Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сущность, содержание и виды социального страхования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В современной экономической системе реализация сущности механизма социального обеспечения, который имел место во времена СССР, невозможна по объективным причинам, в частности из-за того, что государство имеет ограниченные полномочия по вмешательству в экономический сектор. Соответственно, при рыночной экономике возможно только социальное страхование.
Роль и значение в рыночной экономике
Само понятие обязательного социального страхования – ОСС – уже раскрывает его роль, сущность и значение в экономике рыночного типа:
- предоставление дополнительного стимула для экономического развития субъектов предпринимательства, в сущности, из-за снижения отчислений в собственные страховые фонды, занимающиеся перераспределением средств между их участниками (за счет ликвидации последствий страховых рисков государственными внебюджетными фондами);
- способствование появлению новых сфер деятельности, новых рабочих мест, снижению безработицы;
- обеспечение непрерывности и сбалансированности производственного процесса;
- формирование дополнительной отрасли экономики со значительным оборотом денежных средств от общего объема ВВП страны.
Главной задачей и функцией фондов соцстрахования считается обеспечение финансовой поддержки тем категориям застрахованных лиц, которые по различным обстоятельствам временно или навсегда лишились трудоспособности.
В целях финансового обеспечения таких категорий граждан в функциональные задачи фонда входит:
- Обеспечение временных пособий;
- Выплата пособий по временной нетрудоспособности вследствие болезни;
- Обеспечение выплат по родовым сертификатам;
- Выплата пособий матерям, ухаживающим за маленькими детьми;
- Обеспечение финансовой поддержки при санитарно-курортном лечении льготных категорий;
- Содействие в финансировании приобретения инвалидных средств, протезных конструкций и средств реабилитации;
- Выплата пособий при рождении детей.
Задачами фонда могут считаться и другие виды финансовой поддержки, включающие выплаты денежных средств детям застрахованных лиц для курортного оздоровления, доплаты при оказании первичной медицинской помощи, доплаты при диспансеризации трудоспособных застрахованных лиц.
Организационными задачами таких организаций есть содействие в реализации федеральных социальных программ, направленных на оздоровление населения, сохранность здоровья, реабилитацию после медицинского лечения.
Социальное страхование как система, регулируемая государством, возникла в условиях определенного уровня развития общества, экономики и финансовых отношений, и это можно рассматривать как отличное изобретение общества и экономистов, поскольку оно отражает объективные потребности и интересы его развития.
Институт социального страхования является результатом преднамеренного применения страховых отношений с целью государственного регулирования влияния социальных рисков. В процессе развития социальное страхование превратилось в независимую систему, отличную от чисто страховки и системы, основанной на принципах социальной помощи. Сложность финансовых и организационных процессов взаимодействия в рамках единой системы не получила адекватной научной оценки, а сама концепция «социального страхования» интерпретируется в диапазоне от социального обеспечения до всех возможных форм страхования социальных рисков [5].
Социальное страхование является наиболее важной отраслью гуманитарных и экономических знаний, направленных на понимание состояния и процессов жизнеобеспечения людей в течение их трудовой жизни и в период после трудовой деятельности.
С финансовой точки зрения мы определили социальное страхование как систему отношений для перераспределения национального дохода, которые состоят в формировании специальных страховых фондов за счет обязательных страховых взносов работников и работодателей и использования средств чтобы компенсировать потерю трудового дохода из-за определенных универсальных социальных рисков. За счет организации социального страхования удалось компенсировать социальные риски путем перераспределения части национального дохода между отдельными группами населения в автономном режиме из других процессов перераспределения с учетом меры социального риска и количества трудовое участие каждого члена общества в формировании национального дохода [7].
Со страховой формой социальной защиты работника необходимыми ресурсами для воспроизводства рабочей силы в случае страхового случая выделяется сама рыночная система. Социальное страхование играет важную роль в социально-экономическом аспекте общества –– оно создает необходимые условия для воспроизводства трудовых ресурсов.
Объектом страховой защиты социального страхования являются имущественные интересы, связанные с потерей заработной платы (дохода) для занятых или необходимостью дополнительных расходов.
