Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 12.13. Нарушение правил проезда перекрестков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На дороге может не быть разметки. В данной ситуации водителю трудно сориентироваться, где его полоса. Визуально на дороге необходимо выделить три полосы. При этом передвигаться можно по любой из них. Однако перед тем как пересечь перекресток, нужно перестроиться в одну из двух разрешенных знаком. В противном случае можно получить штраф за нарушение рядности движения в размере 500 рублей.
Актуальные суммы штрафов
Следующие ситуации так или иначе связаны с нарушением рядности и поэтому за действия подобным образом всегда накладывается штраф. Актуальные на сегодняшний день штрафные санкции:
Действие, маневр | Статья КоАП | Сумма взыскания, руб. |
---|---|---|
Нарушение правил движения по полосам вразрез со знаками или разметкой |
12.16 ч. 1 | 500 (или предупреждение) |
Поворот или разворот через непрерывную разметку |
12.16 ч. 2 | 1000–1500 |
Движение на 1-рядной дороге в противоположном направлении | 12.16 ч. 3 | 5000 (или лишение прав на 4–6 месяцев) |
То же, совершенное дважды или более раз на протяжении года после погашения взыскания за первое |
12.16 ч. 3.1 | Лишение на год (по камере — взыскание 5 тыс. руб.) |
Выезд на встречный ряд для объезда препятствия | 12.15 ч. 3 | 1000–1500 |
Выезд на встречку в других случаях | 12.15 ч. 4 | 5000 (или изъятие ВУ на 4–6 месяцев) |
То же, совершенное вторично | 12.15 ч. 5 | Лишение на год (по камере — взыскание 5000 руб.) |
Какой штраф ГИБДД за знак движение по полосам и нарушение рядности движения в 2021 году
Знаки «Движение по полосам» – это целый комплекс указателей того, в каком направлении может ехать водитель. Они похожи друг на друга: на каждом изображена белая стрелка на синем фоне.
ПДД дает краткое определение этим знакам, но более точную информацию по их применению и значению содержит ГОСТ 52289-2004:
Номер | Значение |
5.15.1 | Определяют направление на перекрестках и участках с круговым движением, где этого требует высокая интенсивность автомобильного трафика. Указывают, из какого ряда разрешено поворачивать направо или налево, разворачиваться, ехать прямо. Регулируют только потоки транспорта в одном направлении. |
5.15.2 | |
5.15.7 | Показывает направление движения, если дорога имеет неравное количество противоположных рядов или их больше 4. Знак с двумя стрелками часто ставят на участках, на которых не всегда интуитивно понятно, в какую сторону разрешено ехать. |
Штраф за нарушение рядности
Размер штрафа в 2021 году зависит от многих факторов. Например, учитывается история вождения человека (был ли он оштрафован прежде и за нарушение каких правил и т.д.), обстоятельства ситуации. Однако водитель, допустивший нарушение правил безопасности получит штраф в размере от 500 руб до 5000 руб. Чтобы более подробно ознакомиться с суммами штрафов и их детализацией, следует ознакомиться со списком:
- 500 руб – игнорирование разметки, нанесённой на полотно дороги и следование по разделительной полосе;
- 500 руб. – в случае наезда на сплошную при выполнении маневра, смена ряда;
- 1500 руб. – нарушение рядности во время поворота;
- 1500+500 руб. – поворот не с той полосы +не включен т.н. «поворотник»;
- 1500 руб. -неверное выполнение поворота при следовании по полосам;
- 1500 руб. – обгон при действующем на этом участке дороги запрещающем знаке;
- 1500 руб. – выезд на «встречную» полосу;
- 1500 руб. (3000 руб. – для жителей г. Санкт-Петербурга и г. Москва) -выезд на полосу, предназначенную для движения общественного транспорта;
- 2500 руб. – выезд на дорожку для велосипедистов;
- 5000 руб. – выезд на «встречную» полосу при обгоне, игнорирование знаков разметки и информационной таблички.
