Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Меры по предупреждению банкротства организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Случается и так, что учредители или руководители планируют ликвидировать компанию при наличии у нее долгов, погасить которые не представляется возможным. Для таких ситуаций создана упрощенная процедура банкротства. Она значительно короче стандартной, ведь ни наблюдение, ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление при ней не вводят, так как собственники компании не планируют восстанавливать бизнес.
Упрощенная процедура банкротства
Подать заявление о признании банкротом в этих случаях могут учредители компании, или ее руководство после принятия решения о ликвидации, или ликвидационная комиссия, если невозможность полных выплат по долгам выявлена уже после ее создания. Причем это — не право, а обязанность вышеуказанных лиц. При нарушении порядка они будут отвечать по долгам предприятия собственным имуществом. Еще одна возможность применения упрощенного порядка — подача кредитором заявления при наличии начатой процедуры ликвидации компании-должника.
Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.
НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.
Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).
НДС до 01.01.2015
До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ — отменен с 01.01.2015).
Главные действующие лица в процедуре банкротства
— банкротящееся лицо;
— кредиторы банкротящегося должника. Закон о банкротстве наделяет их существенными полномочиями. Действуют кредиторы путем голосования на собрании кредиторов по принципу: один рубль долга — один голос. Именно собрание кредиторов рассматривает отчеты управляющего и принимает решения о введении той или иной процедуры банкротства и обращении в суд с соответствующим ходатайством;
— временный управляющий – это должность арбитражного управляющего* в процедуре банкротства «наблюдение»;
— административный управляющий — в процедуре банкротства «финансовое оздоровление»;
— внешний управляющий — в процедуре банкротства «внешнее управление»;
— конкурсный управляющий — при «конкурсном производстве».
*Арбитражные управляющие — это лица, обладающие специальными полномочиями, установленными Законом о банкротстве, которые осуществляют контроль над должником в процессе банкротства. Самое важное это то, что арбитражный управляющий вправе получать любые документы и сведения о деятельности должника, оспаривать сделки должника, обращаться в арбитражный суд с различными ходатайствами, включая ходатайство о привлечении отдельных лиц к субсидиарной ответственности.
Если заявление принято к рассмотрению, суд проверяет все признаки банкротства. После возможно проведение ряда следующих мероприятий:
Этап 1. Наблюдение, на которое отводится в среднем до 7 месяцев. Суд назначает арбитражного управляющего, который должен провести анализ текущего состояния компании с целью определения ее будущего.
Этап 2. Оздоровление — призвано улучшить платежеспособность компании. На данном этапе ограничиваются права руководства и собственников компании (например, они не могут распоряжаться имуществом). Но функции руководства остаются за ними.
Для физлиц проводится реструктуризация. Иными словами, кредиторы пересматривают долговые обязат-ва..
Этап 3. Внешнее управление. Осуществляется лишь тогда, когда арбитраж выносит определение о замене руководства проблемного предприятия в случае, когда считается, что это благотворно скажется на платежеспособности компании. Обязанности по управлению возлагаются на арбитражного управляющего.
Этап 4. Конкурсное производство — конечная процедура банкротства – ликвидация предприятия. Суд назначает арбитражного управляющего, задача которого — реализация имущества проблемного предприятия с целью удовлетворения требований кредиторов. Срок — 6 месяцев (может быть продлена еще на 6 месяцев).
Для физлиц и ИП процедура такая же: имущество реализуется с целью удовлетворения требований кредиторов.
Этап 5. Мировое соглашение. Любой из вышеуказанных этапов процедуры банкротства может быть завершен подписанием мирового соглашения. Это происходит в случае достижения компромисса между сторонами. В конечном итоге, это означает прекращение банкротства. Однако, в случае невыполнения условий соглашения, кредиторы вправе инициировать процесс банкротства снова.
Основные этапы банкротства кредитной организации
Рассмотрев заявление с приложенным пакетом документов, судом принимается решение удовлетворить или отклонить требование о банкротстве кредитной организации. Процедура банкротства запускается в ход, если компания сталкивается с федеральным законом-127 от 26 октября 2002 года с последними изменениями и поправками. Она состоит из нескольких этапов.