С экономической точки зрения социальное страхование действует как институт экономической и социальной защиты, который включает в себя механизмы:
− страхование (накопление страховых резервов для покрытия будущих расходов);
– прогнозирующая оценка и статистика страховых случаев, распределение потерь между теми, кто подвергается риску;
– социальная защита, организованная на основе сочетания принципов солидарности и возмездия в рамках общественной взаимопомощи [8].
В социально-политическом аспекте социальное страхование является способом реализации конституционного права граждан на материальную безопасность в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.
В системе социального страхования, исходя из его характера, каждый субъект социально-экономических отношений осознает свою заинтересованность:
– работники и члены их семей могут полагаться на страховое покрытие солидарности в случае потери дохода;
− работодатели, вносящие страховые взносы (в качестве формы оплаты), защищают себя от сбоев в работе рабочей силы и считают себя ответственными за формирование социального мира;
– государство, делегируя через право создавать общества взаимного страхования для социальных субъектов, уходит от себя как организатор социальной защиты работающих граждан и снижает свою ответственность за социальный мир на роль контролера и арбитра [6].
Но социальное страхование включает в себя не столько выплату денег и компенсацию, сколько создание правовых и экономических условий, которые стимулируют желание работать эффективно, тем самым обеспечивая человека и его благополучие, и благосостояние всего общества, способствуя защите трудовые права, осуществление основных социальных гарантий в областях доходов населения, а также избежание массовой безработицы.
Основой любой национальной системы социальной защиты, в зависимости от выбранного в обществе метода управления социальным риском, является сочетание двух элементов социальной защиты: социальной помощи и социального страхования. Это определяет методы схем финансирования и совокупность условий, при которых граждане имеют право на получение пособий.
По данным МОТ, система социального страхования как института социальной защиты имеет ряд важных преимуществ:
— вовлечение работников в финансовом и моральном плане в процессе защиты их здоровья и умения работать;
— создание специализированных (и, следовательно, высокоэффективных) страховых организаций, которые занимаются исключительно профилактикой, медицинским обслуживанием и предоставлением денежных пособий, предоставляемых той же организацией;
— обеспечение определенных прав (и, таким образом, сохранение чувства собственного достоинства вкладчиков), который защищает от произвольных решений органа, ответственного за выплату пособий;
— гарантия платежей путем деления определенных ресурсов и распределения затрат в течение длительного периода в соответствии со страховыми расчетами.
Основные предметы социального страхования представлены на рисунке 1:
— застрахованным лицом является лицо, которому поручено уплатить страховые взносы на социальное страхование;
— страховщик является некоммерческой организацией, созданной с целью защиты страхового контингента;
— застрахованное лицо является физическим лицом, имеющим право на определенные виды страхового покрытия в связи с фактом выплаты страховых премий за социальное страхование.
Список использованных источников
- Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
- Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 31.12.2017) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // СПС «КонсультантПлюс»
- Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах обязательного социального страхования»// СПС «КонсультантПлюс»
- Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
- Агеева Е.В. Социальное страхование: курс лекций/Е.В. Агеева. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013. — 121 с.
- Алехина Е.С. Система обязательного социального страхования России: процессы становления и проблемы развития / Е.С. Алехина // Финансы и кредит. — 2014. — №4. — С. 73-79.
- Антропов В.В. Социальное страхование: учебное пособие. — Москва: Московский гуманитарный университет, 2012. — 127 с.
- Балабанов И.Т. Страхование / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. — СПб.: Питер, 2013. — 250 с.
- Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2015. — 352 с.
- Гусов А.З., Казахова К.К. Финансовые основы обязательного социального страхования.//Ученые записки Российской Академии предпринимательства: Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России: Сб. науч. Трудов. Вып. ХXVII. — М.: Российская Академия предпринимательства; Агентство печати «Наука и образование», 2011
- Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения: учеб. 3-е изд. М., 2014. С. 37-39.
- Захаров, М. Л. Социальное страхование в России. Прошлое, настоящее и перспективы развития / М.Л. Захаров. — М.: Проспект, 2016. — 310 c.
- Захарова Т.И. Социальное страхование и социальная защита: учебное пособие. — Москва: Евразийский открытый институт, 2010. – 24 с.