Кроме штрафа водителя может ждать временное лишение водительских прав на срок от четырёх месяцев до полугода. При повторном нарушении – изъятие удостоверения на год.
Такие штрафы ждут тех, кто не готов следовать правилам дорожного движения. Важно помнить о том, что создавались они специально для того, чтобы организовать грамотное и безопасное движение на дороге. В случае нарушения правил одним человеком, будут страдать и все остальные, т.к. это создаёт лишние стрессовые ситуации и заставляет других водителей нарушать ПДД.
Как не получить штраф
Указатели, которые находятся перед перекрестками, в большинстве случаев приводят к тому, что водитель теряется. Он не успевает среагировать на них и совершает неправильный проезд перекрестка. Это замечает инспектор ГИБДД и останавливает транспортное средство с целью наказать водителя. Избежать ответственности за подобное правонарушение или исключить возможность его совершения можно, если запомнить несколько нюансов.
- Если при перестроении водитель обращал внимание на знаки, а не на запрещающую разметку, то назначение штрафа неправомерно, так как знак главенствует над разметкой.
- Ограничения на скорость действуют только на ту полосу, на которой он установлен, по другой полосе можно ехать с иной скоростью, не запрещенной ПДД.
- Перестраиваться на перекрестке с круговым движением, оборудованным знаками для каждой полосы с направлением движения, можно в любое время; съехать с данного перекрестка можно только с крайнего правого ряда, если знак не указывает на совершение съезда иным образом.
- Дорожное полотно с тремя и более полосами для движения оборудуется не только основными, но и предупреждающими знаками, которые должны находиться на расстоянии 50-150 метров от основных. В противном случае, если водитель не успел перестроиться, ему предоставляется право на обжалование протокола об административном правонарушении.
Комментарии к ст. 12.13 КОАП РФ
1. Объектами рассматриваемых административных правонарушений являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения.
2. Объективная сторона административного правонарушения, указанного в ч. 1 данной статьи, выражается в выезде на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении. Затор может быть связан со многими причинами: недостаточной пропускной способностью конкретного участка дороги, дорожно-транспортным происшествием, сужением проезжей части из-за проводимых на дороге ремонтных работ и т.п. Он может возникнуть не на самом перекрестке, а непосредственно за ним. Поэтому водитель, исходя из требований п. 13.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.), должен всегда прогнозировать возможное развитие ситуации и не выезжать на перекресток при разрешающем сигнале светофора, чтобы не усугублять обстановку.
3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 рассматриваемой статьи, выражается в невыполнении требования Правил уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков.
Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи.
В соответствии с п. 8.5 Правил перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение. Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам (п. 8.8 Правил).
Правила дорожного движения Российской Федерации жестко регламентируют порядок проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков. В п. п. 13.4, 13.5, 13.6, 13.8, 13.9, 13.11, 13.12 Правил определена очередность проезда перекрестков при одновременном подъезде к нему как безрельсовых транспортных средств, так и трамваев. При этом водитель трамвая имеет преимущество при проезде перекрестков по отношению к водителям других безрельсовых транспортных средств, за исключением случаев, указанных в п. 13.6 Правил.
4. Субъектом комментируемых правонарушений являются водители транспортных средств.
5. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной.
6. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющими специальное звание (ст. 23.3).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
Чем регламентируется рядность движения
На помощь автомобилистам призваны знаки и дорожная разметка. Ориентируясь на них, водитель выбирает правильный способ передвижения. Все информационные знаки и таблички условно можно разделить на такие группы:
- указатели поворотов. Устанавливают перед поворотами на трассах, а также перед перекрёстками;
- знаки, ограничивающие скорость движения транспортных средств по определённому ряду или всей ширине дороги;
- информационная табличка, указывающая направление проезда на участке дороги. Широко применяется при организации одностороннего движения;
- направление транспортного движения по рядам. Устанавливают в том случае, если на участке дороги неравномерное число полос для следования в разные стороны;
- знаки, сообщающие о начале и завершении дорожной полосы;
- информационные таблички, ограничивающие передвижение некоторых видов ТС в определённое время на конкретном участке дороги.
