день. Но лучше этого не делать.
Регламент оформления исковой документации грузополучателем
Суд – это инстанция, которая руководствуется при рассмотрении дела исключительно документально подтверждёнными аргументами. В интересах грузополучателя сразу же после обнаружения недостачи груза или его полной утери корректно оформить документы, подтверждающие прецедент. Первым делом грузополучатель должен составить акт по утрате груза, ориентируясь на официальный образец, который можно получить в компании. Оформить документ желательно в день обнаружения пропажи багажа или же на второй день после выявления прецедента. В документе важно указать информацию о масштабах ущерба, дополнительно можно сфотографировать повреждения, если речь идёт о порче товара. Они помогут доказать правоту грузополучателя в суде, если дело будет доведено до исковых тяжб.
Немаловажно при заполнении бланка корректно оценить сумму ущерба пострадавшей стороной. Если товар штучный, указывается количество единиц продукции, пришедших в негодность или отсутствовавших при выдаче. Когда груз невозможно посчитать в единицах, проводится его контрольное взвешивание, при заполнении бланка указываются весовые размеры недостачи. Если уполномоченное лицо организации отказывается подписываться под документом, тогда грузополучатель заполняет акт утраты груза в одностороннем порядке, уведомив об этом представителей компании грузоперевозчика.
Может помочь страхование груза
Услуга по страхованию груза это добровольный вид страхования и никто навязать страховку клиенту не может. В отдельных транспортных компаниях которые тесно сотрудничают со страховыми при отправке груза напоминают от возможности страхования, но клиент сам выбирает, платить ли за страховку или нет.
Несомненно страховка груза осуществляется в интересах грузоотправителя и грузополучателя и здесь риски которые могут возникнуть в процессе перевозки будут покрыты суммой страховой выплаты и лучше конечно застраховать груз, так как это поможет избежать в дальнейшем лишних финансовых проблем и убытков.
Если застрахованный груз будет поврежден после передачи его транспортной компании для перевозки, то все убытки будут покрыты выплатами страховой компании, однако прежде чем получить выплаты от страховой, необходимо доказать факт и размер причиненных убытков, а так же факт наступления страхового случая. Несомненно при недостаче груза, его утрате или повреждении необходимо сообщить о данном факте в страховую компанию, которая в свою очередь должна направить эксперта, что бы он осмотрел поврежденный груз. Представитель страховой не просто осматривает груз, он должен составить акт, в котором зафиксировать факт недостачи, повреждения или утраты груза полностью. В процессе составления акта должны присутствовать все заинтересованные лица, в акте отражаются все повреждения груза, потери и прочие моменты, так же обязательно необходимо сделать фотографии самого груза, упаковки и средств крепления груза.
Страховое возмещение возможно получить в случае когда вам предоставят следующие документы которые должны быть как у экспедитора и перевозчика:
- Товарно-транспортная накладная (ТТН);
- Налоговая накладная;
- Расходная накладная;
- Акт приема-передачи груза;
- Договор страхования;
- Договор перевозки;
- Договор экспедирования.
Не скажу, что указанный список документов является полным, это типовой набор, но ситуации бывают разными и могут потребоваться документы из ГИБДД, МЧС, акт осмотра составленный представителем страховщика и прочие документы соответствующие конкретной ситуации.
Так же скажу Вам, что на основании закона «О транспортно- экспедиторской деятельности», факт предоставления экспедиторских услуг подтверждается наличием товарно-транспортной накладной, а в ней уже должен быть указан маршрут по которому следует груз от пункта отправления до пункта назначения. ТТН это самый важный документ, поэтому обратите внимание на его наличие.
Необходимо правильно действовать, что бы страховая не обвинила Вас в нарушении правил страхования и по данному основанию не попыталась отказать в возмещении:
- Извещаем страховщика правильно. Обязательно в письменной форме, можно подготовить 2 экземпляра обращения, приехать в офис страховой компании и подать на подпись уполномоченному на прием лицу. На вашем экземпляре должны поставить печать, подпись принимающего лица и дату. Только так будет правильно уведомлять страховую и я вообще рекомендую всегда вести общение в письменной форме с обязательным возвратом Вам экземпляра обращения с подписью принимающей стороны. Точно так же Вы можете направить обращение по почте с описью вложения и уведомлением о вручении;
- В вашем письменном извещении укажите, что произошло, это порча, частичная или полная утрата. Если есть повреждения то указывается их характер, где произошел случай и по вашему мнению в какой ситуации он произошел, а так же можно указать предполагаемую сумму ущерба. Для оценки суммы реального ущерба может быть привлечен эксперт оценщик (независимый);
- Знайте, что лучше уведомлять страховую стразу же при обнаружении факта утраты или порчи.