Первая стадия — наблюдение, которое длится до 7 месяцев. При этом изучается финансовое состояние компании, составляется реестр кредиторов. Банк России, контролирующий работу, отзывает у должника лицензию на продолжение финансовой деятельности. Ведь организация уже задолжала, а при продолжении работы, долги только увеличатся.
Финансовое оздоровление кредитной организации
Все же, компанию еще можно спасти от грозящей ей несостоятельности. Потому переходят к следующему шагу — финансовому оздоровлению. Этот шанс дается для восстановления платежеспособности за счет поэтапного погашения задолженности. Процесс длится до 2-х лет и в некоторых случаях приводит к положительному результату. Финансовое оздоровление возможно за счет:
- финансовой помощи от учредителей кредитной организации или из других источников;
- изменения структуры активов и пассивов;
- приведение в соответствие размера уставного капитала КО с величиной собственных средств;
- других мер.
Актуальность данной темы заключается в том, что основы рыночной экономики предусматривают полную хозяйственную самостоятельность предприятий и организаций, которые функционируют в экономическом пространстве государства, вступая при этом в разнообразные производственные, хозяйственные и другие связи.
Все эти общественные отношения (как между предприятиями и организациями — непосредственными товаропроизводителями, так и между ними и государственными и другими органами) нуждаются в правовом регулировании, благодаря которому они приобретают характер правоотношений.
Рыночная экономика породила разнообразные организационные формы предприятий: хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения и др. Возникла необходимость урегулирования правового статуса объединений предприятий (ассоциаций, корпораций, концернов, консорциумов и тому подобное), установления правового режима свободных (специальных) экономических зон и определения правового режима иностранного инвестирования.
Появились новые институты, присущие рыночным условиям ведения хозяйства (банкротство, свобода конкуренции, антимонопольное регулирование). Изменились принципы, на которых строятся отношения государства с субъектами хозяйственной деятельности, государственное регулирование предпринимательства. Все эти факторы предопределяют необходимость не только соответствующего правового регулирования, но и изучения правовых основ хозяйственной деятельности.
Переход экономики России к развитым рыночным отношениям во многом зависит от правового обеспечения рыночных реформ, от создания надлежащих условий функционирования субъектов хозяйственной деятельности, от четкого выполнения последними требований действующего законодательства.
Рыночная экономика на протяжении многих десятилетий и столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства. Достаточная универсальность этой системы делает ее приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от банкротства в Российской Федерации (РФ).
Формирование таких механизмов в РФ было начато с принятия Указа Президента Российской Федерации «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротства) и применение к ним специальных процедур» (июль 1992 г.). Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.), введения ряда нормативных документов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий, а также организации государственных органов, осуществляющих контроль за управлением государственным имуществом и юридическим исполнением законно банкротстве.
Система банкротства включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.
Объективная потребность в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходимость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.
Как показывает мировая практика, эта цель достигается при соблюдении следующих основных принципов:
- установлении единой стабильной и надежной для всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности или банкротства предприятий;
- предоставлении возможности честным должникам возобновления своей деятельности;
- введении системы безопасных мер при банкротстве и экономическом спаде;
- создании системы мер для возрождения бизнеса;
- создании механизма регулирования финансовых дел честно выполняющих свои обязательства должников в целях возможности оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;
- создании коммерческой и правовой систем для поощрения работы честных и надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;
- ограждении правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала предприятия и насаждения споров и тяжб;
- сохранении в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности;
- создании таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства (кредиторы, персонал и т.д.) в случае ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять справедливо распределять активы (конкурсную массу) должника.
Этот краткий перечень принципов функционирования системы банкротства позволяет говорить об оберегающем, не направленном на развал экономики и ликвидацию предприятий, характере мероприятий, если предприятия имеют какие-то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.
Цель работы — изучение процедуры банкротства предприятий и физических лиц.
Задачи работы: определить общеправовые нормы процедуры банкротства законодательства Российской Федерации, рассмотреть действия, предусмотренные законодательством РФ для проведения процедуры банкротства.
Понятие банкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства предприятия:
1. Реальное банкротство. Оно характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в будущем, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.
2. Техническое банкротство. Используемый термин характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому его банкротству.