Стоит помнить о тех случаях, когда информация на табличках противоречит разметке. В таких случаях следует действовать по указаниям знака. Даже в том случае, когда на дороге расположены временные знаки, необходимо придерживаться их.
При отсутствии специальных знаков необходимо ориентироваться на указания дорожной разметки.
Взаимное перестроение по ПДД
Взаимное перестроение в разделах ПДД отдельно не рассматривается, значит, оно выполняется, как предписывают пункты 8.1 и 8.4. Но здесь тоже могут быть нюансы:
- Необходимость смещения двух машин в одну полосу. Если авто A стремится с крайне левой через центр на правую, и в это время маневр осуществляет машина B с правой на среднюю, водитель первой должен уступить.
Здесь обязательно выполняется требование п.8.4 «Правил…».
- Необходимость осуществления маневра через несколько полос. Если автомобилю нужно переместиться с одной крайней на другую через центр, следует контролировать все участки. Потому что требование уступать едущим прямо по неизменной траектории и приближающимся справа не отменяется. Важная деталь действия: поворотник должен быть включен до тех пор, пока машина не окажется на нужном месте.
Сложность может представлять также рассматриваемый маневр перед перекрестком. Он здесь разрешен, ведь речь не об обгоне, а всего лишь перемещении на соседнюю полосу. Правила работают те же: уступать следующим по ряду строго прямо и автомобилям справа. Но водителю нужно быть особенно внимательным и постараться завершить действие до въезда на перекресток. Иначе на пути может оказаться транспорт, едущий по пересекающейся дороге.
Если он приближается справа, его направление главное, ему тоже уступают.
На дороге может не быть разметки. В данной ситуации водителю трудно сориентироваться, где его полоса. Визуально на дороге необходимо выделить три полосы. При этом передвигаться можно по любой из них. Однако перед тем как пересечь перекресток, нужно перестроиться в одну из двух разрешенных знаком. В противном случае можно получить штраф за нарушение рядности движения в размере 500 рублей.
Особого внимания заслуживает знак, определяющий полосу, предназначенную для отдельного вида транспорта. Иногда его можно проигнорировать, но в большинстве случаев водителю назначается штраф за езду по автобусной полосе.
При отсутствии особого знака, означающего запрет, допускается совершить маневр (поворот налево или разворот), применяя для этого крайнюю левую полосу трамвайных путей. Также разрешается развернуться с крайней левой полосы, если на ней установлен знак «Поворот налево».
В каких случаях можно оспорить штраф
Чтобы отменить наказание или максимально смягчить его, нарушитель в течение 10 суток с вынесения постановления должен опротестовать его руководителю подразделения Госавтоинспекции или в суде. В следующих случаях сделать это нужно обязательно:
- Если штраф за нарушение знака выписан на имя собственника, хотя в действительности проступок допустил водитель. В суде или инспекции это п одтверждается доверенностью на управление авто, договором лизинга, показаниями свидетелей и др.
- Если неправильный маневр был совершен при крайних обстоятельствах, например для ухода от ДТП. И если предотвращенный вред значительнее, чем фактически нанесенный водителем.
- Если инспектор ГИБДД при оформлении нарушения знака «Направление движения по полосам» совершил грубые процессуальные ошибки: например не привлек двух понятых и не вел видеозапись.
Можно ли обжаловать штраф?