- Казахова К.К. Социальное страхование как инструмент социальной защиты населения. // Ученые записки Российской Академии предпринимательства: Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России: Сб. науч. трудов. Вып. ХXVI. — М.: Российская Академия предпринимательства; Агентство печати «Наука и образование», 2011
- Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: учеб. пособие. 3-е изд. М., 2015. С. 5.
- Пантелеева А.П. Основы страхования: учеб. пособие для студ. финанс. — эконом. фак-та спец. 080105 «Финансы и кредит» всех форм обучения / А.П. Пантелеева; Псковск. гос. политех. ин-т. — Псков: Изд-во ППИ, 2015. — 250 с.
- Роик, В.Д. Основы социального страхования / В.Д. Роик. – М. : Анкил, 2015. – 256 с.
Существует две формы социального страхования:
- Обязательное страхование;
- Добровольное страхование.
Обязательное социальное страхование — это вид государственных социальных гарантий, которые обеспечиваются посредством целевых внебюджетные (государственных или общественных) фондов.
Под обязательным социальным страхованием можно понимать систему социальной защиты граждан, состоящую в страховании работающего населения от изменения социального и/или материального их положения, в частности, по независящим от них причинам. Если расшифровать подробно, сюда относится страхование при наступлении нетрудоспособности в связи с инвалидностью, безработицей, наступлением пенсионного возраста, болезнью, материнства.
В обязательном социальном страховании действует принцип неполного самофинансирования. Если фонд имеет дефицит, то государство помогает фонду средствами государственного бюджета.
Можно выделить несколько проблем, присущих обязательному социальному страхованию в Российской Федерации на сегодняшний день:
- Во-первых, наблюдается доминирование роли государства в управлении данной системой;
- Во-вторых, весьма существенная проблема – это несбалансированный характер финансовых ресурсов, которые имеют тенденцию к уменьшению;
- В-третьих, невысокая степень страховой защиты, которая не соответствует реальному уровню жизни.
Таким образом, необходимо снизить роль государства в управлении обязательным социальным страхованием, для того, чтобы более активно развивать институт негосударственных фондов. Далее, с целью роста финансовых ресурсов, усилить ответственность работодателей за использование нелегальных схем при расчете заработной платы, механизма серых и черных зарплат, повысить прозрачность экономической системы в целом.
Государство является гарантом устойчивости социальных фондов и программ обязательного социального страхования.
Обязательное социальное страхование подразделяется на два вида:
- Общее страхование;
- Профессиональное страхование.
Общее обязательное страхование – это вид страхования, который имеет сферу распространения на всех лиц, которые работают по трудовому договору / контракту.
Обязательное профессиональное страхование – вид страхования, который распространяется на лиц, работающих в сферах, связанных с повышенным травматизмом, особо опасными условиями труда.
Страховые взносы и материальное обеспечение в обязательном профессиональном страховании значительное выше, чем в обязательном общем страховании.
Добровольное социальное страхование — это вид страхования, которое имеет в своей основе принцип коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства.
Черты добровольного социального страхования:
- демократизм и самоуправление в сфере управления страховыми фондами;
- социальное партнерство работодателей и наемных работников;
- тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей.
Сегодня фонды добровольного социального страхования чаще всего рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию. Это связано с недостаточным уровнем гарантий со стороны государства в системе обязательного социального страхования и высоким уровнем доходов страхователей. Такое взаимное дополнение фондов позволяет недостатки одного вида страхования компенсировать достоинствами другого.
Так же в государстве существуют вид частного страхования как разновидность добровольного личного страхования граждан. Частное страхование действует за счет взносов физических и юридических лиц, частных страховых компаний пенсионных фондов.
Принципы частного страхования:
- рыночная эквивалентность индивидуальной оценки социального риска;
- зависимость размера возмещения от индивидуальной платежеспособности застрахованного лица;
- взаимосвязь программы страхования с размером индивидуального взноса застрахованного лица.
Частным страхованием занимаются обычно коммерческие страховые компании.
В стране с развитой рыночной экономикой система страхования включает в себя государственные, коллективные и частные институты, коммерческие и некоммерческие общества.
Обязательное пенсионное страхование
Согласно действующего законодательства под обязательным пенсионным страхованием понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Особенности организации взаимоотношений при обязательном пенсионном страховании для плательщиков страховых взносов – работодателей устанавливаются законодательно.