Компенсация и убытки за утрату груза при перевозке
Грузоперевозчиками на рынке услуг в большинстве случаев выступают частные организации и предприятия. Их ответственность за утрату, недостачу и повреждение регламентируется гражданским законодательством. Она заключается в возмещении убытков. В подавляющем большинстве случаев, они взыскиваются с исполнителя. Исключением являются ситуации, когда перевозчик не мог устранить такую угрозу и возможность ее ликвидации от него не зависела. Компенсация и убытки за утрату груза при перевозке и их размер должны быть доказаны документально.
Обычно в качестве доказательств выступают:
- прейскурант и тарифы грузоперевозчика;
- поручение отправителя;
- расписка экспедитора;
- товарная расписка складского подразделения;
- доверенность на представителя грузоперевозчика;
- акт передачи услуг по транспортировке;
- товаротранспортная накладная;
- счет-фактура;
- путевой лист
Судебная практика. Между организацией и ИП, осуществляющим доставку товара, было заключено соглашение на предоставление транспортно-экспедиционных услуг. Транспортное средство ИП попало в ДТП, а товар был утрачен и не попал по адресу покупателей. Организация обратилась с иском к предпринимателю с требованием о компенсации убытков. Адвокату на стороне ИП удалось доказать, что договор был оформлен ненадлежащим образом, факт приема товара перевозчиком не доказан, отсутствует вина ответчика в причинении ущерба. В удовлетворении иска судом отказано.
Ответственность за утрату груза в результате хищения (грабежа)
Утрата груза вследствие грабежа, хищения или мошенничества, не является основанием для освобождения перевозчика от ответственности, предусмотренной Гражданским кодексом, Уставом автомобильного транспорта, и ФЗ об экспедиционной деятельности.
Перевозчик или экспедитор должны будут возместить грузополучателю стоимость утраченного груза в полном объеме, если не докажут, что ими были предприняты все возможные меры, исключающие возможность хищения. Даже сопровождение охраны, допустившей утрату груза, является основанием для взыскания убытков по ст. 402 Гражданского кодекса.
Как и в случае с повреждением груза при ДТП, перевозчик и/или экспедитор вправе обратиться с иском к виновной стороне в порядке регресса и взыскать расходы, направленные на погашение убытков грузополучателя.
Закон и договор, которыми можно обосновать претензию
При отправке груза транспортной компанией (далее — ТК) между отправителем и исполнителем, как правило, заключается договор транспортной экспедиции. Возможно, договор не подписан на бумаге, но заказавшее перевозку груза лицо самим фактом сдачи груза и подписания накладной присоединяется к договору, который размещен на официальном сайте ТК. Транспортная компания по договору именуется экспедитором.
Кроме договора действия экспедитора регламентированы главой 41 Гражданского кодекса РФ и специальным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ. Более подробное регулирование — в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554.
Экспедитор обязуется за вознаграждение выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ). То есть экспедитор должен организовать доставку (самостоятельно или с помощью третьих лиц) вверенного ему груза:
- В целости и сохранности.
- В нужное место нужному лицу.
- В определенные договором сроки.
Сколько ждать ответа, дальнейшие действия
Транспортная компания, получившая претензию, должна ответить на нее в течение 30 дней с даты получения. Клиент письменно уведомляется о том, будет ли удовлетворена претензия или оснований для этого нет (п. 5 ст. 12 закона № 87-ФЗ). Если ответ от ТК отрицательный, то он должен обязательно содержать причины, по которым клиенту отказано.
Если ответ на претензию положительный, то цель претензионного порядка достигнута — остается только договориться о порядке выплаты денежных средств. Если же получен отказ (частичный отказ) либо ответа вообще не поступило в течение 30 дней, клиент имеет полное право обратиться в суд с иском о возмещении причиненного ущерба.
***
Претензия транспортной компании о повреждении, утрате, недостаче груза поможет решить возникшую проблему еще до обращения в суд. Грамотно составить ее вы можете, воспользовавшись нашими рекомендациями, данными в статье.
Особенности подачи и рассмотрения претензии
Срок подачи претензии перевозчику – 6 месяцев с момент обнаружения повреждений. На втором экземпляре документа транспортная компания обязана поставить отметку о получении, указать дату, поставить печать и входящий номер, после чего отправить обратно заявителю. Ответ должен быть дан в течение 30 дней с момента получения. Если опасаетесь за честность перевозчика. Отправьте претензию заказным письмом с обязательным уведомлением о прочтении и описью вложения.