3. Умышленное банкротство. Оно характеризует преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц; заведено некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке.
4. Фиктивное банкротство. Оно характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.
Условия и порядок признания предприятия банкротом основываются на определенных законодательных процедурах. Рассмотрение дел о финансовой несостоятельности (банкротстве) предприятия производится арбитражным судом.
В наиболее общем виде законодательно предусмотренные процедуры банкротства включают:
1. Подачу заявления о возбуждении судебного производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
Такое заявление в соответствии с действующим законодательством может быть подано: кредитором, должником, прокурором, уполномоченным государством органом, работником предприятия. Заявление предприятия-должника подается на основании решения его собственника; органа, уполномоченного управлять его имуществом, или его руководящего органа (если такое право ему предоставлено в соответствии с учредительными документами). В заявлении должны указываться: сумма требований, которые не могут быть удовлетворены; причины, по которым предприятие–должник считает невозможным выполнить свои обязательства, и другие необходимые сведения. К заявлению предприятия–должника прилагается список его кредиторов и дебиторов (с указанием сумм соответственно кредиторской и дебиторской задолженности), а также отчетный бухгалтерский баланс за последний период и другие документы.
2. Судебное разбирательство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
Целью судебного разбирательства является установление реальных причин неплатежеспособности предприятия, возможностей и форм их устранения, а также наличие или отсутствие реальных предпосылок успешного преодоления возникшего финансового кризиса в будущем.
3. Принятие арбитражным судом решения по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
Принципиально это решение может иметь следующие формы:
– об отклонении заявления при выявлении финансовой состоятельности предприятия-должника. Так, заявление отклоняется, если неплатежеспособность предприятия носит технический характер («техническое банкротство»), имеющиеся активы позволяют ему в полной мере удовлетворить все финансовые обязательства и осуществлять дальнейшую хозяйственную деятельность.
– о приостановлении производства по делу в связи с осуществлением реорганизационных процедур. Такие процедуры направлены на предотвращение ликвидации предприятия и его выход из финансового кризиса.
Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом предприятия-должника и его санацию. Основанием для вынесения решения об осуществлении реорганизационных процедур является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия-должника путем реализации части его имущества, прекращение дальнейшего привлечения кредиторов во всех их формах и других финансовых мероприятий.
– о признании предприятия-должника банкротом и его ликвидации. В этом случае осуществляются специальные ликвидационные процедуры (открывается конкурсное производство). Ряд ликвидационных процедур при банкротстве предприятия непосредственно связаны с функциями финансового управления. Это управление возлагается на ликвидационную комиссию, которая в соответствии с законодательством осуществляет управление имуществом предприятия-банкрота и удовлетворение требований кредиторов.
При отсутствии признаков банкротства арбитражный суд отказывает в удовлетворении соответствующего заявления о банкротстве должника. Однако наличие таких, признаков (неспособность должника в данный момент погасить денежные обязательства и уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды) вовсе не означает, что должник как банкрот будет подлежать обязательной ликвидации. Помимо процедуры конкурсного производства, применяемой при ликвидации должника – юридического лица, к нему могут быть применены и иные процедуры: наблюдение; внешнее управление; мировое соглашение. В отношении должника-гражданина возможно либо конкурсное производство, либо мировое соглашение. Последнее слово в выборе конкретной процедуры, применяемой к должнику, всегда остается за арбитражным судом.
Производство по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления о признании должника банкротом.
Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем сто тысяч рублей, к должнику-гражданину – не менее чем десять тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. (Ст. 33 п. 2)
Наряду с документами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, к заявлению должника прилагаются документы, подтверждающие:
– наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
– основание возникновения задолженности;
К заявлению должника также прилагаются:
– учредительные документы должника – юридического лица, а также свидетельство о государственной регистрации юридического лица или документ о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
– список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей и указанием адресов кредиторов и должников заявителя;
– бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы либо документы о составе и стоимости имущества должника-гражданина;
– решение собственника имущества должника – унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об обращении должника в арбитражный суд с заявлением должника при наличии такого решения;
– решение собственника имущества должника – унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об избрании (назначении) представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия;
– протокол собрания работников должника, на котором избран представитель работников должника для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должника;
– отчет о стоимости имущества должника, подготовленный оценщиком, при наличии такого отчета (ст. 38);
При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
- наблюдение;
- финансовое оздоровление;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение.