Пенсионное страхование представляет собой один из социально значимых видов личного страхования. Пенсия как выплата после прекращения трудовой деятельности гражданина является, по сути, его замещенным доходом.
Основой построения пенсионной системы является риск старости – самый крупный социальный риск в рыночных условиях. Для пожилых людей основным источником доходов является пенсия. В связи с этим становится важным оптимальное функционирование созданных, создаваемых либо реформируемых пенсионных систем.
Основными задачами реформирования в России государственной пенсионной системы были определены следующие: усиление страховых принципов в перераспределении средств Пенсионного фонда России (ПФР); создание устойчивой бюджетно-финансовой системы государственного пенсионного обеспечения;
оптимизация структуры расходов ПФР; ликвидация обязательств, которые не обеспечены уплаченными взносами и не имеют страховой характер; организация соответствия механизмов учета пенсионных прав застрахованных лиц и формирования пенсионных обязательств ПФР, исходя из обеспечения сбалансированности бюджета ПФР.
За рассматриваемый период в сформированную пенсионную систему государство не раз вносило корректировки вектора ее развития, имея конечной целью вносимых пенсионных преобразований достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов для инвестиций в социальную систему.
Новая пенсионная система призвана в целом положительно повлиять на уровень жизни населения. Ожидается, что граждане будут мотивированы к большей трудовой активности.
В рамках существующей в России модели пенсионной системы (распределительно-накопительной) формируются такие виды пенсий, как страховая пенсия (по старости, по инвалидности, по потере кормильца) и накопительная пенсия.
Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц – заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами законодательства.
Страховая пенсия определяет формирование пенсионных прав застрахованного лица, а поступившие средства направляются на выплату пенсий современным пенсионерам, тем самым предоставляя возможность выполнить обязательства ПФР перед нынешними пенсионерами. Предполагается, что сформированные за весь трудовой период права будут финансировать аналогичным образом последующие поколения. Обслуживает соответствующий пенсионный счет ПФР. Страховая часть трудовой пенсии подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом инфляции и средней заработной платы в стране.
Следует учесть изменения, которые были внесены в законодательство с 2010 г.,
а именно: страховая часть трудовой пенсии делится на солидарную и индивидуальную:
1) солидарная часть страховой пенсии, аккумулируется на общем, солидарном счете ПФР и направляется на формирование фиксированной выплаты (ФВ) страховой пенсии и резервов ПФР;
2) индивидуальная часть страховой пенсии – это расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, его будущая страховая пенсия. Данные средства зачисляются на личный счет застрахованного лица, которыми он фактически распоряжаться не может, и фиксируются в виде пенсионных прав. В реальности данные денежные средства идут на выплаты нынешним пенсионерам. С 2014 г. данные пенсионные права осуществляются в виде накопленных индивидуальных баллов. Накопленные права (баллы) предназначены для будущего личного пользования, т. е. не наследуются.
Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются:
а) достижение пенсионного возраста. Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, правом на которую обладают установленные соответствующим законом профессиональные и социальные категории граждан;
б) наличие страхового стажа;
в) наличие минимальной суммы пенсионных баллов – не менее 30 (с 2025 г.).
Получение права на страховую пенсию зависит от года назначения страховой пенсии (табл. 13).
Количество пенсионных баллов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и страхового (трудового) стажа. За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются пенсионные права в виде пенсионных баллов.
Страховая пенсия по старости (СП) рассчитывается по формуле:
СП = ИПК СИПК + ФВ,
где ИПК – сумма всех пенсионных баллов, начисленных на дату назначения гражданину страховой пенсии;
СИПК – стоимость пенсионного балла в году назначения страховой пенсии (в 2016 г. – 74,27 руб., ежегодно индексируется государством);
ФВ – фиксированная выплата.