В идеальном случае вы получите указанную сумму компенсации в установленный законом срок. Если это не произошло (что бывает достаточно часто) или размер выплат оказался гораздо меньше требуемого, нужно обращаться в суд. Срок исковой давности составляет 1 год. Важно помнить, что перед подачей искового заявления о компенсации материального вреда нужно в обязательном порядке пройти процедуру досудебного урегулирования.
Идеальный вариант – еще на этапе обнаружения повреждений воспользоваться услугами транспортного юриста нашей компании. Мы поможем вам грамотно составить акт повреждений, возьмем на себя проведение экспертизы, досудебное урегулирование и процесс взаимодействия с перевозчиком. А если не удастся решить вопрос с компенсацией по претензии, составим исковое заявление в суд, защитив ваши интересы и репутацию.
Законы, регулирующие действия перевозчиков
При подаче претензии транспортной компании, а равно и подаче иска в Арбитражный суд, не лишне будет знать, на какие законы ссылаться, доказывая полученный убыток.
В Федеральном законе N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30 июня 2003 г установлена мера ответственности транспортной компании при повреждении или утрате перевозимого груза.
С момента передачи отправителем груза экспедитору и до вручения грузополучателю, перевозчик несет ответственность за перевозимый объект и обязан возместить причиненный ущерб. Кроме эпизодов форс-мажора.
В статье 796 ГК РФ, определяется величина компенсации со стороны перевозчика при повреждении или утере груза.
- При частичной или полной утере сумма компенсации равняется стоимости утерянного груза или его недостающей части.
- Размер компенсации при повреждении определяется как величина, на которую уменьшилась стоимость груза.
- Если поврежденный груз восстановить невозможно, то компенсация равняется стоимости груза.
- Компенсация утерянного груза с объявленной ценностью, возмещение равняется сумме заявленной ценности.
В Постановлении Правительства России от 15.04.2011 № 272 с поздними редакциями содержится информация о:
- правилах заключения договоров перевозки,
- сроках перевозок,
- последовательности составления актов,
- правилах подачи претензий.
Составим правильный иск за 1 день.
Важно обратить внимание, что право на предъявление иска для каждой категории споров (воздушные, автомобильные, железнодорожные и пр.), конечно же, после благополучно выполненных действий по выставленной претензии — имеют разные субъекты спора. Для точного определения надлежащей стороны это необходимо выяснить у юриста. Есть ряд Обобщений судебной практики, которые также следует учитывать при подготовке исков и доказательной базы к судебным заседаниям.
Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами» (ст. 797 п. 3 ГР РФ). Исковое заявление в Арбитражный суд может быть предъявлено грузоотправителем или грузополучателем в случае спора, при полном или частичном отказе перевозчика в удовлетворении полученной претензии или при отсутствии ответа от перевозчика в 30-дневный срок.
Кто несет ответственность за повреждения при доставке?
С самой простой точки зрения перевозчик несет ответственность за груз, когда он забирает на перевозку товар у продавца. Покупатель берет на себя ответственность, когда подписывает документ о получении посылки после доставки, заявляя, что груз находился в хорошем состоянии, когда он его получил.
Решение проблемы полной ответственности в любой ситуации потребует дополнительной страховки. Другой тезис заключается в том, что в целом ответственность ограничивается прямой стоимостью груза, поскольку она не может включать потерю будущей прибыли, убытки, понесенные из-за задержек, или большинство других видов убытков, которые непосредственно не связаны со стоимостью груза.
Для поставок в пределах России перевозчик несет ответственность за стоимость продукта, указанную в коносаменте. Для международных перевозок могут существовать ограничения ответственности, если это специально не оговорено в договоре перевозки.
Когда товар попадает в руки покупателя, покупатель может отказаться от него, если обнаружит повреждение. В этом случае они немедленно сообщают продавцу, и тогда это обычно становится проблемой между продавцом и перевозчиком. За большую часть ущерба несет перевозчик, если только перевозчик не утверждает, что упаковка была некачественной.
Взыскание расходов на представителя (юриста) в приказном производстве.
Условия взыскания долга в порядке приказного производства, применительно к договорам перевозки и транспортной экспедиции:
Перед началом взыскания долга необходимо изучить имеющиеся доказательства наличия и размера долга, а также проанализировать должника на предмет наличия реальной возможности исполнить решение суда, потому что выиграть суд и получить деньги — не одно и то же.
- в размере суммы, на которую понизилась документально подтвержденная стоимость груза, если груз принят без объявленной стоимости;
- в размере суммы, на которую понизилась объявленная стоимость, если груз принят с объявленной стоимостью;
- при невозможности восстановления груза в размере документально подтвержденной стоимости либо в размере объявленной стоимости (если ценность заявлялась отправителем).