Нередко водители не соглашаются со штрафами, так как уверены, что не совершали серьезного правонарушения. Чтобы отстоять свои права, необходимо следовать некоторым рекомендациям юристов. К ним относится:
- полностью избежать наказания при наличии доказательств у автоинспекторов не получится, но можно его смягчить, поэтому судьей может уменьшаться размер штрафа или отменяться лишение прав;
- нередко водители просто не замечают сплошную линию, так как она плохо видна по причине плохого качества краски, поэтому желательно сразу после получения постановления от работника ГИБДД сфотографировать линию, так как сделанные фотографии будут выступать в качестве доказательства невиновности водителя в суде;
- в качестве доказательств могут использоваться записи с видеорегистратора, доказывающие, что увидеть разметку было невозможно;
- разметка, имеющаяся на дороге, должна точно соответствовать ГОСТу, поэтому если ее трудно различить или она является блеклой, то этом может стать основанием для оспаривания наказания за ее пересечение;
- желательно сразу в протоколе указывать, что водитель просто не увидел разметку, поэтому нарушение не было намеренным;
- если обгон начался на прерывистой линии, но закончился на сплошной, то часто автоинспекторы наказывают водителей за пересечение линии, хотя у автомобилиста просто отсутствует возможность поступить иначе, поэтому важно ссылаться при составлении протокола на ст. 11.4 ПДД, где указывается, что водитель после обгона должен занять прежнюю полосу движения;
- нередко можно доказать, что для пересечения линии у водителя имелась крайняя необходимость, например, если на дороге обнаружена значительная яма или другие препятствия, поэтому если бы водитель не пересек сплошную, то он мог бы нанести непоправимый урон своему автомобилю;
- часто вовсе приходится сталкиваться с тем, что камеры видеонаблюдения неверно определяют номер машины, поэтому высылается штраф гражданину, который вовсе не ездил на конкретном участке дороге, поэтому отменить такое наказание не составит труда.
Спорные ситуации на дороге при пересечении двойной сплошной
Помимо разрешенных маневров, пересечение двойной сплошной может быть спорным – когда двойная сплошная пересекается вроде оправдано, но правила все равно нарушает. Выписывается штраф, но человек понимает его несправедливость и обращается в суд. Чтобы не потратить свое время и усилия впустую, нужно разбираться, в каких ситуациях водитель действительно имеет все шансы доказать свою правоту.
Чаще всего спорные ситуации возникают, если на дороге разметка давно не обновлялась и стала почти незаметной. Если дорога незнакома, водитель просто мог не увидеть, что он нарушает при развороте или пересечении, и получит наказание не по своей вине. Подтвердить свою правоту можно не только с помощью дорожных камер, но и с помощью собственного видеорегистратора. Когда линии не отвечают стандарту ГОСТ Р 51256-2011, штраф могут полностью снять.
Сделайте все, чтобы исключить фальсификацию документов. Стоит снять саму дорогу, свою машину и машину ДТС. На камере нужно выставить время и дату, когда составляется протокол. Но помните, обжалование возможно только за 10 суток после получения штрафа или лишения прав – позже документы не примут. Кстати, не соглашайтесь на более слабую меру наказания, поскольку так признаете себя виноватым.
В любом случае постарайтесь не нарушать запрет на пересечение двойной сплошной. Тогда не придется думать, как обжаловать дело в суде, доказать свою невиновность и сесть за руль снова.
Получить юридическую помощь по вопросу двойной сплошной разметки можно на нашем сайте.
Есть немало нарушений, которые ошибочно квалифицируются по ст. 12.15, при этом не подходящих под эту статью. Для того чтобы не попасться на уловки неграмотных или хитрых сотрудников ДПС, необходимо твердо знать ПДД и свои права. Рассмотрим несколько примеров.
Движение по разметке. Если сотрудник ДПС вменяет вам движение по встречной полосе и предлагает передать дело в суд, а вы уверены, что двигались по разметке — сообщите ему об этом. Движение по разметке попадает под действие ч. 1 ст. 12.15 КоАП:
Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
В данном случае налицо нарушение пункта 9.7 ПДД.