Таблица 13
Год | Минимальный страховой стаж | Минимальная сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов | Максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента | |
---|---|---|---|---|
При отказе от формирования накопительной пенсии | При формировании накопительной пенсии | |||
2015 | 6 | 6,6 | 7,39 | 7,39 |
2016 | 7 | 9 | 7,83 | 7,83 |
2017 | 8 | 11,4 | 8,26 | 5,16 |
2018 | 9 | 13,8 | 8,70* | |
2019 | 10 | 16,2 | 9,13* | |
2020 | 11 | 18,6 | 9,57* | |
2021 | 12 | 21 | 10 | 6,25 |
2022 | 13 | 23,4 | 10 | 6,25 |
2023 | 14 | 25,8 | 10 | 6,25 |
2024 | 15 | 28,2 | 10 | 6,25 |
2025 и позднее | 15 | 30 | 10 | 6,25 |
Виды страхования по объекту
Страхование в зависимости от объекта подразделяется на два вида: личное и имущественное.
Личное страхование представляет защиту от рисков, которые угрожают жизни человека, его здоровью, трудоспособности. Личное страхование делится на два основных вида: страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Кроме того, к личному страхованию относят еще и медицинское страхование.
Отдельно выделяют такой вид страхования жизни, как накопительное страхование, поскольку оно не связано с каким-либо риском, его цель состоит в том, чтобы аккумулировать определенную сумму к указанному в договоре сроку или событию.
Объектом имущественного страхования являются имущественные интересы. К числу этого вида страхования относятся как договора страхования непосредственно от риска повреждения и уничтожения имущества, например, квартиры, дома, дачи, автомобиля (КАСКО), так и договора страхования ответственности. По договору страхования ответственности страховщик возмещает ущерб, нанесенный страхователем третьим лицам.
Одним из примеров таких договоров служит обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств. Объектом страхования по договору ОСАГО являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.
Другими примерами служит страхование ответственности авиа- и железнодорожных перевозчиков на случай порчи или пропажи багажа, нанесения вреда здоровью или гибели пассажиров по их вине.
Имущественные интересы страхователя с точки зрения объекта делятся на три группы, каждой из которых соответствует определенная отрасль страховой деятельности (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением застрахованного. |
Личное страхование |
Страхование жизни |
Страхование от несчастных случаев |
||
Медицинское страхование |
||
Имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом. |
Имущественное страхование |
|
Имущественные интересы, связанные с возникновением расходов при наступлении ответственности страхователя за ущерб, причиненный третьим лицам. |
Страхование ответственности |
Из чего складывается стоимость страховки?
Плата страховщику за его услуги называется страховой премией (страховым взносом, страховым платежом). Страховая премия может уплачиваться единовременно, при заключении договора страхования, или периодическими платежами в рассрочку. Как правило, размер страховой премии, порядок и срок ее уплаты устанавливается при заключении договора и остается неизменным в течение срока его действия.
«Происхождение понятия «страховая премия» (лат. praemium) относится к началу коммерческого страхования (XIV в.), когда первые страховщики (частные лица) оставляли себе полученные от страхователей, обычно купцов, денежные средства при благополучном исходе застрахованной торговой операции в качестве премии за принятый у них риск».12
Размер страховой премии определяет страховщик на основе страховых тарифов. Размеры страховых тарифов определяются либо страховщиком, либо российским законодательством.
Например, предельные уровни страховых тарифов по ОСАГО, структура и порядок их применения страховщиками устанавливаются постановлениями Правительства РФ. Для каждого конкретного договора величина тарифа по ОСАГО зависит от ряда разных факторов, в частности, от территории преимущественного использования транспортного средства, от возраста и стажа водителя, от мощности двигателя автомобиля, от наличия нарушений правил дорожного движения.
Страховые тарифы зависят от уровня риска, который берет на себя страховщик. Чем выше оценивается уровень застрахованного риска, тем больше будет размер страховой премии. Поэтому за ОСАГО больше платят водители с небольшим стажем, так как по статистике они часто попадают в аварии. На том же основании повышенный коэффициент при расчете страховой премии установлен для тех, кто неоднократно нарушал правила дорожного движения и, наоборот, за безаварийное вождение полагается скидка, которая каждый год растет (коэффициент бонус-малус). Наиболее высокие территориальные коэффициенты установлены для жителей Москвы и Санкт-Петербурга, поскольку в этих городах самое напряженное в стране движение на дорогах, соответственно, считается, что здесь и шанс попасть в аварию выше.