Чем отличается банкротство должника-ООО от ликвидации?
Ликвидация юридического лица (в частности ООО), не всегда связана с финансовыми трудностями. Владелец может ликвидировать и вполне рентабельную компанию. Например, если сочтет, что она уже выполнила свою миссию, что выгоднее объединить ее с более крупным, принадлежащим ему же юридическим лицом, или по любым другим причинам. При отсутствии долгов для ликвидации субъекта хозяйственной деятельности не существует никаких препятствий.
Обращаться в арбитражный суд для ликвидации ООО нет никакой необходимости. Его просто можно закрыть в том же органе, который некогда зарегистрировал юридическое лицо – в ФНС. В том случае, разумеется, если никаких неоплаченных долгов (бюджету, рабочим, кредиторам) у компании нет.
Если же ликвидировать предстоит ООО с долгами, его вначале нужно провести через процедуру банкротства. Все имущество компании будет продано, долги, которые позволит погасить продажа активов, погашены, невозвратные списаны. Сама компания будет исключена из ЕГРЮЛ и перестанет существовать.
Кто может подать заявление на банкротство юрлица
Иск о банкротстве подается в арбитражный суд, который расположен на территории, где зарегистрировано юридическое лицо. Подать заявление о несостоятельности имеют право:
- Представители юрлица, столкнувшегося с финансовыми трудностями. Это может быть собственник, генеральный директор, либо временная администрация, введенная на предприятие при возникновении у него проблем
- Кредиторы. Причем, как кредитные организации, так и частные лица. Они вправе не только подать иск, но и ввести в дело «своего» финуправляющего
- Уполномоченные государственные органы. В частности, налоговая служба, ПФР, Минфин, Прокуратура. Причиной для иска с этой стороны обычно является крупная задолженность по налогам и другим, установленным законом, выплатам в бюджет государства.
Ограничения в правах во время банкротства
Здесь возникают трудности в следующем:
- на время процедуры закрыт доступ ко всем денежным операциям по счетам и картам, все банковские карты будут под контролем финансового управляющего;
- физлицо более не распоряжается своим имуществом без одобрения управляющего: продать дом или купить машину, находясь в стадии банкротства, невозможно;
- запрещаются все сделки отчуждения, дарения имущества в пользу родных;
- банкрот обязан передать все банковские карты, пароли от «Личных кабинетов» онлайн-банков и электронных счетов арбитражному управляющему;
- запрещен выезд за границу по усмотрению суда.
Опасные советы недобросовестных юристов
Человек, решившийся на банкротство, как правило, обращается в соответствующую фирму. С чего же предлагают начать дело недобросовестные юристы? В первую очередь они советуют подготовиться к банкротству, а именно формально избавиться от всего движимого и недвижимого имущества, кроме единственного жилья, так как все это подлежит продаже на торгах. Но они зачастую не сообщают клиенту о том, что он, согласно ФЗ «О банкротстве», статьям Уголовного кодекса РФ 195 «Неправомерные действия при банкротстве» и 196 «Преднамеренное банкротство», может стать субъектом преступления. Если правоохранительные органы установят, что гражданин до подачи заявления намеренно продавал имущество, чтобы скрыть его от кредиторов, в отношении него будет возбуждено уголовное дело. Также к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, которые, имея большую задолженность и скрывая реальные доходы, намеренно создали условия для подачи заявления о банкротстве в суд. Банкротство — не такой уж простой процесс, лучше несколько раз подумать перед тем, как начать его. В нашей компании работают грамотные специалисты, которые помогут разобраться с трудностями.
Концептуальные особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций 1. Особые признаки (критерии) несостоятельности (банкротства)
Согласно п. 1 ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций под банкротством кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
При этом под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается ее обязанность как самостоятельного налогоплательщика уплатить обязательные платежи в соответствующие бюджеты, а также исполнить поручения (распоряжения) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.
Состав денежных обязательств и обязательных платежей кредитной организации определяется в порядке, предусмотренном ст. 4 Закона о банкротстве.