Возможные имущественные последствия для нарушителей
О последствиях нарушений по ст. 12.13 КоАП РФ красноречиво расскажет решение № 2-579/2019 от 28.06.2019 г. по делу № 2-579/2019 Чердаклинского районного суда Ульяновской области. Водитель не уступил дорогу транспортному средству, имеющему преимущества, что привело к ДТП. В результате ему пришлось оплатить возмещение ущерба страховой компанией из собственных средств.
На момент ДТП гражданская ответственность ответчика застрахована не была, поэтому страховщик воспользовался правом требовать взыскания с него выплаченной суммы страхового возмещения в порядке регресса, в соответствии со ст. 1081 ГК РФ.
Кроме этого пп «д» п. 1 ст. 14 ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств» установлено, что страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если указанное лицо не было включено в договор обязательного страхования.
В общей сложности суд присудил взыскать с ответчика 188400 руб., в силу возмещения страховой выплаты и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4968 руб.
Аналогичное решение № 2-1358/2019 2-1358/2019~М-667/2019 М-667/2019 от 28.06.2019 г. по делу № 2-1358/2019, вынесенное Индустриальным районным судом г. Перми, интересно тем, что даёт трактовку понимания возмещения убытков применительно к случаю причинения вреда ТС. Под этим следует понимать восстановление состояния, в котором потерпевший находился бы, если бы его право собственности не было нарушено. Это означает, что ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного ТС. Ответчиком по этому делу был так же водитель, нарушивший ч. 2 ст. 12.13 КоАП РФ.
В деле присутствует и абзац о том, что замена поврежденных в ДТП деталей автомобиля, застрахованного у истца, на новые не является неосновательным обогащением потерпевшего за счет причинителя вреда, поскольку такая замена направлена не на улучшение транспортного средства, а на восстановление его работоспособности, функциональных и эксплуатационных характеристик.
Всё это говорит о том, что 1000 рублей штрафа, которые устанавливает ст. 12.13 КоАП РФ — это расходы, которые не идут ни в какое сравнение с тем, что ждёт причинителя вреда в случае, если суд удовлетворит иск страховой компании о возмещении её расходов.
Не редкость, когда спорные ситуации, заставляющие нарушить ПДД, происходят из-за неверной организации движения. Например, знак главной дороги может быть размещен на выезде с прилегающей территории, но такое пересечение дорог перекрестком не считается. Водителю, введенному в заблуждение и получившему штраф за неверную оценку ситуации, рекомендуется при разбирательствах особенно указывать на тот факт, что движение по дороге организовано неверно.
Не редкость, когда инспектора ГИБДД пытаются ввести водителей в заблуждение, вменяя им, что перед проездом перекрестка они неверно остановились. Водитель между тем уверен, что он остановился точно перед стоп-линией и не выехал на перекресток. Если только нарушение не было зафиксировано при помощи фото или видео, старайтесь доказать, что остановка была совершена правильно. На практике расположение сотрудников ГИБДД редко позволяет в точности определить, верно ли была совершена остановка авто.
Справка! Для доказательства вины водителей инспектора ГИБДД могут применять выполненные непосредственно на месте нарушения фотографии или видеоматериалы.
Показания свидетелей, взятые на месте нарушения, применяются реже. Не всегда возможно организовать их.
Когда, где и как можно оплатить штраф
Назначенный сотрудником ГИБДД штраф можно оплатить в любой день установленного срока. Чем раньше, тем лучше (как показывает судебная практика). Законом предусмотрены 2 вида выплаты денежной суммы – в размере 100% и 50% от общей цифры.
100% нарушителю придется заплатить в случае грубого проступка. Сюда входит езда в нетрезвом виде (как отягчающее обстоятельство), ранее имел просроченные штрафы и пени, является участников ДТП (аварии).
В данной ситуации гражданин не сможет воспользоваться специальными условиями. Также необходимо смотреть региональные нормы права. Например, в Московской области на нарушение парковки (если есть разметка, обозначающие знаки) сумма штрафа равна 2500 рублей. Выплатить ее нужно будет сразу в полном объеме.