Стоимость КАСКО также рассчитывается с учетом возраста, стажа и наличия нарушений правил дорожного движения у водителя. Кроме того, учитываются технические характеристики машины, ее марка, модель и даже цвет с точки зрения статистики угонов.
При заключении договора страхования жизни и здоровья российские страховые компании чаще всего оценивают уровень риска по возрасту: самый низкий тариф устанавливают для людей в возрасте примерно до 36 лет, а чем старше, тем выше будет размер страховой премии. Также стоимость страховки могут повышать такие факторы, как лишний вес, курение, хронические заболевания, увлечение экстремальными видами спорта.
Выбор страховой суммы
Под страховой суммой понимается денежная сумма, исходя из которой определяются размеры ежемесячных страховых взносов и страхового обеспечения.
В новой модели предусмотрен выбор страховой суммы: то есть по сути гражданин сам определяет, какой размер выплат в случае болезни он хотел бы получать и исходя из этого уплачивает страховые взносы.
С учетом специфики работы самозанятых предусмотрели возможность оформлять «страховые каникулы», оформлять страхование в приложении «Мой налог» буквально в один клик, как это сейчас происходит с государственным добровольным пенсионным страхованием.
Гражданин может сам выбирать специальную (твёрдую) страховую сумму – то есть сумму, из которой установлены страховые выплаты. Это может быть:
- 32 484 рубля – 2 МРОТ за полный месяц;
- или 48 726 рублей – 3 МРОТ за полный месяц.
Отметим, что действующая до 01.07.2023 модель предусматривала лишь один вариант такой суммы – МРОТ.
При этом право изменять размер страховой суммы в большую или меньшую сторону предоставлено застрахованному не чаще одного раза в 12 месяцев.
- С 2023 года вместо Пенсионного фонда и Фонда социального страхования начинает работать Социальный фонд России. Единый СФР будет осуществлять те же самые функции, которые выполняли ПФР и ФСС, то есть речь идет о реорганизации структуры.
- Организация и деятельность нового фонда регулируется законом от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ. Вместо отделений ПФР и ФСС будут организованы единые клиентские службы для обслуживания граждан и бизнеса.
- Устанавливается единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов, в 2023 году она составит 1 917 000 рублей.
- Все виды взносов, кроме платежей по профзаболеваниям и травматизму, будут платить по единому тарифу: 30% до достижения предельной базы и 15,1% после ее достижения.
- Работодатели из категории МСП продолжат платить взносы за работников, как и раньше: 30% в пределах МРОТ и 15% с остальной суммы. Минимальная зарплата на январь 2023 года составит 16 242 рублей.
- Отменяются прежние отчетные формы по работникам (СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, ДСВ-3, СЗВ-М, 4-ФСС). Вместо них вводятся новые отчеты: ЕФС-1 и Персонифицированные сведения о физических лицах.
- Страховые взносы за работников по единому тарифу будут платить в другие сроки: 28-ое число следующего месяца (вместо 15-го числа). Сроки перечисления взносов ИП за себя, а также платежей на страхование от травматизма и профессиональных заболеваний, не изменились.
- Новые сроки по уплате взносов и сдаче отчетности за работников есть в календаре бухгалтера.
Виды государственного страхования в 2021 году
Кредитная функция тесно связана с контрольной. По сути, страховщик берет деньги клиентов в долг и формирует за их счет страховые резервы. Средства в этих резервах все еще считаются принадлежащими страхователям.
Согласно контрольной функции, средства фонда используются строго на компенсацию ущерба от страховых случаев. Кредитная же гарантирует возвратность взносов.
feniks.help — Скорая помощь студентам
Страховые взносы — это выплаты, которые осуществляются работодателем в пользу своих работников по обязательным видам государственного страхования. К ним относятся выплаты на пенсионное и медицинское страхование, а также отчисления на случай нетрудоспособности, материнства и производственных травм.
При наступлении страхового случая работник будет получать выплаты от фонда социального страхования. Пенсионные взносы закладывают основу для будущей пенсии человека.
Говоря о сущности страхового взноса,нельзя не упомянуть о его обязательности. Если человек получает доход в виде заработной платы или вознаграждения по гражданско-правовому договору, то на эту сумму администрация, за редким исключением, должна начислить страховые взносы. В противном случае последуют санкции контролирующих органов в виде пени и штрафов.
Кроме того, уплата взносов не ставится в зависимость от гражданства. Так, с дохода нерезидента в установленных законом случаях также удерживаются соответствующие выплаты, независимо от того, сколько времени он работает на предприятии.
Отчисления по некоторым видам страхования носят дифференцированный характер. Например, для предприятий, занятых в определенных сферах экономики, установлены пониженные, по сравнению с обычными, тарифы. Если же имеют место вредные условия труда, то для предприятия это обернется дополнительной нагрузкой в виде повышенной ставки по страхованию от несчастных случаев.
Подробнее о тарифах страхвзносов читайте в материале «Тариф страховых взносов на 2019 — 2020 годы в таблице».
Сущность и структура страховых взносов тесно взаимосвязаны между собой. На сегодняшний день компании должны уплачивать за своих сотрудников и людей, с которыми заключен ГПД, следующие платежи:
- Пенсионный фонд РФ — 22%.
- Фонд социального страхования РФ — 2,9% (в том числе выплаты на случай нетрудоспособности и материнства).
- Фонд обязательного медицинского страхования — 5,1%.
- Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 0,2–8,5% (в зависимости от вредности условий труда).
Учет всех начислений по каждому работнику ведется в специальной карточке.
Страховые взносы рассчитываются в учете на момент начисления дохода, а уплачиваются ежемесячно. Отчетность по ним подается за квартал, полгода, 9 месяцев и год. Если на предприятии работает более 10 человек, то отчетность в Пенсионный фонд подается в электронной форме.
Подробности см. здесь.
Что же касается отчетности в фонд социального страхования, она подается по форме 4-ФСС.
На эту тему смотрите материал «Заполнение формы 4-ФСС за 1 квартал 2020 года»
Покажем, как определить сумму взносов, на простом примере. По итогам месяца работнику была начислена заработная плата в сумме 70 000 рублей. В отношении страхования от несчастных случаев установлена ставка 1%. Тогда расчет будет выглядеть следующим образом:
- Пенсионный фонд — 15 400 рублей (70 000 х 22%).
- Фонд социального страхования — 2 030 рублей (70 000 х 2,9%).
- Фонд обязательного медицинского страхования — 3 570 рублей (70 000 х 5,1%).
- Страхование от несчастных случаев — 700 рублей (70 000 х 1%).
По выплатам в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования в 2020 году установлен максимальный предел начисленного дохода. Так, если работнику за год была начислена зарплата в сумме, превышающей 1 292 000 рублей, то далее в пенсионный фонд перечисляется не 22, а только 10%. То есть, начиная с того месяца, когда достигнут предел, с зарплаты работника будет удерживаться уже 10%.
Что касается Фонда социального страхования, то здесь порог дохода установлен на уровне 912 000 рублей. От суммы его превышения страховые взносы уже не платятся.
Кроме того, отчисления в фонд социального страхования можно уменьшить на сумму начисленного работнику больничного, а также различных пособий (на детей, погребение и т.д.). Не облагаются взносами и компенсационные выплаты, в том числе выходное пособие при увольнении.
Если выплаты по договорам происходят в пользу самозанятых лиц (нотариусов, адвокатов и т.д.), то страховые взносы на сумму их вознаграждения не начисляются. Они вносят все необходимые платежи за себя самостоятельно.
Внебюджетные фонды по своей сути — дополнительные фонды, создаваемые в дополнение к обязательным бюджетным фондам, формируемым государством и его субъектами.
Исторически дополнительные фонды возникли одновременно с образованием основных бюджетов, но наибольшего расцвета достигли в условиях рыночной экономики. Катализатором их развития, как правило, выступало обострение экономических противоречий между субъектами общества: государством и населением, государством и организациями, между организациями и работниками, между отдельными гражданами. При этом целью создания фондов было обособление денежных средств из гласных общепринятых финансовых потоков (бюджетов) для защиты и реализации особых материальных интересов.
К общим причинам образования внебюджетных фондов относятся:
- общественное разделение труда;
- ограниченность жизненных ценностей;
- наличие товарно-денежных отношений.
Соответственно их экономическую основу составляет сочетание частной, коллективной, государственной и другой собственности при господстве частной.
Внебюджетные фонды как специфический общественный институт и как финансовая категория возникли в Российской Федерации в начале 90-х годов XX в. одновременно с началом радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы, с другой — в рамках реформы социальной защиты населения. Этому способствовали сложившиеся неблагоприятные экономические и социально-политические условия:
- дезинтеграция бывшего СССР в 1991 г. с разрывом экономических связей между бывшими республиками и ростом иммиграции из новых государств в Россию;
- системный экономический и политический кризис, сопровождавшийся сокращением национального производства, высоким уровнем инфляции и снижением жизненного уровня населения;
- кризис платежеспособности российских предприятий и бюджетный кризис;
- социально-демографический кризис-депопуляция населения, рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности и др.
Выявление сущности социального страхования — условие необходимое, но не достаточное для формирования и обеспечения эффективного функционирования системы социального страхования. Не меньшее значение имеет определение принципов, на основе которых оно строится. Прежде чем рассмотреть вопрос по существу, остановимся на понятии “принцип”.
Под принципом обычно понимается руководящая идея в политике, теории или основное правило деятельности Возьмем в качестве простого примера принцип толерантности в межнациональных и межрелигиозных отношениях. Он предполагает, что основным правилом отношений между людьми в этой сфере должна быть взаимотерпимость. Следуя этому принципу должны строиться политика государства, отношения на бытовом уровне и т. п.
В процессе развития социального страхования сформировались свои особые принципы его построения и деятельности. Они не являются ни случайными, ни произвольными, так как, во-первых, выработаны практикой и, во-вторых, определяются его сущностью как специфической формы социальной защиты населения.
С 2023 года база для расчета страховых взносов будет единой
С 01.01.2023 вступил в силу новый пункт 5.1 статьи 421 НК РФ (Федеральный закон от 14.07.2022 № 239-ФЗ). Согласно поправкам, для всех взносов (на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (ОПС, ОМС, ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) устанавливается единая предельная величина базы для расчета. Она определяется с учетом размера средней заработной платы в РФ, определенного на соответствующий год, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему коэффициента 2,3 (Федеральный закон от 21.11.2022 № 443-ФЗ). Постановлением от 25.11.2022 № 2143 Правительство РФ определило единую предельную величину базы для исчисления страховых взносов с 01.01.2023 в размере 1 917 000 руб.
В зависимости от того, превышен или нет предельный размер базы, зависит тариф страховых взносов. Однако в пункте 5.1 статьи 421 НК РФ закреплено, что это не распространяется на случаи уплаты взносов по доптарифам (ст. 428 НК РФ); взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников угольной промышленности (ст. 429 НК РФ).
Порядок определения базы по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (на травматизм) в 2023 году не меняется.
Каковы преимущества системы?
Государственная система социального страхования в любой европейской стране основана на сочетании двух элементов: соцстрахования и социальной помощи. Каждый из элементов имеет собственные источники финансирования, требования к получателям пособий, условия, при которых сотрудники либо члены их семей получают право на компенсацию. Помощь и страхование нацелены на реализацию общей функции — воспроизводства трудового потенциала. Международная организация труда, входящая в состав ООН, определяет основные преимущества социального страхования:
- Причастность работающих граждан к защите собственных прав, финансовое и моральное участие в предупреждении социальных рисков, травм на производстве;
- Получение выплат от эффективно работающих специализированных организаций, которые занимаются исключительно вопросами профилактики, здравоохранения, расчетов и перечисления страховых средств;
- Наличие гарантий (конституционных) для сотрудников при наступлении страхового случая, что обеспечивает выплату компенсации установленного размера, а не произвольных сумм по решению финансового учреждения;
- Длительность работы страховых фондов, что гарантирует наличие свободных средств, систематическое взимание взносов, эффективное их распределение, обоснованное формирование тарифной сетки.
Обязательность страхования, установленная государством, позволяет также ликвидировать эффект отбора, при котором стоимость страховки для отдельных профессий с высокими рисками значительно повышается. Страховой процесс регулируется на уровне государства, которое вправе менять условия страхования (тарифы, виды и условия помощи) для стабильной работы в кризисных условиях.